Посторонним вход разрешён: несколько слов о «хорошем парне»

Хочу ли я быть «хорошим» и «нравиться всем»? Известным и распространённым стало наблюдение о том, что попытки быть «хорошим парнем» ни к чему не приводят: это неосознаваемое стремление удовлетворить значимого Другого, референтную группу, матрицу — зачастую фиктивных и вымышленных гоблинов, засевших в лиминальном пространстве между светом сознания и тенью. Оно не имеет отношения к подлинной нравственности… Читать далее Посторонним вход разрешён: несколько слов о «хорошем парне»

По ту сторону Постороннего: интервью с Колином Уилсоном

Предисловие редактора: Мы продолжаем серию публикаций, посвящённых Колину Уилсону (1931–2013), британскому феноменологу-экзистенциалисту и автору известных российскому читателю фантастических романов («Паразиты сознания», «Космические вампиры», серия «Мир пауков») и нехудожественных книг. Как оригинальный мыслитель, Уилсон, пожалуй, наименее известен в русскофонном пространстве. Мы начинаем проект «Миры Колина Уилсона» с целью осветить различные грани его творчества. Этот проект реализуется нами… Читать далее По ту сторону Постороннего: интервью с Колином Уилсоном

Превосходя модернизм. Часть 5: Оставляя феномен маятника

Fusionopolis' Genexis theatre (Сингапур), спроектированный Курокавой

Публикация перевода отрывков из книги «Философия симбиоза» («The philosophy of symbiosis») знаменитого японского архитектора и выдающегося мыслителя Кисё Курокавы (1934­–2007). В течение нескольких последующих месяцев мы планируем опубликовать серию фрагментов из данной работы — впервые на русском языке. Оглавление Философия симбиоза. Введение Почему именно философия симбиоза? Часть 1, Часть 2 Превосходя модернизм Часть 1, Часть 2, Часть 3,… Читать далее Превосходя модернизм. Часть 5: Оставляя феномен маятника

«Главные слова» с группой ГРОТ

Мы продолжаем серию бесед с отечественными рэперами под названием «Главные слова». Великий философ XX века Жиль Делёз незадолго до смерти дал интервью под названием «Алфавит Жиля Делёза». Суть интервью заключалась в том, что интервьюер (ученица Делёза) называла слова в алфавитном порядке, а философ разъяснял их. Нечто подобное мы решили сделать с русскими рэперами. Эта серия… Читать далее «Главные слова» с группой ГРОТ

Лица, испытывающие осознанные сновидения, лучше решают задачи в состоянии бодрствования

Недавно в новостях прошла информация об исследовании соотношения способности к спонтанным осознанным сновидениям и решению задач, требующих инсайта (когнитивного прозрения, или озарения). Исследование во многом пробное, но его результаты достаточно интересны, чтобы о них сообщить. Оказалось, что лица, имеющие опыт спонтанных осознанных сновидений, в состоянии бодрствования лучше решают задачи, требующие инсайта, чем те люди, которые… Читать далее Лица, испытывающие осознанные сновидения, лучше решают задачи в состоянии бодрствования

Искусство и эволюция сознания. Часть 2: искусство и открытие перспектив

Вселенная появляется тогда, когда разделяется пространство. — Д. Спенсер-Браун1 Зоны опыта Размышляя о подобных вещах, мы осознаём, что для наблюдения за внутренним движением наших собственных мыслей и чувств нам нужна точка опоры, перспектива, которая даст нам объективность, необходимую для созерцания своего внутреннего потока переживаний. Подобная перспектива позволяет нам увидеть то, что Уилбер называет «обликом ощущения»… Читать далее Искусство и эволюция сознания. Часть 2: искусство и открытие перспектив

Интегральный Дарвин: эволюция и мораль

Чарльз Дарвин и Кен Уилбер?! Дарвин, эта ужасающая икона выживания наиболее приспособленных индивидов и эгоистичных генов, и Уилбер, этот провозвестник нового партнёрства между наукой и духовностью? Насколько разные это полюса? Около двадцати лет назад ко мне начали закрадываться подозрения, что в том, чему нас учат в отношении Дарвина и его теории эволюции, есть много пробелов.… Читать далее Интегральный Дарвин: эволюция и мораль

Запад и Россия: расхождение ценностей? Часть 1

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции Трудно писать статью, триггером для написания которой выступила разворачивающаяся критическая обстановка, где не предвидится какого-либо очевидного итога в сколь-нибудь предсказуемом будущем. Причём сама статья посвящена не обстановке, а чему-то другому. Украинская армия, возможно, и захватывает стратегически важные позиции, однако беспокойство ООН по поводу разрастающегося гуманитарного кризиса может… Читать далее Запад и Россия: расхождение ценностей? Часть 1

«Главные слова» c Сергеем Глазом (Идефикс)

Мы продолжаем серию бесед с отечественными рэперами под названием «Главные слова». Великий философ XX века Жиль Делез незадолго до смерти дал интервью под названием «Алфавит Жиля Делеза». Суть интервью заключалась в том, что интервьюер (ученица Делеза) называла слова в алфавитном порядке, а философ разъяснял их. Нечто подобное мы решили сделать с русскими рэперами. Эта серия… Читать далее «Главные слова» c Сергеем Глазом (Идефикс)

Медитации не достаточно: депрессия, самоубийство и духовная практика

Недавняя трагическая смерть Робина Уильямса, который, по некоторым имеющимся сведениям, покончил жизнь самоубийством, тронула и шокировала очень многих людей по всему миру. Его жена Сюзан Шнайдер сообщила, что актёр испытывал ряд проблем, включая депрессию и тревогу, а также у него была диагностирована болезнь Паркинсона на ранней стадии. В прошлом он страдал от алкогольной и наркотической… Читать далее Медитации не достаточно: депрессия, самоубийство и духовная практика

Метро как медитация: три повседневные практики

Ретриты имеют обидное свойство заканчиваться. Затворы — отворяться. Мы возвращаемся домой из поездок немного не от мира сего и попадаем в суматошность и многозадачность современного мира. Нам приходится заново учиться пользоваться телефоном и интернетом. Вытаскивать из глубины навыки социальных взаимодействий. Включаться в эти взаимодействия — всеми своими эмоциями, чувствами, возможно, даже тревогой и страхами. Подушка… Читать далее Метро как медитация: три повседневные практики

О фильме «Экзамен» и о постановке задач

Начнем с той очевидности, которая, что называется, бьёт в глаза. Весь фильм1 герои заняты поиском вопроса, поиском задачи, которую им нужно решить. Эти условия напоминают или даже отсылают к тем, которые французский философ Жиль Делёз ставил перед философским изысканием: вопрос следует правильно поставить, выверить его составляющие, так, чтобы у нас получилось блюдо, а не мешанина… Читать далее О фильме «Экзамен» и о постановке задач

Пять причин непросветлённости

Если ничто не отделено от Духа, если всё едино с Богом, тогда почему это столь трудно увидеть? Мы исследуем пять простых изменений перспективы, которые помогут вам признать своё уже просветлённое состояние прямо здесь и прямо сейчас — пять различных интерпретаций недвойственного сознания, лежащих в сердце нескольких величайших духовных традиций в истории человечества. «Пять причин вашей… Читать далее Пять причин непросветлённости

О красоте

— Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. — Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это её, а не вас я поливал каждый день. Её, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Её… Читать далее О красоте

Искусство и эволюция сознания. Часть 1: горизонтальная эволюция

Глаз видит лишь то, что готов постичь ум. — Анри Бергсон Многие философы и первопроходцы в сфере внутренней жизни тем или иным образом исследовали идею о том, что сознание, или наш внутренний опыт, развивалось и, вероятно, продолжает развиваться в ходе истории, однако отчётливее всего этот процесс наблюдается в истории искусства.1 Как нельзя лучше это понимал… Читать далее Искусство и эволюция сознания. Часть 1: горизонтальная эволюция

«Главные слова» c РИЧем (ex. Ричард Пейсмейкер)

Мы продолжаем серию бесед с отечественными рэперами под названием «Главные слова». Великий философ XX века Жиль Делез незадолго до смерти дал интервью под названием «Алфавит Жиля Делеза». Суть интервью заключалась в том, что интервьюер (ученица Делеза) называла слова в алфавитном порядке, а философ разъяснял их. Нечто подобное мы решили сделать с русскими рэперами. Эта серия… Читать далее «Главные слова» c РИЧем (ex. Ричард Пейсмейкер)

Живые струны человеческих душ

Однажды у Марка Твена я обнаружил интересное наблюдение. Вот как его слова звучали в моей голове, пока я не решил найти оригинальную цитату: «В семь лет я боготворил своего отца. В четырнадцать я считал его круглым идиотом. Ещё через семь лет, когда мне шёл двадцать первый год, я удивлялся тому, как поумнел мой папаша!» У… Читать далее Живые струны человеческих душ

Три стереотипа о медитации

Отрывок из книги Шинзена Янга, перевод которой готовится в настоящее время автором и редактором журнала «Эрос и Космос» Виктором Ширяевым. Общим для всех систем медитации в мире является то, что все они показывают, как развить необычайную степень сфокусированности и жить гораздо полнее и глубже. Нет такой сферы жизни, в которой нельзя было бы применить навыки медитации.… Читать далее Три стереотипа о медитации

Интегральное кино. Действие 2: призма квадрантов

«Взломщики сердец» (2004) и усиление межобъективной призмы

В интегральной теории выделяют несколько системных точек зрения, или призм восприятия, через которые мы можем осознавать, переживать и интегрировать многоплановые измерения нашего существования. В этой серии статей я исследую применение этих различных интегральных призм к созданию и просмотру кинематографической продукции, которую я определяю как любую продукцию, где в качестве выразительных средств используются движущиеся (динамические) образы. Первая призма восприятия, которую я использовал, была холархической. В этот раз… Читать далее Интегральное кино. Действие 2: призма квадрантов

Превосходя модернизм. Часть 4: Что потеряно для функционализма и дуализма

Flower Hill Museum (1999), спроектированный Кисё Курокавой

Публикация перевода отрывков из книги «Философия симбиоза» («The philosophy of symbiosis») знаменитого японского архитектора и выдающегося мыслителя Кисё Курокавы (1934­–2007). В течение нескольких последующих месяцев мы планируем опубликовать серию фрагментов из данной работы — впервые на русском языке. Оглавление Философия симбиоза. Введение Почему именно философия симбиоза? Часть 1, Часть 2 Превосходя модернизм Часть 1, Часть 2 Часть 3… Читать далее Превосходя модернизм. Часть 4: Что потеряно для функционализма и дуализма

Дмитрий Веневитинов: первый подступ к созданию русского философского языка

Конечно, очень трудно определить, кто в истории русской философии делает первый подступ к созданию русского философского языка, потому что вопрос о создании философского языка —  это вопрос о создании самой философии. Но с какого бы события или с какой бы фигуры мы ни начали историю русской философии, мы всё равно будем недовольны. Несомненно, и до… Читать далее Дмитрий Веневитинов: первый подступ к созданию русского философского языка

Блуждания в царстве мёртвых: quo vadis?

Мировая человеческая культура оказалась в глубочайшем кризисе. И кризис этот состоит не только и не столько в глобальном изменении климата, мировом финансовом коллапсе или гомогенной глобализации, которые, конечно же, являются важными проблемами. Глубочайший кризис, в котором оказалась современная цивилизация, сутевой кризис, в мрачные застенки которого с двадцатого века была брошена и Россия, есть кризис смыслов.… Читать далее Блуждания в царстве мёртвых: quo vadis?

Жить у моря, продолжая слышать шум моря

И раз за разом, с каждым новым слоем, я вижу в тебе новое море. И удивляюсь: как я могла думать, что вижу тебя, раньше? И — что же тогда я в действительности видела? (Традиционно: что-то своё.) Раньше идеальным вариантом отношений был симбиоз — «двухместный мир», как я тогда его называла. Мы вдвоём, и нам больше… Читать далее Жить у моря, продолжая слышать шум моря

Интегральное кино. Действие 1: холархическая призма

В интегральной теории выделяют несколько системных точек зрения, или призм восприятия, через которые мы можем осознавать, переживать и интегрировать многоплановые измерения нашего существования. В настоящей серии статей я исследую применение этих различных интегральных призм к созданию и просмотру кинематографической продукции, которую я определяю как любую продукцию, где в качестве выразительных средств используются движущиеся (динамические) образы.… Читать далее Интегральное кино. Действие 1: холархическая призма

О важности и миссии визионерского искусства

Так как визионерские художники-мистики изображают трасцендентальное пространство исходя из собственных наблюдений, их работы предлагают растущее количество доказательств, подтверждающих существование изображаемых божественных пространств. И одновременно с тем — существование самого Духа. — Алекс Грей Предисловие к видео-лекции Съёмка лекции, монтаж видео, русский перевод и субтитры были сделаны Яной Киричковой, она же написала нижеследующее предисловие. Яна — продюсер и режиссер… Читать далее О важности и миссии визионерского искусства

Космический эротизм: количественные показатели

Середина лета 2014 года знаменует собой полгода официального существования журнала «Эрос и Космос». Директор и ответственный редактор журнала Виктор Ширяев — о запуске и целях проекта, о промежуточных итогах работы, авторах и читателях журнала, интересных материалах, дальнейшем развитии и космическом эротизме. Когда мы начали этот проект некоторое время назад, у нас были ви́дение и цель — цель создать… Читать далее Космический эротизм: количественные показатели

Супраментальное озарение: онтология зрелого интегрального сознания

Когда есть группа супраментальных существ, сообщество или коллектив таких существ заложит фундамент для супраментальной жизни, исполнив не только предназначение жизни на Земле, но и предназначение самой вселенной как таковой. — Шри Ауробиндо В настоящей статье будет совершена попытка очертить цельную систему, которая прольёт свет на онтологический ландшафт того, что называется здесь зрелым интегральным сознанием. Зрелое интегральное сознание в данной работе… Читать далее Супраментальное озарение: онтология зрелого интегрального сознания

«Главные слова» c Дмитрием «D-MAN 55» Грабовецким

Мы начинаем серию бесед с отечественными рэперами под названием «Главные слова». Великий философ XX века Жиль Делез незадолго до смерти дал интервью под названием «Алфавит Жиля Делеза». Суть интервью заключалась в том, что интервьюер (ученица Делеза) называла слова в алфавитном порядке, а философ разъяснял их. Нечто подобное мы решили сделать с русскими рэперами. Эта серия… Читать далее «Главные слова» c Дмитрием «D-MAN 55» Грабовецким

Подключение к источнику визионерского искусства: интервью с Евгением Маркиным aka Limbic Splitter

Интервью с художником и дизайнером Евгением Маркиным, известным под творческим псевдонимом Limbic Splitter. Беседа состоялась в переписке в социальной сети «В контакте». Спонтанный поток сознания, который есть чистая воля, рождает видения, сотканные из цветных лучей. Видения неотделимы от природы ума, но выглядят самостоятельными и жаждут быть воплощёнными; они обладают магнетизмом. Эксперимент появляется там, где есть попытка нащупать… Читать далее Подключение к источнику визионерского искусства: интервью с Евгением Маркиным aka Limbic Splitter

Три практики работы с вниманием

Фокус внимания современного человека становится всё более нестабильным. Особенно от этого страдают дети. Эти три простых техники тренировки внимания не требуют каких-то особых условий для выполнения, но помогут вам стать более внимательными. Медитация концентрации, при которой ум тренируется сохранять фокусировку на определенных объектах — мантре, молитве, пламени свечи, дыхании, четках и т. д. — является… Читать далее Три практики работы с вниманием