Жить у моря, продолжая слышать шум моря

И раз за разом, с каждым новым слоем, я вижу в тебе новое море. И удивляюсь: как я могла думать, что вижу тебя, раньше? И — что же тогда я в действительности видела? (Традиционно: что-то своё.)

by Duy Huynh
by Duy Huynh

Раньше идеальным вариантом отношений был симбиоз — «двухместный мир», как я тогда его называла. Мы вдвоём, и нам больше никто не нужен. Никогда. Так хотелось бы, чтобы никогда. Я вижу тебя, влюбляюсь в тебя, приближаюсь, еще ближе, ближе…  — да нет, я просто сливаюсь с тобой, мы одно целое, мы — сиамские близнецы и идеальные половины. Именно половины, образующие одно целое. Крепкий костыль друг для друга. Гармоничный цветущий мир, в котором нет ссор, в котором царствует нежность и бережность. Мир есть, вот только отношений нет. Для отношений должен быть другой человек, но в слиянии его просто нет — не видно, да и не хочется видеть. Хочется верить, что другой — полная моя копия, такой же, как я, кроме того — он лучше и умнее (образованнее, более развит, более оттерапевтирован и отмедитирован). Эдакий «я+». Вдохновляющий и воодушевляющей. Кроме того: совершенно совпадающий с образом идеального партнёра, который живёт у меня в голове. И я сделаю всё, лишь бы человек не выбивался из-под моей проекции.

Такие отношения — крепче всего. Золотая свадьба, никогда не расставаться, умереть в один день. Так перестаёшь слышать шум поезда, живя у железной дороги. Или шум моря, долго живя на берегу. Так перестаешь слышать и видеть другого, начинаешь «узнавать». Только чтобы познать хотя бы наполовину, чтобы почувствовать что-то к этому другому, нужно отойти. Отойти сначала на пол шага, потом — ещё на шаг. Увидеть, наконец, того, с кем засыпаешь и просыпаешься. Увидеть его другим, таким от себя отличным. Разглядеть разности. Попробовать обходиться с этими различиями, с тем, что он — такой на тебя не похожий. Серьёзно. В общем-то, всё по-настоящему интересное происходит именно после этой самой встречи (через год, пять, десять — или она может и вовсе не случиться). Но это тяжело и иногда больно, поэтому стоит всячески этого избегать.

Вступая в зависимые отношения, я манифестирую: мой энергетический контур не замкнут, я ещё не родилась, и единственно возможный вариант — находить в другом отцов и матерей, способных обеспечить мне безопасность в виде стен и финансов в этом непредсказуемом опасном мире. Иначе я вряд ли выживу. Меж тем, важная функция родителей — научить ребёнка постепенно обходиться без родителей, иногда бывает понята превратно. И потом мы ищем чудесного другого, и возлагаем на него эту непомерную ношу, этот романтический дорациональный образ идеального родителя. И вот нам всем уже хорошо за 20, и даже наши собственные родители более не могут быть нам «идеальными», что уж говорить о том, что с другим, живым и взрослым человеком, это неосуществимо — увы, не быть ему мягкой прослойкой между нами и миром.

Когда мой энергетический контур замкнут, я могу выбирать какие угодно отношения — то есть их здоровый формат, — со всей осознанностью, с полным в них участием и присутствием

Это что-то про выбор, оставаться ли младенцем или идти дальше. Когда мой энергетический контур закрыт, замкнут, я могу опираться на себя, я могу позаботиться о себе (эмоционально, интеллектуально, экономически), я автономное существо и могу выбирать какие угодно отношения — то есть их здоровый формат, — со всей осознанностью, с полным в них участием и присутствием. Иначе — я попадаю в водоворот и раз от раза автоматически отрабатываю одни и те же схемы. Меняются только лица, суть остаётся. Такое серийное убийство мечты об идеальном партнёре, коему даже есть имя — «серийная моногамия»1.

Главный соблазн во всём этом — увязнуть в созависимости, остаться на пороге, сидеть на старых чемоданах, по-настоящему не идти в отношения, никогда не увидеть другого. Главный соблазн и главное испытание, через которое важно пройти. Иначе остаётся только всю жизнь проживать на пороге, в предбаннике, думая, что это и есть дом. Когда мы начинаем говорить друг с другом, видеть друг друга, мы перестаём толкаться на пороге и можем войти в это уютное пространство вместе, — но здесь встают новые вопросы, и от этого отношения не становятся легче, зато приходит больше осознанности и понимания, как с чем обходиться, больше уверенности, больше искренности и тепла, больше близости, нежности и красоты.

by Huy Hyunh
by Duy Hyunh

Отношения — одна из наиболее сложных и трансформирующих практик. Быть сознательным даже посреди этого удивительного хаоса танцующих друг с другом эмоций, контекстов, перспектив и энергий.

Видеть, как моё индивидуальное внутреннее измерение — моя личная история от детства до настоящего момента, мои представления, надежды и страхи, боязнь контакта или отделения, ожидания заботы и принятия, — встречается с твоим внутренним и ни на что не похожим измерением. Принимать во внимание моё индивидуальное внешнее — моё физическое тело с присущими ему особенностями; моё энергетическое тело с его блоками в разных отделах, удерживая сознавание своего тела, направляя внимание на каждую его часть и на него в целом, — и понимать, как оно соотносится с твоим физическим и энергетическим телом. Учитывать коллективное внутреннее — то, как мы взаимодействуем внутри наших отношений, как проявляются в них наши женские и мужские энергии, эрос и агапэ; как мы достигаем договорённостей, как мы разрешаем наши конфликты, как преодолеваем кризисы и проводим вместе время. Видеть контекст коллективного внешнего — как партнёрские отношения, представления о семье и браке развивались в социуме и во времени, какое отношение к этому в мире и нашей стране сейчас, что принято, а что — порицается, и как это влияет на нас как пару здесь и сейчас, в это время и в этом месте.

Я могу одномоментно удерживать все эти измерения и при этом — видеть пустотность этих форм и видеть тебя как особое проявление совершенного духа. И тогда я снова начинаю слышать шум моря — шум моря, который на самом деле никогда и не исчезал, который был здесь всегда, от начала начал. Заново чувствовать вкус каждой волны, обретая сознание начинающего, которое никогда по-настоящему и не было потеряно. И тогда я позволяю этой игре быть, я даю пространство всем нашим особенностям и нашим странным отношениям, каждый момент совершая лучшее действие из возможного, тем самым трансформируя наш божественный союз, и ежемоментно обнаруживая лучезарное сияние, которое льётся сквозь твоё лицо и тело, преображая каждую твою клетку, каждый твой жест, каждый твой поступок. Если ты посмотришь повнимательнее, ты увидишь то же самое.

 

Иллюстрации: обложка — Lena Poturemets, в тексте — Duy Hyunh.

  1. «Серийная моногамия» — феномен современности, когда человек не изменяет своим партнерам, а просто часто их меняет, перемещаясь из отношений в отношения, из брака в брак.

Автор: Нагорная Алёна

Практикующий психолог (гештальт-терапевт), литературный редактор, эссеист, переводчик, исследователь интегральных практик.