Поддержка самореализации

На русском языке в издательстве «Ганга» вышла третья книга из серии «Алмазное сердце» кувейтско-американского психолога, мыслителя и духовного наставника А. Х. Алмааса. С любезного разрешения Александра Нариньяни, выпускающего редактора серии «Самадхи», мы публикуем восьмую главу из книги «Бытие и смысл жизни» — «Поддержка самореализации».

***

Сегодня мы будем обсуждать вопрос, который имеет большое значение на любом уровне [психодуховной] самореализации1. Это непрояснённый момент, который большинство не осознают, пока вдруг не столкнутся с ним. Человек с огромной досадой понимает, что состояние самореализации нельзя сохранить. Думаю, многие люди боятся этого опыта. Разные вещи словно забирают реализацию, как если бы у вас из-под ног выдернули ковёр. И в каком-то смысле это реально так — вас лишают опоры, и вы падаете. Вы не можете сохранить свою реализацию или чувство уникальности. Это может происходить на любом уровне самоактуализации человека, будь то самая обыденная или самая утончённая внутренняя реализация.

Наполовину работа по самореализации, вообще говоря, связана с интеграцией поддержки, а не просто достижением состояния реализации, или постижения. Чтобы реализация была обретена на постоянной основе, её нужно поддерживать. Вот почему вполне возможно достичь состояния самореализации и потерять его — ведь вы не создали для него поддерживающие условия. Именно об этой проблеме мы и будем сегодня говорить. Мы обсудим практику, которая поможет вам интегрировать любую реализацию, любое постижение, чтобы оно не потерялось и не исчезло.

Обычно мы долго не можем решить эту проблему. Мы пребываем в неведении, потому что состояние, которое возникает, когда мы лишаемся опоры, — это состояние, в котором мы не знаем, как поступить. Мы предполагаем, что состояние, суть, самореализация или самоактуализация, которые мы переживаем, должны продолжаться сами по себе. Нам кажется, что когда мы решим или поймём проблемы, связанные с состоянием реализации, то будем в состоянии его поддерживать. Дескать, оно должно стать постоянным обретением или тем, что мы называем станцией пребывания2 (station). Но опыт показывает, что так не происходит. Можно до конца понимать конкретное состояние реализации и всё-таки не уметь его воплощать, отождествляться с ним или проявлять его постоянно.

Алмазное сердце. Кн. 3: Бытие и смысл жизни / А. Х. Алмаас; [пер. с англ. А. Никулиной]. — М.: Ганга, 2023. — 368 с. — (Самадхи)

Состояния самореализации могут возникать во многих измерениях. Самореализация может происходить на индивидуальном уровне, на уровне любого из безграничных измерений (boundless dimensions)3 или на уровне недвойственности. Основной элемент, объединяющий переживания реализации во всех измерениях, — чувство, что реальность вас не беспокоит, что вас не беспокоит, кто вы. Вы переживаете уверенную определённость (certainty) в себе и в своём восприятии реальности. Самореализация также проявляется в чувстве наполненности, чувстве, что вещи имеют смысл, что смысл есть в вас, вашей жизни и вашем мире, при этом вы необязательно знаете, в чём именно этот смысл. Всё наполнено подспудным смыслом, бесценной неповторимостью (preciousness); в этом нельзя усомниться. Ваша жизнь исходит из этого чувства осмысленности, значимости и бесценности, присутствующего как бы в фоне и не подвергаемого сомнению. Ваша жизнь, ваши действия, ваши деятельность и творчество возникают из этого чистого и конкретного чувства значимости (significance), которым обладают ваш мир и вы сами.

Чувство уверенности, определённости (certainty), осмысленности, бесценной неповторимости (preciousness) и ценности (value), которое фоново присуще состоянию реализации, не обязательно осознавать. Вы просто не задаёте вопросов; вы живёте так, будто жизнь бесценна и наполнена смыслом. Необязательно должен быть конкретный смысл, который вы могли бы сформулировать. Суть не в этом. Чувство смысла возникает ввиду присутствия самореализации. Вот вы здесь. Вот присутствует сама реальность вашего существа, вы и есть она. Реальность вашего существа или любое другое измерение реальности, в рамках которого вы реализуетесь в данный отдельно взятый момент, имеет значимость, смысл, бесценность, и это наделяет вас в целом и весь ваш мир значимостью, смыслом и ценностью.

Когда этого чувства самореализации нет, обычно человек ощущает бессмысленность и пустоту в себе и своей жизни. Ничто не имеет смысла, ничто не важно. Вы не имеете значения. Вы не знаете, что хотите делать, а всё, что вы хотите делать, не важно. Вы не ощущаете, что правильно, а что нет; нет естественного ощущения вектора, направления или того, делание чего имеет ценность.

Состояние самореализации легче понять на примере его отсутствия, чем когда оно присутствует. Когда его нет, вы чувствуете, что не знаете, кто вы, кажется, будто вас не существует. Вы чувствуете, что вы никто: вы не имеете значения, не важны. Вы чувствуете, что вы незначительный человек, ваша жизнь кажется незначительной, вы даже не знаете, чем хотите заниматься. Вы спрашиваете себя, стоит ли вообще жить. В такой момент человек может задуматься о самоубийстве. Зачем жить? Вы чувствуете, что в жизни нет смысла. В отсутствии самореализации вы ощущаете чувство безнадёжности — вашей собственной безнадёжности, безнадёжности вашей жизни и всего существования вообще.

Эго-личность борется с потерей чувства смысла через искусственное конструирование этого чувства. Как мы видели, обычная личность, или эго, пытается создавать смысл, ставя перед собой цели и задачи, которых вы рано или поздно достигнете. Смыслом вашей жизни становится достижение этих целей. Для большинства людей жизнь имеет смысл лишь с точки зрения этих долгосрочных целей и надежд. Так эго справляется с утратой или отсутствием реализации: оно откладывает её на будущее. Когда-нибудь. Характер целей и задач не имеет значения; они могут быть любыми. Скажем, в молодости вашей целью могут быть идеальные отношения, и вам может казаться, что такие отношения наполнят всю жизнь смыслом, значимостью, ценностью и бесценной неповторимостью. У вас также могут быть цели, связанные с карьерой, работой или каким-то другим достижением: научным, творческим, даже просветлением и духовной реализацией. Но все ваши мысли направлены в будущее, и ваша жизнь имеет смысл и значимость только исходя из этой точки зрения. Это уровень эго.

В измерении Сущности есть переживания самореализации, где смысл опирается на присутствие реализованного состояния в настоящем, а не на нечто в будущем. Это устраняет зависимость от будущего. Цели и задачи становятся всё менее и менее важными. Иначе говоря, целью становится настоящее, а настоящий момент обладает своей собственной значимостью, своей собственной неповторимостью. Настоящий момент есть не что иное, как самореализация, которая не отличается от того самого «я», которое реализовано, а таковое никоим образом не отлично от реальности, бесценной и неповторимой.

А. Х. Алмаас

Итак, трудность, которую я хочу здесь обсудить, — вопрос не самореализации как таковой, а того, как сохранять её на постоянной основе. Опыт самореализации не есть нечто необычное. Многие люди иногда переживают его. Однако совсем другое дело — сделать это состояние станцией пребывания4, сделать это достижение постоянным, дабы не терять его. Это сюжет посложнее. Можно лучше понять эту проблему, если взглянуть на самореализацию с перспективы эго.

С перспективы эго реализация или самоактуализация — это цель, которую вы перед собой ставите. А вы живёте, ориентируясь на цели, задачи и идеалы. Эти идеалы могут быть даже неосознаваемыми. Вы можете задумать, что станете врачом, и посвятить двадцать лет достижению этой цели, потому что надеетесь, что карьера сделает вашу жизнь осмысленной. Вы можете решить стать кинозвездой и потратить двадцать лет на эту цель. Люди готовы многое вынести ради достижения своих целей. Они терпят страдания, бедность, унижения, всё что угодно. Цель для них — самое главное, и они считают, что, если не смогут её достичь, в жизни не будет смысла.

Здесь важно понимать, что на уровне эго эти цели или задачи дают человеку чувство смысла или значимости лишь тогда, когда его окружение и близкие поддерживают его и он ощущает, что эти цели важны. Если у вас есть цель и все вокруг считают, что она бессмысленна, она и для вас не будет иметь смысла. Люди обычно выбирают цели и задачи, которые общество идеализирует. Чтобы сохранить чувство осмысленности, вы полагаетесь на общество в целом. Например, общество одобряет профессию кинозвезды. Все считают, что это здорово, что это проявление креативности. Люди думают, что это прекрасное, творческое занятие. Вы можете творчески выражать себя, зарабатывать большие деньги, стать знаменитым. Вас все поддержат. Если вдруг ваше окружение начнёт считать, что быть звездой — ужасно, это сильно вас подкосит. Вы почувствуете, что напрасно потратили двадцать лет, чтобы достичь этой цели. Возможно, вы испытаете кризис идентичности. Иногда люди даже кончают жизнь самоубийством.

Теперь пришло время обсудить различие между друзьями и врагами. В этом случае друг — человек, который поддерживает вас в достижении ваших целей. Враг — любой, кто стоит у вас на пути или лишает вас поддержки. Собственно говоря, именно так вы и выбираете друзей. Вы выбираете людей, которые поддерживают вашу позицию. Если друг не поддерживает ваши взгляды на жизнь, реальность или какие-то важные вопросы, возникают трудности. Общаться становится сложно. Это вас разочаровывает, ранит, сердит и расстраивает5. Итак, друг — это человек, который помогает вам и поддерживает вас в достижении целей. Врагом будет считаться любой, кто лишает вас поддержки или вставляет вам палки в колёса.

То же самое происходит и на сущностном уровне. На этом уровне состояние самореализации сохраняется лишь тогда, когда у него есть поддержка. Любое состояние реализации неустойчиво и хрупко, пока его ничто не поддерживает. В этой перспективе снова можно понять, кто друг, а кто враг. Друг — это существо или явление, которое поддерживает состояние самореализации; враг — любой, кто отнимает его или создаёт препятствия, не позволяющие поддерживать самореализацию. Другом или врагом может быть что угодно — человек, учреждение, корпус знаний.

Когда поддержка самореализации исходит извне, она обеспечивается чувством, что самореализация — это нечто неповторимое, признанное и ценное. Здесь самую большую поддержку оказывает ваш учитель. Вот почему учитель — ваш лучший друг. Учитель — не только человек, который помогает вам воплотить в реальности это состояние, но и тот, кто может заметить его в вас и понимает его ценность. Когда вы видите, что кто-то замечает ваше состояние, вы чувствуете, что вас видят и поддерживают в нём6. Потому-то люди и говорят, что им хочется, чтобы их видели, а их не видят; им хочется, чтобы их ценили, а их не ценят. На самом деле это вопрос поддержки.

Враг не видит вас, а если и видит, то пытается приуменьшить то, что замечает, и не ценит этого. Тот, у кого отсутствует [психодуховная] самореализация, как правило, не распознаёт вашу самореализацию, а если такой человек и замечает её частично, то обычно это игнорирует. Вы чувствуете, что вас игнорируют и не видят, и теряете ощущение поддержки. Вы чувствуете, что у вас нет твёрдой опоры под ногами. Если вы думаете, что вас не видят, не уважают и не ценят, то вы будете чувствовать, что вас не видят, не уважают и не ценят, и тогда вы будете чувствовать, что ваша реальность не поддерживается, становится очень хрупкой и может рассыпаться в любой момент.

Поэтому самостоятельно, в одиночку, поддерживать себя гораздо труднее. Когда рядом есть другой, который видит вас и говорит: «Да, конечно, я знаю тебя», вы ощущаете: «Я здесь, и я вижу, что это прекрасный опыт, реальный опыт». В противном случае вы сомневаетесь, насколько всё реально. Может, вы сошли с ума; откуда вам знать? Если все говорят: «Всё вовсе не так, всё обстоит иначе», то вы почти наверняка засомневаетесь в своей реальности. Абсолютная уверенная определённость (certainty), когда вам не нужны никакое восприятие и поддержка со стороны, возникает только на последнем этапе внутренней реализации. До тех пор существует потребность, очень мощная потребность в том, чтобы вашу реализацию, вашу реальность поддерживали. По сути, друг становится человеком, который может видеть вас, и не только видеть, но и ценить видимое им, а не пытаться это приуменьшить.

Вот почему мы нуждаемся в поддержке людей со сходной точкой зрения, когда пытаемся воплотить реальность или часть своей реальности, которая отличается от общепринятой в культуре позиции. Фактически можно оценить собственную серьёзность или серьёзность человека, который занимается духовной работой, посмотрев, какой поддержки он ищет. Люди, которые серьёзно стремятся к самореализации, обычно ищут и находят поддержку для неё. Те же, кто не ищет и не имеет поддержки для своей самореализации, обычно хотят других вещей. Раньше я уже обсуждал вопрос поддержки на уровне физических потребностей, а именно создание правильной среды, правильной финансовой безопасности, правильной структуры и организации собственной жизни. Такая поддержка тоже нужна, но есть и более глубокая форма поддержки.

В любом состоянии самореализации с поддержкой сопряжены проблемы, источником которых является прошлое. В детстве вы могли чувствовать, что вас не видят, не ценят или не поддерживают. Например, вам не помогали осознавать свои чувства. Или, скажем, никто не интересовался вашими чувствами или вашим творчеством. Любая ваша часть, которую ваши близкие не замечали, видели и не ценили, игнорировали или обесценивали, лишается поддержки. Вы чувствуете, что не можете быть ею, не можете интегрировать, проявить её, потому что лишитесь опоры.

Подавляющую часть времени тотальная целостность нашей Сущности остаётся незамеченной. В детстве быть своей Сущностью очень страшно. Мы чувствуем, что мы одни, что нам очень одиноко, когда мы пребываем как Сущность, и что мы всецело лишены какой-либо поддержки. Из-за этого мы конструируем такое чувство себя, которое наши родители будут способны поддерживать. Именно так мы и увлекаемся образами, результатами и внешними достижениями, которые родители способны видеть и признавать, а значит — поддерживать.

Когда мы начинаем испытывать состояние самореализации, всплывают эти детские проблемы. Всегда, когда реализуется тот или иной аспект нашей Сущности, проявляется нехватка поддержки, с которой мы столкнулись в детстве. Эти проблемы нужно исследовать и проработать. Если их не проработать, вы будете искать поддержки в своём нынешнем окружении.

Вы можете влюбиться в человека, который, как вы считаете, вас видит; вы можете иметь друзей, которые, как вы считаете, видят и поддерживают вас. Возможно, эти люди вовсе не видят или не поддерживают ваши настоящие проявления, — они могут видеть и поддерживать нечто иное, но вы всё же лелеете фантазию, будто они вас поддерживают. Когда вы наконец осознаёте, что это не так, то испытываете боль и глубокое разочарование. Вы переживаете глубокое чувство краха и разрушения7. Когда вы чувствуете, что лишаетесь поддержки, — что, по сути, означает чувство, будто вашего реального «я» не существует, — появляется состояние потери самореализации — то есть бесцельной, бессмысленной и дефицитарной пустоты. Появляется сильное желание, чтобы вас видели, ценили, любили. Вы замечаете, что стали гораздо чувствительнее, и если чьи-то слова показывают, что вас не видят, это по-настоящему задевает. Когда вы говорите, а другой неправильно понимает вас, это кажется серьёзным оскорблением. Это не просто оскорбление — оно лично задевает, глубоко огорчает вас. Вся ваша реальность распадается, когда вы чувствуете, что поддержки нет.

Иногда мы на многое готовы пойти ради получения поддержки, чтобы заставить кого-то нас полюбить, увидеть, поддержать. Как я говорил, вам необходимо находиться в среде, поддерживающей вашу реализацию, в течение длительного времени. Вам требуется хотя бы как-то контактировать с людьми, знающими ту реальность, которая нуждается в поддержке, ведь своей поддержки у вас нет. Если все окружающие не ведают об этой реальности, вам будет трудно её реализовать. И когда вы сомневаетесь в ней, сомнение само отсекает любую поддержку и вы теряете уверенность, чувство определённости (certainty). Вас легко впечатлить и вы не полностью свободны, а потому обычно верите людям, которые говорят: «Это не так», особенно если это дорогие вам люди. Таким образом вы совсем теряете поддержку. В этом состоянии вы чувствуете, что вас не видят и не ценят в том, кто вы в действительности есть. Что именно другие должны видеть и ценить, зависит от состояния, процессом реализации которого вы в этот момент занимаетесь.

Итак, мы говорим, что, когда вас не видят в процессе самореализации, это проблема для самого процесса. Как её решить? Решение обычно приходит, скорее, от врагов, чем от друзей. Друзья могут поддерживать вас, но они не дадут вам полной поддержки, той, на которую можно положиться. Когда вы зависите от дружеской поддержки, вы не сознаёте, что можете сами поддерживать себя.

Поэтому на каком-то этапе полезно и даже необходимо полагаться лишь на собственную внутреннюю поддержку, которая не зависит от внешних источников. Иначе говоря, вам нужно иметь поддержку и в состоянии одиночества. Само состояние одиночества нуждается в поддержке. А к этому гораздо труднее прийти, чем к состоянию самореализации.

Если окружающие вас поддерживают вашу самореализацию, возможность быть собой и быть настоящим — и вы расстаётесь с ними, чтобы жить отдельно или с другими людьми, то вы заметите, что не можете быть прежним, поскольку поддержка вашей реальной самости зависела от этого окружения. Например, когда вы общаетесь с учителем, вы можете сказать: «Мне легко быть собой». Верно? Но вот вы возвращаетесь к своим делам или общаетесь с другими, и всё меняется. Вы не можете быть таким же. Вы вновь начинаете прятаться в своей скорлупе, своей личности, дабы функционировать в мире. 

Вот где враги начинают приносить пользу. Враг полезен, ведь он показывает, что вы не имеете собственной внутренней поддержки. Лишая вас внешней поддержки, враги обнажают ваш внутренний зазор. Они показывают, что в вас есть дыра. Враг может делать это потому, что хочет научить вас чему-то, ненавидит вас, равнодушен или просто не понимает, что творит.

Когда кто-то принижает, ослабляет или обесценивает вас, обычно вы испытываете боль и чувствуете, что вас отвергают. Но если глубоко вникнуть в ситуацию, можно понять: вы теряете поддержку и ощущаете, что не в состоянии поддерживать свою реальность. Обычно в этом случае возникает страшная ярость и ненависть к врагу, и человек жаждет мести.

Это нормальное явление. Такую реакцию нужно понять, пережить и интегрировать, но она не даст вам поддержки. Вы обретёте поддержку только тогда, когда проживёте состояние отсутствия поддержки, но такое состояние весьма трудно испытывать. Трудность здесь следующая: в этом состоянии человек ощущает, что он не знает, что делать, что происходит, не имеет ни малейшего представления о том, что его ждёт.

Вы чувствуете, что вам не на что опереться, не к чему прислониться. Вы смотрите по сторонам — и не видите, за что ухватиться. Вы спрашиваете себя, как можно себе помочь, и чувствуете, что помочь нельзя. Так выглядит состояние отсутствия поддержки. В таком состоянии вы чувствуете: «Я не могу себе помочь». Вы хотите обрести твёрдую почву, но под ногами — только необъятная пустота. Вам некуда встать. Вам нужна почва, которая поддержит вашу реальность, но вы ничего не находите. Тогда вы пытаетесь не сдаваться, и напряжение возвращает личность с её защитами, а следом возникают гнев, ярость и ненависть. Непростое состояние. Оно вызывает чувство нехватки (дефицитарности), беспомощности, неспособности, неведения, никчёмности и неадекватности. В этом состоянии вы теряете всякую поддержку, все свои способности. Истинная поддержка начнёт появляться, только если вы научитесь оставаться в этом состоянии и выдерживать его.

Как и другие сущностные аспекты, этот аспект поддержки связан с дырой, которая ощущается как отсутствие поддержки. Чаще всего именно враг может показать вам эту вашу дыру. Иногда друзья слишком сильно вас любят, чтобы это сделать. Друзья могут понимать, что вам нужно меньше полагаться на них, но могут быть недостаточно смелыми, чтобы изменить ситуацию. Но вы можете встретить врага, который способен спровоцировать изменения. Поэтому учителя иногда воспринимают как врага. Иногда учитель подводит к этому состоянию [отсутствия поддержки], сталкивая вас с его реальностью. Если учитель бросает вызов вашей фиктивной поддержке и состоянию зависимости, порождающему нужду в поддержке, часто будет происходить так, что на какое-то время вы возненавидите своего учителя. Либо вы можете возненавидеть своих друзей, если они поддерживают вас таким образом. Вы будете считать своих друзей или учителя врагами, и в каком-то смысле они враги. Ведь враг поступает именно так, но это полезный враг. Итак, иногда учитель кажется вам другом, иногда — врагом. Я не говорю, что нужно искать врагов. Вокруг нас и так много врагов, их не нужно искать. Всё произойдёт само собой. Многое, что происходит в мире и нашем окружении, выявляет в нас чувство отсутствия поддержки.

Иногда человеку требуется много времени, чтобы принять факт, что поддержки нет, но рано или поздно это всегда происходит. Когда вы по-настоящему открываетесь переживанию дыры, нехватки, пустоты и при этом не пытаетесь получить поддержку, добиться, чтобы вас увидели или отразили, вы увидите себя — это-то и станет поддержкой. Обычно поддержку получают при помощи отражения8 со стороны других. Любой может поддержать вас, если отразит вам вас самих. Отражение предполагает, что другой видит и ценит вас, и это показывает, кто вы такой.

Истинная поддержка — не отражение и возникает лишь тогда, когда вы сталкиваетесь с нехваткой поддержки, её отсутствием, которое уже здесь, как бездонная пропасть. Огромная, гигантская бездна, громадная дыра, куда вы входите и где обращаетесь в ничто. Если открыться этому ощущению, в вас пробудится истинная поддержка. Когда она пробуждается, кажется, будто сидишь на вершине горы. Целая гора становится фонтанирующим источником поддержки вашей реальности. Изнутри вы ощущаете беспредельность, необъятную беспредельность, необъятное присутствие и существование, прочное, как скала, которое поддержит любую реальность, которую вы воплощаете.

В первое время ваш учитель служит воплощением такой поддержки, он воплощает собою необъятность, эту гору, и вы ощущаете, что вас поддерживают. Вот почему вы оказываетесь способны переживать состоя ние самореализации, когда общаетесь со своим учителем или любым иным реализованным мастером. Учитель — это поддерживающее зеркало, истинное зеркало поддержки. Вот она, поддержка, в вашем окружении, потому-то вы и имеете возможность переживать Сущность в различных состояниях. Всё так, словно поддержка уже есть.

Но когда вы покидаете учителя, вам трудно оставаться в этом состоянии, потому что его ничто не поддерживает. Поддержка есть, но ещё не принадлежит вам. Чтобы она стала вашей, её нужно присвоить (интернализировать), а не только использовать учителя в качестве поддержки. Для этого нужно прорабатывать проблемы, которые мешают вам поддерживать себя. Обычно они связаны с переживаниями утраты поддержки в прошлом, способами её проецирования и попытками получить её от окружения.

В основном работа с поддержкой предполагает, что вы решаете проблемы, связанные с другими людьми, карьерой или интересами. Многие ваши проблемы в общении с другими и в отношениях упираются в проблему поддержки. Многие обиды, переживания, связанные с отвержением, основная доля гнева и ненависти связаны с этими проблемами. Вы общаетесь с человеком, что-то происходит — и вы чувствуете, что поддержки нет. Человек что-то говорит — и вы чувствуете, что он лишает вас поддержки. Неважно, хотел ли он это сделать. В любом случае это одна из самых мощных атак: когда другой говорит или делает то, что лишает вас поддержки. Скажем, у вас возникает глубоко реальный опыт, и вы рассказываете о нём другу, а он неверно понимает вас. Он думает, что вы имеете в виду другое. Вам может быть больно, и вы можете ощутить, что потеряли поддержку. Вы чувствуете, что это вас ослабляет. Такое случается постоянно. Подобная ситуация может возникать на всех уровнях и очень неявно. Здесь много ловушек. Мелочи могут иметь разрушительные последствия. Вы можете общаться с каким-то человеком или находиться в какой-то среде и не придать этому значения, а потом целую неделю по неясным причинам чувствовать потерянность. Обратившись к тем событиям, вы вспомните, что какой-то человек смотрел на вас так, словно ему не нравится, когда вы подлинно проявляетесь, и в результате возникла пустота — дыра отсутствия поддержки.

Постепенно внешняя поддержка будет отпадать. По мере того как её будет становиться меньше, вы начнёте чувствовать себя всё более и более одиноко. Ощущение одиночества означает, что вы интегрируете собственную поддержку. Вы не нуждаетесь во внешней поддержке. Вам не требуются подпорки. Иногда вначале отпадает такая опора, как карьера. Карьера может поддерживать ваше чувство идентичности и ценности, поэтому однажды придётся освободиться от опоры на это. Также поддержку могут давать любовные отношения или дружба, и рано или поздно вам придётся освободиться и от такой поддержки. Вы можете заметить, что поддержку даёт ваше сообщество, — тогда нужно осознать это и освободиться от такой поддержки. Тогда вы ощутите себя ещё более одиноким и независимым. В какой-то момент вы осознаете, что роль поддержки выполняет учение, которому вы следуете, и вам придётся отбросить и эту опору. После этого вы почувствуете, что ещё более одиноки. И это чувство будет сохраняться.

Чем глубже вы интегрируете и осуществляете внутреннюю поддержку, тем более независимым и постоянным будет становиться переживание самореализации. В какой-то момент вам предстоит отделиться от школы и учителя. Это не значит, что нужно физически уходить и обособиться. Можно оставаться в школе, но быть независимым и одиноким. В конце концов вам придётся стать свободным от всех учений, от всего, что вы узнали, абсолютно от всего. Вам придётся отказаться от того, чтобы поддерживать самореализацию способами, усвоенными в прошлом, чтобы для поддержки не нуждаться в прошлом. Прошлое может поддерживать лишь представление о себе (ваш образ себя). Ваша самореализация будет углубляться, проходить разные уровни и становиться более постоянной.

Последняя опора, которую предстоит отбросить, — ваш ум. Даже после того как вы отбросили своё учение или то, что усвоили из других источников, у вас останутся собственные прозрения и переживания. Они определяют ваше восприятие и понимание реальности. «Это я, это так, в этом такой-то смысл». Это последние опоры, которые нужно оставить.

Тогда вы сможете быть собой, самореализованным существом, и вам даже не нужно будет отдавать себе в этом отчёт. Самореализация будет неполной и непостоянной, пока вы будете нуждаться во внешней поддержке, даже в поддержке ваших мыслей. Вам не нужно даже распознавать поддержку. Вам не нужно её чувствовать, просто переживайте естественность. Вы — присутствие, не рефлексирующее факт своего присутствия. Отпускание учения и отпускание своего ума — это глубочайшие и тончайшие из уровней отпускания.

Мы обсуждаем сложные проблемы, но их можно увидеть, понять, с ними можно работать. И на самом деле в процессе работы с ними возникает поддержка, которая рано или поздно принесёт вам независимость. Есть ли вопросы?

У.: Когда обычно люди начинают сталкиваться с этой проблемой?

А. Х.: Проблемы поддержки возникают на любом уровне. Неважно, в каком измерении или на каком уровне вы находитесь, — на фальшивом или нет, на более реальном или менее реальном, — эта проблема присутствует, и её нужно решать. Нет смысла жаловаться, потому что избежать её невозможно. Я не выдумал эту проблему, взяв её из воздуха. Это проблема, которая реально есть, — мы её переживаем постоянно.

Когда вы теряете большую сумму денег, любимого человека или родственника, возникает ощущение, что поддержки больше нет. Иногда вам не просто больно и грустно: вы чувствуете, будто распадаетесь на части. Кажется, будто вы потеряли идентичность. Вы теряете ощущение себя, чувство смысла. Как потеря денег связана со смыслом жизни? Если вы теряете ребёнка, мать или мужа, разве это связано со смыслом жизни? Но люди и вправду в таких ситуациях утрачивают смысл жизни. Их жизнь рассыпается, потому что они утратили то, что служило им поддержкой.

У.: Кажется, некоторые вещи, которые мы обычно считаем плохими, например потеря работы или развод, на самом деле могут сыграть положительную роль.

А. Х.: Вот именно! В такие периоды человек может учиться полагаться на свою самоподдержку. Поэтому люди иногда становятся сильнее после больших утрат. Это происходит тогда, когда они правильно справляются с проблемой и находят поддержку в себе. Другие люди после глубоких утрат становятся слабее и всё больше разрушаются. Таким людям хуже удалось справиться с ситуацией.

У.: Что вы имеете в виду, когда говорите «правильно справиться с утратой»?

А. Х.: Обычно люди справляются с утратой поддержки, пытаясь найти её в других отношениях, другой работе, ситуации, веровании или мировоззрении. Так происходит обычно. Реальный способ обрести свою собственную самоподдержку — жить в соответствии со своими знаниями. Не так ли? Тогда ощущение отсутствия поддержки поможет вам почувствовать истинную поддержку и поверить в неё. Тогда вы сможете снова поддерживать себя сами. Когда вы сможете увидеть и понять правду о ситуациях своей жизни, вашей поддержкой станет эта правда. Найти свою истинную поддержку значит принять прибежище в своей истинной природе.

У.: Иначе говоря, большинство действий, которые человек совершает, чтобы позаботиться о себе в тяжёлой ситуации, — по сути, увёртки?

А. Х.: Так бывает очень часто. Люди просто не знают ничего лучшего. Этому не учат в школах. В школах нам не рассказывают о поддержке. Родители не учат ей. Все говорят о поддержке, но нигде не обучают этому, поэтому люди делают, что могут. Нужна огромная честность и искренность, чтобы самому разглядеть в себе эти вещи, без внешних опор. В итоге отказ от внешних опор означает, что вас не волнуют последствия; он может даже означать, что вам всё равно, жить или умереть.

У.: Может ли друг стать врагом, если он не поддерживает вас?

А. Х.: Друзья становятся врагами, когда вам кажется, что они вас не поддерживают. Кроме того, в каком-то смысле это происходит всегда, когда вы понимаете вещь, которой не понимает ваш друг. В такой момент друг может стать врагом. Он может просто не понять. Возможно, ваш друг или подруга делает это не специально. Но вы невольно чувствуете ненависть и неприятие по отношению к нему.

У.: Вы сказали, что, когда другой своими действиями лишает нас поддержки, мы испытываем к нему гнев и ненависть; интересно, быть может, настоящий предмет ненависти и гнева — наш собственный страх, а не человек, который нас не поддерживает?

А. Х.: Бывает, что предмет этих чувств — страх, но обычно боль, ненависть и гнев направляются на того, кто вас ранил. Цель ненависти — нанести такую же рану виновнику вашей боли. Это называют местью, и вы удовлетворитесь, только если нанесёте такую же рану. Подобную, столь же глубокую и в то же место.

У.: Мне бы хотелось понять динамику того, что происходит, когда человек жаждет мести. Похоже, это желание подпитывает само себя. Именно это и блокирует чувство отсутствия поддержки.

А. Х.: Верно. И оно также не позволяет ощутить боль. Гнев и ненависть блокируют боль, ощущение раны. А вам необходимо чувствовать боль и рану, чтобы прочувствовать отсутствие поддержки. Ненависть и гнев — реакция, которая помогает вам избегать взаимодействия с проблемами. За ненавистью почти всегда скрываются боль или чувство бессилия. Гнев в каком-то смысле придаёт вам сил (strength), а ненависть даёт вам власть (power). Вы проявляете гнев и ненависть, чтобы не чувствовать слабости и ничтожности9. Вы можете чувствовать себя сильным и способным влиять на ситуацию, даже когда вам больно.

Во многих фильмах единственная цель в жизни героя — месть; такие фильмы очень популярны. Например, это старые вестерны. Приходят индейцы и убивают семью, а потом отец идёт искать виновников, и это придаёт смысл его жизни. История графа Монте-Кристо — такого же типа. Ненависть — единственное, что сохраняется у такого человека и делает его жизнь наполненной, поэтому единственное, что имеет для него смысл, — месть. Осуществление мести подобно большому оргазму.

У.: Разве то, что вы называете местью, не является отчасти желанием показать истину человеку, который вас ранил? Показать, что он не увидел и не оценил вас, и тем самым просветить его?

А. Х.: Некоторые люди мстят в том числе для того, чтобы другой увидел их. Вы называете это «показать истину», «просветить». Вам больно оттого, что другой вас не увидел, и вы хотите, чтобы он заметил то, чего он ранее не видел. Вы проявляете желание окунать другого в грязь до тех пор, пока тот не увидит, не поймёт, что вы гораздо лучше, чем ему казалось. И, возможно, вы действительно лучше, чем ему казалось, но вы всё-таки пытаетесь заставить его это увидеть именно мстительным путём. Вы оба получаете свою месть, но всё равно при этом хотите поддержки.

Бывает, что, когда вас не видят, месть выражается в желании ранить другого или изменить его, дабы он наконец признал вашу правоту. Иногда только это и может принести удовлетворение. Вы будете делать всё возможное, чтобы уничтожить другого, дабы тот наконец признал истину. Признал, что не увидел, кто вы на самом деле. Но это всё ещё месть. Все эти чувства лежат глубоко в человеческой природе. Можно быть на смертном одре и всё равно им предаваться.

У.: Это как-то связано с тем, что называется «затаить обиду»? Кажется, затаить обиду — более пассивный способ мести.

А. Х.: Верно. Это более спокойный и мягкий вариант мести. Например, можно просто не разговаривать с другим, игнорировать его или делать вид, что его не существует, чтобы показать, как плохо он поступил. Вы не звоните ему или не здороваетесь при встрече, и человеку так же больно, как и вам.

У.: Как лучше действовать в такой ситуации? Если вы общаетесь с человеком, который никогда вас не видит, и вам больно, как можно решить проблему, не затаивая на него обиды?

А. Х.: Вы можете поговорить с ним. Вы можете защищать себя, потому что такое взаимодействие бывает формой нападения. Если выяснится, что другому кажется, будто вы нападаете на него, можно проявить мягкость и сострадание и попробовать объяснить ему, что происходит. Но если ничего не выходит, то что можно сделать? Когда общение не складывается, люди обычно расходятся.

Такое может происходить в самых обычных, повседневных ситуациях. Например, женщина может считать себя миловидной, только если ей это говорят. Если кто-то скажет, что у неё некрасивый нос, она сразу подумает о пластической операции. Все говорят, что она красивая, но вот один человек раскритиковал её нос — и этого достаточно. Ясно, что её вера в себя не опирается на внутреннюю поддержку. Вся её поддержка приходит извне, и достаточно малейшей раны, чтобы обнажить огромную пустоту.

У.: Правда ли, что большинство людей в принципе не видят нас? Как можно оградить себя от этого и не защищаться постоянно?

А. Х.: Когда вас не видят — это не то же самое, что активное нападение. Да, когда вы идёте по улице, люди могут вас не видеть, но обычно нет никакой важности в том, чтобы эти люди вас видели. Гораздо важнее, чтобы вас видели люди, с которыми вы общаетесь и находитесь в каких-то отношениях. Именно они вас и расстраивают. Любой может ранить вас своими действиями, но это будет не так легко у них получаться, как у очень близкого человека. Вот почему необходимо работать над своими отношениями.

У.: Полагаться на внутреннюю поддержку — что это значит с точки зрения Сущности?

А. Х.: Это измерение Сущности называют алмазной волей. Это более глубинное проявление, которое прежде всего связано с харой и центром ниже пупка. Хара — это опора, и в какой-то момент там развивается конкретная реализация, конкретный сущностный аспект. У вас возникает чувство устойчивости, необъятности, чувство силы и прочности, которое даёт вам поддержку, поддерживает ваше чувство себя (ваше самоощущение). Обычно отсутствие поддержки ощущается в области живота и нижних конечностей. Некоторые люди ощущают, что у них нет ног или что ноги слабые или ватные. А живот может чувствоваться похожим на желе.

У.: Если требуется реально пережить отсутствие поддержки, чтобы её обрести, как можно поддерживать себя, пока работаешь над этим?

А. Х.: С опытом и пониманием поддержка развивается. Понимание ситуации может быть поддержкой. Но, по сути, человек переживает сущностную поддержку, когда уступает, отдаётся ситуации. Нельзя просто обменять отсутствие поддержки на её наличие. Если вы переживаете состояние отсутствия поддержки, вы не можете испытывать переживание внутренней поддержки. Это подобно попаданию под влияние внутренних ресурсов. Вот почему я и говорю, что это трудный процесс.

У.: Почему так сложно прорабатывается эта проблема?

А. Х.: Это даётся тяжело, потому что дыра там находится уже очень долго. Болезненные чувства, которые она вызывает, трудно переносить. Кроме того, её очень трудно правильно понять. Большинство людей неверно толкуют разные аффекты (эмоции), связанные с этой проблемой, поскольку их смысл представляет собой нечто новое и более тонкое.

Когда вы переживаете отсутствие поддержки, находясь в присутствии такого человека, как учитель, пройти через это переживание проще. Постепенно вы научитесь выносить это состояние в одиночестве, ведь вы уже знаете, что много раз испытывали его. Но сама мысль о том, что вы в состоянии это вынести, — тончайшая нить, и её легко оборвать.

Истинная самореализация требует прыжка. Нужно рискнуть и прыгнуть, когда нет поддержки, когда не известно, что произойдёт. Вы как бы прыгаете в пропасть. Вы не знаете, выберетесь или нет, к лучшему или худшему изменитесь, выйдете оттуда таким же или другим. Вы не знаете, поможет ли это. Вы понятия не имеете. Поэтому на данном этапе может сильно помочь глубокая вера в реальность, базовое доверие к истине.

Когда вы полноценно проживёте опыт дыры, проявится истинная поддержка. Вообще говоря, истинная поддержка есть то, чему вы сопротивляетесь, когда пытаетесь за что-то удержаться, — именно поэтому истинную поддержку Сущности подделать невозможно. По-настоящему отпустить очень трудно; здесь нельзя лениться. Всевозможные состояния можно испытать без особых усилий — но не истинную поддержку. Иногда даже самореализация в некоторых формах не требует особых усилий, но, чтобы ощутить истинную поддержку, придётся реально работать.

Когда вы интегрируете поддержку, вы обретаете независимость. Вам не требуются внешние опоры. Вас больше не волнует, что нет отражения извне, что другие вас неправильно видят и не ценят. В худшем случае, когда вас не видят, в такие моменты может проявляться ваша внутренняя сущностная поддержка. Ваша самореализация становится постоянным достижением — станцией пребывания (station). Воистину вы — это ваша бытийность, независимо от того, присутствует или отсутствует обратная связь извне. Теперь у вас есть поддержка и опора в пространстве вашего уединения, в уединённости вашего ума.

  1. Под самореализацией (англ. self-realization) и реализацией (англ. realization) в современном англоязычном дискурсе по духовности — в отличие от более житейских текстов — чаще имеется в виду «психодуховное пробуждение», или «просветление», а не мирская (социальная) самореализация. Термин realization нередко переводят как «постижение» (как в «духовное постижение реальности»), а self-realization — иногда ещё и как «самоосуществление». Чаще всего на русский язык эти понятия переводят, используя аналогичное слово с тем же латинским корнем: «духовная (само)реализация».
  2. Из подкаста Тэми Саймон с А. Х. Алмаасом, который озаглавлен «Бесконечное просветление» (A. H. Almaas. Endless Enlightenment, 22 марта 2016 года): «Когда мы говорим, что (духовная) реализация стала чем-то постоянным… мы необязательно имеем в виду, что переживаем её каждое мгновение. Скорее, это означает, что она становится нашей домашней базой (home base). Всякий раз, когда мы проявляем внимательность, всякий раз, когда мы раскрепощаемся, расслабляемся, мы обнаруживаем именно это (состояние реализации). Я называю это „станцией пребывания“ (the station) — она становится для нас станцией. Уровнем нашего гомеостаза».
  3. Безграничные измерения — особая разновидность переживаемых состояний в психодуховной картографии А. Х. Алмааса.
  4. В оригинале — игра однокоренных слов state («состояние») и station («станция»): making that state a station, букв. «превратить состояние в станцию».
  5. Букв. «фрустрирует» (frustrated).
  6. Ср. с исследованием команды Дэниела Брауна и Дэвида Эллиотта (2016), которые на основе обширного обзора научных работ по теориям объектных отношений и привязанности выделили пять условий формирования безопасной привязанности (здоровой модели отношений между ребёнком и родителем, а впоследствии — между индивидом и значимыми для него другими людьми). Надёжный, безопасный тип привязанности формируется тогда, когда на протяжении детства (особенно раннего, до 18–24 мес.) вы чувствуете себя в условиях стабильного присутствия и заботы родителей 1) защищёнными и в безопасности; 2) увиденными и понятыми родителями; 3) утешенными ими; 4) принимаемыми радостно и безусловно любимыми; 5) поддержанными в развитии и исследовании мира. Описываемое здесь Алмаасом похоже на условие № 2. Вероятно, распознавание и поддержание развития сущностных качеств тоже может — а возможно, и должно — происходить при соблюдении всех пяти условий.
  7. Букв. «распада», «дезинтеграции» (disintegration).
  8. Автор использует психологический термин mirroring, который зачастую переводят как «отзеркаливание» (от англ. mirror — «зеркало»). На наш взгляд, более верный перевод — «отражение» (как «отражение в зеркале»), так как речь здесь идёт о том, что мы словно видим своё отражение в глазах другого, отражаемся в его сознании.
  9. Букв. «сдутость», «дефляция» (deflation) — как противоположность «надутости», «инфляции» (inflation).

Автор: Алмаас А. Х.

Кувейтско-американский автор, духовный учитель, создатель алмазного подхода, интегрирующего современную глубинную психологию с мистико-духовными подходами саморазвития. В своё время был одним из первых учеников Клаудио Наранхо.