Медитация и физическая трансформация мозга. Часть 3: Средняя префронтальная зона

Одно из действительно важных структурных изменений, которые происходят в результате долгосрочной практики медитации, наблюдается в средних префронтальных областях мозга. В предыдущих частях я рассказал о том, какие структурные изменения учёные регистрируют в таламусе, левой префронтальной коре и теменной доле. Здесь же мы остановимся на средних префронтальных областях мозга.

Средняя префронтальная зона
Средняя префронтальная зона

Чтобы лучше понять, что собой представляют средние префронтальные области, предлагаю сделать следующее: сожмите правую руку в кулак и расположите большой палец внутри кулака (в нашем условном примере это будет моделью мозга). Нижняя часть ладони и кисть — это ствол мозга. Большой палец — лимбическая система (она представлена всем, что находится в центре мозга, включая и таламус). Пальцы, сжатые вокруг большого пальца, представляют собой внешнюю кору и внешний слой мозга. А два пальца посередине, начиная с ногтей и заканчивая первым межфаланговым суставом, — это и есть средние префронтальные области.

Активность в передней поясной коре изменяется под воздействием медитации, — это приводит к улучшению способности к сопереживанию, социальной вовлечённости и эмоциональному равновесию

Средние префронтальные области также включают в себя зону, находящуюся сразу же за двумя расположенными посередине пальцами — прямо за ногтями. Эта очень маленькая часть в центре мозга называется передней поясной корой. Она находится прямо под внешним слоем мозга, в области межбровья. Её местоположение очень интересно, потому что во многих формах медитации, особенно в индуизме, внимание направляется именно на эту зону. Исследования показали, что активность в передней поясной коре изменяется под воздействием медитации, а также, в частности, что данные изменения коррелируют с более высокими уровнями эмпатии (способности к сопереживанию), социальной вовлечённости и эмоционального равновесия.

Передняя поясная кора
Передняя поясная кора

Сара Лазар и её коллеги провели исследование, в результате которого у долгосрочных медитаторов было обнаружено большее количество серого вещества в определённых зонах мозга по сравнению с начинающими медитаторами и теми людьми, которые не практикуют медитацию вообще. Одной из таких зон была средняя префронтальная область. Тот факт, что в ней было больше серого вещества, по всей видимости, указывает на то, что по мере развития медитаторами своего внутреннего сознавания происходили соответствующие изменения физической природы мозга.

В средних префронтальных областях есть несколько очень важных функций, которые, по всей вероятности, развиваются благодаря медитации. Основные функции связаны с телесной регуляцией, сонастройкой в процессе общения, эмоциональным баланс и гибкостью реакции (или способностью выдерживать паузу перед действием). Эмоциональный баланс связан с нашей способностью к уравновешиванию лимбической системы, что позволяет нам испытывать чувство эмоциональной связи с другими, теплоту и осмысленность, а также предотвращает ситуации, в которых эмоциональная энергия погружает нас в эмоциональный хаос. Средняя префронтальная зона играет жизненно важную роль в этом процессе, потому что она позволяет нам управлять интенсивностью эмоции.

Медитация увеличивает количество серого вещества в средней префронтальной зоне, что улучшает телесную регуляцию, эмоциональный баланс и способность выдерживать паузу перед действием

Эта зона мозга имеет важное значение в управлении интенсивностью страха. Исследования показали, что продвинутые практики медитации и все, кто действительно обучается медитативным практикам, может снижать активность той части мозга, которая связана с переживанием страха. Речь идёт об амигдале (или миндалевидном теле). В процессе медитации зачастую происходит выброс гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), что успокаивает лимбическую систему.

Обретая в результате медитации способность ко всё большей внимательности, мы оказываемся способны регулировать уровень тревоги, беспокойства и страха, которые управляют нашей жизнью на очень тонком уровне. На самом деле, нам известно, что многие расстройства и заболевания, которыми мы сегодня страдаем, имеют отношение к уровню стресса. Стресс напрямую связан с гиперстимуляцией амигдалы — излишней стимуляцией реакции страха.

Другой важный аспект, который связывают со средними префронтальными областями мозга, это интуиция. Эти области получают входящие сигналы из висцеральных органов — сердца, лёгких, кишечника и др. Когда префронтальная зона получает сигналы, исходящие из этих органов, и по мере того, как мы становимся способны ко всё более глубокому осознанию мудрости своего тела и сигналов, которые оно нам посылает, данные сигналы влияют на наши процессы рассудочного принятия решений и реагирования. Углубление нашей связи с телесными сигналами развивает нашу интуицию и мудрость, трансформирует нашу способность к принятию решений — и таковая перестаёт ограничиваться только лишь логикой и рассудком, начиная включать более глубокое осознание сигналов, посылаемых телом.

Углубление связи с телесными сигналами развивает интуицию и мудрость, и принятие решений перестаёт быть только логическим, начиная включать сигналы, посылаемые телом

Наконец — и это не менее важно, — значимым аспектом средних префронтальных областей является то, что они, судя по всему, опосредуют нашу способность сознавать собственное сознавание. По мере того, как наше сознавание углубляется в результате долгосрочной медитации, мы развиваем в себе более глубокое присутствие. Активируется свидетельствующее сознание, позволяющее нам «отступить на шаг» от испытаний и суматохи ума и наблюдать за ним — свидетельствовать его. Когда мы так делаем, то, согласно снимкам мозговой активности, активность префронтальных зон повышается. Я хотел бы отметить, что именно префронтальные области являются теми частями нашего мозга, которые позволяют нам становиться более человечными. Они опосредуют высшие аспекты человеческого бытия.

Когда мы практикуем медитацию, то, по сути, активируем нечто вроде исполнительного директора мозга. Можно сказать, что мы включаем и пробуждаем те части мозга, которые действительно отвечают за развёртывание нашего высшего потенциала — или, по крайней мере, опосредуют такое развёртывание и способствуют его течению.1

В медитации мы пробуждаем части мозга, отвечающие за развёртывание нашего высшего потенциала

  1. Автор является также и разработчиком рекомендуемых нами нейроволновых и биополевых аудиопрограмм, способствующих закреплению медитативно-созерцательной практики и тренировке мозга и нервной системы. Данные программы позволяют быстрее входить в более глубокие медитативные состояния и тем самым тренировать мозг и биоэнергетическую систему в направлении большей положительной пластичности. — Прим. пер.

Автор: Томпсон Эрик

Исследователь сознания; основатель «iAwake Technologies» и «Subtle Energy Sciences» и изобретатель ряда психоактивных трансформирующих программ, в том числе и программы «Метанойя: Глубокая медитация».