Оригинал статьи вышел в журнале «Science» в 2010 году (vol 330). «Эрос и Космос» решил вновь привлечь внимание читателей к этому знаковому исследованию публикацией его нового перевода на русский язык. Интересно, изменились ли наши умы за прошедшие 10 лет? Перевод статьи: Никита Свистунов при участии Сергея Гуленкина.
В отличие от других животных люди тратят много времени на размышления о том, что не происходит вокруг них, думая о событиях, которые произошли в прошлом, могут произойти в будущем или никогда не произойдут вообще. Действительно, «мышление, не зависящее от стимулов», или «блуждание ума» (mind wandering), по-видимому, является режимом работы мозга по умолчанию, или его пассивным режимом (1–3). Хотя эта способность является выдающимся эволюционным достижением, позволяющим людям учиться, рассуждать и планировать, она может иметь эмоциональную цену. Многие философские и религиозные традиции учат, что счастье можно обрести, живя в текущем моменте, и практикующих обучают сопротивляться блужданию ума и «быть здесь и сейчас». Эти традиции предполагают, что блуждающий ум — несчастный ум. Правы ли они?
Лабораторные эксперименты многое раскрыли о когнитивных и нейрональных основах блуждания ума (3–7), но мало о его эмоциональных последствиях в повседневной жизни. Самый надежный метод исследования эмоций в реальном мире — это выборка опыта, которая включает в себя контакт с людьми, когда они заняты своей повседневной деятельностью, и просьбу сообщить о своих мыслях, чувствах и действиях в этот момент. К сожалению, сбор отчетов в режиме реального времени от большого количества людей, когда они занимаются своей повседневной жизнью, настолько громоздок и дорог, что выборка опыта редко использовалась для исследования взаимосвязи между блужданием ума и счастьем и всегда ограничивалась очень небольшими выборками (8, 9).
Мы решили эту проблему, разработав веб-приложение для iPhone (Apple Incorporated, Купертино, Калифорния), которое мы использовали для создания необычно большой базы данных, содержащей отчеты о мыслях, чувствах и действиях широкого круга людей в режиме реального времени по мере того, как они занимались своими повседневными делами. Приложение связывается с участниками через их iPhone в случайные моменты в часы бодрствования, задает им вопросы и записывает их ответы в базу данных на www.trackyourhappiness.org. База данных в настоящее время (на момент публикации статьи в 2010 году. — Прим. ред.) содержит почти четверть миллиона отчетов от примерно 5000 человек из 83 разных стран в возрасте от 18 до 88 лет, которые в совокупности представляют каждую из 86 основных профессиональных категорий.
Чтобы выяснить, как часто умы людей блуждают, по каким темам они блуждают и как эти блуждания влияют на их счастье, мы проанализировали отчеты 2250 взрослых (58,8% мужчин, 73,9% проживающих в США, средний возраст 34 года), которым случайным образом назначалось ответить на вопрос о счастье («Как вы себя чувствуете сейчас?»), используя непрерывную скользящую шкалу от очень плохо (0) до очень хорошо (100), вопрос о деятельности («Что вы сейчас делаете?»), ответ на который состоял в подтверждении одной или нескольких из 22 активностей, адаптированных из метода реконструкции дня (10, 11), и на вопрос о блуждающем уме («Вы думаете о чем-то другом, чем то, что вы делаете в настоящее время?»), ответ на который был одним из четырех вариантов: нет; да, что-то приятное; да, что-то нейтральное; или да, что-то неприятное. Наш анализ выявил три факта.
Во-первых, умы людей часто блуждали, независимо от того, чем они занимались. Блуждание ума наблюдалось в 46,9% отчетов и по крайней мере в 30% отчетов, взятых во время каждого вида деятельности, кроме занятий любовью. Частота блуждания ума в нашей реальной выборке была значительно выше, чем обычно наблюдается в лабораторных экспериментах. Удивительно, но характер деятельности людей лишь незначительно влиял на то, блуждали ли их умы, и почти не влиял на приятность тем, по которым их умы блуждали (12).
Во-вторых, многоуровневая регрессия показала, что люди были менее счастливы, когда их умы блуждали, чем когда они не блуждали [наклон (b) = –8,79, P <0,001], и это было верно во время всех видов деятельности, включая наименее приятные. Хотя умы людей были более склонны блуждать к приятным темам (42,5% отчетов), чем к неприятным (26,5% отчетов) или нейтральным темам (31% отчетов), люди не были более счастливы, думая о приятных темах, чем о своих текущих активностях (b = –0,52, незначительно) и были значительно более разочарованы, думая о нейтральных темах (b = –7,2, P <0,001) или неприятных темах (b = –23,9, P <0,001), чем о своей текущей активности (рис. 1, внизу). Хотя известно, что плохое настроение вызывает блуждание ума (13), анализ временной задержки убедительно свидетельствует о том, что блуждание ума в нашей выборке в целом было причиной, а не просто следствием несчастья (12).
Блуждание ума в целом было причиной, а не просто следствием несчастья
В-третьих, то, что думали люди, лучше предсказывало их уровень счастья, чем то, что они делали. Характер деятельности людей объясняет 4,6% разброса в уровне счастья у одного человека и 3,2% разброса в уровне счастья между разными людьми, тогда как блуждание ума объясняет 10,8% разброса в уровне счастья у одного человека и 17,7% разброса в уровне счастья между разными людьми. Разброс, объясняемый блужданием ума, в значительной степени не зависел от разброса, объясняемого характером деятельности, что позволяет предположить, что эти два фактора влияют на счастье независимо друг от друга.
В заключение можно сказать, что человеческий ум — это блуждающий ум, а блуждающий ум — это несчастный ум. Способность думать о том, чего не происходит, — это когнитивное достижение, за которое приходится платить эмоциональную цену.
Среднее значение счастья во время каждого вида деятельности (вверху), и в то время, когда ум блуждал по неприятным темам, нейтральным темам, приятным темам, или же блуждания не было (внизу). Пунктирная линия обозначает среднее значение счастья на основании всех отчетов. Размер кругов указывает на частоту вариантов ответа. Самый большой круг («блуждания ума не было») соответствует 53,1% отчетов, и самый маленький круг («молитва/поклонение/медитация») соответствует 0,1% отчетов.
Источники и примечания
1. M. E. Raichle et al., Proc. Natl. Acad. Sci. U.S.A. 98, 676 (2001).
2. K. Christoff, A. M. Gordon, J. Smallwood, R. Smith, J. W. Schooler, Proc. Natl. Acad. Sci. U.S.A. 106, 8719 (2009).
3. R. L. Buckner, J. R. Andrews-Hanna, D. L. Schacter, Ann. N. Y. Acad. Sci. 1124, 1 (2008).
4. J. Smallwood, J. W. Schooler, Psychol. Bull. 132, 946 (2006).
5. M. F. Mason et al., Science 315, 393 (2007).
6. J. Smallwood, E. Beach, J. W. Schooler, T. C. Handy, J. Cogn. Neurosci. 20, 458 (2008).
7. R. L. Buckner, D. C. Carroll, Trends Cogn. Sci. 11, 49 (2007).
8. J. C. McVay, M. J. Kane, T. R. Kwapil, Psychon. Bull. Rev. 16, 857 (2009).
9. M. J. Kane et al., Psychol. Sci. 18, 614 (2007).
10. D. Kahneman, A. B. Krueger, D. A. Schkade, N. Schwarz, A. A. Stone, Science 306, 1776 (2004).
11. A. B. Krueger, D. A. Schkade, J. Public Econ. 92, 1833 (2008).
12. Подробное описание методов исследования можно найти в оригинальной публикации.
13. J. Smallwood, A. Fitzgerald, L. K. Miles, L. H. Phillips, Emotion 9, 271 (2009).
14. Благодарности: V. Pitiyanuvath— за разработку www. trackyourhappiness.org; R. Hackman, A. Jenkins, W. Mendes, A. Oswald, and T. Wilson — за полезные комментарии.