Мы, кажется, должны признать, что в Мире есть Тайна — нам дано только её углублять.
— Василий Налимов, «В поисках иных смыслов»
Василий Васильевич Налимов (1910–1997) — выдающийся российский философ и математик.
Будучи репрессированным за участие в движении мистических анархистов, он прошёл через испытания ГУЛага (в общей сложности 18 лет ссылок и лагерей). В течение десятилетия работал с Андреем Колмогоровым в лаборатории при МГУ и писал труды по математической статистике и теории вероятностей, планированию эксперимента, наукометрии, философии науки и сознания, вероятностной модели языка, парадигматическим сдвигам в культуре и другим темам.
Налимов был подлинным отечественным трансперсональным мыслителем. Его имя продолжает вызывать благоговение у тех, кто знаком с его трудами. В своих работах, представляющих собой диалоги с целыми философскими пластами и эпохами, он не стеснялся обращаться к проблематике трансперсональной психологии, ссылаться на труды Станислава Грофа, Кена Уилбера, Дэвида Бома, Карлоса Кастанеды и других авторов. Его книги невероятно поэтичны и позволяют соприкоснуться с запредельным.
Этой осенью увидели свет подготовленные женой Налимова Жанной Александровной Дрогалиной переиздания двух важных книг — «Облик науки»1 и «В поисках иных смыслов» (СПб., М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013). Книги доступны, например, на «Озоне».
Облик науки
Книга представляет собой сборник работ, каждая из которых отражает различные грани науки.
Начав свободный диалог с философом К. Поппером еще в 1970-е годы, автор показывает, что из попперовских построений могут быть получены совсем неожиданные выводы. Используя систему вероятностных представлений, он усиливает высказывания Куна о роли парадигмы в науке и рассматривает научное творчество как проявление интеллектуального бунта. Анализируя логические основания процесса математизации знаний, В. В. Налимов исследует структуры чистой и прикладной математики; прослеживает в историческом плане развитие вероятностного языка описания мира; обсуждает процесс гуманитаризации знаний. Наука, рассматриваемая как самоорганизующаяся, информационно-развивающаяся система, сопоставляется с биосферой; анализируются трудности построения теоретической биологии. В книге очерчиваются возможности научного подхода к решению эсхатологической проблемы (так автор воспринимает проблему экологического кризиса), строится вероятностная модель социального поведения.
В поисках иных смыслов
Автор исходит из представления о том, что современная культура находится в критической ситуации. Ее потенциал исчерпался, ибо существующие смыслы одряхлели. Поиск нового всегда начинается с критики сложившегося. Ставятся вопросы, над которыми надо размышлять. Размышление требует расширения мировоззренческого горизонта. Вот этой теме и посвящена книга.
Автор не навязывает новой доктрины. Своими построениями он бросает вызов. Хочет, чтобы читатель стал философски размышлять вместе с ним. Искать новые пути.
Книга рассчитана на всех тех, кто созрел к тому, чтобы начать самостоятельно мыслить. Настоящее издание значительно расширено: в него включены три новых приложения, куда входят некоторые ранее опубликованные журнальные статьи В. В. Налимова и материалы из его архива, в частности переписка с Н. В. Толль-Вернадской.
Воспоминания читателя
Василий Налимов в потрёпанном ксероксе, в далёком 1990 году, впервые показал мне, что самопознание и наука вполне могут подружиться. Что психология имеет все шансы перестать быть алхимией. Что философия может быть предельно прикладной и эффективной. На листах этого ксерокса я впервые увидел слово Медитация.
Среди затхлого словоблудия советской психологической науки осталось светлое пятно ясного сознания. Я рад и благодарен этим переживаниям до сих пор.
— Александр Манеев, разработчик обучающего программного обеспечения для детей, компания «CompEidos»
Ссылки по теме
- Вебсайт, посвящённый Василию Налимову
- Паблик по Василию Налимову в социальной сети «В контакте»
- Страница, посвящённая Василию Налимову, в социальной сети «Facebook»
- Книга «Облик науки» изначально была издана на английском издательством одного из основоположников наукометрии д-ра Юджина Гарфилда (Nalimov V. V. Faces of Science / Ed. by Robert G. Colodny. — Philadelphia: ISI Press, 1981 (эл. версия)), а русский читатель смог её увидеть лишь спустя три десятилетия. При этом материал не потерял актуальности до сих пор. Это уже второе издание её на русском языке. ↩