Прекрасные чудовища

С любезного разрешения издательства «Манн, Иванов и Фербер» журнал «Эрос и Космос» делится с читателями отрывком из четвёртой главы вышедшей весной 2023 года на русском языке книги Цокньи Ринпоче и Дэниела Гоулмана «Эмоциональная устойчивость» (пер. с англ. Е. Лалаян ; науч. ред. Е. Пустошкин).

***

Относительный опыт: подлинный и искаженный

Относительная истина — это все, что мы обычно переживаем, это все меняющееся содержание переживаемого нами опыта, все наши понятия, восприятия и эмоциональные стереотипы — все наши боли и удовольствия, радости и горести, наши раны и их исцеление. Мы называем все это относительным, поскольку пережитый нами опыт всегда зависит от взаимодействующих обстоятельств, и мы можем множеством различных способов раскладывать его на составляющие, анализировать и истолковывать.

Например, сказать «ты задеваешь мои чувства» на поверхностный взгляд вполне нормально. Мы часто говорим так в повседневной жизни, и для многих эта формулировка имеет более или менее одинаковый смысл и потому функциональна. Но стоит копнуть глубже, и все значительно осложняется. На самом деле, чтобы мои чувства действительно были задеты, множество причин и обстоятельств должны сойтись в одной точке. Я мог решить, что вы нарочно задели мои чувства. Может быть, мой прошлый опыт предрасположил меня в данном случае счесть себя задетым. Возможно, сам характер наших от­ношений породил подобные ожидания. Возможно, я превратно истолковал какой-то ваш поступок или слова. Возможно, моя реакция сама по себе подразумевала, что я уязвлен, всех возможностей и не перечислишь. Так вот, хотя «оскорбление чувств» реально произошло, твердое, безапелляционное убеждение, что «вы задели мои чувства», истинно лишь на поверхности.

У относительной истины имеются два измерения: функциональная подлинная (аутентичная) от­но­сительная истина и искаженное обманчивое относительное восприятие. Это очень важное различие. Здесь нас в первую очередь интересует, как исправить искаженное, чтобы оно стало здоровым. У каждого из нас сложилось множество программ, одни здоровые и полезные, другие полезными никак не назовешь. Например, многие страдают от сложившегося у них представления, будто они ничтожны, ничего не стоят. Это искаженная программа: не бывает людей, по сути своей ничего не стоящих. Тем не менее эта программа может запускаться во многих ситуациях и во всех типах отношений, толкая нас в объятия нездоровых чувств и мыслей. Такого рода неполадки как раз и можно исцелять, превращая их в здоровую относительную истину.

В нашей традиции мы говорим о кармических и выученных привычных паттернах. Кармические паттерны — это отпечатки в глубинных слоях сознания, базовые наклонности верить в твердое ощущение собственного «я», испытывать такие эмоции, как страсть, агрессия, ревность и гордость. Мы говорим об этих кар­мических семенах или следах, которые переходят из жизни в жизни по цепочке перерождений, но вне зависимости от того, верите ли вы в это или нет, полезно понимать, что эти паттерны живучие и бессознательные.

Выученные привычные паттерны — это паттерны, которые мы с детства накапливаем в нашей нынешней жизни. Они возникают из формообразующего соци­ального и эмоционального опыта, из отношений с родными, друзьями и учителями, дома и в школе. В ре­зультате мы усваиваем представления о самих себе и о других, а также модели поведения — например, сопротивление и реакцию противодействия в ответ на определенные ситуации и эмоции. Работа с внутренними убеждениями бывает делом нелегким, потому что подсознательные установки трудно поколебать: «Злиться стыдно», «Стыд и срам, что в детстве я давал волю злости», «Я знаю, что мужчины сдержанны и никогда не плачут», «Меня воспитывали в понятии, что эмоциональность — это признак сла­бости».

Прекрасные чудовища

У каждого из нас есть свои «больные мозоли», каверзные эмоциональные паттерны, которые осложняют нам жизнь и отношения. Это могут быть осознание собственной ничтожности, какие-либо специфические страхи, самодовольство, зависть или иррациональная злость. Вариантов масса. Нередко подобные проявления у нас самих вызывают стыд и раздра­жение. Мы сопротивляемся, противодействуем им, а иногда просто ненавидим их. Обычно хочется, чтобы они взяли и сами собой исчезли. Мне нравится называть эти болезненные проявления прекрасными чудо­вищами.

Прекрасные чудовища — это устойчивые конфигурации (паттерны) реакций, которые в легкой или в сильной степени искажены. Например, если в детстве у нас возникло чувство, что нас недооценивают или мало нами дорожат, во взрослом возрасте мы можем слишком бурно реагировать на обычную критику или обвинение в мелком прегрешении. Эта чрезмерная реакция и есть прекрасное чудовище.

В словосочетании «прекрасные чудовища» оба слова несут важную смысловую нагрузку. Если считать эти проявления просто чудовищами, мы еще больше закрепим свои отвращение и ненависть к ним, хотя в реальности они просто части нашего собственного ума. А считая их только прекрасными, мы отрицаем таящийся в них разрушительный потенциал и страдания, которые они способны причинить нам. Важно понять, что эти проявления одновременно и чудовищны, и обладают красотой.

Прекрасные чудовища обладают двоякой красотой: прежде всего, они прекрасны по самой своей природе. Какой бы чудовищной ни казалась эмоция, ее глубинная природа совсем не такова. Подобно тому как при проецировании цветного объемного изображения на экран исходным материалом служит чистый белый свет, так и первоосновой наших прекрасных чудовищ выступают открытость, ясность и энергия. Наши прекрасные чудовища несут в себе частицу этой красоты. А во-вторых, их красота в том, что они только поначалу выглядят уродливыми, но, когда мы исцеляем их, они становятся прекрасными.

Исцеляя что-либо, мы понимаем, что нами движет желание позаботиться не только о себе, но и о других, в ком сидит та же болячка. Многие великие, исцелив что-то в себе, наполнялись мудростью и помогли многим людям исцелиться от того же. Если в вас сидит десяток прекрасных чудовищ, а в ком-то другом только два и вы оба исцеляете их, то у кого, как вы думаете, больше целительских способностей? Конечно, у вас, с вашими десятью прекрасными чудовищами! Потому что у вас разовьется большее понимание и прибавится способностей исцелять. Однако многие люди не исцеляются, а так и живут, всю жизнь терпя страдания от своих прекрасных чудовищ.

Прекрасные чудовища формируются разными путями: иногда привычки развиваются под влиянием трудных взаимоотношений; иногда конкретные обстоятельства провоцируют нездоровую наклонность; иногда повторяющийся стресс побуждает нас выработать некие реактивные (автоматические) привычки. То, что однажды помогло нам, например, когда мы защищали себя в небезопасной обстановке, может превратиться в прекрасное чудовище, если закрепится и войдет в привычку. И мы продолжаем ненавидеть определенного сорта людей или ситуации, даже когда нам ничего не угрожает.

Меня часто спрашивают, все ли чувства и эмоции надо считать прекрасными чудовищами. Я всегда отвечаю, что нет. Нормальная злость — часть здоровой подлинной относительной истины: существуют здоровая злость, здоровый страх, здоровая привязанность. Все это вовсе не прекрасные чудовища. Прекрасные же чудовища рождаются, когда в уме или в чувствах возникает болезненное искажение и мы начинаем верить в его обманчивую разновидность относительной истины. Если мы поддаемся этим прекрасным чудовищам, они становятся приз­мой, сквозь которую мы смотрим на мир и на самих себя. Когда исцеляем их, мы испытываем нормальные, здоровые эмоции и переживаем здоровый жизненный опыт. Нормальный человек испытывает всю гамму эмоций.

Прекрасные чудовища я сравнил бы со льдом. Их природа подобна воде. Нам не нужно изничтожить лед, надо просто его растопить, освободить воду от застывшей формы и вернуть ей нормальное текучее состояние. Все мы знаем, как прекрасен лед и как он ужасен. Он бывает острым и зазубренным, он способен вызывать огромные разрушения. Он застывший и твердый, но в сущности мало чем отличается от воды. То же самое и прекрасные чудовища. Они представляют собой «замороженные» модели сопротивления и противодействия. Мы рассчитываем найти воду, а вместо нее натыкаемся на лед. Потом благополучно забываем, что такое лед, и пробуем избавиться ото льда, убежать от него и отыскать воду — умиротворение и поток — где-нибудь в другом месте. Так что вопрос сводится к тому, как нам растопить лед. Тепло нашей благожелательности по отношению к прекрасным чудовищам, лишенное оценок и суждений, — вот что позволяет льду мало-помалу таять.

Цокньи Ринпоче и Дэниел Гоулман. Фото: Jeenah Moon. Источник: Tricycle

Метод

Прошу обратить внимание: если у вас была психотравма, предлагаемые практики радикального непротивления могут слишком сильно подействовать на вас. Пожалуйста, призовите здравый смысл, и пусть он подскажет, какая нагрузка для вас разумна. Для начала попробуйте короткие сеансы этой практики и позаботьтесь о «базовом лагере» — безопасном месте, куда сможете возвращаться между сеансами прямого соприкосновения со своими чувствами. Данная практика рукопожатия имеет целью исцелять, а никак не повторно травмировать вас. Если чувствуете, что это пойдет вам на пользу, проконсультируйтесь со специалистом по психическому здоровью.

Рукопожатие: работа с нашими прекрасными чудовищами

Как же нам смотреть в лицо нашим прекрасным чудовищам с дружелюбием, а не страхом? Я взял за основу ряд традиционных медитативных практик, призвал на помощь свое понимание психологических травм и их исцеления и разработал так называемую практику рукопожатия. Причем это не столько метод в его нормальном понимании, сколько установка и способ бытийствования. Рукопожатие происходит между нашим сознаванием и нашими чувствами. Считайте это метафорой позиции, которую мы занимаем, чтобы было удобнее познакомиться с нашими прекрасными монстрами. Наш ум долгое время прогонял или подав­лял чувства и эмоции. А сейчас мы просто протягиваем им руку. Не убегаем, не боремся, а просто встречаемся и знакомимся. Если по сути, то практика рукопожатия означает, что мы полностью отдаем себе отчет во всем, что сидит у нас внутри, и особенно в чувствах. Если им есть что поведать нам, мы их просто послушаем. Чувствую, что практика рукопожатия для нынешних времен особенно важна и в ней заключен потенциал глубоко исцелять нас.

Исцеление такого рода лучше всего удастся там, где наше сознавание соприкасается с нашими чувствами. Чтобы исцелиться, необходимо чувствовать свои эмоции в их исходном и непосредственном виде. Тогда эмоциональные раны и паттерны сопротивления начнут раскрываться изнутри. В противном случае можно перепробовать все, какие только есть, виды исцеляющих практик, но не факт, что они реально раскроют нас. Если мы действительно хотим глубокой трансформации, надо подружиться с нашими эмоциями.

Когда мы поймем теорию в основе рукопожатия, мы сможем понять, почему для достижения реальной трансформации надо работать с искаженными убеждениями и установками. Иначе мы получим лишь временное облегчение, но в своих поступках по-прежнему будем руководствоваться все теми же превратными допущениями и убеждениями (например: «Я ничего не стою»; «Сердиться стыдно»; «Если испугаюсь, страх завладеет мной, и тогда мне крышка»). Простое чтение и размышление о них мало что изменит. Нужно посмотреть в лицо прекрасным чудовищам. Смотреть в лицо означает чувствовать их. Реальное преображение происходит главным образом на чувственном уровне. Когда мы учимся переживать наших прекрасных чудовищ без сопротивления и противодействия, мы можем по-настоящему подружиться с ними. Это очень нежное, любящее, доброе отношение к прекрасным чудовищам — ведь в том, что мы не судим и не осуждаем их, и есть подлинная доброта.

Рукопожатие в нашем контексте означает полностью присутствовать с этим чувством, пребывать с ним. Если описать сам метод очень просто, то применить его на практике трудно по ряду причин. Прежде всего, наши установки обычно твердят, что прекрасные чудовища — просто чудовища и есть, и мы хотим разделаться с ними, укротить их, изгнать прочь. С такими задними мыслями рукопожатие не работает. Рукопожатие означает не устранить, а встретиться и пребывать с ними.

ПОПРОБУЙТЕ СЛЕДУЮЩЕЕ:
Несколько минут посидите, устраиваясь в спокойном созерцательном внутреннем пространстве. Обдумайте, какие отношения у вашего разума с вашей чувственной сферой. Как они ощущаются? Они открытые и сердечные? Они натянутые или враждебные? В каком состоянии ваша чувственная сфера: не кажется ли вам, что она по большей части заморожена (оцепенела) или она неукротима и бурлива? Что бы вы ни чувствовали, пребывайте с этим чувством и некоторое время расслабляйтесь.
Затем представьте, что если страх внутри вас, то ваше критиканство, сомнения, гордость или что-то другое, что в вас сидит, стало вам другом. Представьте, что вас не пугают ваши чувства и эмоции.

Другая причина, почему может быть трудно пребывать со своими чувствами, в том, что нас немного пугают наши неукротимые чувства и эмоции. Это нормально. Но по той же причине нам требуется немного мужества, чтобы дружески пожимать руки своим чувствам. В нас должна быть готовность почувствовать страдание, готовность принять несколько ударов. Для большей понятности представьте, как взрослый человек старается унять истерику любимого ребенка. Малыш заходится в крике, дерется и пинается, и всякий раз, когда взрослый нежно прикасается к нему, отталкивает его руку. Но мы же знаем, что ребенок просто взвинчен и что по сути своей он прекрасен, мил и хорош, даже в этом истерическом состоянии. Взрослый раз за разом старается успокоить и приголубить его, хотя он снова и снова отпихивается. В конце концов малыш угомонится и примет открытое проявление любви. Примерно так может выглядеть рукопожатие с нашими прекрасными чудовищами. В глубине себя прекрасное чудовище и само хочет дружить с нами и быть свободным.

ПОПРОБУЙТЕ СЛЕДУЮЩЕЕ:
Представьте ребенка, который заходится в истерике, молотит руками и ногами. Представьте, что всем сердцем любите малыша и готовы приласкать и успокоить его, даже когда он на первых порах яростно отбивается. А теперь представьте, что точно такое же отношение вы готовы предложить самим себе и вашим прекрасным чудовищам.

Что препятствует рукопожатию

Существуют четыре препятствия к рукопожатию: подавление, игнорирование, потакание и инъекция противоядия. Это очень стойкие психические привычки, вероятно, они главным образом и определяют наше отношение к собственным чувствам и эмоциям. Важно понимать, что рукопожатие не имеет ничего общего ни с одной из этих привычек.

Большинство из нас весьма искусны в навыке подав­ления. Бывает, что неприятное чувство или эмоция вдруг находят на нас в самое неподходящее время, и мы их заталкиваем назад в глубины, откуда они вынырнули, или, как говорится, заметаем под ковер. На какое-то время такой прием срабатывает, однако подавление забирает у нас энергию, а подавленное чувство или эмоция все равно находят лазейку, чтобы снова прорваться наружу. Предположим, в нас засело прекрасное чудовище неверия в собственные силы или убеждения в своей ничтожности. Когда возникают подобные чувства, мы не впускаем их в себя и не прислушиваемся к ним, а автоматически осуждаем их как болезненные и неприемлемые и загоняем назад в подсознание.

А вот другая хорошо всем знакомая стратегия — игнорирование. Мы просто убегаем от прекрасного чудовища, иными словами, отвлекаемся на что-нибудь другое. Куда же мы убегаем? Мы можем отвлечься на что-то хорошее, скажем, заняться делами духовными, отдаться потоку мыслей, а может, просто включаем киношку. Беда в том, что в долгосрочном плане игнорирование нисколько не помогает исцелить наших прекрасных чудовищ. Если мы упорно не желаем видеть их, в какой-то момент нам может показаться, что они и правда ушли, но на самом деле они никуда не делись. Пренебрежение болезненным чувством собственной ничтожности, поиск забвения в телесериалах не помогают прорабатывать чувства или справляться с ними. Это всего лишь пластырь на ранку, но не ее лечение.

Другой распространенный тип реакции — потакание. Рукопожатие, при котором мы не стараемся отбиться от прекрасного чудовища или укротить его, может показаться довольно похожим на потакание, но это разные вещи. При рукопожатии мы знакомимся с прекрасным чудовищем и пребываем с ним бок о бок, тогда как потакание означает, что мы поверили в его россказни, следуем им и позволяем им подчинить нас. Потакая сомнениям в себе, мы все глубже загоняем себя в настрой на собственную беззащитность и подчиняем наш ум все тем же знакомым байкам о собственной никчемности.

Последняя стратегия, инъекция противоядия, подразумевает, что мы применяем какое-либо средство или призываем на помощь отговорку, а может, рационализацию, чтобы «исправить» проблему. На поверхностный взгляд, подход вполне разумный: раз у нас есть трудность или вредная привычка, значит, мы беремся устранить ее, так же как устраняем поломку автомобиля или велосипеда. Данная стратегия сродни введению антидота: мы накладываем нейтрализующее средство, эмоцию или мысль на чувство собственной ничтожности, чтобы изгнать его, свести на нет. Другое дело рукопожатие: оно означает непосредственно испытывать ранящее чувство, не стараясь прогнать его. Еще один пример стратегии противоядия — это убеждать себя, что все прекрасно, хотя на самом деле чувствуешь, что все очень не в порядке. Рукопожатие означает, что ты чувствуешь собственное неблагополучие и стараешься подружиться с ним. Стратегия противоядия включает самые разнообразные психологические и духовные уловки. Но рукопожатие и противоядие — совсем разные вещи. При рукопожатии мы не пытаемся устранить «поломку», мы просто встречаемся и сопребываем с нею, стараемся подружиться с нашими прекрасными чудовищами.

Стратегия инъекции противоядия — ближний враг рукопожатия, ведь их так легко спутать. Дальний враг — это тот, что очевиден, мы можем видеть, что он глядит нам в лицо. А ближний враг полон коварства; он маскируется под друга, он так близко, что нередко неви­дим или мы даже не знаем, что он нам враг. Противоядие и есть нечто вроде ближнего врага. Предположим, мы перепробовали много способов справиться с неверием в себя, но все без толку, и вдруг узнаем, что есть такой способ, рукопожатие называется. «Ого, — думаем мы, — звучит многообещающе; это, надо понимать, техника тонкая и мягкая. Пожму-ка я руки моим прекрасным чудовищам, они и рассосутся или уберутся восвояси!» С такой установкой мы точно сползем в стратегию противоядия, которая исподволь подрывает наше рукопожатие.

Как только мы познакомились с нашими чувствами и по-настоящему прочувствовали их, мы можем просто пребывать с ними. На первых порах не заводите с ними разговоров, просто сопребывайте с ними. Как только получится сопребывать с ними, произойдет сдвиг, и наши чувства и прекрасные чудовища начнут мало-помалу проникаться к нам доверием. Доверие будет расти, потому что мы больше не подавляем их и не отворачиваемся от них. Когда они набрасываются на нас, мы просто соприкасаемся с ними, но никак не даем сдачи. Руко­пожатие имеет связь с открытой любовью. Когда они рассказывают свои истории, мы слушаем. Тогда они начнут открываться нам и в конце концов зададут вопрос.

Тогда-то мы наконец можем повести с ними разговор. Мы можем делиться с ними мудростью, приводить разумные доводы. Мы можем сказать им: «Это реально, но не есть правда». Чувство реально, но его посыл неверен. Да, ты и правда чувствовал собственную ничтожность, но ты не ничтожен. Ум сможет послать чувствам сообщение, потому что мы завоевали их доверие. А чувства смогут общаться с прекрасными чудовищами. Когда прекрасное чудовище начнет понимать и чувствовать — «Я никакое не чудовище», — тогда и может произойти исцеление. До тех пор пока мы не прикоснемся к прекрасным чудовищам своим сознаванием, с доброжелательностью и неосуждением, как бы мы ни распинались, что бы ни говорили, прекрасному чудовищу все будет безразлично. Мы можем до бесконечности увещевать его, но никакой пользы не добьемся. Тогда что сейчас изменилось? А вот что: вместо того чтобы читать нотации, мы начинаем просто пребывать рядом с непосредственным чувством прекрасного чудовища. Это и есть доброта.

Наилучший исход — это если у прекрасного чудовища трансформируется его эмоциональный центр. Если нет, сначала могут трансформироваться окружающие чувства, тогда в конце концов преобразуется и центральное чувство тоже. В эмоциональной сфере вполне могут сосуществовать одновременно и благополучие, и неблагополучие. Самое лучшее — это если само неблагополучие перейдет в благополучие. Но иногда бывает, что крохотный уголок в вашем сердце остается неблагополучным, тогда как на остальной «сердечной территории» все в полном порядке. Что делать в этом случае? Вы признаете, что благополучные части — вот они, здесь, а сами продолжаете заботиться о неблагополучном уголке, продолжаете сопребывать и с ним тоже.

Прекрасные чудовища обладают способностью сами собой освобождаться; и свое разумение у них тоже есть. Что мы в этом случае делаем? А просто не тревожим их, не уводим в ложном направлении, просто позволяем засиять их собственной природе. Когда мы не подав­ляем, не игнорируем и не пытаемся укротить или исправить их, мы тем самым проявляем к ним уважение. Тогда и может произойти освобождение. Здесь мы подходим к щекотливому моменту: если мы слишком много знаем об этом самоосвобождении, у нас могут образоваться ожидания. А ожидания способны подпортить наше открытое доброжелательное отношение к прекрасным чудовищам и тем самым пустить насмарку рукопожатие. Потому что желание изменить прекрасное чудовище само по себе тоже не что иное, как прекрасное чудовище.

Когда к вам приходит мысль: «Ах вот оно что, рукопожатие — это просто способ дать прекрасному чудовищу раскрыться», — поймайте эту мысль и пожмите ей руку. Если проделаете так несколько раз, ожидания забудут к вам дорогу.

Рукопожатие в четыре шага

Рукопожатие позволяет нашему сознаванию пребывать со всем, что только ни происходит в нашей чувственной сфере, без суждений и сопротивления. Практику рукопожатия можно разложить на четыре шага: встреча, пребывание, ожидание и общение. Подготовиться к практике рукопожатия помогает изученная нами в главе 2 техника сбрасывания. Однако не все можно так запросто взять и сбросить: существуют более глубокие, прилипчивые болячки, требующие большего внимания, большего сопребывания, более длительного ожидания и больше любви. По жизни мы большие мастера подав­лять, потакать и применять противоядия. Такие прочные привычки сломать трудно. Между сознаванием и непосредственными чувствами порой скапливаются многие пласты страха, осуждения, противодействия и сопротивления. Практика рукопожатия — способ навигации сквозь эти пласты. Мы учимся с достоинством входить в наш внутренний мир через главную дверь, вместо того чтобы дергаться, суетиться и ходить вокруг да около.

Альпинисты, когда готовятся штурмовать высочайшие вершины планеты — скажем, Эверест, — сначала разбивают базовый лагерь, опорное место, куда можно при необходимости возвращаться, чтобы восстановиться и накопить силы для решающего броска. Личный базовый лагерь дает вам спокойное пространство вдали от необузданных эмоций, безопасный приют, где вы сможете укрыться, когда они слишком сильно обожгут вас. Базовым лагерем может служить точка фокусирования практики внимательности — скажем, нейтральные телесные ощущения (особенно подойдут ладони и стопы), — за чем могут идти отслеживание собственного дыхания или практика плавного дыхания из главы 3. Вы можете время от времени возвращаться в свой базовый лагерь, сделав это частью практики рукопожатия.

Шаг 0. Сбрасывание

Для начала примите расслабленную позу, как и для предыдущих практик, но спина должна быть прямой, а все тело расслабленным. В течение нескольких минут сбрасывайте думающий ум и заземляйте сознавание в теле. Если считаете, что вам это поможет, проделывайте упражнение из главы 2: поднимайте руки и давайте им под действием силы тяжести падать вам на бедра с громким шлепком, а сами делайте сильный выдох. Три вещи случаются одновременно: думающий ум сбрасывается в тело, руки падают на бедра, а вы делаете глубокий выдох. Потом некоторое время сохраняйте состояние покоя в теле без каких-либо намерений.

Не стремитесь ни к какому особенному состоянию или ощущению. Просто соединитесь с тем, что есть, с опытом переживания своего тела в настоящем моменте. Неважно, тепло вам или прохладно, приятно или неприятно, зажаты вы или раскованы, кипит ли у вас внутри или занемело, — что бы ни чувствовало тело, то и хорошо. Какое-то время пребывайте с этим, а потом проделывайте упражнение несколько раз, пока не почувствуете, что более или менее закрепились в своем теле. По мере того как сознавание пропитывает ваше физическое тело, просто сопребывайте с телес­ными ощущениями, какими бы они ни были. Может случиться так, что выскочит некое намерение — скажем, пережить особенный конкретный опыт или избежать чего-либо. Всякий раз мягко отпускайте любые намерения. Так вы позволите чему-то, что естественно просится наружу, войти в поле вашей осознанности.

Шаг 1. Встреча

А теперь позвольте сознаванию плавно проникнуть в вашу чувственную сферу. Распахните сознавание для различных настроений, чувств и эмоций. Никакой цели, никаких задач перед собой не ставьте. Просто встречайтесь со всеми чувствами и эмоциями, неважно, какие они. Не ищите чего-либо конкретного, приятного или возвышенного, пребывайте со всем, что проявляется. Если вам неприятно, пребывайте с этим ощущением. Если вам тревожно, пребывайте с этим чувством. Если ощущаете злость, напряжение или усталость, пребывайте с этими эмоциями, растворяйтесь в них. Если чувствуете себя отлично, умиротворенно и расслабленно, пребывайте с этими чувствами. Если ничего не можете почувствовать, пребывайте с этим онемением чувств или пребывайте в умиротворении.

Чувства и эмоции приходят и уходят по собственному «расписанию», нам не надо доискиваться их. Они всегда переменчивы, вот вам приятно, а вот неприятно, а потом снова приятно. Чем бороться с каждым меняющимся чувством, мы лучше просто познакомимся с ними и без всяких задних мыслей позволим проявляться тому, что проявляется. Продолжайте поддерживать контакт с чувственной сферой с таким открытым, благожелательным настроем. Как только всплывает желание избавиться от чего-либо или, наоборот, зацепиться за что-либо, спокойно признайте это и сопребывайте с этим. Препятствие это или критика, просто сознавайте это и пребывайте с этим. Считайте, что устроили банкет, а теперь стоите в дверях и гостеприимно встречаете все чувства, какие соизволят к вам явиться. Если проявляется нечто более глубокое и сильное, это может быть прекрасное чудовище. Это тоже нормально.

Данная практика встречи, или знакомства, состоит в том, что вы протягиваете руку и здороваетесь. Сначала мы просто позволяем мыслям приходить и уходить и стараемся пребывать с нашими чувствами и эмоциями, а позже мы распространим практику рукопожатия на все вообще, включая рассказы, которые сами себе рассказываем о жизни, и внутренние голоса.

Шаг 2. Пребывание

Перестаньте отворачиваться. Перестаньте прятаться. Повернитесь к этому. Прикоснитесь к этому. Чувствуйте это. Слушайте это. Как только вы начинаете практиковать такое отношение, вы позволяете выйти на свет вашим исходным, непосредственным чувствам. Ничего особенного делать не надо, просто пребывайте с ними.

Не подавляйте, не избегайте, не потворствуйте и не хватайтесь за противоядие. Мы и без того слишком долго предавались этим занятиям, что не слишком-то помогло. Не наладило здоровых отношений с нашими чувствами. Так что давайте попробуем что-нибудь другое. Просто пребывать. Пребывать — не значит подчинять. Мы привыкли считать, что «быть» означает быть совместно с чем-либо. Но можно же просто пребывать без объекта. Просто пребывать с самим своим бытием. Мало-помалу мы можем научиться просто пребывать с тем, кто переживает, без определенного переживаемого объекта. Естественно, пребывать в бытии как таковом. Просто пребывайте — и, пока мысли и эмоции продолжают возникать и двигаться, с вами будет оставаться неподвижность бытия.

Со временем рука перестает нуждаться в предмете, который надо держать, рука сама становится покоем, неподвижностью. Если такой опыт органично разо­вьется из рукопожатия, это хороший знак. Рукопожатие — интимный способ бытия. Это не то что быть наблюдателем, ведь последнее более безопасно и предполагает дистанцию. Когда к вам приходят прекрасные чудовища, наблюдение с расстояния вам мало чем помогает. Оно не в такой мере, как рукопожатие, затрагивает чувственную сферу. Просто пребывайте со всем исходным материалом, что всплывает на поверхность чувственной сферы, не судя и не оценивая, и расслабляйтесь.

Если на ваш банкет заявится такое чувство, как шальной гнев: «Я сейчас здесь все сокрушу!» — подайте ему руку. Он, это прекрасное чудовище, не подаст вам в ответ руки. А вы проявляйте доброжелательность и просто пребывайте рядом. Даже если прекрасное чудо­вище отвесит вам затрещину или пинок, ничего страшного. Примите это. Будьте готовы пострадать. Оттого они такие воинственные, наши прекрасные чудовища, что мы слишком долго подавляли их. Проявите мужество: «Ладно, я готов пострадать». Если поймали себя на том, что осуждаете их, отступите на шаг и пожмите руку своему осуждению. Если замечаете у себя некое намерение — скажем, чтобы эмоция исчезла, — совершите с ним рукопожатие. Если заме­чаете у себя отвращение к эмоции или нетерпение, пожимайте руки и им. Продолжайте пожимать руку всякому, что к вам является.

Примените радикальный подход: целиком присутствуйте со своими чувствами и эмоциями, без всякого сопротивления. Вы почти сдаетесь на милость при­родной мудрости ваших эмоций, доверяете ей. Это огромный шаг. Он требует известной силы воли и известной отваги. Чувствовать нечто, чего мы всегда избегали, не так-то просто. Переживание может быть очень сильным. Страшно с разбега бросаться в неведомое. Однако если настало правильное время, вам надо сделать этот шаг. Если чувствуете нерешительность или внутреннее сопротивление, пожмите руки этим прекрасным чудовищам.

Это выглядит почти как потакание, однако это совсем не потакание. Если эмоция говорит: «Я этого не выдержу», вы не должны верить ей, просто ощущайте ее. Если чувство говорит: «Я сейчас все здесь разнесу», просто чувствуйте эту эмоцию, а ее приказов не слушайтесь. Позволяйте сознаванию во всей полноте прочувствовать чувство, без сопротивления, без суждения. Это и есть практика пребывания.

Шаг 3. Ожидание

Продолжайте практиковать пребывание; отведите на это некоторое время. Не спешите и не подгоняйте себя. Вам ничего не надо осуществлять. Вы наводите мосты дружбы, а это требует времени. Раз можете пребывать, продолжайте в том же духе и ждите. Ожидание — это тоже проявление доброты, сострадания. Практикуйте терпение. В нашем случае терпение не направлено на конкретную цель вроде: «Я буду терпелив с тобой, пока ты не уйдешь и не избавишь меня от своего присутствия». Такого рода цели заведут нашу практику в тупик. Для нас терпение означает вот что: «Можешь оставаться сколько захочешь. Мне больше не важно, останешься ты или уйдешь. Мы с тобой теперь друзья».

Данная стадия, ожидание, дает время улучшить качество рукопожатия и убедиться, что вы не подгоняете события к тому, чтобы что-то произошло, в противном случае рукопожатию вредит стратегия противоядия. Вы можете поторопиться и до времени начать читать нотации своим прекрасным чудовищам — еще до того, как они доверятся вам и будут готовы слушать вас. Просто ожидайте и расслабляйтесь.

Наступает особенное облегчение, когда действительно смотришь внутрь себя и просто чувствуешь свои чувства. Этим вы проявляете верность себе. Подавляя чувства и избегая их, вы рискуете почувствовать эмоциональную бесприютность, как будто вы утратили центральное положение в своей чувственной сфере. Это дар — смотреть в себя и чувствовать то, что чувствуется, избегая оценок и суждений. Это как плакать, когда сердце желает дать выход печали, или вздремнуть, когда совсем вымотаны, или съесть что-то питательное, когда ощущаете упадок сил и голод. Это как попросить обнять и пожалеть себя, потому что вы набили шишку, и получить в ответ крепкие теплые объятия, говорящие о полной поддержке. Мы и сами можем давать себе такого рода облегчение и поддержку, но для этого надо обращаться лицом к боли, а не отворачиваться от нее.

Шаг 4. Общение

Раз вы теперь можете просто пребывать со своими прекрасными чудовищами, они могут начать оттаивать, открываться. На самом деле они и сами хотят стать вам друзьями. Они хотят свободы. И в какой-то момент могут даже о чем-то спросить вас. Вот тогда вы можете по-настоящему говорить с ними. Мы мягко скажем им: «Это реально, но не истинно. Ваша боль реальна. А ваш рассказ не отражает истины». И они будут нас слушать.

Как только чувствуете, что бесследно исчезли ваши планы что-то починить, изгнать или рассеять, вы можете заметить сдвиг. Происходит нечто магическое и нежданное, когда мы бросаем попытки укротить прекрасных чудовищ, когда оставляем попытки прогнать их прочь. Необузданные эмоции, зацикленность, оцепенение не так страшны, как кажется.

Тогда и происходит подлинное исцеление. Теперь у вас наладились здоровые отношения между умом и чувствами, и потому возможно любого рода общение, причем двустороннее. Вы можете делиться своими разумением и пониманием. А прекрасные чудовища, со своей стороны, принесут собственное разумение, и мы тоже сможем учиться у них.

Например, опыт рукопожатия с сомнениями в себе может просветить нас насчет подсознательной боязни успеха и процветания и научить глубоко сострадать тем, в ком сидит такое же прекрасное чудовище. Стоит подружиться с нашими прекрасными чудовищами, и мы перестаем бояться самих себя.

Автор: Цокньи Ринпоче

Современный мастер тибетского буддизма, сын и духовный наследник мастера дзогчен Тулку Ургьена Ринпоче. Настоятель монастыря Нгедон Осел Линг в Непале.