Драгоценное солнце. Памяти Тралега Кьябгона Ринпоче

Тралег Кьябгон Ринпоче и ЕС Далай-Лама
Тралег Кьябгон Ринпоче и Его Святейшество Далай-лама XIV
Тралег Кьябгон Ринпоче и ЕС Далай-Лама
Тралег Кьябгон Ринпоче и Его Святейшество Далай-Лама XIV

Преподобный Тралег Кьябгон являлся авторитетным современным буддийским учителем. Он родился в 1955 году в Восточном Тибете и в раннем возрасте был признан Его Святейшеством Гьялвой Кармапой в качестве девятого воплощения тулку Тралега, представляющего одну из важнейших линий тулку в традиции кагью тибетского буддизма.

Будучи президентом и духовным директором буддийского института E-Vam (Мельбурн, Австралия, с центром в Нью-Йорке, США), он регулярно читал лекции и проводил семинары по буддизму по всему миру и имел репутацию высокоэрудированного исследователя-практика. Он был известен своим пониманием мира Запада и знанием западных школ психологии и сравнительного религиоведения, к которым относился с большим уважением. В 2000-е вёл активный диалог с американским философом Кеном Уилбером, обсуждая вместе с ним концепцию интегрального буддизма. Некоторые из этих идей получили дальнейшее развитие и были изложены Уилбером в книге «Четвёртый поворот: Перспективы интегрального буддизма» (2014).

Тралег Ринпоче является автором ряда заслуживших признание книг по буддизму махаяны и ваджраяны, в частности таких книг, как «Сущность буддизма» (издавалась в том числе и на русском языке) и «Ум налегке: Самоосвобождение посредством медитации махамудры» (Mind at Ease: Self-liberation through Mahamudra Meditation). В настоящее время издательством «Ориенталия» готовится перевод его труда «О влиянии йогачары на махамудру» [редакторское дополнение: русское издание опубликовано в январе 2017], рассматривающего взаимоотношение философии йогачары и буддийской тантры. Ушёл из жизни 24 июля 2012 года.1

Памяти Тралега Ринпоче

Кен Уилбер

Кен Уилбер и Тралег Кьябгон Ринпоче

24 июля в 12:10 ушёл в паринирвану Тралег Кьябгон Ринпоче. Его кончина не только вызвала глубокий шок, но и оказалась настоящей трагической утратой для мира духовности в общем и буддизма в частности. Что ж, на самом деле это трагическая утрата для мира в целом. Тралег принадлежал той когорте людей, которых можно назвать подлинными космополитами, — он был настоящим всемирным человеком, обладавшим не только глубинным пониманием восточной культуры и практик, но и действительно глубокими познаниями о Западе и его различных философских течениях.

На первую нашу с ним встречу, — состоявшуюся благодаря доброте нашего общего друга и основателя издательства «Shambhala» Сэма Беркольца, — Тралег пришёл со списком, включавшим две колонки, озаглавленные «В чём Кен прав» и «В чём Кен не очень прав». В результате нам удалось провести одну из самых интеллигентных, просветлённых и просвещённых дискуссий об интегральной мысли, в которой я когда-либо участвовал.

Тралег был настоящим всемирным человеком, обладавшим не только глубинным пониманием восточной культуры и практик, но и Запада с его различными философскими течениями

Оказалось, что мы с ним сходились во мнениях относительно большего количества вещей, чем было разногласий, так что мы провели несколько совместных публичных воркшопов, зачастую фокусируясь на вреде, который наносится подлинной духовности крайним постмодернизмом. Но что было удивительно в отношении Ринпоче, так это то, что, несмотря на то, что он был очень авторитетным учителем в тибетской системе, он не был исключительно традиционалистом. Он хотел сохранить чистоту буддизма, но также он хотел, чтобы тот вошёл в современный и постсовременный мир. Поэтому его (как и меня) очень тревожили некоторые из популярных форм буддизма, которые одновременно и искажали его традиционное понимание, и препятствовали его дальнейшему эволюционному развитию.

В особенности его крайне беспокоил воинственный антиинтеллектуализм, заразивший столь значительную часть американского буддизма (и духовности в целом), а также распространённая путаница постмодернистских убеждений («все вещи равны») с буддийскими истинами (признававшими в равной степени и абсолютную, и относительную истины). На мой взгляд, Тралег Ринпоче был одним из первых по-настоящему интегральных буддистов. Мы как раз планировали написать вместе книгу, посвящённую этим общим идеям, и в процессе уже подготовили стенограмму наших семинаров, когда поступили известия о его кончине.

Особенно его беспокоил воинственный антиинтеллектуализм, заразивший столь значительную часть американского буддизма и духовности в целом

Теперь, увы, мир лишился этого сильного голоса, ратовавшего за Четвёртый поворот Колеса Дхармы. Те из нас, кто был с ним знаком и считал его своим Учителем, никогда его не забудут — его поразительный и эрудированный интеллект, его глубокую просветлённость, его приятный характер и глубочайшую любовь к распространению Истины. Но даже того сравнительно недолгого периода, в течение которого он был с нами, хватило, чтобы продемонстрировать, что подлинное единение Востока и Запада действительно является реальной и необычайной возможностью — возможностью, от которой ныне зависит будущее всего человечества.

Кен Уилбер

На английском языке общедоступна публичная беседа между Кеном Уилбером и Тралегом Ринпоче, состоявшаяся 21 октября 2006 года в г. Боулдер, шт. Колорадо (США). 

Драгоценное солнце
Духовные наставления Падмы Карпо

Сие человеческое тело, которым ты обладаешь, не принадлежит тебе.
Оно взято взаймы, и ты не будешь им обладать бесконечно.
Пока ты можешь сделать что-то ценное,
Не считаешь ли ты, что тебе стоит воспользоваться этой возможностью?
Пожалуйста, обрати свой ум вовнутрь и поразмысли над этим.

Благоприятные мысли имеют лишь временную природу,
Они подобны вспышке молнии ночью на фоне грозовых облаков.
В те редкие моменты, когда к тебе на миг возвращается разум,
Не считаешь ли ты, что тебе стоит проявить усердие, чтобы как-то этим воспользоваться?
Пожалуйста, обрати свой ум вовнутрь и поразмысли над этим.

Все обусловленные вещи непостоянны и подвержены изменениям.
Если ты взглянешь пристальнее на обусловленные явления,
То обнаружишь, что у них нет неизменной сущности.
Не считаешь ли ты ошибкой столь жадно увлекаться приобретением вещей?
Пожалуйста, обрати свой ум вовнутрь и поразмысли над этим.

Внешнее проявление феноменального мира сходно с переживаниями твоих снов:
Не будучи исследованным, оно может принести временное удовольствие твоему омрачённому уму;
По внимательном же осмыслении ты увидишь, что в нём нет никакой твёрдой и неизменной опоры.
Не считаешь ли ты, что тебе стоит применить критический анализ, чтобы прозреть в отношении этого?
Пожалуйста, обрати свой ум вовнутрь и поразмысли над этим.

Если ты внимательнее взглянешь на свои повседневные действия,
То обнаружишь, что они не заслуживают такой приверженности с твоей стороны.
Ты — не обладающий властью деятель, а жертва собственных проекций.
Не считаешь ли ты, что тебе лучше пристально в это вглядеться?
Пожалуйста, обрати свой ум вовнутрь и поразмысли над этим.

Когда ты в достатке, друзья и родственники собираются вокруг тебя, подобно облакам,
Но когда ты становишься беден, они разбегаются в разные стороны.
Они и в самом деле такие поверхностные спутники.
Не считаешь ли ты, что тебе стоит посмотреть внутрь себя и задаться вопросом, зачем они тебе нужны?
Пожалуйста, обрати свой ум вовнутрь и поразмысли над этим.

Быть может, ты построил себе дворец и живёшь в роскоши,
Но ты всё ещё не свободен от страдания.
Временные удовольствия, которые ты, быть может, получишь, никогда не заменят непреходящее счастье.
Не считаешь ли ты, что тебе стоит посмотреть на свою привязанность и что-то с нею сделать?
Пожалуйста, обрати свой ум вовнутрь и поразмысли над этим.

Будучи ребёнком, ты попусту тратишь своё время в неосмысленной деятельности;
Будучи взрослым, ты попусту тратишь своё время в более масштабной деятельности.
Ты растрачиваешь всё своё время, будучи пойманным в сеть конфликтов силой влечения и отвращения.
Не считаешь, что тебе стоит посмотреть на свои эмоции и что-то с ними сделать?
Пожалуйста, обрати свой ум вовнутрь и поразмысли над этим.

Когда к тебе незаметно приходит старость, как вор, захватывая тебя врасплох,
Твои умственные способности и физическая сила только лишь ухудшаются.
Сопутствующее старости страдание лишь усиливается, если отсутствует духовное устремление.
Не стоит ли тебе поразмыслить о своей жизни?
Пожалуйста, обрати свой ум вовнутрь и поразмысли над этим.

Когда ты покидаешь сей мир, то не знаешь, куда направляешься;
Страх и ужас перед бардо велики;
Когда ты будешь лежать на смертном одре, у тебя будет множество сожалений.
Не стоит ли тебе окинуть взором свою жизнь, пока ещё не поздно?
Пожалуйста, обрати свой ум вовнутрь и поразмысли над этим.

Эта жизнь столь хрупка, что ты никогда не можешь быть уверен, что доживёшь до заката:
Самые разные неблагоприятные события могут прекратить твою жизнь.
Нет причин верить в непрерывность своей жизни.
Не стоит ли тебе быть осторожнее в отношении итога своих устремлений?
Пожалуйста, обрати свой ум вовнутрь и поразмысли над этим.

Хоть утром тебя и знали живым,
Ты можешь уже к вечеру за одно мгновение превратиться в труп.
Назавтра всё, что от тебя останется, это имя.
Не стоит ли тебе иметь меньше ожиданий от жизни?
Пожалуйста, обрати свой ум вовнутрь и поразмысли над этим.

Когда приблизится час роковой, ты покинешь своих родственников и друзей
И не сможешь с собою забрать все богатства, накопленные при жизни.
Тебе придётся покинуть сей мир в одиночку.
Разве ты не предвидишь, как будешь в ужасе орать, если не имел духовного устремления?
Пожалуйста, обрати свой ум вовнутрь и поразмысли над этим.

С каждым утекающим мгновением ты становишься всё ближе к своей смерти.
Твоя жизненная сила подобна капле росы на травинке и может исчезнуть в любой момент.
Постоянство твоего дыхания подобно держащей тебя непрочной верёвке.
Не стоит ли тебе осознать, что эта хрупкая связь может в любое время разорваться?
Пожалуйста, обрати свой ум вовнутрь и поразмысли над этим.

В свои неосознанные моменты ты ошибочно принимаешь тривиальное за значимое.
Обретя человеческое тело, столь же драгоценное, сколь и бесценная жемчужина,
Ты им пренебрегаешь, как какой-то дешёвкой.
Не подобно ли это бросанию на ветер всего, что ты наиболее ценишь?
Пожалуйста, обрати свой ум вовнутрь и поразмысли над этим.

Ты обрёл это тело путём накопления заслуг, а не случайно.
Если ты воспользуешься им с мудростью, оно приведёт тебя к твоей подлинной цели.
Пренебрежение же этим подобно утрате ценного средства передвижения.
Так не стоит ли тебе что-то сделать в отношении этого?
Пожалуйста, обрати свой ум вовнутрь и поразмысли над этим.

Когда ты слышишь от других лесть, твоё настроение улучшается;
Ты тратишь дни и ночи напролёт, вовлекаясь в бессмысленную болтовню или слушая её.
У каждого действия есть соответствующая причина и следствие.
Так не стоит ли тебе стать более сознательным в отношении того, что ты делаешь?
Пожалуйста, обрати свой ум вовнутрь и поразмысли над этим.

Когда ты наедине с собой, то размышляешь о том, как себя развлечь;
Когда ты с другими, то надеешься на то, что они тебя развлекут или же ты развлечёшь их.
Это причинит страдание одним и раздует и так уже непомерное эго у других.
Разве не ошибка — предаваться этому?
Пожалуйста, обрати свой ум вовнутрь и поразмысли над этим.

Будучи человеком, ты стремишься соревноваться с теми, кто превосходит тебя,
И попирать тех, кто слабее тебя.
Те же, кого ты считаешь себе равными, вселяют в тебя зависть.
Разве подобные взаимодействия не источник всех твоих мучений?
Пожалуйста, обрати свой ум вовнутрь и поразмысли над этим.

Ты хочешь хорошей жизни, но всегда делаешь то, что тебя от неё отдаляет,
И, пытаясь обеспечить себе удовлетворительную жизнь, обращаешься к тому, что служит причиной страдания.
Ты стал рабом своих импульсов.
Не указание ли это, что ум твой ещё не укрощён?
Пожалуйста, обрати свой ум вовнутрь и поразмысли над этим.

Всё, что делают те, кто тебя превосходит, воспринимается тобою как вереница ошибок и проступков,
При этом ты притесняешь тех, кто ниже тебя, вместо того, чтобы их защищать.
Речами своими ты высмеиваешь тех, в ком видишь равных себе.
Разве ты не видишь, насколько насильственны твои тело, речь и ум?
Пожалуйста, обрати свой ум вовнутрь и поразмысли над этим.

Когда сотрудничаешь с другими и всё идёт хорошо, ты хочешь приписать все заслуги себе;
Когда работа выполняется плохо и поступают жалобы, ты обвиняешь других.
Ты совсем потерялся в своих закулисных играх.
Не лицемерен ли твой подход?
Пожалуйста, обрати свой ум вовнутрь и поразмысли над этим.

Даже когда ты посвящаешь время слушанию, созерцанию и медитации на учениях,
Ты это делаешь лишь с целью повысить свой статус в глазах других.
Когда ты поступаешь нравственно, то только с целью обрести уважение в глазах людей.
Не считаешь ли ты, что лучше заняться чем-то, что принесёт пользу тебе самому?
Пожалуйста, обрати свой ум вовнутрь и поразмысли над этим.

Когда ты занимаешься своим образованием и обучением, на тебя накатывает лень;
Когда ты предпринимаешь небольшое усилие помедитировать, твой ум одолевают отвлечения.
И вот внезапно ты желаешь стать духовным учителем для других.
Не преувеличиваешь ли ты свои заслуги?
Пожалуйста, обрати свой ум вовнутрь и поразмысли над этим.

Не осознавая, каким ты стал шарлатаном, другие осыпают тебя знаками смирения и уважения,
Тогда как внутри, для самого себя, ты давно уже обезумел.
Ты обезумел от власти и богатств, которые накопил.
Разве такая власть не плод самообмана и лжи?
Пожалуйста, обрати свой ум вовнутрь и поразмысли над этим.

Если ты так поступаешь и не практикуешь Дхарму, как должно,
И ты, и твой учитель в результате окажетесь подобны хулиганам из-за твоей отрицательной кармы.
Материальные богатства, полученные посредством духовности, переварить непросто.
Разве рано или поздно ты за них не поплатишься?
Пожалуйста, обрати свой ум вовнутрь и поразмысли над этим.

В эти дни и в эту эпоху очень важно, чтобы ты пришёл к какому-то решению;
Тебе необходимо довериться другим, какое бы положение они ни имели.
Простого следования интересам своей личной безопасности никогда не будет достаточно.
Разве не горька неспособность наполнить свою жизнь удовлетворением?
Пожалуйста, обрати свой ум вовнутрь и поразмысли над этим.

Жизнь кратка, а научиться надо столь многому;
Я советую тебе ухватывать самые сутевые моменты,
Затем уединяться и медитировать на них.
Разве тебе не стоит заниматься чем-то подобным?
Пожалуйста, обрати свой ум вовнутрь и поразмысли над этим.

В большинстве стран преобладают силы бездуховности;
Ты должен заниматься духовной практикой своими усилиями.
Не обращай внимания на то, что говорят другие, — продолжай практиковать.
Если ты будешь хорошо практиковать в течение жизни, то хорошо проживёшь;
Когда придёт время умереть, ты хорошо умрёшь, не имея никаких сожалений.

Все твои переживания мира зависят от твоего ума.
Если ты будешь неуклонно практиковать внимательность, чтобы приручить свой ум,
Тогда, даже если весь мир пойдёт против тебя,
Он не сможет навредить тебе
Чем-то большим, нежели задев кончик волоса на твоём теле.

Когда ты проанализируешь сансару и нирвану при помощи различающей мудрости,
То обнаружишь, что нечего открывать.
Это известно как Великое прозрение.
Это прозрение ты не обретаешь с чужих слов.
Ты обретаешь его потому, что оно есть естественная природа твоего бытия.

В сердце страны Снежных Гор я, Падма Карпо, написал сей текст, дабы он служил мне напоминанием, а также дабы поддержать других в том, чтобы они продолжали практиковать. Я молюсь о том, чтобы учения Будды процветали ещё очень долгое время.2

  1. В 2013 году Его Святейшество 17-й Кармапа Оргьен Тринле Дордже признал новое воплощение тулку Тралега — Тралега Янгсе Ринпоче.
  2. Перевод духовных наставлений Падмы Карпо «Драгоценное солнце» с тибетского: Тралег Кьябгон Ринпоче (1955–2012). Текст приводится по приложению к его книге «Ум налегке: Самоосвобождение посредством медитации махамудры» (на русск. яз. не издавалась; оригинальное издание: Kyabgon T. Mind at Ease: Self-Liberation Through Mahamudra Meditation. — Boston & London: Shambhala, 2004. Pp. 229–235.). Пер. с англ.: Е. Пустошкин, 2015. Публикация русского перевода данных наставлений посвящается памяти Тралега Ринпоче и производится на благо всех искателей.

Автор: Кьябгон Тралег

Тибетско-буддийский учитель махамудры, признанный девятым воплощением линии тулку Тралега. Президент и духовный директор буддийского института E-Vam (Мельбурн, Австралия; Нью-Йорк, США). Автор ряда книг, таких как «Сущность буддизма», «Ум налегке: Самоосвобождение посредством медитации махамудры» и «О влиянии йогачары на махамудру». Вместе с Кеном Уилбером развивал идеи интегрального буддизма.