Сущностная реализация и проработка шизоидоподобных защит

Предлагаем вашему вниманию небольшой отрывок из пока ещё не переведённой на русский язык книги мастера трансперсональной психотерапии А. Х. Алмааса «Бесценная жемчужина. Интеграция личности в Бытие: подход объектных отношений»1. Перевод выполнен специально для журнала «Эрос и Космос»; на русском языке текст публикуется впервые. См. также введение в основные понятия алмазного подхода.

А. Х. Алмаас. Сущностная реализация и проработка шизоидных защит

Процесс сущностной реализации как таковой можно рассматривать как процесс «метаболизации» систем отождествления (или идентификации). Всякий раз, когда система отождествлений — образ себя или объектное отношение — оказывается объективно понята, она, судя по всему, растворяется и на её месте рождается тот или иной сущностный аспект. <…>

[Здесь] мы сфокусируемся на определённых переживаниях и восприятиях, которые не возникают вплоть до достижения более продвинутых стадий процесса внутренней сущностной реализации. Речь пойдёт о переживаниях, в которых студент начинает во всё большей степени осознавать часть своей личности и в результате эта часть начинает утрачивать свою защитную функцию.

Всякий раз, когда система отождествлений — образ себя или объектное отношение — оказывается объективно понята, она растворяется и на её месте рождается тот или иной сущностный аспект

Эта часть личности не просто растворяется в какой-то момент, позволяя родиться сущностному аспекту: индивид сначала наблюдает одновременное сосуществование обеих реальностей рука об руку, если можно так выразиться. Человек сознаёт Бытие в одном или большем количестве его аспектов, но при этом всё ещё сознаёт и свою отождествлённость с определённым образом себя или объектным отношением. <…>

В этот момент приходит одно из следующих решений — в зависимости от конкретной проблемы. Иногда тот или иной сектор личности оказывается трансформирован под действием Сущности в некий сущностный аспект. <…> Обычно аспект любви воздействует на структуру границы и трансформирует её в Личную сущность. Это обычно происходит только лишь на самых продвинутых стадиях внутренней реализации, на которых личностные структуры исчезают с большой скоростью.

На одной из развилок данного процесса индивид приходит к шизоидоподобным защитам, которые, по-видимому, оперируют в самой сердцевине структур личности. Эти шизоидоподобные защиты — изоляция (обособление) и шизоидный уход — обычно возникают после того, как человек разобрался с основными нарциссическими и пограничноподобными защитами.

На одной из развилок данного процесса индивид приходит к шизоидоподобным защитам, которые, по-видимому, оперируют в самой сердцевине структур личности

Наконец, и обычно после вхождения в область недифференцированного Бытия, человек приходит к эго-состоянию «очищенной» личности. Это, как правило, очень тонкое восприятие, для осознавания которого необходимо находиться в состоянии глубокого безмолвия и созерцательности. Человек начинает осознавать отождествление с чем-то вроде личного чувства, ощущаемого им как нечто очень знакомое и весьма интимное.

Это состояния переживания своей личной идентичности (эго-состояния), лишённой любой тенденции к самозащите, что происходит после полного прохождения процесса вторичной автономии в отношении к данной эго-структуре. Индивид ощущает интимную близость к самому себе — мягкую и комфортную. <…> Однако в то же время индивид осознаёт и то, что это всего лишь чувство, некий эмоциональный тон, который сопровождает некий образ. Это вызвано тем, что индивид также сознаёт присутствие недифференцированного Бытия, ощущаемого как неличностное присутствие, не имеющее каких-либо узнаваемых характеристик. На деле человек осциллирует между тем и другим, отождествляясь то с одним, то с другим.

Личностный аспект — это отождествление, полностью лишённое защитной тенденции; это просто знакомое ощущение себя, всецело незащищаемое и необерегаемое. Вот почему перед подобным переживанием должна быть отброшена шизоидная защита изоляции, являющаяся самой базовой формой защиты. <…>

Обложка книги А. Х. Алмааса «Бесценная жемчужина» (The Pearl Beyond Price)

Всегда, когда есть вероятность того, что [эго] коснётся какого-либо сильного ощущения, оно напрягается, подобно тому, как это делает амёба, если прикасается к сильному стимулу. Оно уходит в себя. Оно будет делать более жёсткими различные части себя всякий раз, когда присутствет вероятность интенсивного переживания. Оно имеет установку, что подобные сильные переживания ошеломят его и даже расколют. <…>

Данное ощущение личной идентичности переживается как наиболее очищенный внутренний аспект личности, который обычно оберегается защитными структурами эго. Именно оно и впадает шизоидную защиту ухода, избегая контакта, взаимодействия и любого рода сильных эмоциональных переживаний, поскольку таковые ощущаются как нечто слишком сильное для структуры индивида. <…>

Медленно и постепенно индивид начинает осознавать очень тонкую форму сопротивления присутствию Бытия, приводящего к чувству отделённости от него

Это происходит в процессе внутренней реализации по мере того, как индивид прорабатывает разнообразные защиты от подобной замкнувшейся части эго, этой защитно прикрытой части личности. Обычно, когда это происходит, индивид ощущает лень, летаргию и отсутствие интереса к чему-либо. Он также чувствует нежелание вставать с кровати, не хочет что-либо делать или ощущать, стремится лишь сохранять комфортное и безопасное ощущения в тёплом месте. Контакт с Бытием ощущается как нечто опасное, потому что он слишком интенсивен и будет вызывать слишком сильное ощущение. Однако Бытие присутствует как часть опыта. <…>

Медленно и постепенно индивид начинает осознавать очень тонкую форму сопротивления, свойственную этому личностному аспекту, — сопротивления присутствию Бытия, приводящего к тому, что индивид чувствует свою отделённость от него. Индивид начинает осознавать, что сама структура этой части, сама её ткань пронизана чрезвычайно тонкой позицией сопротивления. Это сопротивление является частью знакомого ему ощущения идентичности. <…>

По мере того, как это тонкое сопротивление начинает растворяться, человек начинает ощущать себя поглощаемым недифференцированным Бытием. Переживание того, что тебя впитывает нечто большее и неведомое, весьма определённо и отчётливо. <…>

В какой-то момент индивид внезапно оказывается неличностным Бытием. Он воспринимает ощущение абсолютного единства… Затем возникает Личная сущность со всей её наполненностью и драгоценностью

Индивиду необходимо забыть об этом переживании и не обращать на него внимание, — или же процесс не пойдёт дальше. Обращение внимание в этой точке означало бы восприятие себя как индивидуума, способного направлять своё внимание, а следовательно — это означало бы отождествление с личностью. <…>

В какой-то момент индивид внезапно оказывается неличностным Бытием. Он воспринимает ощущение абсолютного единства. Он не представляет собой обособленного индивидуума; он един со всем сущим. После обретения такого восприятия индивид переживает себя как вновь возникающего как личное присутствие. Однако индивид более не являет собой замкнувшуюся в себе часть личности. То, что возникает, это Личная сущность со всей её наполненностью и драгоценностью.

Это переживание полной интеграции личности в Бытие. Личность как эго-структура с её чувством самости в действительности на уровне переживания становится «впитавшейся» в Бытие. Эта интеграция приводит к новому синтезу — возникновению Личной сущности.

Это один из путей рождения Личной сущности. Суфии называют данный процесс «остатком после исчезновения». Человек впитывается Высшим Бытием (суфии называют его Богом), но затем возрождается в качестве сущностной личности. <…>

Для подобных переживаний требуются способность отбросить все защиты эго, способность узнавать Бытие и способность отличать его от эго-состояний

Подобные переживания, насколько мы можем судить, не происходят на начальных стадиях; если же и происходят, то этапы процесса не выражены столь чётко и ясно. Для подобных переживаний требуются способность отбросить все защиты эго, способность узнавать Бытие и способность отличать его от эго-состояний. <…>

Наш вывод состоит в том, что процесс интеграции эго, который, по словам Кернберга, начинается с интроекций и заканчивается формированием эго-идентичности, не обязательно должен останавливаться на фиксации организованной структуры отождествлений (идентификаций) в психике. Иными словами, психический метаболизм опыта не должен останавливаться на уровне ума. Для того, чтобы подобный метаболизм достиг стадии завершения, он должен завершиться на уровне Бытия. Именно это и объясняет процесс подлинной внутренней трансформации, — который теперь можно воспринимать как полноценное завершение эго-развития, — к уровню сущностной личности.

См. также

  1. Almaas A. H. Pearl Beyond Price. Integration of Personality into Being: An Object Relations Approach. — Berkeley, Ca: Diamond Books, 1988, pp. 148­–152.

Автор: Алмаас А. Х.

Кувейтско-американский автор, духовный учитель, создатель алмазного подхода, интегрирующего современную глубинную психологию с мистико-духовными подходами саморазвития. В своё время был одним из первых учеников Клаудио Наранхо.