Эта статья посвящена направлениям эволюции семьи, работы и образования в новых условиях развития общества. Основным вопросом будет именно эволюция семьи, однако ее нельзя рассматривать изолированно от двух других вопросов. Ведь работа задает контекст, в котором действуют составляющие семью люди, а образование обеспечивает основную цель большинства нынешних семей — воспитание детей. Однако в наш век специализации многие рассматривают развитие семьи отдельно, и получается рассмотрение сферического коня в вакууме — неинтересное и непрактичное. Совместное рассмотрение можно увидеть в работах, посвященных развитию общества, но в них эволюция семьи рассматривается как вспомогательный процесс. Здесь же она будет на первом месте.
В статье используются модели трех волн Элвина Тоффлера и уровней системы ценностей спиральной динамики. Статья получилась очень длинной, поэтому те, кого смущает ее размер и известны сами модели, могут сразу переходить к последнему разделу «Семья в обществе третьей волны», в нем — самое интересное. Предыдущий раздел «Приход третьей волны — новое общество» посвящен приходу третьей волны и изменениям в обществе, экономике и условиях работы, рассматриваемым с точки зрения уровней спиральной динамики. А первый раздел «Историческое развитие общества и семьи» дает краткое введение в сами модели и описывает логику развития общества и семьи первой и второй волны, так же в уровней спиральной динамики.
Историческое развитие общества и семьи
Сейчас — время перемен и поиска
Наблюдая за материалами по вопросам семьи в публичном пространстве и ходом общественной дискуссии, можно увидеть, что все старые ответы об устройстве семьи потеряли свои основания. Они еще используются в силу традиции, но попытка подвергнуть их сомнению, — действовать не потому, что «так было принято сорок или сто пятьдесят лет назад», а на рациональных основаниях, — терпит поражение: выясняется, что старые основания больше не действуют. А вот новых общественно значимых ответов еще не сформировано.
Все старые ответы об устройстве семьи потеряли свои основания
В результате каждый формирует ответы для себя, и они разные. Хотя, надо отметить, у большинства знакомых мне людей получаются вполне достойные ответы, опираясь на которые они создают семьи, растят и воспитывают детей. Думаю, это характерно и для общества в целом. Вместе с тем уже можно посмотреть на общие закономерности развития ситуации и попытаться отыскать если не сами ответы, то основополагающие принципы и ценности, которые могут служить ориентиром в индивидуальном поиске ответов.
Для того, чтобы это сделать, надо посмотреть на истоки ситуации. Сейчас происходит глобальное переустройство общества, о котором писал Элвин Тоффлер в книге «Третья волна». На смену индустриального общества второй волны, сформированного промышленными революциями, приходит новое общество третьей волны, которое будет построено на иных принципах. Эта волна неумолима, поэтому разрушение старого, дезавуирование и переосмысление его ответов произойдет во всех сферах обязательно. Включая и сферу семьи.
В своих работах Тоффлер писал не только о том, как эта волна скажется на обществе и индустрии, но и на семье. Однако, с моей точки зрения, он дал не полную картину, поскольку его представления об изменениях были в значительной степени предсказанием. Сейчас, когда развивается третья волна, изменения общества, индустрии и бизнеса уже реализуются и контуры нового видны более детально. И смотря на них, мы можем получить достаточно много представлений о семье в новом обществе.
Волны Тоффлера и уровни спиральной динамики
Разобраться в логике развития семьи и общества нам поможет модель уровней спиральной динамики. Статья предполагает достаточное знакомство с моделью. Поэтому я не раскрываю содержание уровней, но активно на них ссылаюсь, предполагая, что за цветом у читателя встает содержание уровня. Но тема может быть интересна и не знакомым с моделью. Для них ниже приведена схема с кратким описанием уровней.
Далее отошлю к своей статье, в которой приведены примеры, какое содержание в зависимости от уровня вкладывается в одни и те же понятия («успешно завершить проект», «вписаться в коллектив» и т. д.). Исходя из опыта представления спиральной динамики широкому кругу слушателей на ИТ-конференциях полагаю, что для понимания данной статьи этого будет достаточно. Тем же, кто захочет разобраться, необходимо обращаться к первоисточнику — книге Дона Бека и Криса Кована «Спиральная динамика». Причем в книге надо брать именно полное описание, хотя оно занимает 130 страниц, а не сокращенное, потому что оно дает многоаспектное представление. Все сокращенные же, не исключая и моего, упускают определенные аспекты и смещают акценты.
Чтобы получить представление о реализации старших уровней спиральной динамики, — которые на момент исследований еще только ожидались, — стоит так же обратиться к книге Фредерика Лалу «Открывая организации будущего» (см. мой отзыв-конспект). Эта работа посвящена реализации желтого уровня в организациях. Бирюзовый проявлен меньше, однако его вектора развития тоже можно увидеть.
Уровни спиральной динамики следующим образом накладываются на способы организации производства, лежащие в основе волн Тоффлера.
На схеме показано соответствие именно для организаций — форм производственных ячеек общества, если же рассматривать общество в целом, включая управленческие структуры, то в нем будет представлено большее число уровней, что подробно рассмотрено далее.
Первая волна — сельскохозяйственное общество
Для сельскохозяйственного общества характерен ремесленный способ производства, которому соответствуют два первых уровня спиральной динамики — бежевый и фиолетовый. В небольших племенах все общество этими уровнями и ограничивается, а в больших сообществах, государствах присутствуют красный и синий, есть даже и оранжевые элементы.
Поколенческая семья — фиолетовый уровень сельскохозяйственного общества
Основу производства составляет семья, в которой живут много поколений, при этом поколение «производительного» возраста действует вместе — семья помогает срубить новый дом, если надо, или пристроить новую часть к существующему. Семьи в одном поселении, деревне, образуют общину, которая находится на фиолетовом уровне. Аналогично дело обстоит и с производством ремесленных изделий — основой является семья, ремесло передается из поколения в поколение. Ремесленники в городах образовывали гильдии, которые можно считать аналогом общины.
В задачу такой семьи входит рождение детей и постепенное включение их в ту деятельность, которой семья живет, с передачей опыта и умений от старших младшим. А для старшего, немощного поколения задачей было найти работу по силам, ну и заботиться о них: понятия пенсионного отдыха не существовало.
Интересно то, что примерно так же было устроено у кочевников-завоевателей. Хотя мужчины уходили в военные набеги, семья была поколенческой, а о жене и детях погибших должен был позаботиться брат или другой родственник-мужчина. Многоженство у мусульман имеет именно эти истоки, а вовсе не право завоевателя или вождя — тот брал себе любовниц и наложниц, или просто женщин на один раз, а не жен.
Поколенческая семья была функциональна, обязанности разделены на мужские, женские, детские, для стариков. И это разделение вошло в традицию, которая продолжает жить до сих пор. Именно оттуда растут знаменитые три «K» для женщины — Kinder, Küche, Kirche. Главой семьи был мужчина. Не самый старший, потому что он должен быть достаточно энергичен. Закрепленное традицией главенство мужчины часто недооценивают в нашей стране, потому что в Советском Союзе эта система была порушена революцией еще в 1920-е. А еще в 1980-х в Испании у каждой женщины был мужчина, от которого она зависела. Муж, отец, брат. И, например, если она хотела съездить в другой город в гости или по другой причине, у нее должно было быть письменное разрешение от этого мужчины – и это проверяла полиция. Не говоря уже о более серьезном выборе — работы или учебы.
Нынешнее поколение женщин часто считает свободу выбора естественным правом, которое было всегда. И многие говорят, что эмансипация им не нужна, они хотят мужа, который зарабатывал, а они бы вели хозяйство. Но штука в том, что свобода выбора неотделима от ответственности. И если ты ей пользуешься — значит и отвечаешь за свою судьбу сама. Муж при свободном выборе обеспечивать не обязан, обязанность возникает, только если ты по традиции вышла за того, на кого указали. Что не исключает возможности для женщины найти такого мужа, который будет любить и обеспечивать.
Поколенческая семья в наше время
Поколенческая семья сейчас сохранилась, хотя связь поколений во многом разрушена второй волной — индустриальным обществом. Развитие средств связи и относительно дешевые путешествия даже способствуют ее возрождению в современном обществе, но на новом уровне, без строгой иерархии подчинения. Однако в конкретных семьях иерархия может сохраняться, ведь это удобно — не решать, а слепо следовать родителям. И многие делают такой выбор, осознанно или не осознанно. Надо ли таким людям помогать выйти из-под слишком жесткой опеки родителей, обрести самостоятельность — вопрос сложный. Во всяком случае, решать его надо в конкретной ситуации и тот, кто принимает решение, берет на себя ответственность за последствия вмешательства.
Наиболее отчетливое проявление поколенческой семьи в наше время — участие старшего поколения, бабушек и дедушек, в воспитании внуков и внучек
Наиболее отчетливое проявление поколенческой семьи в наше время — участие старшего поколения, бабушек и дедушек, в воспитании внуков и внучек. И это устойчивая конструкция, которая сохранится в существенной части. Но она не является тотально-обязательной, это каждый раз добровольный выбор. И если конкретные бабушки и дедушки решают не помогать, занимаясь своими делами, то это их право — с точки зрения общества. Нет смысла на них обижаться. В любом случае, они получат последствия этого решения: в виде гораздо меньшей любви и помощи со стороны внуков, да и родителей этих внуков — их детей, которым отказали в помощи в трудный период, предпочтя другие занятия. Все подобные решения представляют собой обмен настоящего на будущее, при том, что настоящее обычно обладает гораздо большей определенностью. Последствия этого выбора всегда на том, кто его делает.
Красный и синий уровни управления сельскохозяйственного общества
У сельскохозяйственного общества есть два варианта управления. Первый сохранился преимущественно в истории и основан на власти военных вождей — ханов кочевников, рыцарей и им подобных. Они относятся к красному уровню. На красном уровне работает культ силы.
У вождя есть жена для обеспечения традиции, но, в общем, она не обязательна. Все женщины, которые приглянулись, — его, он берет их силой. Это многочисленные любовницы, наложницы и разовые женщины. Семья как таковая отсутствует. Даже если жена есть согласно традиции, она где-то отдельно. А кем станут дети, зависит больше от их способностей, чем от рождения. В какой-то момент мальчиков забирают от женщин в мужское общество, и они могут себя проявить. И дальше успех зависит от дел. Женщины, поднимаясь на вершины власти в красном обществе, ведут себя аналогично, все приглянувшиеся мужчины — их.
Второй вариант управления сельскохозяйственным обществом основан на иерархии власти синего уровня — монархии, царства, империи. В теории это главенство порядка и закона. Кастовое или сословное общество с жестким делением. Семья представляет собой элемент этого общества. В положенное время мужчина должен жениться, взяв жену из своего сословия, в семье должны родиться дети, которые должны выполнять роль, подобающую их сословию. Сословия могут быть очень узкими, как касты в Индии, где альтернативных дорог почти не было, или достаточно большими, как, например, в России, где для детей дворянского сословия были открыты и военная, и гражданская служба. Но служить отечеству — долг, отмененный Петром III, который как альтернативу разрешил дворянам управлять поместьем. При этом дворянские дети должны были получить образование, были государственные экзамены, и не сдавших забирали в рекруты рядовыми служить на 25 лет.
Хотя институт семьи и связь поколений в синей управленческой верхушке сельскохозяйственного общества присутствовали, семьи не являлись поколенческими в том же смысле, в котором они существуют в общине, на фиолетовом уровне. Семьи аристократии не были производственными единицами, обеспечивающими непрерывность и преемственность производства: хотя старший сын обычно наследовал семейный удел, остальные сыновья выбирали самые разные карьеры.
Отношения отцов и детей были достаточно жестко регламентированы, с детьми занимались преимущественно учителя, а не родители. Есть знаменитая книга лорда Честерфилда «Письма к сыну», издание реальных писем, отца своему сыну, в которых тот транслирует именно принятые нормы поведения XVIII века. Помимо наставлений, из писем видно множество подробностей их отношений. Сын имел регулярные встречи с отцом раз в неделю, но мог быть приглашен отцом чаще, или сам попросить аудиенции. И получив ее — явиться на прием. И в книге множество подобных деталей — отец всерьез занимался воспитанием по переписке. Что характерно, воспитание провалилось, настойчивая дидактика вызвала отвращение и сын не пошел предписанным путем.
Синее общество подразумевает специализацию, разделение обязанностей. И это породило отдельный институт образования, который был нужен для надлежащей подготовки к их выполнению. Первоначально — для тех слоев, которые не могли восполняться сословным образом и получать образование от родителей, включая монашествующие ордена. А позднее это распространилось и на другие специализации, начиная с военных, которые требовали специальной подготовке. Заметим, что это образование использовалось только для специализированной подготовки кадров синей управляющей иерархии, и этим принципиально отличается от массового образования индустриального общества, которое нам известно сейчас.
Во всех жизнеспособных обществах в синей структуре обязательно присутствуют красные элементы. Как минимум, военные структуры во время боевых действий
Во всех жизнеспособных обществах в синей структуре обязательно присутствуют красные элементы. Как минимум, военные структуры во время боевых действий, но не только. Обычно вся верхушка синего общества в значительной мере красная, потому что только таким образом можно обеспечить развитие, выполнение больших проектов. И для красных фрагментов явно или неявно написаны особые правила, отличающиеся от остальных областей. В том числе — для семейной жизни: многочисленные любовные связи, дозволенные и процветавшие в высших слоях аристократического общества берут свои истоки оттуда.
Бежевый фрагмент сельскохозяйственного общества – рабы
Описание сельскохозяйственного общества будет неполным, если не упомянуть еще один фрагмент. Красное управление вместе с синей структурой, обеспечивающей подчинение, могло управлять людьми, которые содержались на грани выживания, в том числе даже с учетом их возможной быстрой смерти от эксплуатации. Ярким примером тут является плантаторское хозяйство в колониях, ведение которого обеспечивал непрерывный поток рабов. Преимущественно из Африки, но и из Европы тоже: люди, выпавшие или вышибленные за пределы фиолетовой общины или синей управленческой структуры, тоже продавались в рабство. Иногда это существовало и внутри общества, например, положение дворни, взятой в помещичий дом в России отличалось от положения крестьян — они полностью зависели от прихотей хозяина. Этих людей логично отнести к бежевому уровню.
У них тоже были семьи, однако они всецело зависели от прихоти хозяев, равно как и судьба их детей. И существование в условиях полного произвола, как и допустимое поведение в этих условиях, образуют отдельный культурный паттерн жизни в условиях выживания. В наше время он может проявляться в условиях резких изменений, нарушения привычных порядков и укладов, из которых человек оказывается выброшен по какой-либо причине.
Резкий передел общественного уклада размывает границы допустимого поведения, и часть людей отбрасывается на предыдущие уровни, как произошло в бывшем СССР в 1990-е годы
Казалось бы, бежевую часть общества можно было бы не рассматривать в контексте размышлений о будущем, имея ввиду предполагаемую комфортность и гуманность будущего общества. Однако на пути к будущему предстоят сильные изменения общественного сознания, разрушение большого количества предыдущих укладов. По опыту 1990-х в бывшем СССР можно утверждать: когда слом общественного сознания становится массовым, такие резкие изменения сильно размывают границы допустимого поведения. Часть людей оказывается отброшена на предыдущие уровни, включая бежевый. Об этом говорит спиральная динамика как о логичной реакции на ухудшение условий существования. Соответственно, будут возникать проблемы взаимодействия между людьми, находящимися на разных уровнях, и связанные с этим конфликты, в том числе и в семьях. Так что описанный опыт стоит учитывать и принимать в рассмотрение.
Индустриальное общество второй волны
Оранжевый уровень – возможность изменить свое место
Индустриальную революцию породило понимание устройства мира. Оказалась, что если действовать по его законам, а не грубой силой, то мир можно изменить за счет гораздо меньших усилий, чем прилагали герои красного уровня. Это открытие делается на оранжевом уровне. Развитие науки дало знание устройства материального мира, и привело к развитию производства, переходу от мануфактур к фабрикам и заводам. Последние потребовали адекватной организации производства и общества, и развитию знаний, необходимых для этого, и они уже накапливались не учеными, а предпринимателями.
Те, кто преуспевал в понимании устройства мира, выигрывали в конкурентной гонке
Первоначально использовались механизмы синего уровня, выработанные в институтах управления сельскохозяйственного общества — регламент и порядки. Но уже Тейлор понял, что регламенты следует строить не произвольно, а исходя из понимания возможностей людей, и возникла научная организация труда. А реклама и маркетинг начали организовывать людей в сфере потребления, также используя научные представления и способы исследования. И оттуда наработанные методы перекочевали в политику, породив современные политтехнологии. Те, кто преуспевал в понимании устройства мира, выигрывали в конкурентной гонке.
Выход на оранжевый уровень, осознание возможностей, которые дает знание устройства мира, был сделан не только учеными и предпринимателями. Люди, покидавшие свои фиолетовые деревни и устремлявшиеся в город в поисках иной жизни, принимая это решение, тоже действовали на оранжевом уровне, во всяком случае, та часть из них, которые планировали будущее. Другие выходили только на красный уровень, решаясь изменить свое место в мире силой «пойду в город, и будь что будет» — подобно искателям и открывателям новых земель в прошлом. Есть еще третий вариант — когда перемены оказываются вынужденными, потому что старый уклад у них оказался разрушен и они откатились в бежевый.
В наше время этот же процесс можно проследить на примере тех людей, которые приезжают из провинции в Москву или Петербург
У одних импульс развития не просто приводит к успеху, а развивается дальше. В городе они постепенно росли, открывали свой бизнес, становились предпринимателями. У других это заканчивается одной попыткой, в которой они находят свою нишу в городе и возвращаются в ней на фиолетовый уровень, который устроен иначе чем в деревне, и им эта разница нравилась. Третьи же возвращались в деревню.
В наше время этот же процесс можно проследить на примере тех людей, которые приезжают из провинции в Москву или Петербург. Или тех, кто уезжает в Европу или Америку. Я знаю и тех, кто на новом месте нашел возможности развития для бизнеса, и тех, кто нашел новую нишу, и тех, кто вернулся назад.
Фиолетовый, синий и оранжевый в индустриальном обществе
Что происходит c поколенческой семьей — производственной основой сельскохозяйственного общества, находящейся на фиолетовом уровне, — с приходом индустриального общества? Эти изменения описывает Тоффлер. Поколенческая семья разрушается требуемой подвижностью населения. Она превращается в современную семью из родителей с детьми; дети, как только вырастают, уходят из нее искать свой путь в жизни. Семья была четко отделена от работы, и для каждой ипостаси есть своя маска. Появляется массовое образование, готовящее будущих рабочих для заводов и фабрик — членов синей структуры, занимающих подобающее им место. Также происходит освобождение женщин для возможности трудиться в синей структуре, а не оставаться на фиолетовом уровне. Тоффлер эмоционально дает негативную оценку этим изменениям, однако с точки зрения спиральной динамики этот этап развития был неизбежен.
Здесь надо подчеркнуть отличие людей фиолетового уровня от синего в современном обществе. И те и другие, естественно, знают о государственной структуре, о сложных корпорациях. Но для людей на фиолетовом уровне это знание — лишь знание о непонятных артефактах, сродни древнему знанию о духах леса, с которыми надо общаться посредством непонятных заклинаний и жертв. Так и сейчас они общаются с госструктурами, с налоговыми органами, с посольствами для получения визы, с высоким начальством на своей работе, не понимая их устройства, а выполняя странные ритуалы. И часто прибегая к услугам шаманов-посредников, которые мистически знают, как заполнить документы или анкеты.
А люди на синем уровне — представляют устройство государственных и корпоративных структур и своем место в ней. Они понимают и принимают порядок, умеют при необходимости заполнить анкеты и взаимодействовать с этой структурой по оговоренным регламентам, которые при необходимости могут найти и изучить. И это дает возможность не только работать на своем месте, но и подниматься по иерархии, руководить другими. Замечу, что знание устройства иерархии еще не означает понимания внутренней логики и возможности эффективного взаимодействия, при котором регламент перестает быть догмой. Это уже будет следующий, оранжевый уровень.
Воспитание детей — передача конструкции своего уровня
В соответствии со своим уровнем родители передают знания своим детям. На фиолетовом уровне — только о своем месте. Так возникают рабочие династии или более известные династии в творческих профессиях. Кстати, бывают фиолетовые люди и внутри управленческой иерархии: они попадают туда по протекции родителей, а дальше существуют в ограниченном мирке своего окружения, не понимая устройства большого и сложного мира вокруг.
На синем уровне родители знания передают знания о структуре мира, о продвижении в нем в соответствии с правилами. Выросшие дети обычно стартуют от уровня, достигнутого родителями или несколько ниже, а затем — поднимаются по всем ступенькам в иерархии, в соответствии с заведенным порядком, насколько хватает сил и способностей, а также насколько это позволено правилами – сословные перегородки местами по-прежнему сохраняются.
А вот люди оранжевого уровня передают детям не только знания о структуре системы, но и о ее чувствительных точках, способах достижения цели обходным образом, вопреки регламентам. И карьеры таких детей оказываются устроены соответственно. Конечно, если эти дети настроены трудиться и активно действовать, а не ожидают, что все само сложится.
Оранжевый, предпринимательский труд устроен иначе, чем синий, однако и тот и другой требуют приложения усилий и энергии
Оранжевый, предпринимательский труд устроен иначе, чем синий, однако и тот и другой требуют приложения усилий и энергии, а оранжевый — еще и способности к риску, решениям в условиях неопределенности. Отметим, что синий уровень не любит оранжевый, чей успех ему кажется не заслуженным, а вот падения — закономерными. И наоборот, оранжевые с жалостью или презрением относятся к синим за их следование регламентам и не понимание «истинного» устройства мира.
Я здесь не упоминаю людей красного уровня по той причине, что они в индустриальном обществе слабо успешны, потому что идут напролом, силой изменяя мир, и проигрывают оранжевым, которые понимают устройство мира. Хотя в творческих профессиях или спорте, где важную роль играют способности и талант, красные могут добиваться выдающихся результатов. Но по наследству это далеко не всегда передается.
Образование как индустрия синего уровня
В целом система образования построена как индустрия, и об этом много пишет Тоффлер. Она представляет собой производство, ориентированное на выпуск определенного продукта. Что не исключает нескольких траекторий, поточных линий, обусловленных способностями человека — подобно тому, как материалы разного качества сортируются, после чего каждый направляется по своей обрабатывающей цепочке. Это конструкция синего и оранжевого уровней.
Рассматривая систему образования детально, можно выделить несколько уровней. Начальное образование ориентировано на снабжение человека необходимым минимумом знаний, который обеспечит ему жизнь на фиолетовом уровне. Этих знаний не так много, хотя и больше чем в сельскохозяйственном обществе: письмо, чтение, счет и общее знакомство с порядком в обществе, соответствующем твоему уровню. Дальше тебя обучат конкретным операциям, и ты сможешь занять свое место у конвейера. Кстати, сейчас этот минимум еще снижается за счет современных технологий.
Со средним образованием сложнее. Хороший уровень школьного образования в естественных науках в Советском Союзе сложился благодаря переоценке уровня требований к квалифицированным рабочим, необходимым на современном производстве. Оценивая развитие научно-технического прогресса, те, кто проектировал эту систему в 20-е — 30-е годы, полагали, что знание математики, физики, химии, биологии и наличие соответствующего мышления будут необходимы практически на любом производстве и заложили это в систему. Они недооценили роль конвейера и технологий, которые позволяют исключить потребность в мышлении на производстве для рядовых сотрудников, а может быть — переоценили темы автоматизации, которая, как полагали, должна исключить неквалифицированный труд. Такое среднее образование транслирует оранжевую картину, дающую представление об устройстве мира, в сегменте материального мира.
Блок гуманитарных предметов в Советском Союзе был скомпонован для идеологического воспитания, трансляции представлений о модели мира, полагаемой правильной — как конструкция синего уровня
Блок же гуманитарных предметов в Советском Союзе был скомпонован для идеологического воспитания, трансляции представлений о модели мира, полагаемой правильной. И это конструкция синего уровня. При этом в саму модель было заложено много элементов зеленого уровня, о котором речь пойдет дальше. Представления о социализме и коммунизме прорабатывались именно на нем, и в 20-е годы с этими представлениями было много экспериментов, даже с выходом на желтый уровень. Эти эксперименты были свернуты, и в систему образования соответствующие элементы были заложены именно в форме жесткой конструкции — догмы, не подвергаемой сомнению, — что соответствует синему уровню мышления.
Высшее образование продолжало среднее в области естественных наук. При этом еще с начала XIX века возникают системы отбора способных людей, хорошо чувствующих и разбирающихся в устройстве мира, способных к соответствующему мышлению, для обеспечения развития науки, требуемой индустриальному миру. Что касается гуманитарных наук, то их пытались построить по образу и подобию естественных, как инженерные дисциплины проектирования организаций и человека. И весьма в этом преуспели, особенно на Западе: реклама, маркетинг, менеджмент, политтехнологии сейчас обладают достаточно хорошим уровнем рабочих практик, основанных на знании об устройстве мира и человека.
В Советском Союзе в гуманитарном сегменте действовало идеологическое ограничение синего уровня, которое, в конечном итоге, предопределило проигрыш советского строя в холодной войне, не позволив выйти через оранжевый в зеленый и далее в желтый. С моей точки зрения, проигрыш определялся успешным применением упомянутых выше технологий управления людьми к советской элите. Что не исключает роли отдельных персоналий: Китай был в том же положении, но смог избежать поражения, выйдя в эволюционное развитие. Впрочем, это уже за рамками темы этой статьи.
Семья на оранжевом уровне
Как я уже писал выше, индустриальное общество разрушило поколенческую семью. Подвижность в поисках работы потребовала малой семьи, ограниченной мужем, женой и их детьми, и отделило семью от работы. Работа в общественном сознании выдвинута на первое место. Все это разрушило основания для ответа на вопрос «зачем рожать детей?». При этом с точки зрения общества в целом понятно, что дети нужны для воспроизводства, однако зачем их рожать конкретной оранжевой семейной паре — непонятно, ведь они мешают карьере и бизнесу.
Работа в общественном сознании выдвинута на первое место. Все это разрушило основания для ответа на вопрос «зачем рожать детей?»
Очевидно, что такое отсутствие ответа не может быть принято в качестве общественной истины, поэтому правила были формально сохранены с синего уровня: сословная семья, в которой принято выходить замуж за человека своего круга, рожать и воспитывать детей для продолжения своего рода и своего дела. Но при этом оранжевая предприимчивость не подразумевает действия по правилам. И это породило гримасы лицемерия буржуазной семьи, в которой под маской внешнего благополучия происходят всякие неприглядные вещи — любовные связи как инструмент достижения своих целей, с предательством и нарушением обещаний, обмен счастья сыновей и дочерей на коммерческие выгоды для семейного дела и многое тому подобное. Подробности можно почитать у Мопассана и других французов; в русской литературе эта тема, по-моему, не так сильно проявляется, однако тоже присутствует.
Тем не менее, дети рождались, потому что секс приносил много удовольствия, а предохраняться не умели. Более того, дети тоже были инструментом в борьбе за свои интересы и соответственно использовались. Однако успех медицины, разработавшей надежные противозачаточные, положил этому конец. И обострил проблему, которую можно статистически наблюдать в наше время: достаточно много семей отвечают на вопрос о детях отрицательно, рожая их поздно или вовсе обходясь без них. Они не видят оснований рожать детей, ведь те будут мешать удовольствиям и карьере, и откладывают это на потом, которое не наступает. Речь идет именно о людях оранжевого уровня, с предпринимательским взглядом на жизнь, который они распространили и на семью. Предпринимательство ведь бывает разное, оно может проявляться не только в бизнесе, но и в личной жизни — в плане достижения социального успеха или личного удовлетворения, как его понимает конкретный человек.
Достаточно много людей чувствуют опасность подхода личной выгоды оранжевого уровня и не распространяют его на семью
Это не означает, что именно так поступают все люди в современном индустриальном обществе. Достаточно много людей чувствуют опасность подхода личной выгоды оранжевого уровня и не распространяют его на семью, действуя из парадигмы синего уровня, предписывающей рожать и воспитывать детей для продолжения и развития рода, страны, человечества или другой социальной группы, интересы которой для себя принимаешь. Включая, естественно, выполнение завета «плодитесь и размножайтесь», который возник еще на фиолетовом уровне.
Читайте продолжение статьи.