Мы рады впервые познакомить российскую аудиторию с творчеством и размышлениями финского художника Весы Кивинена, написавшего это эссе специально для нашего журнала. Веса рассказывает о своём арт-проекте LUX, в котором Солнце предстаёт неким «трансцендентальным» символом чего-то универсального для всего человечества и представляет собой практически неиссякаемый источник энергии. Текст сопровождается иллюстрациями произведений автора. — ЭК
…О том, как одно произведение искусства может включать в себе сущность нашего следующего шага в эволюции человечества. А также о том, каким образом можно спасти наш вид от разрастающейся экологической катастрофы. Есть несколько минут, чтобы уделить этому внимание?
Невозможно писать о «спасении будущего нашего вида», не показавшись (по крайней мере поначалу) пафосным или наивным. Но вероятно, мой собственный имидж имеет гораздо меньше значения, чем то, что стоит на кону, ведь улучшение положения человечества является моей страстью. Настоящий текст является многоуровневым произведением искусства — чем-то вроде карты, которая кажется мне самым важным открытием, которое я когда-либо делал. На работу над этим проектом ушло четыре месяца и значительные личные инвестиции, была собрана команда из шести человек, а от меня потребовалось полностью выйти из своей зоны комфорта и поставить на кон свою репутацию. Полагаю, что если к концу этого текста создастся впечатление, что моя работа базировалась на недоисследованных и логически не выверенных основаниях, то это может плохо отразиться на собирателях моих работ и спонсорах. На то, чтобы написать сам текст, у меня ушло несколько недель (я пытался получить правильный результат), и причина, почему я не справился в условленный срок, достаточно хороша.
Меня словно поразило молнией, когда я осознал простоту проблемы, которая — по крайней мере, мне — кажется наиболее трудным вызовом, стоящим сегодня перед человечеством. Может ли простое перемещение внимания на что-то столь невероятно очевидное привести к значительному изменению будущего нашей планеты к лучшему? В последнем предложении не содержится никакого сарказма, и оно написано тридцатишестилетним мужчиной с высшим образованием. Итак, переживаю ли я сейчас психотический срыв или идеалистический инфаркт? О чём это вообще? Об энергии.
Почему происходит так, что, судя по всему, все люди — от тех, кто находится на краю нищеты до правителей современных империй — всё ещё находятся во власти «менталитета нехватки»? Если не на индивидуальном уровне, то уж точно на коллективном. Да и сам я достаточно много нахлебался этого, когда начинал свою карьеру художника. Так что я на многих уровнях знаю, как бросить вызов этой парадигме. Основополагающая коммуникация, разворачивающаяся между людьми, зачастую состоит в том, как обрести мощь, или силу, поддерживать её или увеличить. Идея же этого текста — позволить нам вспомнить нечто, что было раньше, а не научить чему-то новому. Каким образом мы можем решить проблему доступа к неограниченной энергии, чтобы открыть перед нами двери в новую эру в глобальных масштабах? Для того, чтобы легче понять проблему и возможные пути её решения, нам следует отмотать часы назад и обратиться в прошлое…
Сегодня человек, едущий в старой «Тойоте», живёт в такой роскоши, которая, в каком-то смысле, не была доступна египетским царям даже на уровне мечтаний. Нет, у него нет ни гармонии, ни гарема. Но всё же в его доме есть кондиционер, он способен прилететь на другую сторону планеты за несколько часов, он может ежедневно покупать и вкушать экзотические фрукты, а обилие средств развлечения превышает всё то, что могли вообразить себе люди всего двадцать лет назад. Многим мужчинам всего лишь несколько десятилетий назад могло казаться невообразимым, чтобы всё это было доступно женщинам. Во многих странах мира дело всё ещё так и обстоит. Да, страны первого мира «аутсорсили» значительную часть рабства в менее развитые страны, однако при этом значительная часть рабства стала не нужна благодаря инновациям и технологиям. Наше воображение о том, что же в действительности сейчас возможно, всё ещё находится под ужасным грузом нашего разрушительного, примитивного и всё не отмирающего мема недостаточности («нам недостаточно того или сего…»).
Почти все имеющие доступ в интернет знают, что у человечества уже давным-давно есть все средства для уничтожения бедности и голода. Так что проблема, конечно же, состоит не в действительно имеющихся ресурсах. Все мы разделены, но каким образом мы могли бы найти нечто общее, что позволит нам ощутить себя единой семьёй человечества? Нам зачастую (на личном уровне) не удаётся претворить в жизнь даже какие-то незначительные вещи, как, например, выполнение физических упражнений, хотя мы прекрасно знаем, какое благо они принесут. Мы уже знаем, что нам следует делать, но зачастую не делаем этого. Я считаю, что мы так поступаем, потому что глубоко внутри себя утратили надежду в будущность человечества. Большинство людей испытают нечто сходное, в течение 45 секунд посмотрев новости. Мы разрушаем себя на множестве уровней, поскольку не можем действительно поверить в то, что есть выход из хаоса, в котором мы находимся.
Это проблема фундаментального PR в стиле Эдварда Бернейса. Мы занимаемся пиаром самых бесполезных вещей по всему миру и упаковыванию их в переживания, якобы имеющие смысл. Так почему бы этого не сделать по отношению к Солнцу? Я не могу придумать никакого другого объекта, который необходимо сделать более заметным, дабы признать его влияние на нашу повседневную жизнь. Как насчёт церемонии в честь дня Солнца? Важно сделать его привлекательным и живым. Божественным объектом почитания и желания, подобным Джонни Деппу, Скарлетт Йоханссон или шестому айфону. Солнце… оно такое горячее. Постойте-ка, ведь оно таким было и тысячелетия назад? Это единственная стабильная вещь в нашей жизни, которая излучает абсолютную мощь, имеет неоспоримые альтруистические мотивы и изобильна ресурсами. Солнце — всю нашу жизнь оно нам светит и ничего не просит взамен за свою работу. Если земля — это турбулентно изменяющаяся мать с идеологически и технологически разделёнными народами, то солнце является стабильно светящим отцом. С интегральной точки зрения, солнце довольно «всеквадрантное и всеуровневое» переживание. А, постойте-ка, кто же такой этот парень — Эдвард? Рекомендую вам узнать про него.
Всё же остаётся вопрос: если мы правильно воспользуемся ресурсами солнца, то не повторим ли мы судьбу Икара, подлетевшего слишком близко? Я считаю, что если мы не попробуем чего-то нового, вне зависимости от потенциальной угрозы, тогда мы точно будем обречены на катастрофическое повторение наших нынешних событий. В таком случае царь будет оставаться столь же нищим, как и крестьянин, да и потомкам его ничего хорошего можно не ждать. Вот несколько недавних достижений человечества, позволившие родиться этой визионерской картине.
Совсем недавно Германия произвела на свет половину своей электроэнергии, воспользовавшись солнечными батареями. 90 % стран мира получают больше солнечного света, чем Германия. Так что у них уже достаточно ресурсов для использования энергии солнца. Однако не всё так просто. Данные фонда Desertec показывают, что для того чтобы удовлетворить потребности мира в электроэнергии, требуется совершенно незначительное количество солнечных батарей. Если воплотить эту идею в жизнь, то у нас в распоряжении будет неиссякаемый источник нетоксичной электроэнергии. Это, скорее всего, приведёт к тому, что «мышление ограниченности» ослабит свою хватку на многих уровнях, поскольку наш опыт реальности попросту не будет совпадать с унаследованными традиционными убеждениями о том, каков мир.
Да, конечно, вопрос хранения энергии и расположения солнечных батарей в нестабильных местах является проблемой. Предприниматель Питер Сэйдж, а также другие деятели, пытается найти решение этой проблемы прямо сейчас, пока вы читаете эти строки: он хочет расположить солнечные батареи в открытом космосе. Он, Элон Маск и несколько других активистов пытаются доказать, что даже 1 % солнечной энергии может принести значительные изменения в жизнь человечества. Возможно, нам даже удастся избежать «вил», о которых говорил Ханауэр. Таким образом доступ к электроэнергии будет постоянным. Итак, разве это не важная тема для искусства? Да, а посему пора поговорить о религии.
Легенды об Осирисе в Древнем Египте и Лемминкяйнене в финском эпосе «Калевала» почти идентичны. Утверждается, что это истории о воскрешении (подобно воскрешению Иисуса), в которых любовь склеивает наши личные и коллективные фрагменты. Знакомство с этими древними сказаниями подтолкнуло меня к исследованию других вероисповеданий со всего мира и того, что их объединяет. Мой двухлетний проект, реализованный в сотрудничестве с болливудской актрисой Виной Малик, был посвящён созданию интегральной карты наших вероисповеданий. Результат не привёл к каким-то конкретным и осязаемым решениям, которые можно было бы воплощать по всему миру, однако этого и не требовалось от данного проекта. Он был посвящён нахождению чувства принадлежности и сопричастности, независимо от того, откуда вы родом.
LUX воплощает гораздо более маскулинное присутствие, более целенаправленное. Мне очень помогли исследования таких людей, как Лэир Скрэнтон, Джон Энтони Уэст и Грегори Сэмс. Эпос «Калевала», конечно же, сильно повлиял на меня, ведь сущность этих сказаний — в том, как можно жить настолько в гармонии с природой, насколько возможно. А также в том, как можно приспособиться к вечно изменяющемуся потоку жизни. Ещё на меня оказали влияние достаточно убедительные теории, что Иисус изначально был астрологическим символом Солнца, вокруг которого циркулировали двенадцать созвездий, однако смысл был не в том, чтобы провоцировать разгорячённую полемику. Цель арт-проекта буквально иллюстрируется аллегорией платоновской пещеры. В этом смысле озарение является не столько метафорой, сколько буквально — солнцем.
На мой взгляд, возможность выбирать стороны на сферической планете исчезла в тот момент, когда мы перестали считать, что она плоская. Так что этот экскурс в прошлое является попросту припоминанием и включением того, что все мы уже повсеместно знали в течение всей истории человечества. Разве может быть что-то, в отношении чего-то мы можем быть более согласны, чем в отношении роли солнца? Даже если, как говорит Экхарт Толле, солнце в конечном счёте потухнет, все мы всё равно исчезнем из мира намного раньше — если не изменим свои совместно разделяемые мировоззрения.
Все мы чему-то поклоняемся и что-то почитаем. Технологии, здоровье, алкоголь, идеалы и всё остальное. Если судить по количеству «селфи» в интернете, то мы поклоняемся также и самим себе. И всё же мы, по-видимому, недостаточно ценим себя, чтобы находить устойчивые решения. Если судить по публичным дискуссиям, это происходит главным образом из-за того, что мы превыше всего почитаем деньги. Ничто не вгоняет меня в такую тоску, как довод о том, дескать «это слишком дорого стоит», когда речь идёт об устойчивых технологиях и решениях, которые мы обсуждали. Для тех из нас, кто понимает, что деньги — это всего лишь договор, полностью лишившийся своей первоначальной гарантии в виде золотого эквивалента более четырёх десятилетий назад, этот довод является совершенным безумием. Это всё равно, что говорить: ой, ну я не могу пригласить живущую по соседству женщину своей мечты только потому, что я набрал всего лишь 56 очков на Xbox.
Деньги можно рассматривать как ничто, но также они могут быть выражением самоуважения, ресурсов, эмоционального баланса и сонастроенности с непрерывно расширяющейся вселенной. Деньги являются гениальным изобретением, опосредующим взаимодействия между людьми, и я уважаю это, однако наша финансовая система и наша лояльность к ней требуют серьёзного пересмотра. В ином случае мы будем поистине наиглупейшим поколением, которое когда-либо жило на нашей планете. Попытаются ли те из нас, кто способен на это, способствовать изменениям в целом мире? Леонардо ДиКаприо идеально отражает эту идею в своём выступлении, сделанном в ООН. Какую историю вы хотите рассказывать своим детям? И ещё важнее: как мы будем смотреть на себя как на вид через два — три десятилетия, если мы сможем воспользоваться доступом к неиссякаемому источнику энергии? Мы больше не будем лепечущими детьми Божьими. Скорее, мы будем теми, кто наконец-то вырос и стал взрослыми, сонастроившись с божественной силой неиссякаемого изобилия.
Солнце одно на всех, так что нам не нужно коллективно с ним бороться, полемизировать до смерти или излишне восхвалять. Но стоит прояснить, что я не призываю к тому, чтобы сделать из Солнца Бога, восстановив в своих правах бога Ра или какую-то иную древнюю религию. Я лишь призываю к тому, чтобы признать значимость важной части нашей жизни как дара Божьего и части Бога.
Никола Тесла говорил: «Если вы хотите открыть тайны вселенной, то мыслите в терминах энергии, частоты и вибрации». Для меня это значит изобильное присутствие солнца на всех уровнях. Подробности о моём арт-проекте LUX вы можете узнать на моём вебсайте. Первая презентация этого проекта была проведена на Всемирном фестивале бодипейнтинга1 этим летом (2014) в Австрии.
LUX — это арт-произведение, которое интегрирует личное, коллективное, духовное и технологическое в визуальной репрезентации. Если мой проект «Цветок жизни», сделанный с Виной, был матерью, то LUX является отцом. Он включал в себя специальный ритуал с женщиной, находящейся на восьмом месяце беременности, и её мужчиной: они приветствовали своего мальчика, который готов был появиться на свет. В качестве декораций использовались изображения храма Карнак и храма Лемминкяйнена в Сипу, Финляндия.
LUX символизирует единство всех культур под солнцем. Все мы гордимся своими местными традициями. Однако всего этого не существовало бы без солнца. Солнце — великий уравнитель. Этот арт-проект является символом и визуальным тотемом нашего настоящего мгновения, не обременённого прошлым. Одно только искусство не может спасти мир, но оно может сыграть свою роль в том, чтобы помочь нам лучше общаться друг с другом.
В этом смысле интегрально информированное искусство могло бы послужить нам в этом опорой. Интегральная теория сильно повлияла на мой образ мысли, и Кен Уилбер был одним из моих первых проводников в этот мир более десяти лет назад. Галерея моих работ находится на сайте «Integral Life», связанном с американским Интегральным институтом.
Спонсоры арт-проекта LUX: Helsinki Capital Partners, 4Sigma Foods, Tuubi OY
- Body painting — это искусство рисования на теле. ↩