Важно благоразумно отличать ложных духовных учителей от настоящих, нездоровые группы от духовных сообществ, способных по-настоящему изменить нашу жизнь. И лжепророк, и истинный наставник разрушают привычные шаблоны нашего «я». Тем не менее один делает это таким образом, что порабощает нас, а другой — так, что ведёт нас к освобождению. В чём состоит это важное отличие? Как действует подлинный духовный авторитет?
Хорошие учителя ведут себя совершенно по-разному. Одни излучают праведность и чистоту, другие действуют необузданно и провокационно, а третьи настолько заурядны, что почти не выделяются из толпы. Не получится создать идеальную модель поведения истинного духовного учителя, как нельзя выделить один образцовый стиль терапии, на который должны равняться остальные. Карл Роджерс, Фриц Перлз и Милтон Эриксон, например, достигали результатов в терапии удивительно разными способами. Они имели разный тип личности, по-разному работали, и, вероятно, их терапия подходит разным типам клиентов. Также существует и множество форм и обличий духовного учительства, и бесполезно пытаться определить, как именно поступает хороший гуру.
Скорее, здесь требуется более тонкий анализ, который поможет понять, что происходит между учителем и учеником. В этом отношении особенно важно исследовать два вопроса: как действует духовный авторитет в отношениях между учителем и учеником? И из какого источника учитель черпает этот авторитет?
— Джон Уэлвуд, «Духовный авторитет: подлинный и поддельный»
Журнал «Эрос и Космос» делится с читателями аудиоверсией двадцатой главы из книги: Уэлвуд, Д. К психологии пробуждения. Буддизм, психотерапия и путь личностной и духовной трансформации [пер. с англ. А. Никулиной]. — М.: Ганга, 2023. — 532 с. — (Самадхи).
Диктор: Иван Муравьёв.
См. также
- Духовный авторитет: подлинный и поддельный (текст главы)