Книга коуча и фасилитатора Фредерика Лалу «Открывая организации будущего» стала очевидной сенсацией. Речь в ней идёт о настоящем тектоническом сдвиге в понимании внутренней организации бизнес-структур. С первых страниц книги ваши представления о том, как правильно выстраивать корпоративную структуру начинают подвергаться сомнению. Поначалу вы обескуражены, потом гневно протестуете, потом сомневаетесь, а потом хотите узнать больше о подобной форме организации совместного труда людей. По своей сути книга является трансформирующей практикой — после её прочтения ваша жизнь уже не будет прежней. Поэтому в первых строках этой статьи я настоятельно рекомендую вам, если ещё не читали, прочесть эту книгу.
Но Лалу, неосознанно или намеренно, лукавит, описывая новый подход как вполне общедоступный. Я предлагаю рассмотреть некоторые особенности «бирюзовых» организаций в применении этой модели к российскому бездорожью.
Далее в статье активно используются термины интегральной спиральной динамики. Если вы ещё не ориентируетесь в них с лёгкостью, см. иллюстрацию в конце данной статьи.
Начнём с того, что при издании книги слово «teal» было переведено без согласования с общепринятой терминологией в русскоязычном интегральном сообществе, отчего возникла путаница. Она, эта путаница, и без того присутствует, поскольку и Кен Уилбер, и Дон Бек используют для обозначения стадий развёртывания сложности человеческих систем разные цвета. История возникновения этой путаницы не интересна. В сущности, конечно, не так уж важно, каким символом наделять столь объёмные мыслительные конструкции, если вы понимаете и цените то, что стоит за символом, больше, чем сам этот символ. Но разногласия всё равно возникают. Вот иллюстрация, призванная минимизировать смысловые потери:
По описаниям Фредерика Лалу, его «бирюзовый» наступает вслед за зелёным, т. е. он пытается описывать жёлтые (в терминах спиральной динамики) организации. Но если вы хорошо знакомы с этим эволюционным подходом к развитию человеческих систем, то при чтении книги вам не раз придёт мысль о том, что описываемые взаимосвязи в «бирюзовых» организациях больше похожи на те, которые порождаются плюралистической формой ценностей, ищущей всеобщего согласия, создающей сообщества, стремящейся к высокой степени вовлечённости каждого в реализации чего-то большого и значимого. То есть в книге Фредерика Лалу речь идёт о зелёных организациях. Но это не умаляет достоинств книги, описывающей радикальную смену парадигмы в подходах к строительству бизнеса.
Фредерик Лалу приводит в своей книге следующие принципы самоуправляющихся организаций, ссылаясь на Гэри Хэмела:
- Никто не может загубить хорошую идею.
- Каждый может внести свой вклад.
- Каждый может стать лидером.
- Никто не может диктовать другим свою волю.
- Вы сами выбираете себе дело.
- Вы легко можете выстроить что-то свое на основе того, что сделали другие.
- Вам не нужно мириться с хулиганами и тиранами.
- Агитаторы не оказываются в изоляции.
- Совершенство обычно выигрывает (а посредственность нет).
- Разжигание ненависти обернется против того, кто этим занимается.
- Большой вклад в дело получает признание и славу.
На основании этих принципов вы можете самостоятельно сделать вывод о стадии мышления, породившей такие принципы.
Зелёную стадию в интегральном сообществе принято ругать, иронизируя над культурой нью-эйдж и выдаванием желаемого за действительное. Однако, позвольте предложить вам точку зрения, с которой то, что в этом ироническом ключе называют «зелёным», является лишь поверхностной рябью, начальной восторженной формой духовной эйфории, которая имеет столь же мало отношения к действительно подлинному плюралистичному сознанию, сколь мифы об алчных, корыстных и недальновидных оранжевых соответствуют настоящей силе и глубине рационального, просвещённого, изобретательного, самодостаточного модерна или, например, как суждение о праведном, честном, порядочном синем мироукладе не укладывается в прокрустово ложе религиозного догматизма и бюрократии. Каждая струна спиральной динамики несёт с собой своё особое звучание, окрашивающее культуру как гармоничными, так и чересчур нарочитыми, нестройными мелодиями.
Настоящий зелёный — это о взрослых, чувствующих, искренних и ответственных мужчинах и женщинах, которым не всё равно
Настоящий зелёный — это о взрослых, чувствующих, искренних и ответственных мужчинах и женщинах, которым не всё равно. Они находили друг друга и объединялись, чтобы бороться за то, что мы сегодня считаем нормой — за право женщин голосовать, за отмену рабства, за право ребёнка на семью, образование и другое. Зелёный существенно сложнее оранжевого, зелёному доступно нечто такое, о чём даже не может помыслить оранжевый, затянутый в рамки своей внешней неуязвимости, своих представлений о личной состоятельности, своего постоянного стремления к ускользающему успеху. Зелёный непосредственно и обыденно счастлив внутри глубокой вовлечённости в общее дело, задачи которого он считает существенно более великими и заслуживающими внимание, чем личная статусная суета и показательный лоск. Зелёный обладает великой роскошью, которая для оранжевого даже не рассматривается в качестве критерия для счастья — зелёный высоко ценит своё право быть настоящим: искренним и уязвимым, он больше не сравнивает себя с другими и ходит налегке — он сбросил оковы соответствия чужому мнению.
Сегодня некоторые задачи зелёного остались пока не решены или не до конца решены. Мы ещё не научились восторгаться красотой политических, духовно-религиозных, национальных и половых различий между людьми, странами и культурами. Зелёное мышление, встречая границу, проводящую такое различие, часто стремится её стирать, чтобы реализовать своё стремление к общности. Мы наблюдаем такой кризис мультикультурализма в Европе как следствие неоправданно обобщённого подхода к человеческой природе. Зелёный, как и все другие стадии первого порядка, считает только свои ценности заслуживающими внимания, он игнорирует или осуждает всё, что не согласуется с его представлениями о том, что, например, доверительные отношения между людьми существенно более эффективны, чем контроль и принуждение.
Чтобы понять воистину эпохальную значимость тех инноваций, которые описывает Фредерик Лалу в своей книге, важно держать в уме адекватную картину зелёного мышления, удивительно целостную в своей противоречивости. Повторюсь — мы говорим о взрослых, чувствующих, искренних и ответственных мужчинах и женщинах, которым не всё равно. Они готовы упорно работать по достижению своей общей цели, они уважительны друг к другу, они заботятся, они реагируют и они, ключевой момент, — самоорганизуются.
Подходя к вопросу о том, о чём же умолчал Фредерик Лалу, давайте вспомним, как в Россию пришли программы обучения MBA. «Организации будущего» несут к нам столь же масштабные зелёные ценности, как МВА несли ценности оранжевые. В самом начале восторженно принятые, программы МВА довольно скоро подверглись обоснованной критике, как неприспособленные к отечественной действительности. Но со временем, когда новые формальные методы и формы работы получили практическую обкатку, они приняли обратную связи и стали иначе преподаваться. Скорее всего, «организациям будущего» придётся пройти подобные стадии.
Критика МВА возводилась вокруг разницы американской и отечественной культур, хотя речь шла в действительности о разнице между оранжевым и красно-синим мышлением. Да, бизнес, организованный в формате первых курсов по МВА, работает в Америке и не работает в России, потому что в американских компаниях работают люди, умеющие извлекать уверенную музыку из своих оранжевых струн, а в российских компаниях попытка сыграть оранжевую музыку на красных и синих струнах обречены на провал. Два фактора способствовали тому, что МВА остаётся успешной бизнес-школой: во-первых, мы адаптировали МВА под российскую действительность и во-вторых, наша Родина научилась рождать своих собственных оранжевых «платонов и невтонов».
Аналогично, внедряя организационные формы, описанные в книге Фредерика Лалу, мы рискуем получить внутри отечественной компании современный кризис европейского мультикультурализма, повторённый в меньших масштабах. Почему? Потому что в компаниях Фредерика Лалу работают люди, умеющие извлекать уверенную музыку из своих новеньких зелёных струн. Да, конечно, подобные компании, успешно работающие на рынке, возможны в России уже сегодня. Но они должны иметь мощный зелёный фильтр на входе и понятные формы вытеснения из своих рядов тех сотрудников, которым удалось такой фильтр обмануть. И ещё для строительства таких компаний нужна личностная трансформация лидера, который более не рассматривает людей как инструменты для манипуляций по достижению своих целей. Да… всего-навсего личностная трансформация…
Нужна личностная трансформация лидера, который более не рассматривает людей как инструменты для достижения своих целей
О чём же умалчивает Фредерик Лалу? Его «организации будущего» выглядят монохромными — их сотрудники являются трудолюбивыми, заботливыми, общительными людьми, которые решают все свои проблемы на специально созданных для этого совещательных форматах. Даже будучи интегрально информированным, он не пишет о том, что так почти не бывает ни на личностном, ни тем более на социальном уровне. Мы разные, на нас влияет масса психологических, житейских, культурных и политических обстоятельств. Возможно, для того, чтобы вдохновить читателя, автору понадобилось что-то обобщить. Это, впрочем, допустимо, важно лишь понять, что мы читаем сведённые к краткому описанию результаты реального опыта реальных людей, которые прошли ради этих результатов непростой путь. Скорее всего, лидеры описанных в книге компаний имеют в своём репертуаре музыку жёлтых струн, создавая с их помощью наиболее эффективные человеческие системы из доступного высококачественного «человеческого материала» в Европе и Северной Америке. Но всё-таки эти результаты выглядят на удивление монохромно — они сформулированы относительно довольно узкого ценностного диапазона — от кончающегося оранжевого через зелёный до начального жёлтого. Это может быть свидетельством устойчивого фильтра восприятия Фредерика Лалу — мы получаем через книгу только то, что смог заметить сам автор. Сами же организации, описанные в книге, скорее всего много сложнее и интереснее.
Здесь есть ещё одно очень важное обстоятельство. Дело в том, что эволюция человеческих систем — неумолимый и неотвратимый процесс. Бизнес-школы в своё время выполняли и продолжают выполнять миссионерскую задачу, обучая местных «аборигенов» не употреблять в пищу своих конкурентов, а делать с ними ситуацию «выигрыш-выигрыш» — создавая условия для взаимовыгодного партнёрства. Книга Фредерика Лалу — одна из первых ласточек новой эволюционной волны, которая создаст свои школы и будет обучать бизнесменов видеть в извлечении максимальной прибыли не абсолютную цель, а средство для реализации более значимых задач. И тогда, может быть, мириадам безработных коучей, вдохновлённых живительной красотой экологичной коммуникации, будет чем, уже наконец, заняться. Вообразите, что через год или два большинство сотрудников вашей компании, найдя для себя занятие по душе, не выпендриваются перед другими, не тянут одеяло на себя, способны договариваться, переживают за общее дело, стремятся быстро разрешать конфликты, трезво оценивают свой вклад, справедливы к себе и к другим. Одним словом, каждый сотрудник вашей компании виртуозно умеет и любит играть на зелёной струне своей души. Тогда организационные принципы, описанные Фредериком Лалу, будут как нельзя кстати.
Действительно доверительные отношения внутри человеческой системы способны творить чудеса. Люди, которые больше не испытывают потребности отчитываться о своих поступках «наверх», получают шанс открыть в себе ответственное отношение к своему делу. Лалу приводит такие цифры: «активно включены в рабочий процесс около трети сотрудников (35%). Гораздо больше людей безразличны к тому, чем заняты, или активно дистанцировались от своей работы (43%). Оставшиеся 22% не чувствовали какой-либо поддержки со стороны руководства». Вовлечённость в общее дело может быть следствием доверительного отношения собственника компании к сотрудникам и сотрудников друг к другу. Это может создать условия для того, чтобы спящие зелёные струны их душ пробудились и начали исполнять свою более качественную музыку.
Задействование зелёной стадии несомненно может обогатить формы организационного устройства бизнес-структур. Но сама идея монохромного строительства организаций кажется мне порочной. Она делает компанию чрезмерно зависимой от единственно возможного формата взаимоотношений, создавая, по сути, тепличные условия внутри закрытой системы для однотипной музыки одной лишь струны. Действительно жёлтым в терминах спиральной динамики может быть подход к созданию управления по ценностям в компании, когда люди, имеющие разные взгляды на жизнь, находят для себя приемлемые формы работы. Такой подход именуется как натуральный дизайн бизнеса. К сожалению, его сложно описать в формате короткой статьи. Спиральная динамика как нелинейная интегральная модель, рождённая более сложным мышлением, собственно, является инструментом для решения проблем, созданных на зелёной и на других стадиях мышления первого порядка. Мы вводим иерархию ценностей, мы вновь проводим границы там, где зелёное мышление пыталось создать утопичное царство благостного заботливого дружелюбия.
Лалу описывает нам передовые, успешные, сильные зелёные организации. Однако он хочет думать, что говорит об организациях жёлтых, называя их в русском переводе бирюзовыми
Фредерик Лалу описывает нам передовые, успешные, сильные и очень интересные зелёные организации. Он, однако, хочет думать, что говорит об организациях жёлтых, называя их в русском переводе бирюзовыми. Безотносительно к этой путанице, то, что он описывает — потрясающе. Это действительно новый подход, новая корпоративная жизнь, новая культура бизнеса. Что касается жёлтого, то жёлтым может быть именно подход к созданию подобной самоуправляемой, живой организации. Жёлтое мышление многогранно и не привязано к ценностным парадигмам, оно способствует естественной самоорганизации хаотичных систем. Мне сложно представить себе монохромную жёлтую систему, скорее речь идёт об управляющем принципе согласования разнонаправленных векторов к единой цели. Я не думаю, честно говоря, что возможен жёлтый монохромный бизнес. Как социальное явление бизнес начинается на красном, расцветает на оранжевом и заканчивается на зелёном, который уже воспринимает извлечение прибыли не как самоцель, а как средство для чего-то более важного. Жёлтые формы организации труда, проектной деятельности, могут быть усвоены внутри оранжевой и зелёной парадигмы, но как такового жёлтого бизнеса я не могу себе представить. Жёлтый имеет другие задачи и другую структуру, на порядок более масштабную. Повторюсь, в современных сложных и стремительных культурных и технологических условиях жёлтым может, а наверно, и должен быть принцип управления организацией — принцип гибкого, непривязанного, бесстрашного, интегрирующего мышления.
В заключение хочется сказать, что создание у нас организаций нового типа, которые описывает в своей книге Фредерик Лалу, может принести с собой качественные культурные изменения. Тем более, что в определённом смысле можно говорить о том, что ментальность людей, живущих на постсоветском пространстве, имеет в своей основе внутреннюю тягу к общительной вовлечённости. Мы не игнорируем глубокие психологические вопросы, мы всё ещё стремимся помогать друг другу, нам внутренне проще доверять, чем проверять, мы во всём стремимся «дойти до самой сути». Возможно, именно русскоговорящим людям предстоит сказать очень значимое слово в этой части мировой истории.
Сейчас никто толком не знает о том, как создавать подобные организации ни с нуля, ни в результате трансформаций существующих классических иерархий. Следует ожидать появления исследовательских сообществ бизнесменов вокруг темы организаций будущего. Это будут именно сообщества заинтересованных практиков, а не консультантов. Участники смогут объединять усилия для коллективной аналитической работы по той или иной компании. Эти сообщества не будут обременены массивным духовным багажом, но его участники возможно будут иметь опыт тех или иных созерцательных практик. Этим сообществам не смогут помешать ни религиозные, ни политические, ни идеологические, ни национальные, ни гендерные ограничения — прокрустовы ложа они чувствуют за версту. Эти сообщества объединит вопрос создания человеческих систем, в которых каждая личность будет иметь возможность разворачивать свои таланты и достоинства самым естественным образом. Участники этих сообществ будут творить будущее — буквально и безотлагательно. Я сочту за честь работать вместе с ними.
Сегодня знания, накопленные человечеством в течении многих тысяч лет, стали доступны на расстоянии в несколько кликов компьютерной мыши. Все культуры, рождённые людьми, все ценностные ориентиры одинаково активно присутствуют в нашем теперь уже общем информационном поле, порождая и разрушительные потрясения, и удивительно прекрасные новые формы человечности. На глобальном пространстве смыслового хаоса рождаются и умирают с удивительной быстротой новые идеи. Так эволюционирует наше мышление. Мы живём в насыщенное время, когда на протяжении жизни одного поколения успевают сменяться целые эпохи. Поэтому мы смогли отследить законы эволюционирующего мышления и можем на практике применять их.