Никто не знает ни имени, ни лица этого человека, хотя он дает концерты и написал уже два альбома: «В душе драм, в сердце светлая Русь» и «Велики силы добра». Первым впечатлением от прослушивания древнерусского драма нейромонаха Феофана может быть ощущение иронии. И само название проекта — «Нейромонах Феофан», и название первого альбома («В душе драм, в сердце светлая Русь»), да и сами тексты отчасти могут располагать к такому впечатлению. Однако мы сильно ошибемся, если увидим в проекте «Нейромонах Феофан» одну лишь иронию над русской религиозностью, квасным патриотизмом и русским бытом в целом. Иронии-то тут, пожалуй, меньше всего.
Мы сильно ошибемся, если увидим в проекте «Нейромонах Феофан» одну лишь иронию над русской религиозностью, квасным патриотизмом и русским бытом в целом
А что же здесь тогда, если не ирония? — спросишь ты меня, проницательный читатель. Я полагаю, что здесь мы имеем дело с очень добротной работой с почвой, с материалом, отчего проект нейромонаха Феофана получается настолько самобытным. Действительно, подобного, если я не ошибаюсь, еще не появлялось в нашей музыке. Именно работа с почвой, с родным материалом — вот что давно уже требовалось нашей музыкальной области. Что я имею в виду под работой с почвой? Например, если я делаю, скажем, рэп, и хочу при этом, чтобы мой рэп был самобытным, не похожим на западный, аутентичным, то я должен вложить в него оригинальные смыслы, должен напитать его философией отчего края, соками родной земли. Естественно, я также должен поработать над формой. Однако ж если мы посмотрим на нашу сегодняшнюю национальную музыку, каковой является русский рэп, то мы увидим, что рэп, сделанный, скажем, в городе Чите ничем принципиально не отличается от рэпа, сделанного, например, в городе Воронеже. Почему так? Да потому что там одни и те же темы, одни и те же смыслы, сюжеты, проблемы, и даже бит сделал один и тот же битмейкер… В результате мы и имеем то, что имеем, а именно перепроизводство однотипного серого рэпа, подражательного и предельно неоригинального, однако при этом уверенного в своей невероятно оригинальности.
Совсем не то у нейромонаха Феофана, который и легенду сочинил прекрасную, и компанию себе подобрал отличнейшую (Медведь и битмейкер Никодим), и песни поет задористо. И словарь свой собственный придумал, вернее не придумал, но взял себе на вооружение кое-какие древнерусские словечки, наполнив их своими коннотациями. Актуализировал, одним словом. Например, «Ядреность» — это, по Феофану, образ жизни, который проявляется в том, что человек буквально источает позитивную энергию, пускается в пляс по поводу и без повода и вообще склонен к веселью. Ну и так далее. А еще нейромонах Феофан призывает приходить к себе на концерты в рубахах и лаптях, из-за чего у мастеров лаптеплетения прибавилось заказов перед концертами нейромонаха. Вот и складывается уже образ жизни…
Повторюсь, что воспринимать творчество нейромонаха Феофана как иронию или как стеб над русским православным укладом жизни ни в коем случае нельзя. Это именно проект (да, пусть коммерческий, да куда ж без этого нынче?), который работает с аутентичным материалом и притом работает с ним блестяще! Кто увидел здесь иронию над русским православием и патриотизмом, просто ничего не понял.
Каждое слово альбома «Велики силы добра» очень доброе, теплое, светлое, дружеское, и весь альбом выходит таким
Кого-то может покоробить словосочетание «древнерусский драм». Ну вот тут-то как раз и есть ирония. Причем ирония, скорее, над драмом как жанром. Поскольку слово «драм» нейромонах Феофан также наделяет какими-то своими дополнительными смыслами. Этот самый древнерусский драм есть ирония еще и потому, что, как уже успели заметить дотошные до определения ярлыка, ой — зачеркните! — т. е. жанра, музыкальные критики, это никакой не драм, а просто-напросто электропоп с элементами фолка. Пусть так, от этого дело не меняется.
Скажем также пару слов о последнем альбоме нейромонаха Феофана «Велики силы добра». Не удержусь и скажу от себя, что альбом — замечательнейший! И прибавлю: зело замечательный!
«Много грязных, бесполезных слов» — поет Феофан. С уверенностью можно сказать, что ни одного такого бесполезного слова в альбоме нейромонаха нет. Каждое слово альбома очень доброе, теплое, светлое, дружеское, и весь альбом выходит таким. Альбом, по сути, по сюжетике, повествует о том, как Феофан вместе со своими друзьями Медведем и Никодимом оставляют за спиной шумный город (песня «Пойдем со мной») и отправляются в деревню, чтобы там играть древнерусский драм и веселиться. Собственно, больше им ничего и не надо, разве что только им хотелось бы, чтобы и мы веселились вместе с ними, поэтому они приглашают нас с собой.
Нейромонах видит вокруг одно добро и приглашает к веселью по такому прекрасному поводу. Вот уж и вправду, «чистому все чисто»!
Альбом о дружбе, о веселье, о добре, о любви к природе. О том, собственно, что велики силы добра! И хотя нейромонах ни разу, кажется, в альбоме не произносит ни слова Бог, ни слова Церковь, да и в интервью, как говорят, принципиально отказывается говорить о религии, тем не менее, само настроение альбома — светлое, доброе — нельзя воспринимать только лишь в светском ключе. Да и само обращение к теме русского монашества и вообще русского быта говорит само за себя. Даже если это обращение лишь на уровне атрибутики, все равно — сама атрибутика для слушателя обладает ценностью. Впрочем, нейромонашество можно воспринимать и как современное юродство, кто знает!… Юродивый же не растолковывает нам догматы и нюансы той или иной теологумены, но он иными способами говорит с нами! (сравните нейромонаха Феофана с санкт-петербургским рэп-юродивым МС Покайся, которого вы можете совершенно случайно встретить на улицах северной столицы и послушать его православный фристайл).
Во всяком случае, очевидно, что альбом силен своим светлым и добрым настроением, прежде всего, а не мыслью. Нейромонах видит вокруг одно добро и приглашает к веселью по такому прекрасному поводу. Вот уж и вправду, «чистому все чисто»! А когда вокруг нас только негатива, злобы и лжи, как важно вспомнить про свет подлинного простого человеческого добра!
Потому и благодарствуем за сей месседж нейромонаху Феофану!
Любомудр Андрей