Большинство ученых, философов и писателей второй половины XX века, рассуждая о ближайших перспективах космической экспансии, исходили из того, что лишь сверхдержавы имеют достаточно ресурсов для запуска экипажей в открытый космос. Следовательно, именно государства де-факто признавались «локомотивами», которые должны доставить человечество на новый, космический уровень развития.
Тимоти Лири был один из немногих скептиков такого подхода. Полагая государство лишь временным социальным институтом, он был убежден, что правительства будут скорее мешать миграции человечества в космос.
Основными научными и личными интересами для доктора Лири всегда были свобода, эволюция и их взаимодействие. Свобода внутренняя (когнитивная) невозможна без свободы внешней, обусловленной взаимодействием с государством и социумом. Эволюция: как способность расширять границы своего разума, рамки свободы.
Тимоти Лири был убежден, что наступает период, когда для продолжения эволюции индивидуального сознания потребуется Исход («Миграция»), которая, с одной стороны, освободит индивида от государственных законов и социальных норм, с другой — станет новым вызовом.
Авторский проект, разработанный в начале 1970-ых, — «H.O.M.E.» (High Orbital Mini Earths) предполагал создание высокоорбитальных станций — минипланет, находящихся вне государственной юрисдикции. Будущее население станции подбирается на основе разделения мировоззрения и ценностей. Тем самым происходит трансформация «земных» социальных норм, так как объединенные общими ценностями в условиях отсутствия идеологических соперников, экипажи разрабатывают собственную социальную культуру. Таким образом, станции становятся «семенами» будущих колоний, проходящими строгий естественный отбор, — если идеология станции оказывается неэффективной, в условиях космоса она обречена на гибель.
Как видно из описания, уникальность этого проекта для своего времени в том, что он сконцентрирован на индивидуальном и групповом уровне, игнорируя государственный и национальный. Это обеспечивает его добровольческую, аполитичную и толерантную основу, не исключающую, однако, внутри- и межгрупповой конкуренции в рамках естественного отбора. Таков был взгляд опального гарвардского доктора психологии, ставшего культовой персоной для хиппи и других представителей контркультуры.
Доктор Лири был убежден, что создание орбитальных станций не является настолько сложной проблемой, как кажется: роль государств в космической экспансии преувеличена. Более того, политические элиты могут расценивать проекты, подобные H.O.M.E. как вредоносные: «миниземли» не признают национальной власти и являются инкубаторами альтернатив земных властных кругов.
И хотя проект «высокоорбитальных минипланет» не получил материального воплощения, мы прямо сейчас можем наблюдать частичную реализацию его идейной основы. Спустя несколько лет после публикации своей концепции Тимоти Лири стал увлекаться виртуальными технологиями. Уже в конце восьмидесятых Лири, занимаясь разработкой программного обеспечения, заявил, что для будущих поколений интернет станет аналогом того, чем были психоделические вещества для молодежи шестидесятых. Полеты в виртуальный космос оказались более доступны для населения, чем подлинные космические путешествия, — прозорливый Лири это увидел задолго до того, как об этом заговорили другие. Ускорение процесса индивидуализации также не стало менее реальным от виртуальной природы созданных коммун по интересам, не скованных в интернете ни государственными, ни социальными правилами, и именно поэтому — уже явило свои положительные и негативные последствия.
Более того, и в освоении «подлинного» космоса наметились тенденции, предсказанные экстравагантным психологом — растет количество частных космических компаний. Так, недавно была совершена первая успешная посадка ракеты многократного использования «Falcon 9» (компания «Space X»).
Поэтому хочется надеется, что в ближайшее столетие многие смогут побывать в космосе не только с помощью государственных программ и не ради интересов национальных элит, а реализуя собственные индивидуальные интеллектуально-эволюционные цели и задачи.
Что касается самого Тимоти, то процесс его умирания в 1996 году транслировался по видеоканалу в интернет, а после 7 грамм его праха были доставлены на орбиту Земли на ракете.