Метагенезис. Зарисовки эволюционных ландшафтов

Planetary civilization

Вы никогда не задумывались о том, насколько божественно и прекрасно могут выглядеть человеческие технологии, если взглянуть на них абсолютно чистым и непредвзятым взглядом?

Обычно среди мистиков, традиционалистов, оккультистов распространено убеждение, что технологический прогресс принес человечеству множество страданий и разрушил идиллическое состояние Эдемского Сада. Некоторые заявляют об утраченной мудрости древних цивилизаций, о роботизации человеческой индивидуальности в условиях технологического прогресса, о ложности подобного прогресса и потребности в регрессии к Архаичному. Со всем этим можно отчасти согласиться, ведь эта идея нам кажется очевидной и разумной даже на основе нашего повседневного опыта, — более того, многие известные мыслители (не только традиционалисты, но и такие совершенно уникальные личности как Теренс МакКенна) убедительно обосновали эту мировоззренческую парадигму. Но изредка, медитативным взором охватывая мир современности и постсовременности, бывает испытываешь благоговейный трепет перед поистине магическими возможностями техники и технологии, которые рассыпаются вокруг нас драгоценными камнями и пестрыми узорами восточных орнаментов и индейских триптаминовых визуальных симфоний…

Вокруг нас миллиарды проводов и линий оптоволокна, несущих в себе чистый свет, мы разговариваем с помощью этого света друг с другом, узнаем новое, обмениваемся информацией, мы связываем всю планету потоками света в различных диапазонах, эти вибрации несутся через атмосферу к орбитальной спутниковой оболочке и обратно. Мы называем это Сетью. И все эти провода, трубы с водой, трубы с газом подобно ветвям дерева или кровеносным сосудам прорастают в наши многочисленные ульи, похожие на ткани, состоящие из клеток-квартир, где люди — генетический аппарат. А дальше они срастаются в города, в колонии микроорганизмов, в клеточные скопления и ганглии, которые образуют целый организм. Эта планетарная сеть способна питаться от энергии горения угля и нефти, подобно колоссальной грибнице она разъедает земную оболочку, как поедает мицелий свой субстрат. Но она эволюционирует, и вот она волшебным образом питается энергией вероятности распада атомов тяжелых элементов, которые мы зовем радиоактивными. И сама она становится подобна вероятностной пене, квантовой ризоме, где культуры и технологии смешиваются и флуктуируют каждый миг. Следующий шаг — квантовые и биокомпьютеры, целостная живая сеть, раскинувшаяся на всю Землю; интеграция и самоосознание холона планетарного уровня. И если интернет способен стать нервной системой Ноосферы, то Сеть будущего подобна самым передовым и эволюционно продвинутым клеткам коры головного мозга Homo sapiens sapiens.

Биосфера планеты обретает совершенно новое качество, осознанность, и это вызывает в ней воспоминание о пронзительном желании, которое смутно и подспудно присутствовало в её еще не полностью проснувшемся растительно-животном бытии, — желании, которое манило ее вперед сквозь время к передовому краю эволюции, которым на этот момент стал уже не человек как индивид, а планетарная Сеть-Улей. И это желание не чуждо ни одному живому (и не только) существу — желание превзойти себя, выйти за свои пределы, дальше, лучше, больше, сильнее, глубже, эволюционное торжество победы и развития. Это период её половой зрелости, она наконец-то готова познать другие планеты, био-ноосферы совершенно иной химической, биологической, психологической и (о да!), возможно, духовной организации. И это желание взрывной волной устремляет планетарный холон в Космос! В холодных безвоздушных пространствах могучий рой ракет и космических шаттлов парит на крыльях солнечных парусов; каждый из них несет в себе сознание Целого — живые квантовые компьютерные сети, связанные через радиосвязь и намного более быстрое, сверхсветовое, моментальное, квантово-нелокальное взаимодействие. Все они связанны друг с другом и с Центром — с матерью Землей. И этот рой, подобно планетарным спорам, несет в себе не отдельных людей и некоторые виды животных и растений, а целостные фрагменты экосистем и биогеоценозов разных типов. Колоссальные отсеки, где воспроизведены разные виды ландшафта, флоры и фауны, разные исторические и геологические эпохи, начиная от раннего докембрийского мира и вплоть до уровней культуры и цивилизации, которые еще только предстоит познать современному человечеству.

Сама память Земли отправляет себя на встречу иным биосферам, — так зарождается межпланетарная интеграция, ведущая к соединению всей Вселенной в Одно. Но до этого произойдет еще множество удивительных событий, контактов, взаимодействий, например, экспериментальная психогенетика и ксеноэкология на границе контакта биосфер двух разных планет, взаимное технологическое и метакультурное обогащение, познание Сознаний совершенно иного типа (вроде разумных скоплений межгалактического газа, о которых не раз упоминал Стивен Хокинг в своих лекциях и о чем догадывался Говард Лавкрафт в своих литературных инсайтах). А ближе к финалу грядет удивительное Таинство — встреча Запредельного при падении в сингулярность сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути. Как полагают космологи, прохождение горизонта событий черной дыры подобно ощущению единомоментного осознания всей вселенной во все времена, ведь в сингулярности исчезают понятия времени, пространства и причинности. Таково это удивительное приключение, слишком безумное и страшное для одного человека или маленькой группы людей, но посильное и прекрасное для существа уровня галактического холона, самосознающей межзвездной холархии живых существ… Люди будут жить в таких Звездных Домах в полной гармонии с Целым, как люди в Эдемском Саду, который ждет нас лишь впереди, на гребне эволюционной волны, но никак не в утраченном примитивном прошлом. И со временем покой этого Сада будет нарушен вторжением Змея-Искусителя, проявленного в виде чужеродности космоса и иных миров, в виде радиационных и гравитационных воздействий, вызывающих мутации и видообразование, в виде безумия и видений тонкоматериальных оболочек других планет. Так планетарный холон познает Иное, раскрывает в себе архетип Лилит и бесконечное движение к Новому…

Основной наш страх — перед тотальным актом раскрытия себя к предельной искренности и доверию другим, а ведь это неизбежно случится, когда мы станем Одним

Становится понятно, почему цивилизационный этап связан с таким огромным количеством боли и страдания для живых существ биосферы. Как и любой переходный период, этот своеобразный пубертат планеты сопряжен с глубинными перестройками всей системы; это кризис и его разрешение лежит за пределами двухмерной поверхности живой оболочки Земли. Ноосфера как антитезис к биосфере взывает в нас как в Целом стремление искать синтез этих начал в трехмерности, в стремлении в космос, которое мы сублимируем, создавая виртуальную 3D-реальность на земле. Определенно, нас ждут еще более резкие перестройки, но чем больше мы отрицаем их наступление, тем больнее делаем себе и планете, чем больше сопротивляемся слиянию в угоду своей ложной эгоистической индивидуальности, тем больше шанс для планетарной биосистемы не оправиться от этой «шаманской болезни». Главная причина тому вовсе не «традиционные духовные ценности» и консерватизм, не стремление к Архаичному (которое легко осознать и как стремление к эволюционным аттракторам будущего, которые в чем-то диалектически повторяют эдемское прошлое) и не жажда наживы отдельных людей и государств. Основной наш страх — перед тотальным актом раскрытия себя к предельной искренности и доверию другим, а ведь это неизбежно случится, когда мы станем Одним. Как писал Шри Ауробиндо об этом уровне развития человека, тогда мы будем постоянно испытывать состояние полной эмпатии друг к другу; не будет лжи, обид, боли и страдания; помыслы, чувства и размышления другого существа будут восприниматься нами как собственные видения и переживания. Этому состоянию также будут сопутствовать соответствующие материальные, технологические корреляты, например, нейрокибернетические технологии, которые начали свое активное развитие уже сейчас (такие как чтение мыслей при помощи МРТ).

Этот страх понятен каждому, каждому из нас знаком и близок по-своему; мы не должны отрицать его, но должны сделать шаг за его пределы, к чистоте и открытости, так как наступление технологического единства ноосферного Улья неизбежно, вопрос лишь в том, каким оно будет. Будет ли это тотальная система порабощения и контроля, подобная показанной в общеизвестной трилогии «Матрица», или это будет чудесное рождение планетарного холистического макросознания, о котором мечтал Тимоти Лири и возвещал Шри Ауробиндо? Решение этого квантового уравнения зависит только от коллективной суперпозиции истинной Воли каждого одушевленного существа нашей планеты, подлинной орбиты всякой Звезды и всякого холона, на каком бы уровне развития он ни находился.

Автор: Татарников Евгений

Эколог, фрилансер, практик интегрального подхода