Интегральный подход к ибогаиновой терапии и лечение наркозависимости

Был ли в вашей жизни момент, когда вы были полностью осознаны; когда всё ваше существо ощущается сонастроенным с великой силой природы; когда возникает чистое прозрачное измерение, в котором времени не существует, а вы находитесь в единстве со всем? Изменённые состояния сознания позволяют пережить опыт разотождествления с эго, сдвига восприятия и сноподобной реальности. Все эти переживания помогают процессам саморазвития. Обыденные состояния сознания возникают естественным образом, как состояния сна или сновидения, тогда как изменённые (необычные) состояния можно вызвать при помощи практик или психоактивных веществ, а некоторые пиковые состояния развиваются под влиянием каких-то условий, таких как музыка, танец или занятия спортом.

Согласно интегральной теории, все люди обладают способностью переживать изменённые состояния сознания независимо от стадии развития, на которой находятся, тогда как истолкование того или иного состояния осуществляется в соответствии с мировоззрением личности (Wilber, 2006). Значимость изменённых состояний состоит не только в том, что переживается в самый момент их развёртывания, но также и в том, какие смыслы извлекает человек из самого опыта. Интерпретация, которую мы делаем постфактум, может в значительной степени предопределить не только то, насколько удачным окажется наше «путешествие» («трип»), но и то, насколько опыт будет полезен для того, чтобы углубить наше сознавание и способствовать нашему развитию.

iboga

Трипы и культура

На протяжении всей истории человечества психоделические вещества использовались во всех культурах мира. Например, каннабис и определённые виды грибов применялись в ведической индийской культуре около 5000 г. до н. э. В результате археологических раскопок территорий в Перу, которую когда-то населяла культура куписнике (1200–200 гг. до н. э.), были обнаружены изображения грибов, животных семейства кошачьих и отрубленных голов, — все эти образы часто ассоциируются с культом грибов (Walsh, 2009). Перечень растений, содержащих психоделические вещества, может быть очень широким и включать в себя кактусы, грибы, семена пурпурного вьюнка (известного как утреннее сияние, morning glory) и двукисточник тростиковидный.

Причины, методы, цели и сами сообщества, которые используют психоделики, могут в значительной степени отличаться не только с точки зрения исторического течения времени и изменения установок в рамках разных поколений, но ещё и в плане культурных верований и традиций. Шаманские культуры первыми из известных нам использовали психоделики как способ обрести исцеление и предвидеть будущее в ситуациях столкновения с конфликтами или бедностью, а также когда необходимо было установить связь с духовным измерением. Эти культуры применяли психоделики в рамках церемоний, в общинах, обычно под руководством, по меньшей мере, одного знахаря, использовавшего психоделическое вещество для того, чтобы провести обряд исцеления или прорицания.

В «современную эпоху» LSD, пейот и ибогаин входят в число психоделических веществ, использовавшихся в научных исследованиях с целью исследования их психотерапевтического и «способствующего развитию» влияния. В 1960-е и 70-е наблюдалась волна интереса к изменённым состояниям сознания, проявившегося в различных работах, включающих книгу Олдоса Хаксли «Двери восприятия», в которой исследуется расширяющаяся вселенная, открываемая такими психоактивными веществами, как LSD, и почтительное отношение Тимоти Лири к искусственно вызванным визионерским переживаниям (Williams, 1999).

Хотя использование психоделиков ради развлечения может быть чем-то позитивным, такому способу недостаёт уважения к таинству сознания и человек рискует утратить связь с подлинным духовным измерением своей человечности

Психоделики были частью нашей культуры. Смыслы, порождаемые их использованием, а также сами способы их использования, изменялись и преображали нас. Рекреационное использование психоделических веществ оказало влияние на то, как в культуре воспринимаются их целительные свойства. Хотя даже использование психоделических веществ ради развлечения может быть чем-то позитивным, всё равно такому способу их употребления недостаёт благоговейного уважения к таинству сознания, из-за чего человек рискует утратить связь с подлинным духовным измерением своей человечности.

За последние пять — десять лет в мировом научном сообществе наблюдается изменение отношения к публичному использованию психоделических веществ в медицинских и научных исследованиях. В США было разрешено провести клинические исследования психоделиков — в основном DMT, MDMA и псилоцибина (Williams, 1999).

Что такое психоделики?

Термин «психоделики» имеет корни в греческом языке и означает «проявление сознания». Психоделическое вещество — это химическая субстанция, которое встречается в природе и может быть синтезировано искусственным путём; оно не будет вызывать физическую наркозависимость, «ломки» и серьёзные физиологические нарушения, при этом оно вызывает изменения мыслительных процессов, настроения и восприятия, которые сходны с переживаниями, которые люди испытывают в состояниях сновидения, созерцания или религиозного экстаза, в вспышках флэшбеков (непроизвольных воспоминаний) и острых психозах (Greenspoon & Bakalar, 1979).

Психоделические вещества могут вызывать переживания бесконечной любви, но также вызывать и другие реакции, такие как временные эпизоды паники или «плохие трипы», которые могут продолжаться в течение суток, или даже более длительные реакции, продолжающиеся в течение дней или месяцев, когда может потребоваться профессиональная помощь. Отдельные научные исследования негативных эффектов LSD показывают, что существуют некоторые характеристики, которые, по всей видимости, влияют на то, что человек будет иметь «негативную» реакцию на психоделический опыт; в список противопоказаний входят серьёзные расстройства настроения, наличие психиатрических заболеваний в анамнезе (у индивида и/или в семье), расстройства формального мышления и такие психические нарушения, как депрессия, деперсонализация, диссоциативные состояния и т. д., недавний опыт стрессовых ситуаций, а также определённые личностные черты (например, тревожность, нервозность и т. д.) (Strassman, 1984).

Невозможно предугадать заранее, как тот или иной человек отреагирует на психоделический опыт, но определённые его аспекты могут оказать значимое позитивное, целительное и гармонизирующее влияние. Поэтому важно проводить сеансы в естественной среде, в условиях поддерживающего сообщества, надёжного гида или целителя, с осознанным намерением и осознанием своих текущих эмоциональных и интеллектуальных установок. Также важно развивать способы интеграции опыта в жизни. Во многих случаях отдаться опыту позволяет молитва.

Дорога в мир ибоги

ibogaine-sketch

В рамках моего собственного пути по открытию себя я участвовала в церемониях и использовала энтеогены наряду с другими практиками. Я считаю, что возможная польза от вызова изменённого состояния с использованием психоделического вещества в целях психотерапии связана с тем, как оно открывают человека для переживания своего истинного Я. Человек получает возможность отступить на шаг назад и в результате резкого изменения восприятия увидеть аспекты самого себя, которые ранее ему были неизвестны. Также происходит освобождение творческих способностей сознания. В процессе психоделического опыта то, что ранее блокировалось и нуждалось в высвобождении, выходит на поверхность: поднимающийся материал может быть очень интенсивным, его может быть трудно переварить или метаболизировать, так что очень важно располагать поддержкой, знаниями, способностями и инструментами для осуществления интеграции опыта.

Проживая в Сан-Франциско (Мексика), я начала исследование использования ибоги1 в психодуховных целях. Сан-Франциско, Наярит, является одним из основных мест в мире, где расположились опытные проводники ибогаиновой психотерапии и открыли свои клиники для лечения лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией.  Мой интерес вначале возник в результате моего личного стремления к духовному исцелению, а затем перерос в страстное желание узнать больше об ибогаине. Теперь же ибогаин является частью моей жизни, моей профессиональной деятельности, моего сообщества и моего пути.

Энтеогенная ибога оказывает уникальное целительное влияние, связанное с нейропластичностью и перезагрузкой различных нейромедиаторных систем мозга, а также различных компонентов нервной системы в теле (Lotsof & Wachtel, 2003). Ибогаин — это естественный алкалоид, экстрагируемый из растения Tabernanthe iboga. Ибога используется в западной Африке (Габоне и приграничных странах) в медицинских и обрядовых целях, и в настоящее время растение находится под риском исчезновения вследствие слишком интенсивного сбора и вырубки.

Это послужило началом развивающейся с тех пор субкультуры, использующей ибогаин для лечения наркотической зависимости

В 1962 году Говард Лотсоф открыл способность ибогаина лечить зависимость. Это послужило началом развивающейся с тех пор субкультуры, использующей ибогаин для лечения наркотической зависимости от героина, метадона, алкоголя, кокаина, метамфетамина и других веществ, также он используется для лечения расстройств настроения (таких, как депрессивное и тревожное расстройства и т. д.) и для психодуховного развития. Ибогает воздействует на сознание и психологическую самость, что позволяет человеку отпустить истории и хронические паттерны и расчистить путь для возникновения новых способов бытия, поведения и связи с духовностью.

Ибогаин является триптамином — алкалоидом, который, как считается, играет роль и нейромодулятора, и нейромедиатора в мозге; он действует как агонист2 для серотонинового рецептора 5-HT2A. Серотониновые рецепторы можно найти в центральной и периферической нервной системе; они модулируют выделение множества нейромедиаторов, включая глутамат, ГАМК, допамин, адреналин/норадреналин и ацетилхолин, а также такие гормоны, как окситоцин, пролактин, вазопрессин, кортизол и др. Серотониновые рецепторы влияют на различные биологические и нейрональные процессы, такие как агрессия, тревога, аппетит, познавательные процессы, процессы научения, памяти, настроения, тошнота, сон и терморегуляция (Popik & Skolnick, 1998).

Ибогаин одновременно влияет на множество различных нейромедиаторных систем, а также действует как антагонист (блокиратор эффектов агониста) системы NMDA-рецепторов (рецепторов глутамата, которые являются основным молекулярным средством контроля над процессами синаптической пластичности и функций памяти) и агонист для системы рецепторов κ-опиоида (протеина, который связывает опиатоподобные соединения в мозгу, опосредуя восприятие боли, сознания, двигательного контроля и настроения) (Popik & Skolnick, 1998).

Об использовании ибогаина в трансформирующей практике

aaaibogaine

В октябре 2013 я начала интегральное исследование в мексиканском Сан-Франциско, чтобы изучить возможности использования ибогаина как психотерапевтического инструмента в трансформирующей практике. В этом исследовании я применяла несколько методологий, позволивших получить инновационные и эффективные перспективы. Я совместила методы 1-го, 2-го и 3-го лица, объединила сильные стороны количественных и качественных данных, полученных в результате использования каждого из методов, а также попыталась минимизировать их слабые стороны.

Метод 1-го лица включил в себя четырёхмесячное исследование моего собственного опыта ибогаинового лечения. Это было изучением изменённого состояния, вызыванного ибогаином, а также процесса интеграции полученных опыта и изменений в поведении. В рамках метода 2-го лица я проинтервьюировала четырёх проводников ибогаина (предоставляющих помощь в лечении зависимостей и психодуховном развитии), чтобы узнать, какой подход они используют и каким процедурам лечения следуют. Метод 3-го лица включал в себя опрос 76 индивидов, прошедших ибогаиновое лечение, с целью изучить их опыт, практики интеграции, поведенческие изменения и процессы после прохождения процедур лечения.

Предварительные результаты исследования при помощи методов 1-го, 2-го и 3-го лица позволили выделить следующие ключевые темы, связанные с опытом ибогаинового лечения:

  • Симбиотическая соотнесённость ощущения отпускания паттернов и убеждений самости с физической открытостью и релаксацией.
  • Восприятие инсайта (озарения), связанного с влиянием биологической дефрагментации на нейрональные рецепторы в мозге.
  • Духовный опыт своей человеческой природы, взаимосвязанной с сущностью жизни и всем — от предков до человеческого бытия как такового и безграничной пустотности.
  • Ясность ума и сознавание эго-конструктов (индивидуальных и коллективных).

Результаты, полученные благодаря методу 2-го лица, говорят о том, что подходы проводников ибогаиновых сеансов объединены следующими общими свойствами, которые можно расположить в верхне-левом и верхне-правом квадрантах интегральной модели AQAL Кена Уилбера:

  1. Важность установления доверительных отношений с клиентом.
  2. Непрерывная забота о физическом здоровье клиента (питание и упражнения).
  3. Предоставление психологической и эмоциональной поддержки.
  4. Клиент-центрированный протокол дозировки вещества.

Все проводники ибогаиновых сеансов включают в процесс лечения элементы медицинской помощи для того, чтобы позаботиться о физическом здоровье клиентов и том, чтобы они имели феноменологическое знание эффекта, оказываемого ибогаином на тело (верхне-правый квадрант). Также сюда входит обучение клиента тому, как можно культивировать правильное намерение, осознанность и здоровые мыслительные паттерны (верхне-левый квадрант).

Наиболее выраженные различия между проводниками заключались в том, как отличались их мировоззрения, варьировавшиеся от акцента на гармонизации физического здоровья и физической деятельности клиента до большего фокуса на том, чтобы помочь клиенту в культивировании правильных сознавания, глубины осмысления и осознанности.

Если же говорить об интегральном подходе к лечению, включающем аспекты из всех квадрантов, то результаты исследования показывают, что проводники включают во внимание преимущественно верхне-левый и верхне-правый квадранты, как показано на таблице ниже.

ВЛ квадрант (внутреннее индивидуальное)

Работа с сопротивлением 75%

Медитация 50%

Культивирование осознанности и сознавания 100%

Намерение и фокус 75%

Установление доверительных отношений 100%

ВП квадрант (внешнее индивидуальное)

Клиент-центрированная дозировка 100%

Правильное питание 75%

Физическое здоровье 100%

Упражнения 50%

Альтернативные терапии (массаж, рейки) 50%

НЛ квадрант (внутреннее коллективное)

Ритуал и церемония 75%

Поддерживающее ибогаиновое сообщество 50%

Создание поддерживающей среды для клиента 75%

НП квадрант (внешнее коллективное)

Комфортные и безопасные условия 50%

Пребывание на природе 100%

Протокол лечения 100%

Договор с клиентом 75%

 

Метод опроса включал в себя набор из 25 открытых и закрытых вопросов, включавших несколько вариантов ответа, а также описательный текст, целью которого являлся сбор разных типов данных об индивидуальном опыте принятия ибогаина, процесса лечения во взаимодействии с проводниками и клиникой, а также интеграции опыта. Предварительные результаты, полученные в результате опроса 76 человек, таковы: среди субъектов, которые прошли курс ибогаинового лечения либо в клинике, либо с проводником или ситтером, либо самостоятельно, большинство — мужчины (71 %), возраст 28–48 лет; 85 % респондентов считают, что принятие ибогаина было трансформирующим опытом, тогда как 15% так не считают. Часть из собранной информации проиллюстрирована ниже.

 

Вопрос 8: Тип первого опыта ибогаинового лечения %
Психодуховный / саморазвитие 42
Лечение наркотической зависимости от опиатов, метадона, алкоголя и др. 36
Другое (напр., фибромиалгия, хроническая боль, тревога, эпизоды насилия) 15
Депрессия, расстройства настроения (напр., биполярное расстройство, тревога) 7

 

Вопрос 10: Что входило в ваше лечение? %
Наличие ибогаинового проводника 83
Медицинское обследование 63
Ритуал / церемония 60
Альтернативные терапии (напр., массаж, рейки) 52
Система питания 49

 

Вопрос 15: После лечения что помогло интегрировать полученный опыт в жизни? %
Пребывание на природе 62
Друзья 50
Здоровое питание 45
Упражнения 42
Медитация 41
Семья 32

 

Вопрос 20: Какие позитивные эффекты вы испытали от ибогаинового опыта? %
Повышение ясности 75
Высвобождение старых привычек 68
Повышение внимательности и осознанности 68
Осознание бессознательного материала 67
Расслабленное пребывание самими собою 62

 

Вопрос 23: Какие переживания были во время ибогаинового опыта? %
Чувство озарения (инсайта) 73
Переживание вселенной и расширенного сознания 55
Повышение остроты восприятия мира 54
Любовь, прощение, принятие 52
Перепросмотр значимых событий из прошлого 47
Обновлённая вера в жизнь 46
Реализация возможностей и выборов 40

 

Интегральный подход, ибогаин, работа с тенью… и благополучие

Ибогаин вызывает состояние глубокой интроспекции и свидетельствования, которое расслабляет сознание и позволяет ему вылечить бессознательные раны и восстановить контакт с теневым материалом. Результаты исследования говорят о возможности использовать целительное влияние ибогаина в качестве части интегральной трансформирующей практики путём использования протокола, включающего безопасные (малые и средние) дозировки и постепенное повышение дозы и накопление эффекта. Ибогаин, используемый в малых и средних дозах в течение кратких промежутков времени, расслабляет потребность повторять старые способы бытия, что даёт человеку возможность сознательно выбрать новое направление жизни и освоить новые формы поведения.

Ибогаин вызывает состояние глубокой интроспекции, которое расслабляет сознание, позволяет ему вылечить бессознательные раны и восстановить контакт с теневым материалом

Клиент-центрированная интегральная трансформирующая программа, спроектированная для использования параллельно с ибогаином, включает в себя комплекс различных практик, таких как работа с тенью, медитация, самоисследование, йога, созерцание природы и система питания. Персонализация программы позволяет адаптировать её к мировоззрению каждого из клиентов, и для этого используются такие инструменты, как эннеаграмма, линии и уровни развития и четыре квадранта.

Интегральная перспектива на трансформационную практику включает следующие компоненты:

  • Самоосознание: понимание своего мировоззрения (уровней развития), изучение своей тени и того, как изменяется самоощущение в различных состояниях сознания.
  • Телесность: заземлённость в теле, обращение к телу как учителю — инструменту, способному сонастроиться со множеством звуков и вибраций, посредством которых передаётся информация о гармонизации и исцелении.
  • Взаимосвязанность: наличие проводника/терапевта/фасилитатора и культуры и сообщества, которые поддерживают развитие и подталкивают к нему.
  • Целительная основа: среда, которая сбалансирована, безопасна и интимна, а также система, позволяющая исследовать и расширять ваши творческие побуждения.

Процесс интеграции начинается, как только изменённое состояние, вызванное ибогаином, оставляет плодородную почву, в которую можно посадить новые семена. В период этой фазы важно сохранять внимательность, осознанность и культивировать глубинное сознавание. Поддержка коуча, наставника или психотерапевта, имеющего опыт работы с ибогаином, помогает индивиду предпринять необходимые шаги и выполнить практики, которые важны для развития и поддержания новообретённых способов жизни. Идея состоит в том, чтобы принять учение, получаемое от лекарственного растения, и воспользоваться возможностью изменить способы восприятия себя и мира, культивировать внимательность и сознавание, опирающиеся на эту «новую» перспективу. Необходимо научиться подпитывать своей энергией те жизненные позиции, которые способствуют вашему благополучию и делают вас более чувствительными к своему внутреннему желанию развивать новые формы поведения.

Библиография

Alper, K. R. & Glick, S. D. (2001) Ibogaine a Review The alkaloids: chemistry and biology. — Vol. 56 San Diego.

Brown, K. (2012) Ibogaine Treatment for Drug Dependence: A study of quality of life. — MAPS http://www.maps.org

Dao-Yao, H. & Dorit, R.  (2010) Noribogaine, but not 18-MC, exhibits similar actions as ibogaine on GDNF expression and ethanol self-administration. — NCBI-National Center for Biotechnology Information website.

Fernandez, J.W. (1982) Bwiti: an Ethnography of the Religious Imagination in Africa. — Princeton University Press.

Glick, S. D. & Maisonneuve, I. M. (1998) Mechanisms of Antiaddictive Actions of Ibogainea. —Annals of the New York Academy of Sciences Vol 844: 214–226.

Greenspoon, L. & Bakalar J. B. (1979) Psychedelic and Arylcylohexylamines. — APA Annual Review Vol 5.

Hedlund-de Witt, N. (2013) Coding: an overview and guide to qualitative data analysis for integral researchers. — Integral Research Center.

Lotsof, H. S. & Wachtel, B. (2003) Manual for Ibogaine TherapyScreening, Safety, Monitoring & Aftercare. — Second Revision

Naranjo, C.C. (1974) The Healing Journey. — Pantheon Books, New York.

Popik, P. and Skolnick, P. (1998) Pharmacology of Ibogaine and Ibogaine-Related Alkaloids. The Alkaloids (Academic Press) Vol 52: 197–231.

Strassman, R. (1984) “Adverse Reactions to Psychedelic Drugs” in The Journal of Nervous and Mental Disease, VOL 172 # 10.

Walsh, R. (2009) The World of Shamanism. — Llewellyn Publications, Woodbury, MI.

Wilber, K. (2000) Integral Psychology. — Shambhala Publications, Boston, MA.

Wilber, K. (2005). Sidebar G: States and Stages. — Retrieved online from http://www.kenwilber.com/writings/read_pdf/105

Wilber, K. (2006) Integral Spirituality. — Shambhala Publications, Boston, MA.

Williams L. (1999) Human Psychedelic Research: A Historical And Sociological Analysis (Undergraduate Thesis). — Cambridge.

 

  1. Ибога (действующее вещество ибогаин) в настоящее время не запрещена на территории России. — Прим. ред.
  2. Агонист — химическое соединение, взаимодействующее с рецептором и вызывающее изменение его состояния. — Прим. ред.

Автор: Аланис Паулина

Трансформирующий коуч и интегральный практик, проводник в психошаманских путешествиях, интегрирующих психотерапию и изменённые состояния сознания. Магистр интегральной теории, выпускница Университета Дж. Ф. Кеннеди. Сфера интересов: шаманизм и ИСС в применении к личностному росту. В Мексике изучает перспективы ибогаиновой терапии как инструмента психодуховного развития.