На сердечной волне: семь прозрений моего сердца

Pamela Sukhum - Dissolution

Никакая радость не может сравниться с ощущением бесконечного Присутствия в сердце.

Мать (1878–1973)

Pamela Sukhum - DissolutionЭта статья — небольшой набросок о том, как практика присутствия в сердце изменила меня, мою жизнь и мои отношения. В заключении статьи я приведу примеры того, как вы можете привнести эту практику в свою жизнь. Самой трудной и в то же время самой увлекательной задачей было попытаться максимально искренне и открыто донести то, что родилось в моём сердце. Надеюсь, у меня получилось. Это подарок от моего сердца вашему в виде семи прозрений о том как, когда и зачем можно прибегать к этому нехитрому, но действенному способу управлять потоком своей жизни. Итак, вот они:

 

1. Сердце — это центр моего существа, центр моей жизни.

Ему присуще качество центрирования. Каждый раз, когда я чувствую, что «лебедь, рак и щука» в моём существе не способны прийти к согласию, я опускаю своё внимание в область сердца и через некоторое время ощущаю ту целостность, о которой так легко забыть в потоке событий, противоречивых ощущений и интересов. И чем больше я нахожусь в центре своего существа, тем более сильные циклоны раскручиваются вокруг, не мешая мне пребывать в неподвижности. Не поймите меня неправильно: я теряю равновесие по нескольку сотен или даже тысяч раз на дню, но именно возврат в центр моего существа и есть практика.

2. Сердце — это интегральный плавильный котёл.

По-моему, противоречия не решаются в уме. Хотя ум помогает мне в работе с жизненными противоречиями, опускание их в сердце позволяет получить на выходе целостное состояние, решение, выход из ситуации. Наверное, самый главный трюк здесь — признать, что в любом конфликте мои интересы находятся по обе стороны баррикад. Именно это разделённое состояние и создаёт боль и страдание — дискомфорт, от которого охота сбежать, приняв одну из, казалось бы, непримиримых сторон. Но понимание того, что конфликт это не противоречие между моими интересами и интересами кого-то или чего-то ещё, а противоречие между разными, но ОДИНАКОВО МОИМИ интересами, позволяет принять их в сердце, и дать ему наконец сделать то, что оно делает так умело. Находя себя в конфликте, я избавляюсь от иллюзии кого-то или чего-то вовне, с чем я конфликтую, я нахожу мои интересы по каждую сторону линии фронта, и опускаю их в сердце, удерживая своё присутствие там, до тех пор пока два не станут одним, чему обычно сопутствует резкий прилив энтузиазма и желания жить, — ну и решение ситуации, конечно же; по крайней мере, ощущение того, что оно точно есть. Оставаясь с этим ощущением, я потихоньку возвращаюсь в ум и уточняю дальнейшие действия. Часто они настолько просты и элегантны, что я удивляюсь, как это сразу не пришло на ум.

3. Подлинное прощение происходит в сердце.

«Прощение — это аромат цветка, который топчут» — выдал мне в запросе поисковик. Однако я точно знаю, как много я готов заплатить, чтобы увидеть лицо этого г*****а, когда я поступлю с ним так же, как он со мной. Неважно, сколько книг я прочитал о божественной, абсолютной любви и принятии, человеческая справедливость во мне требует крови. И что-то мне подсказывает, что я не один такой. Я научился мстить гораздо раньше, чем научился любить (научился ли ещё?). И вообще, эта идея о любви часто не имеет смысла, когда чувствуешь себя оскорблённым или униженным или что-то в этом роде. Часто мне казалось, что я простил, потому что я опустил своё оружие, но именно отпускание желания воевать и есть прощение, как я это сейчас понимаю. И это тоже происходит в сердце. Однако сначала, необходимо избавиться от умной и благородной иллюзии, что «я уже простил, потому что понял, что так он(а) поступил(а) со мной из-за своей слабости, он(а) по-другому не мог(ла)» и прочий интеллектуальный треш. Я признаю в себе желание забрать «оком за око» и опуская своё присутствие в сердце просто наблюдаю за ним, не желая его изменить. Сейчас мне кажется, что прощение — самое эгоистичное, что я когда-либо делал. Потому что ощущение лёгкости, радости и любви, которое возникает после такой практики, ни с чем не сравнимо. Главным моим достижением на пути прощения было понимание, что прощение — это не усилие, а наоборот: отпускание и расслабление. И достигнуть его я могу только в сердце, потому что ум не даёт мне отпустить все эти истории о том, как я в очередной раз стал чьей-то жертвой.

На одном занятии по медитации мы занимались чем-то вроде буддийской медитации «метта» (описание в конце), слушая при этом программу «Сердечная волна» . В конце, когда я попросил поделиться переживаниями, одна девушка описала картину, поразившую меня своей красотой и трансформирующей силой. Она увидела всех людей (семью, друзей, «трудных» людей из жизни) на сцене, после представления, когда те вышли под аплодисменты. Её бабушка, мама и все другие стояли там, ещё в костюмах, но они не были уже ни «хорошими», ни «плохими» героями: все они были просто актёрами.

4. Сердце бесстрашно.

В моём уме полно страхов: страхов попасть в неприятности; что обо мне подумают плохо; что я недостоин любви; что что-то у меня не получится или почти не получится (как прошлой ночью). Короче моя голова — это копилка для ужасов, но каждый раз, когда моей осознанности хватает, чтобы в пучине страха вспомнить о сердце и осознать себя там, дыхание становится ровнее, мир ярче, а люди добрее. И один за другим страхи машут мне рукой. Иногда напоследок они используют приём «добей ссыкуна»: смотрят на меня пристально, но в итоге уходят.

5. Путь к Богу лежит через сердце.

Многие, если не все, духовные традиции мира, так или иначе подчёркивают важность этого энергетического центра в нашем развитии и духовном преображении. Мои попытки постичь бесконечность умом создали массу напряжений. Моё сердце же погружено в бесконечность постоянно. Осознавая себя в сердце, я вспоминаю свою глубинную природу, своё изначальное лицо.

6. Жить сердцем.

Моё взросление привело меня в ум. И долгое время мне казалось, что именно там я и смогу полноценно постичь жизнь… ну или, по крайней мере, жить полноценно. Но это оказалось очередной иллюзией. Стабильность и видимая непоколебимость ума оказались просто очередной психологической защитой, неприступной крепостью, в которой я оборонялся от Жизни. И до сих пор я часто обнаруживаю себя прячущимся в задворках ума. Пребывание в сердце казалось мне невыносимым, поскольку там начинают всплывать все мои непережитые травмы, боль, страдания… ну и нежелательные, так угрожающие стабильности положительные эмоции и чувства тоже. Нахождение в сердце и столкновение со всем этим взрывчатым материалом позволяет мне постепенно освобождаться от него. «Болит больше, беспокоит меньше», — говорит Кен Уилбер. «Играть веселее», — добавлю я к его словам.

7. Сердце отношений.

Мне казалось, что у меня нет зависимостей в отношениях и я могу любить безусловно. Я жил с этой иллюзией и (вот удивление!) с сильным блоком в груди не знаю, как долго. И вот я обнаруживаю себя в ярости и агонии, обижаюсь, чувствую ревность, хочу контролировать и не доверяю. Набегавшись в поисках чего-то вовне, что способно утешить мою боль, я всё же пересиливаю себя и, несмотря на тошноту от одной только мысли о медитации, останавливаю себя вместо того, чтобы пытаться остановить происходящее вокруг. Опускаясь в сердце, я вспоминаю о себе настоящем. Постепенно хватка ума (о да, мой старый друг меня снова обхитрил!) расслабляется, и я вспоминаю, с чего эти отношения начались, отпадают вопросы «за что?», вместо этого за всеми действиями, которые причиняли мне боль, я вижу любовь, красивую и невинную. И появляется желание дарить её, легче становится принимать её. Отпадает желание требовать проявления любви и торговаться за них, вместо этого мысли и действия по отношению к другому (другой) подпитываются этим чувством, таким тёплым и спокойным, что оно не требует огласки и узнавания, для такого проявления любви нет проблемы оставаться анонимным. Я вспоминаю себя счастливого и становлюсь им — по крайней мере, до следующего раза. От обороны к заботе, от обиды к радости. В результате, после таких качелей, подлинной любви в отношениях становится больше, а зависимостей и других узлов, препятствующих полноценному проявлению себя в отношениях, становится меньше, эти два процесса взаимодополняют друг друга.

 

Pamela Sukhum - HeartВсе семь прозрений служат для меня напоминаниями, о том как я могу изменить свою жизнь, своё состояние и отношение к чему-либо в каждый конкретный момент времени. Я не претендую на то, что достиг мастерства и дошел до предела хотя бы в одной из описанных областей, но каждая из этих идей была огромным прорывом в моём опыте на момент её созревания, и по сей день я применяю эту мудрость в своём развитии, трансформации в этой увлекательной и завораживающей игре жизни.

Я от всего своего сердца благодарен творческому гению Эрика Томпсона, создателя многочисленных программ для медитации и в том числе программы «Сердечная волна», которая помогла сделать мою сердечную практику более глубокой и эффективной. Также она помогла мне прийти к мудрости моего сердца, которую я попытался изложить выше. Я часто использую эту программу на занятиях по медитации, потому что, несмотря на своё мягкое действие, изменения, которые она помогает произвести, поразительны. Эта программа больше всех понравилась участникам семинара Джона и Пэм Дюпуи «Зависимости — зов из глубины», организованного «Айпрактиком» в декабре. Некоторые из участников впервые занимались медитацией, но все сообщили о сильном сдвиге в состоянии и прекращении/ослабевании умственного диалога, усилении сознавания.

Данная программа помогла мне пропустить и отпустить огромное количество эмоционального материала и прожить не самые простые моменты жизни — major bullshit, как говорится. Я часто проигрываю её в фоновом режиме на айфоне и компьютере и также использую её для медитаций «сердечной молитвы» и «метта», которые опишу ниже (их можно выполнять и без программы, но её использование существенно углубит результат и его воздействие на повседневную жизнь).

Сердечная молитва

Сердечная молитва (молитва сердца) — это внутренняя практика, которая имеет христианские корни. Выполняется она сидя в удобном положении, с закрытыми или расслабленными глазами. Позвольте расслаблению смягчить вашу внешнюю и внутреннюю позу. Далее переместите своё внимание (ощущение) в сердце. Важно именно не думать о сердце, а быть в этой зоне. Часто в области сердца всплывает дискомфорт и давление, что нормально и со временем проходит. Отец Томас Китинг однажды проводил эту медитацию в монастыре, после чего одна из монашек сказала, что её ум отвлекался тысячу раз. На что он ответил: «Как прекрасно! Тысяча возможностей вернуться к Богу». Ум неминуемо будет завладевать вниманием, но именно возврат в область сердца и есть практика. Можно выполнять её любое количество времени ежедневно. Регулярность сессий важнее, чем продолжительность одной сессии. Можно начать с 15 минут утром и 15 минут перед сном.

«Метта»

Эта медитация, пришедшая из буддизма, направлена на раскрытие сердца и развитие сострадания. Выполняется она тоже сидя в удобном положении, с закрытыми или расслабленными глазами. Позвольте расслаблению смягчить вашу внешнюю и внутреннюю позу. Далее, переместите своё внимание (ощущение) в сердце. Позвольте мягкой, светлой и тёплой энергии залить всё ваше тело и существо. Далее постепенно почувствуйте, как это тепло струится из вашего сердца к вашему хорошему другу. Можно посылать выраженные в словах пожелания счастья и освобождения от страданий или же просто находиться в молчании и благостном расположении духа. Далее тоже постепенно почувствуйте, как это ощущение включает в своё поле нейтрального человека. Через некоторое время расширьте круг заботы, дабы включить в него человека неприятного или «трудного» — того, с кем вы находитесь в конфликте. И в завершении пошлите это тепло всем сознающим существам. Заботясь о мире, не забывайте о себе: именно с вас и начинается подлинная забота о мире. Время сессии произвольно, но желательно уделить по 5 минут каждой из пяти стадий медитации. Итого 25 минут.

 

Иллюстрации Памелы Сухум

Ссылка

Автор: Попов Александр

Интегральный практик, чайный человек, представитель «iAwake Technologies» в России.