Здоровое «я» или «не-я»?

Современная психология поощряет нас к обретению здорового чувства «я», но буддизм учит, что «я» и вовсе не существует. В материале «Lion’s Roar» Барри Магид утверждает, что здесь нет никакого противоречия. Перевод выполнен специально для журнала «Эрос и Космос».

Вопрос: Всю свою жизнь я определял себя через свои достижения и одобрение других. Теперь у меня нет реального внутреннего ощущения «я». Мой терапевт говорит, что мне нужно здоровое эго, но буддизм учит, что эго является проблемой. Итак, должен ли я выбирать между здоровым «я» и «не-я»?

Ответ: Те способы, с помощью которых буддизм и западная психология говорят о «я» и эго, не очень легко привести к общему знаменателю. Как учитель буддизма и как практикующий психоаналитик, я встречаюсь с вопросом, который вы задаёте, в течение многих десятилетий.

Когда вы говорите о «внутреннем ощущении „я“», что именно вы имеете в виду? Говорите ли вы о внутреннем чувстве ценности самого своего существования, без необходимости достигать чего-либо или угождать кому-либо? Психологическое «эго» — это набор способностей, которые не теряются в результате буддийской практики.

Негативный смысл термина «эго», используемый в буддизме, относится к нашему привычному эгоцентрическому способу организации нашей реальности. Слово «я» («self») имеет множество употреблений и значений, но когда мы говорим, что «я» пустотно или не обладает самобытием, то мы не пытаемся избавиться от него. Скорее, мы пытаемся прояснить, каким оно является — постоянно меняющимся и всегда зависящим от своего реляционного контекста.

«Не-я» — это здоровое «я»

Чувство «я», которое поддерживает ваш терапевт, может быть гораздо ближе к этому «не-я», чем вы думаете. «Не-я» — это здоровое «я»; этот термин относится к ненарочитому, неосуждающему принятию изменчивой, взаимозависимой природы того, кем или чем мы являемся. Это состояние, в котором мы свободно и адекватно действуем и реагируем неэгоцентричным способом.

Люди иногда увлекаются буддизмом, чтобы избежать вопроса о том, как быть или стать самими собой. Но пренебрежение психологическим аспектом — это не то, что делает нас «духовными».

Эти аспекты нас самих развиваются в тандеме и между ними нет конфликта. Ценности и образ жизни монахов могут выглядеть «безличными» в некотором смысле, но их дисциплина, самоотдача, стойкость и сострадание — всё это является критериями психологически сильного и здорового «я». Продолжайте обе ваши практики медитации и терапии. Они будут поддерживать и укреплять друг друга.

Автор: Магид Барри

Психоаналитик и психиатр, учитель дзэн, в своей работе стремящийся к интеграции западной психологии с восточными духовными практиками. Автор книги «Обыкновенный ум: исследование общих взглядов дзэн и психотерапии» («Ordinary Mind: Exploring the Common Ground of Zen and Psychotherapy»).