Медитирующий Бог

За пределами представлений о правильных и неправильных поступках есть пространство. Я встречу тебя там.

Руми

silence

— Представь, — сказал он, — планета — это единый организм, который медитирует.

— Как это?

— Очень просто. Вот ты как медитируешь?

— Я концентрируюсь на чём-либо и наблюдаю свои мысли и эмоции. То, как они приходят и уходят.

— Вот. А теперь представь, что люди — это мысли и чувства планеты Земля. Мы рождаемся и умираем, а она нас сознаёт.

— А зачем ей это?

— А тебе зачем?

— Я хочу понять, кто я.

— Да, но что такое это «Я»? И как давно ты этого хочешь? Ты ведь не всегда хотела, так?

— Не всегда.

— Когда тебе не было и трёх лет, этого «Я» не было. И нечего было понимать. А потом оно появилось, и ты поняла: есть «Я», а есть всё остальное. А потом — ещё много-много всего. Чувства, эмоции, мысли, страхи. Ты стала их осознавать. Ты говорила себе: «Я хочу» или «Я боюсь». Но даже тогда ты ещё не хотела понять, кто ты.

— А при чём тут планета?

— Ну как же? «Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною…»

— Да ну прекрати!

— Ладно, — он рассмеялся. — Тело Земли появилось в Космосе, но на нём не было живых организмов. Оно было просто материей, набором различных элементов системы Менделеева, как и другие планеты нашей солнечной системы. Эти планеты мертвые. «Безвидные и пустые».

— Ну и при чём тут медитация??

— Да ты не перебивай! До медитации ещё далеко. Сначала на Земле появились растения, затем — животные. Животные, в отличие от растений, уже способны были чувствовать, но ещё не способны сознавать себя. Они жили и живут инстинктами. Так было и с тобой до трёх лет, до появления твоего «Я».

— То есть планета проходила те же этапы, что и я, только сроки длиннее?

— Она их и сейчас проходит. Мы можем условно приравнять жизнь Земли от ее появления до появления человека разумного к твоей жизни от зачатия до появления твоего «Я». Человек становился разумным постепенно — в процессе эволюции, — но ведь и сроки жизни планеты и человека тоже несопоставимы.

— И всё это время планета медитировала?

— Нет. В том-то и дело. Она начала медитировать лишь тогда, когда это впервые начали делать люди. Но вопрос «Кто я?» возник гораздо раньше. Тело планеты — это большой единый организм, в котором всё взаимосвязано. Растения, животные, люди — это разные клетки, ткани и органы этого тела. Это единая система. И сознание планеты — точно такое же. Оно находится внутри живых существ — в каждом на своей ступени. И как только какой-то импульс впервые за всю историю возникал в одном человеке — он возникал и в сознании планеты Земля. По мере того, как этот импульс распространялся на других людей, он укреплялся в её сознании. Ты не можешь точно сказать, когда ты впервые задалась вопросом «Кто я?» — поначалу он возник где-то очень глубоко внутри тебя. Постепенно он начал занимать всё больше и больше места в твоём сознании, пока наконец не привел тебя к необходимости самоисследований.

— Но ведь многие люди до сих пор им не задаются?

— Да. И в твоём сознании точно так же есть части, которые им не задаются. Ты ведь не можешь сказать, что всё твое существо озабочено только этим. Какая-то часть тебя переживает исключительно за твою безопасность, чувство голода и прочие базовые инстинкты. Она в тебе есть, и будет всегда. Какая-то твоя часть пребывает в возмущении и гневе и, возможно, даже жаждет воевать за свои идеалы и принципы. А твоё «Я» способно перемещаться между всем этим. Быть то одним, то другим. Ведь так?

— Да. Но я стараюсь не находиться там подолгу, в этих частях.

— Почему же?

— Потому что я считаю это бессмысленным. Война порождает войну. Это математика.

Когда в мире идут войны, на самом деле они идут в сознании планеты. Точно так же, как они могут идти внутри тебя

— А вот это в тебе говорит другая часть — рациональная. Она взвешивает и анализирует. И она сильнее, чем та, которая хочет воевать. Но даже сейчас есть люди, у которых она слабее. И они готовы воевать — по доброй воле, а не по принуждению. Когда в мире идут войны, на самом деле они идут в сознании планеты. Точно так же, как они могут идти внутри тебя самой. А прекратятся они лишь тогда, когда рациональная составляющая сознания планеты станет более сильной и широкой, чем воинствующая — то есть, по сути, когда людей, в сознании которых здравый смысл преобладает над гневом, станет больше, чем тех, у кого всё наоборот. И это будет естественным развитием. Ненасильственным.

— А может быть насильственное?

— Конечно! Но тогда это не приводит к развитию. В сознании человека это насилие проявляется в подавлении собственных эмоций, гнева, физических потребностей, в насильственных попытках остановить свои мысли и так далее. И заканчивается это, как правило, плохо. Это всё нужно не подавлять, но осознавать, принимать и двигаться дальше. Тем не менее многие люди пытаются подавлять это если не в себе, то в других. Это насилие. В отношениях между людьми это проявляется, когда более духовно развитый человек заставляет менее духовно развитого поступать так, как он. Когда он навязывает свою точку зрения вместо того, чтобы просто быть, как я это называю, «молчаливым примером». То же самое мы можем наблюдать и в конфликтах целых государств: когда более развитые страны навязывают менее развитым свои, безусловно, более высокие ценности, они совершают насилие. И, как следствие, мы наблюдаем неприятие, бунт и агрессию в ответ на такое навязывание. И ни к какому развитию такое воздействие привести не может. С другой стороны, если бы более развитые страны и более развитые люди предпочитали быть просто «молчаливым примером» для остальных, этого негатива не было бы, напротив, им хотели бы подражать, и тогда они по-настоящему способствовали бы общемировому развитию уже просто фактом своего присутствия. Аналогичное проявление насилия — это различного рода диктатура и массовые попытки переделать человеческую природу. В том числе и религиозные. В человеке невозможно уничтожить всё то, что заложено в нём изначально, но можно научить его сознавать эти свои части и работать с ними без применения насилия. К этому выводу постепенно приходит всё больше и больше людей, и когда их станет по-настоящему много, сознание планеты перейдет на новый уровень, а развитие пойдет гораздо быстрее. В будущем у нас будет единый мир и одно правительство, вот увидишь. Это неизбежно. Просто сознание планеты обретёт цельность и единство так же, как его обретает каждый человек в процессе своей практики.

— Получается, что политика — это лишь внешнее отражение процессов, происходящих в сознании планеты? Тех же самых, что происходят в моём?

— Да. И не только политика, а вообще всё, что происходит. Мировая власть — лишь только зеркало. Если взять в пример твой внутренний мир, то та власть над собой, которую ты обретаешь во время медитации, такая же. Она не имеет границ. Ты замечаешь каждую мысль, каждую эмоцию, любое физическое ощущение. Замечаешь, как они рождаются и умирают, а ты — остаешься. Ничто не может ускользнуть от тебя. «Большой брат смотрит на тебя». В контексте твоего внутреннего мира Большой брат — это ты, твой Свидетель.

Каждый должен пройти через внутреннюю и внешнюю воинственность, через попытки переделать всех вокруг, через разочарование и скепсис, через осознание всего человеческого страдания

— Ну и пример ты привел. «1984» — не самый приятный вариант будущего.

— Эти страшилки вполне уместны. Далеко не каждый человек обретает внутреннюю цельность. Кто-то, наоборот, может стать психопатом или одержимым какой-то идеей. В этом случае власть над ним обретает не внутренний Свидетель, а эта идея. Описанные в книгах антиутопии — примеры такого государства. Но если «Большой брат» только смотрит и не вмешивается, не оказывает насилия, то в нём нет ничего страшного. Он ведь просто смотрит. У власти должны быть те люди, которые достигли определенного уровня. Пока этого не произошло, с мировой властью будут активно бороться. На самом деле, это борьба сознания планеты внутри самого себя. Когда у власти окажутся те, кто должен, с ними не будут бороться, так как нет смысла бороться с теми, кто не применяет насилия, а просто является беспристрастным Свидетелем. В насилии же со стороны власти просто не будет необходимости, так как уровень людей к тому моменту тоже существенно поднимется. Одна из ключевых заповедей, которую оставил нам Иисус Христос: «Не судите». Каждый волен пройти свой путь. Каждый должен пройти через внутреннюю и внешнюю воинственность, через морализаторство и попытку переделать всех вокруг, через разочарование и скепсис, через осознание всего человеческого страдания, и так далее. Кто-то делает это, погружаясь внутрь себя, используя различные практики. Кто-то  отрицает всё это в самом себе, и потому ищет причины вовне. Но в конечном счете они тоже придут к медитации, так как попытки решить свои проблемы вне самих себя не принесут результата. Когда большая часть населения планеты начнет решать свои проблемы внутри, а не вовне, власть станет не нужна. И это станет стиранием последней границы.

— Между мировой властью и людьми?

— Да. В мире, где каждый осознаёт свою ответственность за всё, что с ним происходит, а не проецирует её на других, не может быть ни насилия, ни обмана. Это будет просветлённый мир. Цельный и единый. Но приблизить это можно только одним способом. Угадай, каким?

— Собственной практикой…

Когда ты в гневе, ты — гнев. Когда ты в мыслях, ты — мысль

— Именно! Всё, что происходит в обществе — это лишь внешнее отражение тех процессов, которые происходят в сознании планеты. Но что такое сознание планеты? Оно состоит из сознаний живущих на ней людей. Меня и тебя. Эволюция — это мы. Нет ничего вне нас. Сознание планеты — это тоже мы. Ты можешь попасть в этот красивый мир без насилия и обмана уже сейчас. Нужно лишь научиться настраиваться на него. Твое тело — это сосуд. Ты сама можешь выбирать то, чем ты наполнишь этот сосуд. Когда ты в гневе, ты — гнев. Когда ты в мыслях, ты — мысль. Но и то, и другое временно. Оно имеет начало и конец. И если ты отождествляешь себя с этим, то ты тоже имеешь начало и конец. Но ты можешь выбрать иную роль. Ты можешь наблюдать за всем этим. Наблюдать за тем, как в тебе рождается и умирает гнев и другие эмоции, наблюдать за тем, как то же самое происходит с твоими мыслями. И пока ты наблюдаешь, планетарное сознание наблюдает вместе с тобой. В этот момент ты едина с ним. И бессмертна.

— Не это ли подразумевается под плодом «древа жизни»?

— Очень похоже. Библейские мифы в этом контексте становятся очень интересными. Задумайся, что общего между Богом и человеком?

— Знание добра и зла, которое даёт нам возможность создавать.

— Допустим. А в чём разница?

— То, что мы смертны, а Бог — нет.

— Но мы же уже пришли к выводу, что наша смертность определяется лишь тем, из какой точки мы смотрим на жизнь, чем мы заполняем свой сосуд. И что нет ничего вне нас.

— Тогда что?

— Отношение к человеку. Ключевой вопрос Библии — это свобода воли. Бог, как и человек, знает, что такое добро и зло. Но человек противится злу.

— А Бог — нет?

Бог не вмешивается. Он пребывает в вечной медитации

— А разве — да? Посмотри вокруг. Взгляни на историю человечества. Вечный крик разочаровавшегося в Боге человека: «Как Ты это допустил? Если ты есть, вмешайся, останови зло!» Но Бог не вмешивается. Он пребывает в вечной медитации. Он позволяет всему быть. Он позволяет жизни творить саму себя, даруя ей всеобъемлющую свободу воли. Животные не знают добра и зла. Человек знает добро и зло и противится тому, что он считает злом. А Бог — просто любит.

— Любит и допускает зло? Странное сочетание.

— Не зло, а свободу воли. Любовь не приемлет насилия. Тот, кто любит по-настоящему, не ограничивает и не диктует свои правила. Только тот, кто любит, способен дать другому право выбирать между добром и злом. И в этом смысле Бог есть абсолютная любовь. Именно непротивление злу делает его таковым.

— Я не могу смириться со злом.

— Это прекрасно, если ты выбираешь добро. Это проявление любви в тебе. Но неспособность смириться со злом — это проявление страха. Ты боишься зла потому, что боишься смерти. Ты знаешь: раз зло существует, оно может обратиться против меня. И борешься. Но в основе — страх.

— И что мне делать со страхом?

— Это мы уже обсудили. Исследуй себя. Кто перестанет бояться — познает Любовь. Кто познает Любовь — сможет подарить другим свободу воли. Кто подарит другим свободу воли — станет для них примером. И поможет развиться. Чтобы перестать бояться. Чтобы познать любовь. Чтобы подарить другим свободу воли. Ибо сказано: «любите». Ибо сказано: «не судите». И тогда не станет границы между нами и Богом. Не бойся.

Автор: Витер Мария

Косметолог, массажист, организатор самостоятельных путешествий, исследователь духовных и энергетических практик