Проводники эмоций: художница Дарья Буравлёва

Желание систематизации различных областей человеческого познания возникло у меня ещё с детства, из-за ощущения хаоса и противоречий вокруг. В прошлом году мы вместе с командой единомышленников создали масштабный проект «Спираль Вселенной», посвященный изящному коду Вселенной, выраженном в золотом сечении, фракталах, мандалах, спиралях, символах и взаимосвязях «всего со всем»: законов математики, физики, биологии и религии — от античности до современного искусства. С первого взгляда такая задача кажется нереализуемой и даже безумной. Но всё же есть такие люди, как Кен Уилбер и другие ученые, которые не боятся изучать невозможное, раскрывая всё новые горизонты познания, восприятия, эволюции.

Поэтому, работая над созданием уникальных художественных проектов, которые сочетают в себе различные виды искусства, я ставлю перед собой задачу понять, что может объединять их все вместе. Для того чтобы образовалась взаимосвязь, необходимо искать общие места в практически несочетаемых и противоречащих друг другу вещах. Когда на вопросы нет рационального объяснения, на помощь приходит искусство и интуитивное восприятие.

В настоящей серии статей я исследую творческий и духовный путь людей, которые способны сами задавать себе вопросы и пытаются осознавать собственное творчество и мир вокруг себя. — Александра Пашкина.

Первое интервью мне дала художница и поэтесса Дарья Буравлёва. Непросто отнести её работы к какому-то определённому стилю, потому что, во-первых, она сама считает себя новичком в живописи, а во-вторых, на её картинах есть импрессионизм, пуантилизм, абстракция, реализм, примитивизм — причём иногда всё вместе. Дарья считает, что люди искусства, вступая на профессиональную дорогу, в первую очередь обязаны, подобно работникам медицины, давать клятву «Не навреди». Она говорит: «Я знаю, на каждом из нас лежит огромная ответственность — какое будущее нас ждёт? Причём совершенно не важно, чем именно вы занимаетесь: играете на окарине или куёте гвозди: главное, осознавать, что мы все — части Единого Целого».

Фотограф: Анна Смакатнина
Фотограф: Анна Смакатнина

— Дарья, я знаю, что ты увлекаешься интегральной психологией, читала книги Кена Уилбера, слушала лекции Виктора Ширяева и Дмитрия Баранова об интегральном искусстве на проекте «Спираль Вселенной». Поэтому первый вопрос будет о нём: что для тебя «интегральное искусство»?

— Что вообще означает слово «интегральное»? Это нечто такое… что объединяет. Как если бы все существующие знания рассмотрели в сумме и нашли у них одну структуру, единую формулу, следуя которой можно было бы достичь высот в любой области, будь то конструирование космических кораблей или консервирование огурцов. Этакий универсальный ключ от всех дверей.

Интегральное искусство — способ выразить эту самую «формулу для всего» посредством кинематографа, музыки, живописи, поэзии и так далее

Интегральное искусство — способ выразить эту самую «формулу для всего» посредством кинематографа, музыки, живописи, поэзии и так далее. То есть человек соприкасается сознанием со знанием (Смеётся.), которое даёт возможность вылезти из рамок обыденного видения и поглядеть на всё несколько иначе, шире — прозреть. Прозрение это может быть коротким или длительным, поверхностным или глубинным, в зависимости от качества труда, с которым имеете дело, но суть в том, что оно остаётся с человеком. Как зерно, зароненное в почву. И рано или поздно оно даст ростки.

«Мир»
«Мир»

— Расскажи, как ты относишься к «современному искусству» и как ты видишь себя в нем?

— Проблема современного искусства, на мой взгляд, состоит в том, что большинство людей, которые это «искусство» делают, мало задумываются о последствиях так называемого творчества, ставя в первую очередь цель заработать деньги и почёт.

В одном интервью с Иваном Вырыпаевым, опубликованном в журнале «Эрос и Космос», Иван чётко изложил простую и великую мысль о том, почему это происходит — почему люди пишут плохую музыку, делают какие-то безумные пустые инсталляции, снимают жуткие фильмы и так далее… Потому что их творчество вполне соответствует их уровню порядка или хаоса, их уровню сознания, их близости или удалённости от внутреннего центра. От осины не родятся апельсины. И все, кто эту музыку слушает, эти фильмы смотрит, — они откликаются на то, что близко им, вот и всё.

Зачем же, думала я, обладая возможностью творить чудеса, делать подставки для подставок под уши от мёртвого осла. Но в голову приходит простая история. Однажды Марианна Озолиня, управляющая Собора Святого Петра в Риге, невероятно светлая женщина, сказала мне: «У всех свой график эволюции». И это действительно так, и возмущаться смысла нет.

Каждый человек в ответе лишь за то, что он думает, чувствует, говорит, делает. Последствия — вот причина, по которой стоит трижды взвесить, прежде чем что-то начинать. Ибо зёрна, которые люди сеют в виде сделанного ими, растут. От вида зёрен зависит то, что после вырастет.

Хаос множит хаос. Свет сеет свет.

Смешно и грустно слушать сетования людей на соседей, родственников, друзей, врагов, политиков, мировую культуру и экономику, потому что «наперво вынь из своего глаза бревно — и увидишь, как не станет сучка в глазу брата твоего». Ввиду вышеизложенного, мне остаётся только работать над изъятием собственного сучка и благословлять тех, кто помогает мне. (Улыбается.)

7yZ7Vj46E1o

Давай дальше я буду просто называть темы, а ты будешь их раскрывать. Какое место в твоей жизни занимают такие понятия как вера и духовность?

— Ох, как справедливо заметил Кен Уилбер, «Мало где люди тратят попусту больше слов, чем в дискуссиях подобного рода». Попробую покороче: я — верю. И в этом вся моя сила. Чем больше я верю, тем я сильнее и богаче. И это богатство неисчерпаемое, богатство такого рода, которое со мной было, есть и будет. Люди по-разному приходят к внутреннему источнику силы, но, приходя — навсегда счастливы. Очень здорово написал поэт, мой, кстати, ровесник, Семён Исаев: «Это правда — то, что у нас внутри, мы приходим к ней, и она нам рада…»

Карма — это весьма просто для понимания: мы всегда вынуждены собирать то, что разбросали

Когда мне было 14, я прочитала «Чайку Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха. Там говорилось о чайке, которая вопреки порядкам, установленным в стае (добывать себе корм и подчиняться старейшине), училась совершенству полёта. Мне было тяжело понять на примере этой метафоры, о каком полёте идёт речь? О каком человеческом качестве? Я решила тогда, что это интеллект. Решила: нужно много читать и много знать, чтобы попасть на следующий уровень бытия. Ну, что сказать, в моём случае сработало, поскольку в том числе и книжные знания стали ступенями для перехода. Пути к осознанию Единого в себе, а себя — в Едином у всех разные, неповторимые, хотя ступени все проходят одни и те же. Истинная вера не ограничивается почитанием какого-то одного имени Бога в рамках догм, установленных данной религией. Бог един, каждое его имя священно, он есть в каждом человеке, это-то и делает меня, тебя и кого угодно ещё равными друг другу.

Прийти к вере — значит, ощутить себя крошечным и громадным одновременно, потому что мы есть и то, и другое. Значит, осознать себя частью процесса бесконечного движения жизни.

1FPUURTA2xA

О добре и зле

Ад и рай человек носит в себе самом, сам себе куёт условия, в которых живёт. Включая те, в которых он рождён — это лишь следствие совершённого им в веках.

Карма — это весьма просто для понимания: мы всегда вынуждены собирать то, что разбросали. И каждая в представлении обывателя неудача или даже катастрофа — всего лишь возврат долга вечности. Ответ за содеянное. И в наших силах смиренно отдавать долги, воздерживаясь от накопления ещё больших. Возвращать всё равно придётся.

О смерти

Смерть меня не пугает, ибо это почти как переодеться или отправиться в путешествие, — меняется место пребывания нашего сознания во Вселенной. Умирает оболочка, только и всего, её пакуют в ящик, или жгут, или ещё каким-то образом утилизируют — без разницы. Глупо думать, что со смертью вдруг что-то резко изменится. Прислушайтесь к ощущению самого себя прямо сейчас: оно останется таким же и после смерти, только, вероятно, возможности несколько изменятся. В лучшую или худшую сторону — см. ответ на вопрос «О карме».

О свободе

Это очень интересное понятие. Мои наставники говорят, что «свобода — не вседозволенность». Если своими словами, я думаю, что свобода — это перманентная возможность любого человека сделать выбор в сторону Духа, в сторону развития, исходя из законов вечной жизни. То есть, зная, как правильно поступать, поступайте правильно, и вы будете свободны. От чего? От нежелательных последствий негативных поступков, от страданий всякого рода, ибо Karma Police никто не отменял…

Поясню на примере. Вор говорит: «Я свободен делать что угодно, поэтому я свободен воровать». Да, это так. Есть одно маленькое «но» — нарушая установленный закон, он даёт своё согласие быть наказанным за совершенное им, сесть в тюрьму. Выходит, истинная свобода состоит в соблюдении закона.

И все-таки я просто не могу не сказать. Жизнь цветная и многогранная. Человек развивается постепенно и со своей скоростью. У каждого свой кокон/клубок и своя траектория вывёртывания из этого клубка. Делать ошибки — привычное явление для людей, один из способов обретения знаний — через опыт. Слушайте сердце. Будьте честны с собой. Как говорил Марк Твен: «Если сомневаетесь — говорите правду».

Этот выбор происходит в мыслях. В чувствах. В словах. В поступках.

Мы свободны выбирать — ненавидеть кого-то, либо простить и позволить себе быть настолько великими, чтобы любить, несмотря на причиненную некогда боль.

Мы свободны — думать, что жизнь несправедлива, обделяет тем или иным, или взять волю в кулак, и своим честным трудом добиваться того, о чём мечтаем.

Мы свободны — малодушно предполагать, что люди вокруг — так себе, не могут поддержать или утешить в трудный момент, либо понять, что мы сами, по данному нам от рождения праву, можем быть проявлением мира, и утешиться, и стать утешением для многих.

Мы — свободны.

И это круто, знаете ли.

Смерть меня не пугает, ибо это почти как переодеться или отправиться в путешествие

О творчестве

Чем творчество отличается от нетворчества?

Каждый человек – это проводник энергии Единого. Это по умолчанию так, и спасибо. «Мы — трансляторы, чем мы чище — тем слышнее Господень смех…» 1

Мы в ответе за чистоту своего проводника — тела, разума, души — ибо от его чистоты зависит чистота и частота проводимой творческой энергии, и, соответственно, сила её воздействия на людей: слушателей, читателей, зрителей. Сила, пробуждающая силу, пробуждающая радость жить. Это очень важно.

«Внутренняя Вселенная»
«Внутренняя Вселенная»

Проявление творческой энергии через загрязнённый (предрассудками, суевериями, невежеством и так далее) проводник, в лучшем случае, не вызывает ничего или головную боль, в худшем — полицию. Это шутка.

О труде

Я учусь всё время. Вся жизнь — школа.

Я не любила академический рисунок, считая себя выше того, чтобы углубиться в изучение окружающего мира, созданного Творцом. Но. Талант нуждается в обработке. Одаренность без труда, что машина без мотора — просто груда металлолома. Больше 6 лет ушло на борьбу с отрицанием этого. Теперь я с удовольствием рисую. Вообще если перестать спорить, судить и отрицать, то это, по факту, экономит кучу времени.

Важно было научиться видеть глубже, изображать видимое (и невидимое) точнее, владеть собственным зрением и руками. Выразительно извлекать наружу то, что приходит мне в голову.

Я обожаю рисовать людей. Зарабатываю тем, что пишу на заказ, в основном, портреты. Мне нравится это делать, и я получаю возможность получать новые возможности (Смеётся.) — смотреть мир, изучать его с разных сторон, покупать книги, материалы для работы, что-то есть, в конце концов.

Хочется учиться больше. Хочется избавиться от лени, внутренних компромиссов и кучи мусора, чтобы начать по-настоящему творить.

Каждый Божий день — это возможность вылезти из шкуры своей несовершенной личности и стать чуть ближе к себе и Богу, чуть чище, добрее.

Да, я умею красиво говорить, но хотя бы знаю, о чём говорю.

О юморе

Я люблю ездить в метро и смотреть на толпу. Это занятие может быстро привести меня в хорошее расположение духа. Догадываюсь, как это звучит. Иногда наблюдаю такие лица, как будто им завтра умирать. Или даже сегодня, через полчаса. И я вспоминаю фильм про Землю, что она вращается вокруг Солнца, а Солнце, в свою очередь, движется по спирали относительно звезды ещё более крупной, которая, надо заметить, тоже на месте не стоит. И так далее. Я вспоминаю эту историю. Вижу эти предсмертные физиономии, и смеюсь в голос, на весь вагон. И кто-то даже начинает улыбаться в ответ.

О любви

Я думаю, что наша планета — это школа Любви. Ей предстоит научиться каждому, кто сюда попал. Любовь разная: к музыке, к родителям, возлюбленным, ремеслу, природе, котам, но в сумме есть просто Любовь ко всему сущему. К тебе приходит осознание, что на свете есть ещё кто-то помимо тебя (вау!), и этот кто-то чрезвычайно важен, возможно, даже важнее тебя самого — это начало Любви в тебе. Ты находишь своё место в этом мире, и просто живёшь, принимая участие в замысле, не требуя, но отдавая — это продолжение. Любовь бесконечна… В отличие от того, что я хотела вам сказать.

«Атом любви»
«Атом любви»

 

— Расскажи о нескольких значимых для тебя картинах

— Это был мой первый официальный заказ. На тот момент маслом мной были написаны две картины, которые спустя 3 года работы кажутся мне, мягко говоря, смешными. Но я верила в свои силы и на каждом углу вещала, что я художница, каких поискать.

В общем, один знакомый решил рискнуть и заказал мне написать Нью-Йорк по старой фотографии. То есть картина должна была быть чёрно-белой. Посмотрите на неё.

«Рассвет над Нью-Йорком».  80х60 см. Масло, холст.
«Рассвет над Нью-Йорком». 80х60 см. Масло, холст.

Когда я отправила Саше фото готовой работы на емейл, я ожидала чего угодно. Ну, в самом деле. Реакция могла быть такой же непредсказуемой, как и то, что я вытворила. Но он перезвонил, смеялся и спросил цену. То есть мы даже о цене не договорились.

Помню своё ощущение в момент, когда он подъехал забрать «Нью-Йорк» и расплатился. Я стою, держу в руках деньги, и глаза у меня, как у лемура. Я осознаю, что мой труд, а именно то, что мне очень нравится делать, может приносить деньги! Это было откровение. Это было счастье в чистом виде, потому что я поняла, что никогда больше не вернусь в офис. Ни за что.

Честно признаться, я испытывала на этом холсте новый метод, который пришёл мне в голову. На самом деле, он не был новым, — господа основоположники неоимпрессионизма (пуантилизма) разработали его в мельчайших деталях полтора века назад. Любопытно то, что я изучила теорию цвета, таблицу противоположных цветов и сам пуантилизм уже после того, как на меня внезапно снизошло полное понимание, как этими знаниями пользоваться. Повезло, что и говорить. Вообще-то: спасибо Саше за то, что поверил в меня. И слава Богу.

Портрет бабули. 35х50 см. Масло, картон.
Портрет бабули. 35х50 см. Масло, картон.

— К нам в гости приехала моя двоюродная украинская бабушка. Удивительный человек: где бы она ни была, спустя очень короткое время становится незаменимой. Столько вкуснейших пирогов и вареников, как во время её визитов, я никогда не ела. Однажды мной было уничтожено семь пирогов со смородиной за один приём, и я даже осталась жива.

В общем, в один из дней я слонялась по дому без дела, когда мне вдруг пришла идея написать бабушкин портрет. С пометкой «обязательно и прямо сейчас». Я загрунтовала кусок картона, усадила её на кровать и стала делать набросок краской, как она спросила:

— Почему тебе вдруг захотелось?

— Не знаю, — говорю, — но это важно. Не разговаривай, я пишу твой рот.

— Ты знаешь, я обычно об этом молчу, но сегодня мой день Рождения.

Я обожаю работы Винсента Ван Гога (вряд ли укрылось от тех, кто видел мои картины). Сейчас по-тихоньку осваиваю реализм. Позже освою ещё что-то. Приходится считаться с тем, что живопись и искусство не стоят на месте, тысячи людей ежедневно размышляют о том, как сделать что-то новое. Поэтому я не знаю, куда двинусь дальше.

— Дарья, помимо того, что ты пишешь картины, ты еще пишешь стихи! Давай выберем что-то для читателей журнала «Эрос и Космос»!

В смысле

Сумела. Выплыла. Порваны цепи, и
лежу на песке, отфыркиваясь, смеясь до колик.
Осень вокруг и всё немножечко в сепию,
в золото и апельсиново-алый колер.
Ветрено. Лохмотья ватные пучатся
под голубою небесной полостью.
Иногда полезно вот так помучаться,
чтоб цену свободы прочувствовать полностью.
Быть средоточием красоты, мира и правды —
дело нешуточное, попробуй, примерь его.
Признаваться неправым, когда неправ ты —
вопрос любви к кому-либо и доверия.
Люди меняются. Запросто. Есть свидетели:
живые, жаркие, говорящие доказательства,
они, как правило, много чего на пути встретили
(такое, что в двух словах не рассказать его).
Жизнь плещется в них волнами синими,
глазами кожу насквозь просвечивают.
В улыбке читается: «Ну давай же, спроси меня!
Самое важное спрашивай, — и отвечу я».
Люди меняются. Изнутри, конечно же
(внешнее поменять — это как пальто купить).
— Девушка, Вы выходите? — Да. Выхожу, конечная.
Все выходят, кроме тех, кто спит.
Жизнь моя, разноцветная, громкая, странная.
Мир мой, таинственный, сложный и удивительный!
Зачем же мы прячемся за всякими там экранами,
когда всё живое взывает: «увидь, увидь меня!»?
В дождик асфальт становится глянцевым,
фонари таращат в него глаза оранжевые.
Плыть, пожалуй, удобнее, чем цепляться.
Я же это и раньше знала. Ну надо же.
Что же. Земля по-прежнему круглая.
Огонь согревает, а вода влажная.
Мы… мы как дети влюблены друг в друга.
А остальное — не так уж важно.

15.10.14

  1. Автор цитаты — Вера Полозкова.

Автор: Пашкина Александра

Режиссер, куратор выставок современного искусства, студентка режиссерского факультета Московской Школы Нового Кино, факультета режиссуры жанрового кино ВК КиТ ВГИК.