Порой духовный опыт противопоставляется рациональному образу мышления. Принято думать, что трансформация индивидуального духа не совместима с логическими умозаключениями. Кен Уилбер в одной из любимых моих статей «Интеллектуалы и прочие кошмары нью-эйджа» называет это популярное заблуждение «до/над-заблуждением» — смешением дорационального с надрациональным.
Если вкратце, существует два вектора ухода от рациональности: регрессивный примитивизм дорациональности — попытка вернуться к первобытному образу жизни и мышления, и попытка выйти за пределы логического разума, надрациональность, — стремление к «трансцендентному великолепию». Надрациональность предполагает достаточный уровень владения рациональным умом. В христианстве, например, рациональный подход нашёл выражение в трудах схоластов, у мистиков ислама — в глубоком размышлении таффакура, а у буддийских и индийских йогинов — в искусстве логических доводов (pramana), предшествующих трансцендентному опыту.
Я создал презентацию про буддизм, в которой представлено базовое учение Будды Шакьямуни – четыре благородные истины. Используя логику, Будда апеллирует не к абстрактной философии, но к нашему повседневному опыту. Мне близки короткие и ёмкие формы выражения учений: в стихах суфийских дервишей, текстах тибетской традиции лоджонг или коанах дзэн. И я попытался выразить учение о четырёх благородных истинах в короткой форме, которая, тем не менее, предполагает глубокое изучение, размышление и медитацию.
Буду рад услышать вашу критику и мнение в комментариях!