
Редакция сетевого журнала «Эрос и Космос» посвящает пятничный спецвыпуск трагическим событиям, разворачивающимся в Киеве. Ниже мы представляем подборку мнений и субъективных отчётов о происходящем.
Комментарий нашего автора Юрия Милютина, проживающего в Киеве:
Кажется, ситуация вышла из под контроля. В городе беспорядки, люди боятся выходить из дома, особенно ближе к центру. На улицах люди с пакетами с едой, в магазинах толпы. Говорят, что перекрывают въезды и выезды из города, на всех трассах километровые пробки. Знакомые говорят, что «титушки» захватили две школы в спальном районе. Похоже на маленькую гражданскую войну. На мой субъективный взгляд, идёт борьба за власть с использованием любых манипуляций. В центре стреляют снайперы по обычным людям. Насколько я понял, в России говорят, что хулиганы бьют полицейских. На Майдане стоят обычные люди, молодежь, старики, афганцы. Люди просто выражают недовольство, оппозиция использует это как повод прорваться к власти, текущая власть не хочет отдавать штурвал. Люди ясно не знают, чего они хотят, но знают, чего не хотят. Грязно это.
Только что говорил с товарищем, возил людей с Майдана. Весь в крови. В больницах не хватает крови. На улицах почти целый день звук сирен скорых.
На мой взгляд, глубинная причина происходящего — это кризис этики у всего общества; пока эгоистические цели ставятся как основные, правители будут менять лица, но суть не изменится. Президент учился в той же школе, ходил в те же садики, читал те же книги. И жёсткая позиция «я» и «моё» выразилась в этой бойне. Пока каждый член общества не будет видеть ценность в этике, действительно новой власти просто неоткуда будет взяться.
Комментарий Павла Бублика, практикующего психолога и йога-инструктора из Киева:
В прошлую среду я пережил один из самых страшных ночей в моей жизни…
Столица страны. Ее центральная площадь — Майдан Независимости. Ночь. Третий месяц по периметру площади стоят баррикады: мешки песка, опрокинутые лавочки, строительные металлоконструкции. По внутреннему периметру Майдана – участники Самообороны Майдана. Извне того же периметра — бойцы военизированного спецподразделения «Беркут». А на самой площади — несколько десятков тысяч безоружных людей. Сам периметр горит в буквальном смысле слова. Это горят покрышки, огнем и дымом от которых Самооборона пытается сдерживать наступающий «Беркут». У Самообороны — камни из разобранных мостовых и «коктейли Молотова». У спецподразделений — светошумовые гранаты, масса травматического крупнокалиберного оружия, «совсем немного» огнестрельного, а также несколько водометов и бронетранспортеров. И самый настоящий бой. При всей несопоставимости сил. Выстрелы одиночные и очередями. Вспышки и взрывы гранат, от которых ударная волна отзывается в груди даже тем, кто на расстоянии нескольких сотен метров. Огни летящих бутылок с зажигательной смесью. Бойцы Самообороны, которых выносят с передовой окровавленными, часто без сознания, иногда — без конечностей. БТР, на скорости безуспешно таранящий добротную баррикаду со стоящими на ней людьми. Водомет, постепенно, по полметра приближающийся к горящей завесе и все не могущий ее затушить (пока его самого таки не подожгли коктейлями). И беспрестанно, не умолкая — звуки выстрелов из травматических ружей со стороны «Беркута». А Майдан полон людей, таких как я и мои друзья, которых я там встретил. Предприниматели, преподаватели вузов, психологи, пенсионеры, фитнес-менеджеры, писатели… Это лишь те, про кого я могу сказать поименно. Мы просто стоим живым внутренним щитом, как гарантия того, что Майдан не станут зачищать непрерывными очередями из АК. Часть людей выстроилась в цепочку и из рук в руки передает на передовую дробленную брусчатку. Другая часть эту брусчатку дробит. И время от времени слышатся призывы «Медиков! Медиков!!!», выносят очередного контуженного с кровью, идущей из носа и ушей…
Почему все это? Я не могу сказать что-то внятное тому, кто не следил за предшествовавшими событиями. «За свободу», «за демократию», «за европейский выбор», «против криминализации власти», «против авторитарного президента», — это всё будет правдой, но какой-то пустой правдой, абстрактной. Если уж выражаться в терминологии обобщенных причин, то я бы сказал так: «против систематических противоправных действий правоохранительных органов и еще более систематического экономического насилия государственного аппарата над работоспособным населением страны». Конкретика требований с первых дней протеста состояла в отставке президента с последующими его перевыборами. Но президент не смог себе это позволить на протяжении почти трех месяцев протестов (в том числе — с выходом на улицы столицы более миллиона протестующих единовременно!) и даже после более 100 убитых протестующих.
С человеком власть делает удивительные вещи. Протестующие названы президентом террористами. Было принято решение применять огнестрельное оружие на поражение. По стране сформированы так называемые «эскадроны смерти», разыскивающие и уничтожающие активистов. А чтобы выглядеть в глазах международного общества не совсем преступно, ставка сделана на стравливание более экономически зависимого от государства Востока Украины и массово подрабатывающего в Европе (а потому более автономного) Запада Украины. И все это было представлено в глазах своей и международной общественности как «опасность гражданской войны, которую разжигают фашиствующие радикалы».
Конфликт — это точка развития. И даже роста. У меня нет идеи любой ценой все загладить, замирить, успокоить и «жить как прежде». В борьбе есть такая цена, после которой прежний «мир» оказывается позорным сговором с собственной совестью. Но и в нынешней борьбе есть новый, внутренний мир — удивительная самоорганизация как активистов Майдана, так и сочувствующего населения. Оказалось, что с задачами медобеспечения, правопорядка, хозяйства сообщество справляется куда лучше без государства. Конечно, это на микроуровне, и потребность в государственном сопровождении никуда не делась. Но самоорганизующиеся ячейки самообороны и взаимоподдержки сформированы практически по всем областям страны, и это буквально за считанные месяцы! Люди увидели для себя в этом смысл.
Анита Гевера, консультант по целостному развитию в киевском интегральном центре «Новый Век»:
«Я твердо знаю одно: не обязательно понимать, что к чему, чтобы уяснить, что происходит». Мадлен Лэнгл.
Несмотря на информационное раскачивание, политические распри и сформировавшееся за эти месяцы плотное поле страха, боли и напряжения, стоит только вернуть внимание в сердце, открыться тому что происходит и позволить этому просто быть, без оценки и интерпретаций — все ответы придут сами. Они уже есть. Поверьте, вам не нужна информация, чтобы почувствовать происходящее сейчас в Украине. Потому что сердце само вам подскажет.
То, что сейчас разворачивается — это процесс эволюции, и он происходит повсеместно в мире. Один костер зажигает следующий, и пожалуй это то, чего так боятся соседние государства. Процесс перехода на новый уровень сознания через тёмный период, «темную ночь души». В данном случае — коллективной души украинского народа. На уровне грубого тела это ощущается как комок напряжения, который очень долгое был в солнечном сплетении и держал в холодном оцепенении всю нервную систему, а сейчас поднялся и уже находится на уровне горла. Как комок горечи и боли, который общественное сознание должно вывести из организма своего народа и очиститься.
Я уверена, что люди мыслящие разберутся в том количестве информации, которая сейчас льется потоком из разных источников массмедиа, и призываю каждого посмотреть внутрь себя, в свой собственный майдан, и задать себе же правильные вопросы. Замолкнуть. И постараться услышать.
А еще, после того как вы посмотрели внутрь и хотя бы на секунду остановили этот поток информационного вихря, посмотрите в глаза людей, которые готовы расстаться с жизнью, чтобы защитить свои семьи, своих близких, свой народ. Люди здесь и сейчас умирают за справедливость и свободу — в 21-м веке, в мирной Украине! Посмотрите в глаза тех, кто погиб, не бойтесь — посмотрите фотографии. Потому что через глаза душа проявляет себя и этот свет невозможно не заметить. И если вы будете честны с собой в своих ощущениях, все вопросы отпадут.
Очень сложно не быть эмоциональным касательно того, что происходит. Важно отдавать себе отчет в том, что мы чувствуем. Озвучивать хотя бы для себя эти чувства. Называть их: чувство вины, страх, смятение, недоверие, гордость, принятие, осуждение, ненависть. Таким образом, эти чувства будут выведены в сознание еще в стадии возникновения и психике будет легче справляться с напряжением.
Важно понять: то, что вышло на поверхность сейчас в Украине, зрело долгие долгие годы. И евроассоциация явилась просто спусковым механизом, тем триггером, который запустил процесс высвобождения. И когда мне говорят про правила и законы, про какие-то сценарии третьих сил, про геополитику или про то, что в Европе нам будет совсем не так сладко, как мы якобы думаем, — очень сложно найти в себе ту принимающую и разумную часть и снова и снова объяснять, что Европа не при чем, что у власти бандиты, что люди живут за гроши, что милиция насилует женщин и это покрывается, что законы конечно же есть, но законы «по понятиям», по бандитским «понятиям». И эта часть, которая знает, что все происходящее — во благо, даже если это насилие и боль, и ведет к очищению и исцелению, чувствует себя потерянно и неуверенно. И принимает это.
Этот процесс происходит в психике и называется сейчас модным словом психосоматика. Когда часть психики долгое время не принимают, не признают, не слышат, игнорируют — это всегда ведет к тому, что она трансформируется в патологию, комплекс. Она интегрируется в сознание и становится неотделимой частью как человека, так и народа в целом. Сейчас такой комплекс, который долгое время жил в сознании Украины под названием «моя хата с краю», проходит свою трансформацию и исцеление. А любая трансформация всегда болезненна, так как высвечивает те теневые аспекты, которые долгое время не замечались и воспринимались как сами собой разумеющиеся.
А теперь Майдан горит и этот огонь — как лакмусовая бумажка, которая высвечивает все то, что годами скрывалось, подавлялось и уже источало гнусный запах. Наш коллективный комплекс, наше невежество притянуло такого лидера — такой вот мощный компенсаторный механизм. Как в сознании каждого из нас, так и в масштабе государства Майдан высветил теневые механизмы, вскрыл и разложил на блюдечке все то, что мы сами от себя пытались скрыть за масками «духовности», «аполитичности», «интеллектуальности» и «непричастности». А по сути — за большим комплексом «моя хата с краю». И я благодарна за этот катализатор, за это напряжение, сковывающее все тело болью за погибших, а также за возникшую веру в Людей, которые каждый день, каждую минуту делают Выбор, на какой они стороне — Света или тьмы.
Комментарий нашего автора Алины Чумаковой:
Это ситуация глубокого политического кризиса в той точке, когда система больше не управляема (хотя политикам и политической «закулисе» может казаться, что они у руля) и результаты практически непредсказуемы. Со стороны может казаться, что достаточно власти и оппозиции сейчас прекратить столкновение и пойти на мирные переговоры, как все нормализуется. Однако сделать это на данный момент, на мой взгляд, не представляется больше возможным. Любой кризис, будь то экономический, социальный или политический, может постигнуть любую социальную систему в силу разных сложившихся причин и условий. Это может быть и перестройка экономической и производственной составляющей, и возникновение новых ценностей в обществе и их столкновение с традиционными, и неумелое управление социальной структурой и т. д. В такие моменты система становится нестабильной и в ней происходят трансформационные процессы, которые востребованы. В этих случаях основная нагрузка по выходу системы из кризиса ложится на власть как на управляющий системой орган, так как социальная система имеет иерархическую структуру с возрастанием полномочий, ответственности, сферы принятия решений и возможностей по мере движения по ступенькам управляющих структур. То есть в самой структуре общества так заложено, что ответственность и возможности власти всегда больше, чем у других частей системы. В случае политического кризиса и недоверия власти, если она не принимает обратную связь, которая идет от базовых структур в системе — различных слоев населения — и начинает противостояние своей же базовой структуре (то есть одна часть системы обращается против другой), то это всегда приводит к катастрофе, иногда очень быстро возникающей, если кризис достиг пика, а иногда длящейся десятилетиями, если точка «кипения» еще не достигнута. К сожалению, на данный момент украинская власть совершила ряд трагичных ошибок для своей страны, которые привели к той ситуации, которую мы видим.
Главная ошибка — это недооценка глубины политического кризиса и обратной связи от населения, применение силы против собравшихся на Майдане граждан своей страны, что сразу привело к радикализации процесса, жертвам, сценариям мести и гражданского противостояния. В таких ситуациях социальная система становится очень нестабильной, так как участие в данном процессе принимает очень большое количество сторон — разные слои гражданских лиц с различным уровнем ценностей и политических убеждений, силовые структуры с клановостью, различные внутренние и внешние политические силы, криминальные слои. И как правило, чем больше силовое противостояние, тем больше вероятность прихода к власти самых радикальных и воинственно настроенных политических сил (как это и происходило недавно в арабских странах). Самый благоприятный выход на данном этапе — для страны, конечно, не для существующей власти — это вывод силовиков с Майдана и назначение досрочных выборов. Во всех остальных случаях Украину ждет затяжной кризис с трагическими и непредсказуемыми последствиями; возможно, с распадом страны (из-за исторического национального контекста).
Сегодня Украина переживает очень трагическую ситуацию в своей истории. Гибнут люди из-за ошибок и алчности власти, как это всегда случается в истории всех революций. Сложно писать об этом. Мое сердце с людьми этой страны.
«Пусть все существа будут счастливы и невредимы.
Пусть на сердце у них будет радость.
Пусть все существа живут безопасно и мирно.Пусть никто не наносит вред любому другому.
Пусть никто не станет опасным для другого.
Пусть никто не будет злым и враждебным,
Не пожелает другому ущерба.Подобно тому, как мать любит единственного ребенка
И защищает его с риском для жизни,
Мы развиваем любовь без границы ко всему живому в природе.
Пусть эта любовь наполнит собою весь мир и не встретит преграды».(Из «Сутры любящей доброты»)