Превосходя модернизм. Часть 3: Разделение времени и кроличья клетка

Nakagin Capsule Tower, Токио (Япония)

Публикация перевода отрывков из книги «Философия симбиоза» («The philosophy of symbiosis») знаменитого японского архитектора и выдающегося мыслителя Кисё Курокавы (1934­–2007). В течение нескольких последующих месяцев мы планируем опубликовать серию фрагментов из данной работы — впервые на русском языке.

Оглавление

Философия симбиоза. Введение
Почему именно философия симбиоза? Часть 1, Часть 2
Превосходя модернизм Часть 1, Часть 2

Nakagin Capsule Tower, Токия (Япония), смешанного использования жилое и офисное здание, построенное по проекту Кисё Курокавы
Nakagin Capsule Tower, Токио (Япония), смешанного использования жилое и офисное здание, построенное по проекту Курокавы

Разделение времени и кроличья клетка

Второй ведущий принцип современной эпохи заключается в разделении труда, основывающемся на функции. Социальная политика специализации по функции принимает свою крайнюю форму при разделении и распределении архитектурного и городского пространства, как и самой промышленности, согласно функциональному фактору. Социальное правило «время, место и основание» — это ещё одна форма разделения по функции. Дома состоят из спальни, где мы спим, столовой, где мы едим, жилых комнат для развлечения и соединяющих эти помещения коридоров. Таков путь модернизма. И поскольку данный образ мысли предполагает, что единственная функция спальни — для сна, а единственная функция столовой — для еды, в каждом доме должно быть значительные объёмы пространства.

В последнее время японские дома сравнивают с кроличьими клетками. И правда: они небольшие, но также обладают определённым преимуществом. Благодаря природе комнат с татами, японские дома избежали повсеместного функционального разделения пространства. Татами-комната полифункциональна. Она превращается в спальню, если достать матрасы из шкафа и постелить их на полу. Когда в центре комнаты ставят низкий столик, она превращается в столовую. Положи подушки на пол — и получится гостиная. Повесь цветочные декорации и свиток с токонамой — получишь комнату для чаепития. С изменением знаков — декора — одна комната получает множество различных назначений. Подобная многозадачная организация пространства открывает возможность для того, чтобы осуществить разделение времени. Этим путём мы можем победить ограничения относительно небольшого пространства.

Nakagin Capsule Tower, Токио (Япония)
Nakagin Capsule Tower, Токио (Япония)

Стратегия разделения времени предоставляет нам идею, как трансформировать крайне перенаселённый Токио. Центральный деловой район Токио используется практически на сто процентов во время дня, но с полуночи до рассвета оказывается городом-призраком. Без сомнения, можно использовать замки и другие системы, которые позволили бы двум предприятиям функционировать в одном и том же здании круглосуточно. В пример можно привести отели, которые практически удвоили число клиентов и доход, превратившись из простого места для сна в центры для банкетов, конференций, деловых встреч, мест для дневного сна и даже для романтических целей — «отели любви» в переводе с японского. Когда мы прекращаем относиться к месту или предмету как ограниченному одной единственной функцией и принимаем гибкую систему разделения времени, мы можем повысить эффективность и удовлетворить ряд нужд с гораздо меньшим числом помещений. Внеся хотя бы небольшую множественность в используемую нами классификацию и функциональное разделение, мы можем создать новые удобства и образ жизни.

Невероятный рост цен на земельные участки в Токио, случившийся в последние годы, является для нас серьёзной проблемой, которая, если с ней не справиться, будет вредить японской экономике. Я затрагиваю эту тему в одиннадцатой главе, где я предлагаю план полной реконструкции города, которая, по моему мнению, необходима. Однако мой план предназначен не для перепланирования города посредством уничтожения того и перестройки этого — скорее, я предлагаю создать остров в Токийском заливе, который восстановит должный баланс между спросом на землю и её предложением, или даже передвинуть этот баланс в пользу предложения. Я предлагаю очистить Токийский залив вместе с сохранением городских районов Токио, особенно исторический район Ситамачи, одновременно восстановив старые леса в Мусасино в западных пригородах и построив сеть каналов в качестве противопожарных разрывов. Мой план — это симбиоз развития и восстановления.

Nakagin Capsule Tower, Токио (Япония)
Nakagin Capsule Tower, Токио (Япония)

Я убеждён, что если проблемы цен на земельные участки и опасности пожаров будут решены, Токио станет наиболее интересным, пленительным и футуристическим городом на планете. В пользу этого говорит также и то, что уже Токио является городом, принявшим систему разделения времени. Нельзя отрицать, что дома в Токио имеют малые размеры, однако сам город предоставляет любые мыслимые формы «вторых домов», даже на самый взыскательный вкус. Возможно, токийцы не могут пригласить своих друзей и коллег домой, устроив вечеринку или ужин, но город полон ресторанов, баров и клубов, которые можно использовать для развлечений. В своём доме у токийцев может и не быть игровой комнаты, но он не лишён клубов для игры в маджонг, пачинко и бильярд, центров компьютерных игр и караоке-клубов. У него может не быть своего теннисного корта или бассейна, но нет недостатка в спортивных клубах, лужайках для гольфа, автомобильных треках и теннисных кортах по всему городу.

Все эти заведения заменяют ваши собственные частные жилые и игровые комнаты, ваш собственный бассейн и теннисный корт. Это ваши вторые дома; и поскольку подобные заведения имеют эффективную организацию пространства, почасовую или другого вида оплату, они представляют собой вторые дома с разделением времени. Исходя из данной точки зрения, именно благодаря системе разделения времени Токио может предложить кухню практически всех стран мира и столь огромное разнообразие центров развлечений. Более того, мы можем видеть богатых людей или отдельные группы, которые покупают или арендуют однокомнатные квартиры в городе, превращая их в настоящие вторые дома для учёбы, хобби или развлечения гостей, и в то же время отстраивают дом для семьи в пригороде, где цены на землю более разумные.

Читайте продолжение через неделю.

Автор: Курокава Кисё

Японский архитектор, теоретик архитектурного метаболизма, создатель философской концепции симбиоза.