Почему именно философия симбиоза? Часть 1

Публикация перевода отрывков из книги «Философия симбиоза» («The philosophy of symbiosis») знаменитого японского архитектора и выдающегося мыслителя Кисё Курокавы (1934­–2007). В течение нескольких последующих месяцев мы планируем опубликовать серию фрагментов из данной работы — впервые на русском языке.

Философия симбиоза. Введение

kurokawa3

Сотрудничество при соперничестве

Великая концептуальная революция находится в процессе воплощения по всему миру, но она проходит настолько тихо, что, по большей части, остаётся незамеченной. Это не рождение новой идеологии, вроде капитализма или коммунизма, не приход это и новой философии взамен философии Канта или Декарта. И всё же новые течения мысли, рождающиеся по всему миру, окажут на нас эффект больший, чем любая идеология или систематическая философия. Они бесспорно изменяют наш образ жизни и наше восприятие того, что значит быть человеком. Данное масштабное и невидимое изменение я называю философией симбиоза.

Критика в отношении Японии — «избиение Японии» — в последнее время стала популярной. Американские конгрессмены и делегаты, кувалдами колотящие продукцию «Toyota», вероятно, представляют собой квинтэссенцию образа избиения Японии. Однако то же движение можно запросто наблюдать и в самой Японии, где, согласно пословице, «торчащий гвоздь вбивается молотком». Японское общество наследует имеющую долгую историю традицию человеческих отношений феодального образца; она требует, чтобы талантливые люди с уникальной личностью или люди, ставшие неожиданно успешными, подвергались нападкам и остракизму со стороны своего окружения. В эру изоляционизма и протекционизма, когда достаточно всего лишь сохранять статус-кво и  оберегаться от внешнего влияния, индивидуальность и успех презираются как дестабилизирующие факторы и вызывают страх из-за нежелательных последствий, к которым они могут привести установленный порядок. Тот факт, что большинство американцев, участвующих в избиении Японии, являются протекционистами, говорит об истинности данного заявления.

Мы живём накануне эпохи симбиоза, в которой, противодействуя и критикуя друг друга, мы будем сотрудничать

Всеобщим делом и универсальной целью является избавление от протекционистского духа и в торговле, и в форме групповой преданности, которая исключает всех чужаков. Однако преследование этой цели также означает и то, что мы бросаемся в век конфронтации: между пользой и уроном, между личностями и между культурами. Более недостаточно попросту вбивать торчащий гвоздь. Мы не можем более решать что бы то ни было путём нападок на тех, кто уникален или неординарен. Мы живём накануне эпохи симбиоза, в которой, соперничая, мы признаем отличные друг от друга личности и культуры, в которой, противодействуя и критикуя друг друга, мы будем сотрудничать.

Будет ли традиционная японская почтительность перед природой, эмоциональная и духовная преданность консенсусу эффективно функционировать в этой эпохе симбиоза? Если мы определим гармонию и консенсус как выкорчёвывание всякой индивидуальности и одарённости, как принуждение всего к подчинению воли группы, тогда в эпохе симбиоза эта традиция найдёт себя утопающей. То же касается и тех, кто живёт в надежде о гармонии, заключающейся в коленопреклонении перед сильными и неспособности отстаивать свою позицию.

Когда точки зрения или стандарты культурных ценностей пребывают в несогласии, нет необходимости в том, чтобы одна сторона побеждала другую и насильно вынуждала оппонента принять свои ценности. Вместо этого они могут искать общности взглядов, даже находясь в оппозиции друг к другу. Успешность данного подхода зависит от того, есть ли у одной из сторон желание понять своего противника. Даже две культуры, отличные друг от друга настолько, что понимание оказывается невозможным, могут обнаружить, что искреннее желание понять другого делает сотрудничество возможным.

Симбиоз, включающий элементы оппозиции и соперничества, — это общее свойство царства животных и растений

Симбиоз данного типа, симбиоз, включающий элементы оппозиции и соперничества, — это общее свойство царства животных и растений. Вот почему я выбрал слово «симбиоз», предпочтя его таким словам, как мир, гармония и сосуществование.

Переходное пространство и священные области, которые я обсуждаю здесь, это необходимые условия для установления симбиоза.

Будь то отношения между федерациями и людьми, нациями и их меньшинствами, или Европейского Сообщества и отдельных его членов, симбиоз части и целого, вопрос индивидуальных и общих правил — всё это станет основными дискуссионными темами и выльется в крупномасштабные изменения по всему миру.

Эпоха, когда сильные страны устанавливали все правила, насильно принуждали все другие нации принимать их идеологии, подходит к концу. Нация и город постепенно придут к равному статусу, и города станут всё более автономными, устанавливая собственные международные отношения, торговлю и культурный обмен. Национальные меньшинства также приобретут равный статус с нациями и федерациями, и параллельно с такими федерациями они также начнут свои собственные международные отношения, торговлю и культурный обмен.

Всё это приход эпохи симбиоза.

Данный тип симбиоза, который включает оппозицию и соперничество, можно часто увидеть в мире живых существ. Это одна из причин, почему я выбрал термин «симбиоз», а не «сосуществование», «гармония» или «мир».

tokyo

Эпоха смерти Бога и Иконы

Одной из величайших революций современной эпохи стала смерть Бога. До сих пор общество учили тому, что все люди равны перед Богом. Для религиозных людей Бог был абсолютом и в то же время тем, кто ведёт человечество по правильному пути. Даже после того, как массы перестали верить в абсолютного бога, общество создало суррогаты бога — героев и идеальных человеческих существ, или «суперзвёзд».

И тут приходит момент, когда каждый из нас замечает, что наша жизнь проходит не так, как мы хотим. Чтобы компенсировать разочарование он переносит свои нереализованные мечты на героя, спортсмена, суперзвезду или какого-либо идола. Вместе с этим данный идеальный образ, или икона, становится его целью. До сих пор общество состояло, с одной стороны, из такого Бога, такого идеала, такой иконы и, с другой, из великого храма человечества —  das Mann Хайдеггера. Но в настоящую эпоху Бог, идеал и икона мертвы. Мы потеряли икону как нашу цель, мы потеряли наших героев, мы потеряли наших суперзвёзд. Хотя много звёзд всё ещё может родиться, они вскоре падут на землю и будут потреблены в мгновение ока.

Общество, всё ещё имеющее цель, всё ещё обладающее иконой, есть общество, поддерживаемое концепцией прогресса. Прогресс определяется как приближение к воплощению общественных целей, человеческому идеалу, общественному идеалу, героям и звёздам. Для большинства стран мира западное общество и западная культура продолжили быть идеалом и целью. Как результат, развивающиеся страны сделали всё возможное, чтобы приблизиться, даже если шажок за шажочком, к идеалу, олицетворяемому Западом. Прогресс был отождествлён с вестернизацией.

Общества, лелеющие этот идеал, отказываются признать ценность или значимость других культур. Для них модернизация — это вестернизация. Это завоевание одной культуры другой.

Япония, в особенности со времён периода Реставрации Мэйдзи в 1868 году, сознательно ступила на данный путь, где модернизация отождествляется с вестернизацией. С приближением прогресса нация приложила все усилия к тому, чтобы модернизироваться.

1. Годы назад Токио и, в особенности, район Гинза считались основным символом этой веры в модернизацию через вестернизацию.

2. Восхищённые иконой Гинзы, города по всему архипелагу копировали главные улицы с торговых рядов Гинзы, и по всей Японии распространились маленькие Гинзы так же быстро и густо, как стреляет бамбук после дождя.

Теперь, когда герои и суперзвёзды померкли, для всех, для каждого из нас стало возможным играть роль героя и звезды

Итак, Япония вышла в погоню за западным обществом и наконец превзошла его? Смехотворно. Невозможно, чтобы одно общество обогнало или не обогнало другое общество с совершенно иной природой. Мы не можем говорить о превосходстве или неполноценности на культурном уровне. Каждая из различных культурных сфер в мире идёт по своему пути. Это не так, как если бы они все были на одной спортивной арене, состязаясь друг с другом.

В последнее время в Японии мы часто слышим заявления о том, что Япония превзошла Запад и более не имеет никакой цели. Это большая ошибка. Верно, что философия общества до сих пор, с её верой в идеал, икону, уничтожала себя, и мы теперь находимся в мире без икон. Без идеала, концепция прогресса, конечно же, становится бессмысленной. Однако теперь, когда герои и суперзвёзды померкли, для всех, для каждого из нас стало возможным играть роль героя и звезды.

Автор: Курокава Кисё

Японский архитектор, теоретик архитектурного метаболизма, создатель философской концепции симбиоза.