Введение в алмазный подход

Перевод статьи выполнен с разрешения Школы Ридхван специально для журнала «Эрос и Космос».

Иллюстрация © Andy Gilmore

Алмазный подход — это современное учение, разработанное в контексте знаний как древних духовных традиций, так и современных психологических теорий; как следствие, оно признаёт естественно существующий синтез между духовным и психологическим измерениями опыта. Духовное и психологическое можно разделить только лишь в теории, ведь на опыте они суть два измерения одного и того же человеческого сознания. Признать эту истину означает открыть возможность идти по пути внутренней реализации и самопостижения, имея сведения относительно современных психологических данных, а следовательно — позволить процессу понимания своего психологического опыта открыть сознание к более глубоким истинам нашей духовной природы.

Это учение рассматривает путь саморазвития через исследование, помимо всего прочего, как внешней, так и внутренней структуры реальности. С его точки зрения, в основе своей реальность есть извечная истина духа, который проявляет себя в различных измерениях, от глубочайшего измерения абсолютной пустоты до физического плана. Внешний вид этого проявления есть то, что принято называть реальностью, включая и физическую вселенную, а также все живые существа с их сознанием и психикой. Внутренняя истина этой реальности представляет собой саму истинную природу, чистый дух, который есть предельная, подлинная природа и вселенной, и всех существ.

Духовное и психологическое можно разделить только лишь в теории, ведь на опыте они суть два измерения одного и того же человеческого сознания

Воззрение на дух

В алмазном подходе истинная природа считается и непроявленной, и проявленной. Непроявленное есть абсолютно недифференцированное и не имеющее качеств — таинственный мрак и пустота, в которых сознание уничтожается по мере проникновения туда. И всё же эта непроявленная абсолютная истина буквально содержит в себе всё потенциально возможное. Через проявление она сотворяет мир со всеми его формами и трансформациями, что становится внешним проявлением реальности; но она также проявляет свои природные совершенства и качества, которые становятся внутренней истиной реальности. Для понимания сути и методов алмазного подхода основополагающую роль играет то, что проявленная истинная природа обладает структурой — структурой, которая даёт нашему опыту свои фундаментальные строительные блоки и способности к восприятию и действию. Иными словами, по мере проявления неявленный абсолют дифференцируется в измерения и качества, так что то, что скрыто и потенциально, становится актуально и переживаемо. Духовная реализация прежде всего является признанием и воплощением этих измерений и качеств истинной природы в качестве дифференциаций извечного духа.

«The Inner Journey Home» — объёмный труд А. Х. Алмааса, посвящённый феномену душиИстинная природа проявляет свои фундаментальные характеристики в пяти базовых измерениях, каждое из которых является бесконечным, безграничным и совозникающим вместе с другими. Первое измерение — измерение абсолютной пустоты, которое отвечает за возникновение пространства как во внутреннем, так и во внешнем восприятии. Второе — измерение чистого неконцептуального сознавания; ясный свет, ответственный за нашу способность к восприятию. Третье — измерение чистого присутствия, в котором существование и знание бытия суть одна и та же вещь, ответственная за нашу способность к различающему познаванию. Четвёртое — измерение чистой вселенской любви, присутствие которой является приятным и поддерживающим; оно отвечает за возникновение ощущаемых качеств и эмоций. Пятое — измерение логоса, представляющее собой динамическое измерение, лежащее в основе всех изменений, движений и преобразований, ответственное за наши деятельность и функциональность.

Эти измерения образуют онтологическую иерархию в том смысле, что они становятся более дифференцированными и познаваемыми и менее тонкими по мере того, как двигаются вовне из абсолютной пустоты. Они, однако, не представляют собой разворачивающейся во времени иерархии и фундаментально нераздельны, поскольку все измерения истинной природы являются совозникающими, позволяющими истинной природе обрести структуру в проявлении. Каждое из них и есть истинная природа, дух как таковой, а не нечто иное, производимое истинной природой. Они изначально являются её скрытыми свойствами, которые в проявлении показывают её возможности. Эти измерения функционируют в качестве онтологической основы всего мира явлений, всех феноменов и всего опыта. [См. произведение Алмааса «Алмазное сердце» (Diamond Heart), книга 4.]

Структура духа

Данная структура истинной природы напоминает о концепции великой цепи Бытия, развитой во многих учениях и философских системах. Плотин, к примеру, постулировал три базовых измерения, причём одно измерение в его системе возникает из другого: Единое, которое соответствует нашей непроявленной абсолютной истине; Нус, или божественный разум, соответствующий нашему измерению чистого присутствия; и Душа, соответствующая нашему измерению логоса. В наши времена Кен Уилбер в своей масштабной теории человеческого опыта и развития использует идею великой цепи Бытия для обоснования своей теории в воззрении, интегрирующем все измерения реальности — от физического до духовного. Таким образом, подобно алмазному подходу, в его теории указывается, что реальность как целое имеет структуру, базирующуюся на измерениях истинной природы. Однако существуют и различия, ибо он рассматривает истинную природу как нечто всегда неструктурированное и недифференцированное. Для Уилбера дух всегда является трансцендентным и недифференцированным духом, однако в наших взглядах это касается только лишь измерения чистой пустоты или/и измерения чистого сознавания. Если использовать терминологию Уилбера, то для него дух является либо причинным уровнем — чистым духом в его тотальной абсолютности и трансцендентности, либо же недвойственным уровнем, тогда как психический и тонкий уровни суть не дух как таковой, а различного рода измерения, не являющимися чисто духовными в природе.1

Алмазный подход видит сам дух как нечто структурированное, как мы и описали в приведённом выше обсуждении пяти измерений реальности, или духа. Все пять измерений, а не только абсолютное измерение, являются истинной природой. Это сходно с пятью сознаваниями дхьяна-будд в буддизме махаяны, которые являются неотъемлемыми от источника дифференциациями, возникающими из природы Будды без того, чтобы становиться чем-то ещё. Все лучи радуги представляют собой свет, пусть и разного цвета. В индивидуальном опыте одно из измерений может преобладать в сознании, но в реальности все измерения являются совозникающими. Все они являются дифференциациями, проявляющими необходимые характеристики истинной природы. Иными словами, они представляют собой дифференциациями того, что Уилбер называет причинным измерением, ибо реальность всегда есть структурированное, но вневременное развёртывание.

Хамид Али (пишущий под псевдонимом А. Х. Алмаас)

Сущностные аспекты

Истинная природа также обладает качествами, которые служат базисом для всех духовных качеств, известных человечеству, — качеств, делающих нас людьми и позволяющих нам духовно развиваться. Многие традиционные духовные учения постулируют духовные качества, каждое — исходя из своего уникального логоса. Логос алмазного подхода рассматривает неявленный дух в качестве обладателя скрытых совершенств — неотъемлемо присущих ему, но не дифференцированных. По мере того, как истинная природа проявляется в своих безграничных измерениях, она также может дифференцировать эти совершенства, или совершенные качества. Это и есть «горизонтальная» дифференциация истинной природы — если противопоставить её «вертикальной» дифференциации безграничных измерений. Иными словами, эти дифференцированные совершенные качества могут проявляться в любом из безграничных измерений на основании того, что данное измерение дифференцирует себя в эти качества.

Многие традиционные духовные учения постулируют духовные качества, каждое — исходя из своего уникального логоса

Мы называем эти совершенства сущностными аспектами, что означает дифференцированные аспекты истинной природы, или духа. Каждое качество продолжает оставаться истинной природой, но проявляется в форме дифференцированного качества, необходимого для жизни души и для дальнейшего развития человеческого сознания. Эти аспекты включают в себя истину-правду, ясность, пространственность, разумность, бытие, волю, силу, радость, мир, ценность, любовь, личностность, идентичность и так далее. Всё это качества истинной природы во всех её измерениях, даже когда она непроявлена, ведь наша духовная природа извечно обладает данными совершенствами. Важный момент здесь состоит в том, что это горизонтальные дифференциации причинного измерения; подобные совершенства могут возникать в нашем опыте как дифференцированные и вычерченные качества. Они не являются аффектами, образами или откликами; это онтологическое присутствие истинной природы, проявляющейся в форме, окрашенной одним из этих совершенных качеств. [См. труд Алмааса «Сущность» (Essence).]

Душа

Истинная природа проявляется не только в виде своих измерений и аспектов, но и также в виде жизненной энергии и материи, тем самым представляя собой всю реальность. Мы не включаем энергию и материю в измерения истинной природы, поскольку их можно испытать изнутри их собственных перспектив, без узнавания их духовных истоков, тогда как безграничные измерения и сущностные аспекты можно лишь пережить как духовное присутствие истинной природы.

Истинная природа далее дифференцирует свои измерения логоса в то, что мы называем душами сознающих существ. Если более точно выражаться, человеческое сознание есть не что иное как душа — индивидуализация логоса, воплощающая и истинную природу, и измерения энергии и материи. Каждый из нас является воплощённой душой, тогда как наше сознание есть не что иное, как логос, проявляющийся через конкретное физическое тело. Наше сознавание происходит из измерения чистого сознавания; наше знание и, как следствие, наш разум происходят из измерения чистого присутствия; наше сердце происходит из измерения чистой вселенской любви. Наши человеческие и духовные качества происходят из сущностных аспектов, и наши животные характеристики происходят из измерений жизненной энергии и материи по мере того, как они возникают через сознание души.

Каждый из нас является воплощённой душой, тогда как наше сознание есть не что иное, как логос, проявляющийся через конкретное физическое тело

Душа — это организм сознания, в котором творческий динамизм логоса возникает в индивидуированном поле в виде растущего и обучающегося человека. Именно сознание производит восприятие, именно оно является матрицей, или полем, в котором происходит весь опыт. Душа развивается и растёт, взрослеет и обучается. Ей необходимо пройти через такое развитие и обучение для того, чтобы осознанно и осведомлённо воплощать свои истинную природу со всеми её измерениями и аспектами. Она начинается как организм сознания, погружённый в истинную природу, но доминируемый животными влечениями своей физической ипостаси. Другими словами, душа в начале имеет потенциал и ангела, и животного, свойства которых проявляются в её опыте в зависимости от условий и среды. Душа начинает своё развитие через взаимодействие со своей средой, в особенности своими основными опекунами (родителями). Именно здесь прозрения теории объектных отношений, психологии самости и современных открытий психоаналитической теории играют полезную роль в обретении понимания, как именно душа растёт и развивается, поскольку её первоначальное развитие и есть нечто, описываемое термином «эго-развитие» с его когнитивными и аффективными компонентами.

Эго-развитие

Первоначально душа развивается преимущественно путём интернализации своих взаимодействий с основными опекунами (обычно родителями). Подобные интернализированные объектные отношения создают паттерн её переживания самой себя. Она начинает свой путь как бесформенный организм сознания, но образы и впечатления от данных объектных отношений структурируют поле её опыта, развивая в ней ощущение бытия индивидуальной и автономной личностью с чётко узнаваемой идентичностью. Личная история, носимая подобной эго-структурой, способствует формированию её конкретного характера и личности. По природе своей эго-развитие души структурирует её опыт через развитие ментального образа себя, который становится основной линзой, через которую она смотрит на себя и реальность. Это становится базисом двойственного восприятия и опыта, а посему — основным препятствием перед духовным развитием. Тем не менее, эго-развитие является естественной стадией развития души, необходимой для разворачивания её когнитивных способностей и способности жить в миру.

Первоначально душа развивается преимущественно путём интернализации своих взаимодействий с родителями. Подобные интернализированные объектные отношения создают паттерн её переживания самой себя

На самом деле первичные эго-структуры самости паттернизируются посредством особых сущностных аспектов; в контексте взросления и сущностного развития души данные структуры в действительности являются переходными фазами на пути к воплощению сущности. Например, структура знания себя как автономного индивида отпечатана узором на личностном аспекте сущности, когда душа может переживать себя в качестве духовного присутствия и одновременно с этим — личности, способной иметь реальные взаимодействия с другими. [См. труд Алмааса «Бесценная жемчужина» (The Pearl Beyond Price).] Другой фундаментальный паттерн эго — это структура самоидентичности, которая даёт самости способность узнавать себя и направлять свои действия. Она смоделирована в соответствии с сущностным аспектом идентичности — точкой света и присутствия, дающей возможность душе пребывать в своей природе и самореализации. [См. труд Алмааса «Точка существования» (The Point of Existence).]

Фотография книги А. Х. Алмааса «Бесценная жемчужина» (The Pearl Beyond Price). Фото © Татьяна Парфёнова

Книга А. Х. Алмааса «Бесценная жемчужина» (The Pearl Beyond Price). В книге излагаются взгляды на синтез глубинной психологии (теорий объектных отношений, эго-психологии и психологии самости) и школ мистико-духовного развития.
Фото © Татьяна Парфёнова

Реализация

Как эго-самость душа не осознаёт своей истинной природы и её опыт себя преимущественно окрашен паттернами созданных в прошлом ментальных структур. Однако даже эти структуры отражают и указывают в направлении элементов её истинной природы. Осознавая свои внутренние состояния и исследуя их открытым и не нацеленным ни на какой конкретный результат образом, душа может начать видеть эти состояния такими, какие они есть, — состояниями души, окрашенными паттернами ментальных структур из раннего детства (с соответствующими эмоциями и воспоминаниями). Видение ментальной природы данного структурирования может позволить душе сохранять открытость без того, чтобы быть всецело обусловленной паттернами, возникшими от ментальных образов. Это, в свою очередь, открывает внутреннее измерение пространства, которое затем позволяет возникнуть сущностным аспектам, относящимся к связанным с переживаниями эго-структурами. [См. труд Алмааса «Пустота» (The Void).] Душа начинает узнавать свой духовный потенциал в виде состояний присутствия, окрашенных совершенными качествами Бытия.

Метод вопрошающего исследования (inquiry) является центральной практикой в алмазном подходе. Вопрошающее исследование представляет собой определённого рода приложение проявления истинной природы, функционирующее в качестве внутреннего руководящего компаса. Этот руководящий компас также ведёт душу к прямому опытному пониманию той или иной ситуации. Возникновение сущностных аспектов соединяет душу со своей сущностью и открывает её внутреннему сущностному руководящему принципу. В процессе работы, проводимой в рамках алмазного подхода, душа обучается соответствующему отношению, или внутренней позиции, задействующей её сущностный руководящий принцип, что, в свою очередь, ведёт душу в направлении более глубокого исследования своего опыта и жизни.

В результате такого самоисследования возникают и другие сущностные аспекты, покуда основные эго-структуры наконец-то не становятся чётко видны, конфронтированы и поняты

Вместе с прозрением и пониманием, появляющимися в результате такого самоисследования, возникают и другие сущностные аспекты, покуда основные эго-структуры наконец-то не становятся чётко видны, конфронтированы и поняты. Этот процесс способствует развитию души через безграничные измерения истинной природы, что позволяет ей воспринимать и признавать ценность более обширного видения реальности. Вместе с обретением этой большей перспективы душа приходит к более объективному пониманию самой себя — того, как душа соотносится как с истинной природой, так и с реальностью. Таким образом, процесс вопрошающего исследования становится путём свободы и внутренней реализации, ведущим к более глубокому и всеобъемлющему постижению истинной природы.

Алмазное самоисследование

В алмазном подходе самоисследование, посредством которого душа изучает самость и её опыт, информировано открытиями глубинной психологи. Здесь современные психологические знания оказываются весьма полезными для обеспечения понимания и трансценденции эго-самости. Дисциплина трансперсональной психологии сформулировала необходимость в проведении психологической работы в процессе духовного развития. Кен Уилбер, в частности, отмечал пользу прозрений и методов теории объектных отношений на определённых стадиях внутреннего путешествия.

«Runaway Realization» — последняя из опубликованных на сегодня книг А. Х. АлмаасаМетод алмазного подхода разделяет этот взгляд, но в большей степени конкретизирует его и развивает в иных направлениях. Этот метод использует открытия теории объектных отношений (а также других теорий) не только для того, чтобы прозреть сквозь общие пришедшие из прошлого опыта обусловленности, но и для того, чтобы специально понять и проникнуть сквозь конкретные эго-структуры, которые точным образом соотносятся с соответствующими сущностными качествами. Он исследует структуры опыта, которые в предельном смысле отражают структуры истинной природы. Более того, поскольку основные барьеры на пути ко внутренней реализации — это ментальные и двойственные тенденции самости, данный метод исследует эти барьеры напрямую и специально, изучая эго-структуры, лежащие в их основе. Так что психологическое знание полезно для поддержания процесса внутренней реализации не только в общем смысле и не только на определённых стадиях, но и в конкретных ситуациях и на всех стадиях, где эго-структуры окрашивают своими паттернами опыт и действия души. Мы обнаруживаем, что подобные структуры в действительности есть то, что паттернизирует обусловленный опыт на всех стадиях внутреннего путешествия: чем дальше мы продвигаемся по пути развития души, тем более фундаментальные и базовые структуры мы встречаем.

Метод алмазного подхода исследует структуру реальности как единого целого, эго-структуры, сущностные структуры и структуры вселенной. Вхождение в безграничные измерения истинной природы раскрывает их как необходимое и фундаментальное основание для истинного исследования-познания, которое открывает возможность для объективного понимания и проникновения в природу паттернов и структур восприятия и Бытия. Такое самоисследование синтезирует современные психологические знания с практиками медитации и медитативными установками, ибо сущностное проявление, служащее руководящим принципом в таком исследовании, имеет способность одновременно пользоваться и знанием во времени, и знанием вневременного.

См. также

Примечания

  1. Утверждение автора о том, что Уилбер «рассматривает истинную природу как нечто всегда неструктурированное и недифференцированное» и что для него «дух всегда является трансцендентным и недифференцированным духом», нельзя назвать верным. Взгляды Уилбера сложнее и крайне близки к буддийской логике Нагарджуны, согласно которой об абсолютном духе нельзя сказать, что он нечто структурированное и дифференцированное, равно как нельзя сказать, что он нечто неструктурированное и недифференцированное, равно как нельзя сказать, что он и то, и другое или же не то и не другое, — вообще любые изречения будут неспособны ухватить надконцептуальную и трансцендентную природу духа, которую можно постичь только в совершенной гностической реализации. Неверна также и интерпретация автора, будто психический и тонкий уровни не являются, по Уилберу, духом: Уилбер придерживается недвойственного взгляда на Космос, согласно которому весь мир явлений есть выражение Духа. — Прим. пер.

Алмаас А. Х.

А. Х. Алмаас (A. H. Almaas [A. Hameed Ali])

Кувейтско-американский автор, духовный учитель, создатель алмазного подхода, интегрирующего современную глубинную психологию с мистико-духовными подходами саморазвития. В своё время был одним из первых учеников Клаудио Наранхо.

www.ahalmaas.com

Комментарии

 

In English