Перевод выполнен с разрешения Отто Шармера, учредителя Presencing Institute и старшего преподавателя Слоуновской школы менеджмента при Массачусетском технологическом институте (MIT). Данный его диалог с Кеном Уилбером состоялся 17 сентября 2003 года; на русском языке публикуется впервые в журнале «Эрос и Космос».
От редакции:
Практика чувствующего присутствия (presencing) — это разработанная Отто Шармером и коллегами в рамках «теории U» методика индивидуального и группового погружения в глубокое состояние сознания (которое можно охарактеризовать как радикальное присутствие в настоящем), в результате чего активизируются скрытые ресурсы личности и облегчается процесс нахождения новых решений. Эти решения затем прототипируются и исполняются. Практика используется в бизнесе, организационном развитии и нововозникающих сферах созерцательного менеджмента (contemplative management) и созерцательного образования (contemplative education).
На русском языке издана книга Отто Шармера, Питера Сенге, Джозефа Яворски и Бетти Сью Флауэрз «Преображение: Потенциал человека и горизонты будущего», где излагаются основы процесса. Мы планируем серию публикаций по теме чувствующего присутствия, чтобы раскрыть данную практику с разных сторон. Ранее мы уже опубликовали статью Олена Гуннлаугсона, посвящённую теме глубокого чувствующего присутствия. — ЭК
I. U-процесс чувствующего присутствия
Кен Уилбер: Давай начнём с обзора твоего видения U-процесса, связанного с чувствующим присутствием (presencing). Если не возражаешь, я сделаю несколько кратких комментариев, а затем мы можем нырнуть поглубже.
Отто Шармер: Конечно.
Кен: Ты, безусловно, опирался на труды ряда людей, но, в частности, особенно важна для тебя была работа Франсиско Варелы. Однако ему не хватает подлинного понимания измерений развития и межсубъективности. На базе «Интегральной психологии» — книги, написанной мною несколько лет назад, — можно составить общее впечатление об этих аспектах развития. В конце этой книги я привожу сотню таблиц, резюмирующих модели развития, предложенные широким спектром теоретиков и авторов из данной области.
Отто: Да, помню, как читал эту книгу.
Кен: В этой книге я предложил критику работы Варелы, согласно которой его нейрофеноменология учитывает реалии первого и третьего лица, но не второго лица. Не учитывает она и межсубъективных структур или стадий развития. Все эти вещи, на мой взгляд, являются серьёзным упущением в его подходе.
Отто: Ах, хорошо. Я об этом как-то позабыл.
Кен: Что касается стадий, я убеждён, что описываемый тобой U-процесс может эффективно происходить почти на любой стадии.
Отто: Да. Он представляет собой эволюционную грамматику.
Кен: В некотором смысле. Я попытаюсь изложить свой взгляд на процесс, обсудить с тобой, имеет ли смысл такая интерпретация, и отсюда мы можем пойти далее.
Отто: Хорошо. Тебе ведь известно, в каком смысле я использую концепции Варелы в своей работе, верно? Он осуществил синтез феноменологии, созерцания и интроспекции в три этапа, или «свёртки». «Откладывание» — это первый этап; «перенаправление» — второй этап; «отпускание» — третий этап.
Кен: Да. И он упустил из виду нечто являющееся существенным для всех созерцательных моделей — стадии развития.
Отто: Вот именно. Связь, которую я вижу между твоей работой и моей, состоит в том, что ты картографируешь всю территорию развития и эволюции с перспективы двадцатикилометровой высоты. Так я интерпретирую твою работу. Ты окидываешь взором весь чёртов ландшафт. И со своей теорией U я пытаюсь исследовать теорию изменения среднего диапазона. Я пытаюсь описать ту же реальность, на которую ты смотришь, исходя из иной перспективы. Другими словами, я пытаюсь выйти на «поле битвы» и описать эволюционный процесс с точки зрения сущности, возникающей в процессе этого пути. Это описание эволюции из слепого пятна — «я» эволюционирующей самости.
II. Применение U-процесса
Кен: Согласен. Такой подход гораздо предпочтительнее того, что делал Варела. Сейчас объясню, почему.
Модель, над совершенствованием которой я работаю, вкратце можно обобщить как AQAL — «все квадранты, все уровни, все линии, все состояния и все типы» (all quadrants, all levels, all lines, all states, all types). Есть ряд вещей, которые наблюдаются на большинстве этих уровней, и здесь под «уровнем» понимается структура, стадия, уровень развития или структура развития, так что мы иногда используем термин «волна развития». Всё это обозначает примерно одно и то же. И тут важно учитывать, что квадранты наблюдаются на всех стадиях.
Есть также линии развития, которых было выделено, по меньшей мере, одна или две дюжины. Это способности, которыми обладает каждый человек, иначе называемые «множественным интеллектом», если обратиться к термину, используемому Говардом Гарднером в своих трудах.
Примерами линий развития являются когнитивный интеллект, моральный интеллект, эстетический, межличностный, математический, музыкальный и кинестетический… Исследования, как правило, показывают, что все эти линии проходят через стадии развития. Говард Гарднер называет линии «потоками», а уровни — «волнами». Стало быть, линии, или потоки, развития идут через стадии, или волны.
В дополнение к этим элементам есть состояния и типы. Так что квадранты, состояния и типы наблюдаются почти на всех стадиях.
В качестве примера типов можно привести инь и ян, или мужественное и женственное — маскулинное и фемининное. Если мы взглянем на образ кадуцея, там семь уровней с мужественной и женственной энергией на каждом, то есть по два типа в каждой из семи стадий.
Также есть состояния сознания, с которыми, как я считаю, отчасти ты и работаешь. Позволь мне пояснить, почему я так думаю и почему это важно.
Я согласен, что U-процесс может происходить на большинстве стадий, — я считаю, что это феноменологически верное наблюдение. Я не думаю, что он происходит у шестимесячного младенца, но полагаю, что этот процесс может происходить на большинстве промежуточных стадий развития.
Следовательно, U-процесс имеет гораздо большую применимость, чем может показаться поначалу, ведь множество людей, с которыми ты его практикуешь, «самоизбираются». Люди, которые с тобой работают, в большинстве своём будут представлять оранжевую, зелёную или жёлтую высоту.
Итак, мы можем чуть подробнее обсудить состояния сознания. Есть три или четыре естественных состояния, являющихся универсальным. В великих традициях они называются бодрствованием, сновидением, глубоким сном и непреходящим сознаванием, лежащим в основе их всех.
С технической точки зрения, большинство традиций используют систему из пяти состояний, так что позволь мне описать, что имеется в виду под каждым из них. Состояниям сознания, называемым бодрствованием, сновидением, глубоким сном и непреходящим сознаванием, соответствуют энергии, или тела, называемые «грубым телом», «тонким телом» и «причинным телом».
У состояния бодрствования есть грубое тело; у состояния сновидения — тонкое; у глубокого, бесформенного сна — причинное. Затем идёт турийя, или «четвёртое состояние сознания», — то, что свидетельствует все три состояния. Это непреходящее трансцендентальное состояние, которое мы иногда называем Свидетелем, поскольку оно может свидетельствовать все изменения в состоянии.
Итак, это что касается турийи, в техническом смысле являющейся четвёртым состоянием сознания. Далее идёт пятое состояние — турийятита, или недвойственное состояние. Это когда свидетель един со всем, что им свидетельствуемо. Но пока я просто буду использовать три основных состояния бодрствования, сновидения и глубокого сна, или грубого, тонкого и причинного, чтобы донести свою мысль. В этих состояниях важно то, что феноменологически они очень отличаются, и в каждом из них могут задействоваться разные способности.
Я считаю, что ты эффективным образом помогаешь людям пройти через состояния сознания, на какой бы стадии они ни находились. Это также происходит и в медитации, — вот почему Варела такое внимание уделял последней, когда предлагал свои теории. Он в действительности описывал грубое, тонкое и причинное состояния сознания, представляющие собой структуру медитации. Но это упускает из виду стадии.
Обычно, грубое/бодрствующее состояние — это познавание мира «оно». Это состояние, в котором мышление, как правило, фиксируется на «оно»- и «они»-вещах, или всём, что можно описать «оно»-языком. Таким образом, когда кто-то рассматривает всё с позиции извне, этот человек прибегает к дистанцирующемуся познаванию. Это и есть классическое бодрствование, или ориентированный на грубые объекты процесс — даже несмотря на то, что ему сопутствуют и концептуализации.
III. Мышление, чувствование и Источник
Отто: Да, в моей модели этому соответствует «видение», когда ты проецируешь свои ментальные модели на стену. Стало быть, где в своей модели ты бы расположил «мышление», «чувствование» и «источник»?
Кен: В твоём U-процессе «мышление», «чувствование» и «Источник» — это то, что я называю грубым, тонким и причинным. «Мышление» — в том смысле, который мы используем здесь, это познавание объекта. Мы не имеем в виду нечто вроде, скажем, созерцательного мышления — в том виде, в каком использовал бы этот термин Хайдеггер. Стало быть, это очень близко подходит к тому, что представляет собой грубое измерение, и вы приходите к грубой интерпретации.
Далее «чувствование» в твоей модели охватывает всё тонкое измерение. Например, в состоянии сновидения у тебя есть чувства. Могут быть и мысли, но они очень гибкие и имеют очень глубокую интенсивность. Состояние сновидения является классическим примером этого, а также состояния творчества. Хорошо установлена связь между творчеством и сновидением, включая и тот факт, что в верхне-правом квадранте во время большинства творческих и сновидческих состояний наблюдается активность тета-ритмов.
Отто: Значит, именно это и проявляется в верхне-правом квадранте.
Кен: Да. Состояния творчества и состояния сновидения — им сопутствует значительная доля активности тета-ритмов.
Далее, согласно твоей модели, «чувствующее присутствие» получает доступ к Самости, или Источнику, представляющему собой различные вариации причинной Самости — чистого, безбрежного, открытого Я. Чтобы иметь интенциональность, необходимо войти в контакт с этим безбрежным пространством. Лишь в одном случае у нас есть свобода воли — когда она исходит из этого безбрежного фона.
Если наша воля исходит из вчерашних привычек, то это грубое измерение. И, таким образом, ты делаешь следующее: позволяешь людям гибко получать доступ к этим состояниям, на какой бы стадии они ни находились.
Ты говоришь о том, что мы выходим из состояний, кристаллизуем их и институционализируем. По существу, это означает брать более тонкие, причинные формы и материализовать их в ближайшем будущем. Так что вы, по сути, вызываете будущее и воплощаете его посредством работы с этими творческими состояниями. Такая интерпретация имеет смысл для тебя?
Отто: На сто процентов!
Кен: Чудесно. Значит, я утверждаю, что этот процесс может происходить на любой стадии, на какой бы человек ни находился. Понимаешь, что я имею в виду?
Отто: Не совсем.
Кен: Стадия 1, стадия 2, стадия 3, стадия 4, стадия 5, стадия 6, стадия 7 — человек может проходить через этот U-процесс на любой стадии, где бы он ни находился.
Отто: Понятно.
Кен: Ты согласен с этим?
Отто: Я могу это представить себе, скажем, для стадий 4, 5, 6 и 7. Я просто пытаюсь найти пример следующего: действительно ли это будет работать на стадиях 1, 2 и 3.
Кен: Что ж, нет, спасибо за поправку. Как я упомянул ранее, я не думаю, что этот процесс будет работать с этими более ранними стадиями. В какой именно момент он срабатывает, я не знаю. Давай отложим на будущее выяснение этого вопроса. Может ли этим заниматься пятилетний ребёнок? А восьмилетний? Десятилетний? Двадцатилетний человек? В какой момент появляется такая способность — это совершенно иной вопрос, но у большинства взрослых мы можем видеть, как он происходит на стадиях 3, 4, 5, 6 и 7. Итак, идея того, что U-процесс происходит на разных стадиях, звучит для тебя правдоподобно?
Отто: Да, абсолютно!
IV. U-процесс даёт взгляд на микротекстуру
Кен: Я считаю, что это чрезвычайно важно. Мы с Бобом Ричардсом обсуждали этот вопрос, и хотим ещё углубить беседу с тобой, поскольку, по моему мнению, это упущенный кусочек интегральной, или целой, мозаики. Этим упущенным кусочком является то, что ты упомянул ранее, а именно, что, рассматривая стадии и квадранты, мы получаем вид с двадцатикилометровой высоты, тогда как U-процесс позволяет получить вид на микротекстуру. Это реальная феноменология первого лица того, что происходит, когда ты проходишь через этот великолепный процесс. Этим, скорее всего, всё не исчерпывается, но я считаю, что это замечательная модель и методика. Вероятно, есть ещё и другие вещи, но мы с тобой уже согласились, что указанное вполне себе охватывает важные моменты. Это чудесно, поскольку значит, что любого, кто, если обратиться к терминам спиральной динамики, находится на синем, оранжевом или зелёном, можно научить тому, каким образом можно быть наиболее эффективными агентами изменениями, какими они только могут быть на своей стадии развития.
Отто: Совершенно верно.
Кен: Я хочу предложить тебе последний элемент, который, по моему мнению, тоже хорошо совместится с твоей моделью. Опираясь на исследования медитации и развития, мы нашли то, что, судя по всему, является «золотым правилом» вертикальной трансформации: чем больше вы погружаетесь в состояния сознания, которые не можете интерпретировать со своей текущей стадии развития, тем больше эти состояния помогают вам трансформироваться до более высоких стадий. Вот почему медитация помогает вам на постоянной основе перейти к более высоким стадиям. Я думаю, что регулярное применение чего-то вроде U-процесса будет приводить к безусловной трансформации. Также я считаю, что ты будешь наблюдать в своей работе некоторые формы трансформации, которые будут соответствовать моей модели, — они будут с ней согласованы. Согласен ли ты с этим?
Отто: Да. На сто процентов.
Кен: Великолепно.
Отто: Это также замечательно соответствует и тому, что я сам испытывал и что наблюдал в отношении других людей, проходящих через U-процесс.
Кен: Если вы, к примеру, работаете с квадрантами, уровнями, линиями, состояниями и типами, тогда U-процесс является технологией развития состояний, способной помочь людям на различных стадиях визионерски охватывать и работать со своими собственными потенциалами — в рамках той стадии, на которой они находятся. Затем творческое применение этого может помочь им трансформироваться до более высокой стадии. Вот почему мы с Бобом Ричардсом и Нилом Бёрком так этим вдохновлены. Это чудесная и полезная технология.
Итак, если вы хотите использовать какую-нибудь общую систему координат, то для понимания контекста можно воспользоваться интегральной моделью. Можно исследовать то, как люди, находящиеся на третьем, четвёртом или пятом порядках сознания по Бобу Кигану1, проходят через U-процесс. Для каждого будут получены свои результаты, каждый будет представлять себе различные вещи. Другими словами, можно взять людей на моральной стадии 3, 4 или 5, и они смогут пройти через этот процесс, но ты получишь совершенно различные ви́дения будущего из-за того, что люди будут иметь разные порядки сознания на каждом уровне. Использование интегральной системы координат позволит тебе проследить за этим.
Более того, затем ты можешь начать отслеживать траекторию развития людей с течением времени. Киган это делал в отношении людей на моральной стадии 3 и обнаружил, что в течение шести месяцев 28 % из них трансформировались до стадии 4. Иными словами, он провёл такого же рода исследование, какое провели некоторые из исследователей медитации, показавшие, что медитация ускоряет развитие через эти стадии.
Вне зависимости от того, происходит это или нет, — а я считаю, что это происходит, — это уже само по себе, о какой бы стадии мы ни говорили, является фантастической технологией, позволяющей ускорить процесс развития людей и способствовать их вырастанию до более высоких и широких областей их собственного потенциала. Они будут его сначала визионерски представлять, а затем вынимать из этого хаотически пенящегося будущего с тем, чтобы воплощать его и институционализировать. Тем самым мы и в самом деле порождаем будущее.
Отто: Это на сто процентов всё описывает.
Кен: Великолепно.
Отто: Нам известно, что медитация приносит какую-то пользу человеку; также нам известно, что нам нужно что-то для практики на коллективном уровне. Но насущный вопрос таков: что собой представляют практики культивирования коллективного? На что они будут похожи? Каким образом мы можем развивать новый корпус практик культивирования?
И другим измерением, которому необходимо уделить внимание, является то, что для многих людей (включая и меня) порталом к духовному опыту является работа. Иными словами, настоящее подключение к сущности своей работы.
Кен: Особенно для мужчин. Но и для разных категорий населения в общем.
Отто: Более того, нам также следует рассмотреть социальный контекст. Я видел, как происходит крупная трансформация, когда ты помогаешь коллективным системам развивать совместное ви́дение и чувствование того, что происходит в контексте их деятельности — такое видение и чувствование, которое позволяет коллективной группе осознавать, что же хочет эмерджентно возникнуть.
Кен: Прямо по всей системе.
Отто: Да. И это совместно разделяемое тело видения и чувствования раскрывает новое пространство, которое ведёт к тонкому изменению в коллективном поле. Что здесь интересно, так это что изменение коллективного поля само становится порталом к культивированию индивидуального.
Кен: Да. Есть это таинственное «мы», живущее своей жизнь.
Отто: И это «мы» становится порталом.
Кен: Вот именно! И если эта сущность может резонировать на уровне более высоком, чем тот, на котором находятся некоторые участники группы в отдельно взятый момент, тогда оно тянет этих людей вверх.
Отто: Верно.
Кен: В буквальном смысле. И это в таком случае становится трансформирующим событием. Это заслуживает термина, с которым слишком легкомысленно обращаются, а именно: «осознанный бизнес» (или «сознательное дело» — conscious business).
Отто: Как-как?
Кен: Осознанный бизнес. Это словосочетание использует все кому не лень.
Отто: Что это такое?
Кен: Осознанный бизнес? Что ж, сегодня это словосочетание служит названием книги Фреда Кофмана, так что мне стоит удержаться от того, чтобы шутить по этому поводу. Но, если в общем, бумеры делают всё «осознанно»: есть «осознанное старение», «осознанный туризм» и «осознанное питание». Этими терминами мы подразумеваем, что все остальные занимались данной деятельностью неосознанно. Стало быть, если следовать такой мысли, раньше были «неосознанный туризм» и «неосознанное старение».
Но если вы действительно чем-то таким занимаетесь, тогда это приводит к развитию сознания в профессиональной или бизнес-среде. Я говорю о чём-то вроде межсубъективной йоги. Это действительно будет осознанным, сознательным бизнесом. Согласен?
Отто: Абсолютно.
Кен: Ты давал сходную непосредственную обратную связь людям, с которыми проводил U-процесс, так что ты прекрасно осознаёшь, что уловил нечто важное.
Отто: Верно.
Кен: Крайне интригующе!
Отто: Вот именно. И взаимосвязь, которую ты устанавливаешь, столь очевидна, но раньше я никогда об этом не мыслил с такой точки зрения. В моём собственном процессе раскрытия это и вправду большой шаг вперёд. За последние десять минут целая вселенная, уже существовавшая, вдруг открылась, и я вижу, как всё связано. Это очень увлекательно!
Кен: Чудесно, давай ещё продолжим в будущем. Можно это сделать по телефону.
Отто: Хорошо, это было бы прекрасно! Спасибо тебе большое, Кен. С радостью предвижу продолжение разговора.
- Порядки сознания (orders of consciousness) по Роберту Кигану не следует путать с первым и вторым порядком (tier) по концепции спиральной динамики. — Прим. пер. ↩