Интегральное кино. Действие 3: призма развития

В интегральной теории выделяют несколько системных точек зрения, или призм восприятия, через которые мы можем осознавать, переживать и интегрировать многоплановые измерения нашего существования. В этой серии статей я исследую применение этих различных интегральных призм к созданию и просмотру кинематографической продукции, которую я определяю как любую продукцию, где в качестве выразительных средств используются движущиеся (динамические) образы.

Познакомившись с холархической призмой и призмой квадрантов, в этот раз мы рассмотрим применение того, что я называю призмой развития. Она вбирает в себя две отдельные, и в тоже время тесно связанные между собой категории восприятия: линии и уровни развития.

ICS-3

Если мы прицельно посмотрим через призму квадрантов, мы обнаружим, что внутри каждого квадранта можно выделить несколько линий развития (эмоциональная, когнитивная, нравственная — это линии индивидуально-внутреннего развития; культурно-ценностная — линии развития в коллективно-внутреннем сегменте; скелетно-мышечный рост — в индивидуально-внешнем; эволюция экосистемы — в коллективно-внешнем и т.п.). Также мы заметим, что каждая из этих линий проходит через несколько уровней или стадий развития (движение от эгоцентрического до мироцентрического уровня заботы и сострадания; переход от мифической к рациональной и далее до плюралистической стадии мировосприятия; уровни развития мозга с органической точки зрения; переход от индустриальных до информационных стадий технологических систем и т. д.).

В кино есть ряд особенностей, в которых можно отследить линии и уровни развития, включая линии различных персонажей и сюжетного повествования, которые в классическом варианте кинематографической структуры развиваются и проходят через определённые уровни: завязка, конфликт, кульминация и развязка. Например, в трилогии «Матрица» (1999 – 2003) многие внутренние и внешние  образы, взаимоотношения, события сюжета и линии социального/средового/системного развития на протяжении фильма проходили параллельно через разные уровни персонажей и всего киноповествования.

Ниже представлены некоторые из множества линий развития трилогии «Матрица» в каждом квадранте:

Внутренние линии развития персонажей

  • Нео развивается от эгоцентрической до космоцентрической сферы заботы и сострадания
Внешние повествовательные /Сюжетно-событийные линии развития

  • Нео постигает навыки Матрицы (обучение боевым искусствам, навыкам контроля Матрицы и т. д.)
Межличностные/Культурно-групповые линии развития

  • Взаимоотношения Нео и Тринити.
  • Взаимоотношени Нео и Морфеуса.
  • Отношения между членами команды.
Социальные/средовые/системныелинии развития

  • Движение к освобождению от иллюзии Матрицы.
  • Война между людьми и машинами.

Помимо линий развития персонажей и самого сюжета, есть несколько аудиальных и визуальных линий выразительных элементов, которые проходят через те же стадии (или уровни развития), а также часто параллельно имеют собственные уровни. Примером художественного использования параллельных и переплетающихся аудиальных, визуальных, а также линиий развития персонажей и всего повествования может служить картина «Воображариум доктора Парнаса» (2009), где персонажи, которые вошли в воображариум, перемещаются в абстрактный выдуманный мир, который в повествовательных, аудиальных и визуальных формах отражает их самих, их культуру, реальность их существования. А затем этот аудиальный, визуальный и повествовательный выдуманный мир подталкивает их к тому, чтобы они могли пройти на следующий уровень своего развития.

«Воображариум доктора Парнаса» (2009)

«Воображариум доктора Парнаса» (2009)

Эти стадии, или уровни развития, могут очень отличаться в разных кинопроизведениях. От лаконичной структуры, в которой есть лишь начало, середина и конец, до структуры со множеством уровней или действий. «Воображариум доктора Парнаса» — хороший образец использования нескольких уровней, которые выстраиваются не по классической художественной схеме, а скорее основываются на стадиях, отражающих внутреннее развитие всех главных героев.

Можно выделить два основных типа развития: вертикальное и горизонтальное. Вертикальное развитие — это развитие, которое движется через отдельные стадии или уровни, в то время как горизонтальное развитие происходит в пределах определённых стадий или уровней. Например, в простой мелодраме герой может развиться вертикально от эгоцентрической до этноцентрической стадии, или от «Я» расширяясь до «Мы» ; а также горизонтально — от недееспособного к дееспособному (или от нехватки способностей к умению) в пределах, скажем, этноцентнического уровня, или формы существования, ориентированной на «Мы», при этом оставаясь заблокированным страхом близости и закрытым для настоящей любви.

Возвращаясь к холархической призме, мы вспомним, что любое развитие происходит холархически, и что каждый уровень, или стадия развития, является целым и его превосходят и включают в себя следующие уровни. Начало истории — это нечто целое, что середина превосходит и включает в себя; а середину, в свою очередь, превосходит и включает в себя финал истории.

Так как призма развития объединяет линии и уровни развития с квадрантами холархически, эта призма может быть также мощным синтезирующим инструментом для кинохудожников. Бедное использование призмы развития может привести к пробелам в развитии киноповествования или к неполной или неясной прорисовке персонажей, взаимоотношений, сюжета, визуальных или аудиальных тематических проявлений, что в свою очередь уменьшит степень вовлеченности и погружённости зрителя в кинопроизведение. Напротив, умелое и грамотное использование призмы развития, может вовлечь нас в путешествие, которое приведёт нас к более глубоким и захватывающим переживаниям, и, возможно, создаст для зрителя условия для его собственного перехода на новый уровень развития.

Каплан Марк Аллан

Марк Аллан Каплан (Mark Allan Kaplan)

Независимый режиссер, консультант интегрального медиа, исследователь и практик. Доктор философии по трансперсональной психологии.

www.markallankaplan.com

Комментарии

 

In English