Вот безумная мысль: а что если природа жизни настолько захватывающе, радикально положительна, что абсолютно никакое событие или условие (неважно, сколь оно ужасающе) не могло бы поколебать вашу уверенность в понимании, что проявленное бытие есть нечто хорошее и всегда свободно выбираемое? Что если ваша глубочайшая диспозиция и настроение может быть преисполненным Счастья, Свободы и Благодати, невзирая на поверхностные качества вашего опыта? Что если такое верное понимание Реальности привело к вашему неописуемому Счастью, безусловной Свободе и безграничной Благодати? Если вкратце, что если Безусловное Счастье и Неописуемая Свобода являются вашими неотъемлемыми правами, данными с рождения?
Теперь отметьте, с расслабленным умом и открытым сердцем, можете ли вы хотя бы позволить вероятности чего-то подобного быть правдой. У большинства людей, когда они сталкиваются с положением о Безусловном Счастье или Неописуемой Свободе, ум взрывается: «Я не придурок, я знаю лучше, чем это!» — и сердце вопиёт: «Но меня же ранили раньше, а боль была настоящей!» Цените эти голоса, когда они возникают, и полностью ощущайте качества их аргументации. Не отодвигайте их, не придвигайте их ближе, просто ощущайте эти качества по мере того, как они возникают: возражения, примеры, ярость, боль, депрессия, страх, напряжение, натяжение, тяжесть, сомнение, скептицизм, недоверие, ярость, безнадёжность, апатия, пассивность, паралич, ужас, гнев. Или, если у вас положительная реакция на утверждение о Безусловном Счастье и Неописуемой Свободе, тоже просто отмечайте эти качества. Не хватайтесь за какие-либо из этих чувств, просто наблюдайте их все, каталогизируйте каждое по мере их возникновения: надежда, вожделение, предвкушение, открытие, смягчение, расслабление, резонанс, энергия, жизнь, ожидание, желание, устремление, теплота, комфорт, лёгкость, правильность, узнавание — и, разумеется, счастье и свобода!
Многие люди будут выказывать положительные и отрицательные реакции в ответ на вероятность безусловно положительного отношения к жизни. Что бы ни возникало, просто ощущайте эти качества с интересом и осознанием, не держась ни за одно, не отталкивая ни одного. Если бы каждое качество имело физическую трёхмерную форму, и вашей работой было бы снять каждое возникающее чувство на плёнку настолько подробно, насколько возможно, на что бы это было похоже? Можете ли вы исследовать его со всех возможных ракурсов, так что никакой аспект не укроется от вашего любознательного взора? Вы здесь не для того, чтобы изменять или улучшать, — просто лишь, чтобы наблюдать.
Вы находитесь на сафари в джунглях вашего внутреннего мира, с правом задокументировать поведение всевозможных животных, там обитающих, но вы оставляете каждое из них точно в том качестве, в каком находите. Никакое животное не лучше или хуже другого, вы не должны гладить одних и кричать на других: это не ваша работа. Вам сделали заказ заснять самое подробное и детальное документальное видео флоры и фауны внутреннего мира данной личности. Отложите на мгновение в сторону тот факт, что этот внутренний ландшафт является вашим. Вы фотожурналист, не имеющий какой-либо заинтересованности в результатах ваших открытий. Вы понимаете, что ваш профессиональный этический кодекс уберегает вас от того, чтобы вы выбирали стороны и выражали какое-либо предпочтение. Позвольте читателям дома прийти к собственным выводам: вы здесь для того, чтобы экспертно документировать дикую природу внутреннего ландшафта, а не рассказывать предпочитаемый вами сюжет, связанный с каждым животным. Вы эксперт по замечанию деталей, и каждая подробность захватывается открытой линзой вашего сознавания. Когда одна подробность возникает, её замечают, регистрируют и отпускают, вновь, вновь и вновь. Замечают, регистрируют, отпускают; замечают, регистрируют, отпускают; замечают, регистрируют, отпускают. Никогда не отталкивая, просто замечая, регистрируя и отпуская. Никогда не хватаясь или держась за что-то, просто замечая, регистрируя и отпуская.
Неважно, что возникает: замечайте, регистрируйте, отпускайте. По мере того, как вы всё более экспертно осваиваете профессию журналиста внутреннего царства, вы увидите, что наблюдение, регистрирование и отпускание становится единым, мягким, безусильным процессом. Как только качества проникают в сознавание, они полностью документируются и отпускаются единым живым движением. Это по-настоящему безусильно. Нет ничего, что мне нужно было бы делать для того, чтобы просто замечать, как я сознаю нечто. И всё, что мне нужно делать, это сознавать, и я сознаю всё, что возникает, — легко, светло, спонтанно, без хотения или отвращения. Насколько сложным может быть процесс сознавания? Он совсем не сложен. Я не знаю ни одного мгновения, когда бы сознавание не присутствовало; оно точно не есть что-то, что я сооружаю или сотворяю. Само сознавание предшествует вообще любому усилию или заботе. Сознавать — могущественно изящная и простая штука, ведь сознавание всегда есть, независимо от того, что ещё происходит.
Сознавать — могущественно изящная и простая штука, ведь сознавание всегда есть, независимо от того, что ещё происходит
На самом деле, сознавание должно предшествовать всему, что возникает, — ибо каким образом может что-то возникать без того, чтобы возникать на фоне сознавания? Сознавание и вправду должно быть изначально. Прежде, нежели я счастлив или грустен, я сознаю. Прежде, чем я замечаю облака, собак, машины или морковки, я сознаю. Сначала должно быть сознавание. Сознавание есть пространство, в котором все предметы возникают. Фактически ничего не могло бы возникнуть без этого пространства. Сначала должно быть пространство, и это пространство есть сознавание — твоё сознавание.
Отдыхая как сознавание, до возникновения каких-либо вещей, так кто же ты? Будучи сознаванием, какими качествами ты обладаешь?
Будучи сознаванием, какие качества ты можешь себе приписать?
Отдыхая как сознавание, вы сознаёте все качества, тем самым оставаясь неописуемо вне качеств.
Будучи сознаванием, в каких условиях ты присутствуешь?
Отдыхая как сознавание, ты сознаёшь все условия, а тем самым ты безусловен.
Будучи сознаванием, каково твоё отношение со временем?
Отдыхая как сознавание, ты сознаёшь движение времени, тем самым ты вне времени и извечен.
В учениях великих традиций мудрости со всего мира, от буддийских до христианских, от индуистских до неоплатонических, то, что вне качеств, вне условий и вне времени есть сам Дух. Есть Божественное. Есть Абсолют. Есть Ати. Есть Брахман. Больше ничто иное.
Ваше собственное сознавание, в том виде, в каком оно присутствует в настоящее мгновение, есть портал к Абсолютному Тождеству, — и это Абсолютное Тождество на 100 % присутствует прямо сейчас, в вашем сознавании прямо здесь.
Если правдой является то, что Безусловное Счастье и Неописуемая Свобода есть наше неотъемлемое право, данное нам с рождения, это так только лишь через Благодать Духа. И мы познаём Дух, вглядываясь вовнутрь.
Как св. Франциск Ассизский отметил: «То, что мы высматриваем, есть то, что смотрит».
Именно так.
«То, что смотрит» есть вневременный Дух. И этот радикально неописуемый и необусловленный Дух есть не-два, то есть он недвойственен всем качествам и условиям в их возникновении. Истинная природа всех качеств состоит в том, что они радикально внекачественны, неописуемы. Миры возникают в сердце Бытия, и ни одна отдельная вещь не приобретается. Стоит нашему по-дружески соседскому Солнцу рыгнуть, и эта бедная Земля будет сожжена в приступе космического несварения, — и ни единой вещи не будет потеряно.
Это прямое постижение и понимание, приобретаемое через внутреннюю науку медитации, созерцания, самопознания
Это не метафизика. Это не гипербола или догадка. Это не поэзия или метафора. Это прямое постижение и понимание, приобретаемое через внутреннюю науку медитации, созерцания, самопознания. Ни одно интегральное понимание не будет полным, если серьёзно не взяться за задействование этих практик и открытия того, что же они сообщают (если вообще сообщают) о природе реальности. Возможно, ничего. Возможно, всё.
Вы никогда не узнаете, если не сделаете приоритетной задачей вовлечься в эти практики лично, погрузиться достаточно глубоко, чтобы приблизиться к информированному решению об их правдивости. Пожалуйста, не опускайте руки. Я сделаю всё, что в моих силах, чтобы поделиться с вами теми озарениями, которые я получил за проведённое с Кеном Уилбером время. Он не поделился со мной ничем, чем бы он не поделился в своих книгах, диалогах или видео; я же просто мариновался в атмосфере этих учений в течение некоторого времени. Если у вас есть настоящий интерес к тому, чтобы Пробудиться, тогда есть хорошая вероятность, что вы уже слышали все основные учения, которые формируют сердце великих традиций мудрости, все основные ингредиенты просветлённого понимания. То, что требуется, это слышать их вновь, вновь и вновь, пока вы не поймёте, на что же они указывают, и я буду их повторять вновь, вновь и вновь — с интегральной точки зрения — в новых формах, которые, как я надеюсь, принесут ясность и вдохновение читателям.