Отрывок из книги Шинзена Янга, перевод которой готовится в настоящее время автором и редактором журнала «Эрос и Космос» Виктором Ширяевым.
Общим для всех систем медитации в мире является то, что все они показывают, как развить необычайную степень сфокусированности и жить гораздо полнее и глубже. Нет такой сферы жизни, в которой нельзя было бы применить навыки медитации. Собственно поэтому многим оказывается сложно её понять. Они спрашивают: «В чём её польза?», не осознавая, что её польза — во всём! Она позволяет взаимодействовать с людьми более полноценно, обрести глубинное знание себя через самоисследование и более эффективно следовать своему духовному пути. Она повышает творческие и интеллектуальные способности, позволяет переживать физический и эмоциональный дискомфорт с меньшим страданием, а физическое и эмоциональное удовольствие — с бо́льшим удовлетворением. Также медитация помогает противостоять негативным побуждениям. Успех любого человеческого начинания напрямую связан с умением фокусироваться. Казалось бы, имеет смысл ещё со школы систематически обучать фокусированию как независимому навыку, однако он не только не изучается, но даже и не упоминается!
Существует несколько стереотипов и неверных представлений относительно систематической культивации способности к фокусированию. Например, часто полагают, что существует некое единственное «состояние медитации». На самом же деле медитативные состояния образуют континуум от поверхностных состояний концентрации, знакомых большинству людей, до особых состояний глубочайшего сосредоточения. Так что одним из измерений, в которых вы будете расти, является глубина. Я имею в виду, что по мере продвижения в практике медитации вы будете переживать всё более и более глубокие состояния сосредоточения.
В дополнение к глубине есть ещё одно измерение, в котором происходит рост медитации. Вы можете представить это измерение как широту, или охват. Под широтой я подразумеваю то, что медитативные состояния распространяются и охватывают всё более сложные действия в нашей повседневной жизни. Многие ошибочно понимают под медитацией некое состояние, в которое можно войти только сидя неподвижно с закрытыми глазами. Действительно, вначале медитация может быть лишь одним из тех действий, которые вы выполняете в течение дня, но в какой-то момент происходит переворот фигуры и фона: если раньше медитация являлась одним из повседневных действий вашей жизни, то теперь вся жизнь происходит внутри вашего медитативного состояния. Вы всегда находитесь в этом состоянии, всё время.
Если раньше медитация являлась одним из повседневных действий вашей жизни, то теперь вся жизнь происходит внутри вашей медитации
Подходящая метафора здесь — процесс обучения вождению автомобиля. Когда вы только начинаете учиться водить машину, вы постоянно заняты отслеживанием всех тех действий, которые вам нужно совершать, и не можете делать что-то ещё, поскольку новые навыки забирают всё ваше внимание. Но когда эти навыки полностью усвоены, вы можете выехать на оживленную дорогу, и в конечном итоге — влиться в безумное движение на автостраде.
Точно таким же образом, когда вы только начинаете медитировать, вы едва можете удерживать слабую концентрацию сидя неподвижно, но по мере практики эти навыки усваиваются. Сперва у вас, вероятно, будет получаться удерживать это состояние стоя, затем — при ходьбе. Практикуя дальше, вы сможете, не теряя медитативного состояния, выполнять простые действия вроде уборки квартиры. В конечном итоге вы сможете общаться, водить машину и даже заполнять налоговую декларацию, не покидая ни на минуту это состояние.
Сидячая практика так же относится к медитации, как гаммы — к музыке. Даже великие музыканты продолжают играть гаммы, но играть гаммы не является целью музыки. И точно так же даже опытные практики продолжают выполнять сидячую медитацию, хотя сидячая практика не является целью медитации. Целью практики в музыке является великолепное исполнение на концерте; целью практики медитации является наполненная счастливая жизнь.
Позвольте мне пояснить на конкретном примере, что я понимаю под медитативным состоянием. Возьмем простое действие — например мытье посуды. В обычном немедитативном состоянии ваш ум будет убегать в прошлое, в будущее, в мечты и фантазии. Другими словами, ваше внимание рассеянно. В принципе, ничего плохого в этом нет, но было бы здорово по крайней мере иметь возможность делать это как-то иначе.
Скажем, вы хотите «просто помыть посуду». Что это значит в терминах конкретного сенсорного опыта? Это значит, что ваше внимание направлено только на то, что относится к собственно мытью посуды. В этом процессе участвуют три типа сенсорного опыта: телесные ощущения от касания посуды и воды, визуальное восприятие мытья посуды и все те звуки, которые рождаются в процессе. Если вы полностью сфокусированны на этих трёх измерениях, то в сознании не остаётся места воспоминаниям, планам и мечтам. Вы соединились с действием по мытью посуды, и это обыденное действие стало теперь восхитительным и необыкновенным.
Третий стереотип о медитации заключается в том, что она предполагает сужение вашего фокуса и ограничение сознания. Это совершенно не верно. Медитация действительно ограничивает, но только в том смысле, что фокусирование происходит только на том, что является на самом деле важным в каждой конкретной ситуации. Но спектр тех вещей, которые являются важными в различных ситуациях, может быть довольно широким! Например, что является важным при взаимодействии с другими людьми? Когда они говорят, важно воспринимать всё их существо, включая и их внешний вид, и звук их голоса, а когда говорите вы, важно суметь полностью выразить себя. Проблема заключается в том, что в процессе общения мы слишком рассеяны, слишком погружены в то, что не относится к самому этому общению, а потому оказываемся неспособны полностью воспринять другого человека — и столь же неспособны полностью выразить себя.
Надеюсь, что эти примеры помогли вам более ясным образом понять применимость медитативных состояний в нашей обычной жизни.
О Шинзене Янге
Шинзен Янг — один из ранних американских учителей медитации в традиции випассаны, автор собственного оригинального подхода, который он называет «Базовая внимательность» (Basic Mindfulness). Русскоязычному читателю и практику медитации о Шинзене практически ничего не известно. В первую очередь это связано с тем, что книг он написал мало, больше фокусируясь на аудиокнигах и сборниках лекций и тематических медитаций. Эти аудиокниги сперва издавались и переиздавались в 80-х и 90-х на кассетах, затем были выпущены на CD-дисках. Заслуженной популярностью пользуется, например, сборник лекций и практик «Наука просветления: Учения и медитации для пробуждения посредством самоисследования»1, а также аудиокнига «Естественное избавление от боли: Как успокоить и растворить физическую боль с помощью практики внимательности»2, текстовая версия которой сейчас переводится нашим автором и редактором Виктором Ширяевым и готовится к изданию на русском языке.3
Подход Шинзена к обучению практике внимательности отличает техничность, чёткость изложения и структурность в подаче информации, что притягивает к нему многих людей из академических кругов. Эта же структурность и склонность к научному мышлению привела к тому, что Шинзен является одним из первых и активных участников нейроисследований влияния медитации на мозг, сотрудничая с такими университетами как Йель, Гарвард и Карнеги Меллон.4
- «The Science of Enlightenment: Teachings and Meditations for Awakening through Self-Investigation». ↩
- «Natural Pain Relief: How to Soothe and Dissolve Physical Pain with Mindfulness». ↩
- Издание будет включать в себя также аудиотреки с медитациями по работе с физической болью. ↩
- На русском языке об одном из таких исследований можно прочитать здесь. ↩