Окончание первой главы книги А. Х. Алмааса «Elements of the Real in Man» («Элементы настоящего в человеке»); см. также первую часть. Перевод с английского Елены Сенькиной под ред. Марины Калдиной. Публикуется впервые в журнале «Эрос и Космос».
Итак, мы говорим о пребывании «в миру, будучи не от мира сего». Все мы живем в мире и делаем то, что другие тоже делают: носим одежду, едим пищу, ходим в за продуктами, работаем, занимаемся любовью, воюем, все что угодно. Однако поле нашего внимания направлено на другое. Мы не отождествляемся с той частью нас, которая ест, делает покупки, работает и т. д. Мы учимся развивать способность осознавать то, что происходит, но не отождествляться с этим, мы развиваем то, что мы называем осознанностью и разотождествлением.
Эти понятия — самые важные из тех, которые вам нужны, чтобы работать над тем, чтобы понять самого себя. Вы должны осознавать, что происходит внутри вас и вне вас. Мир видится как большая классная комната, ситуации — уроки, на основе которых вы можете развивать определенные аспекты самого себя, определенные аспекты вашей сущности. Весь мир — большой университет, предлагающий много уроков: уроки секса, уроки работы, отношений, зависимости и независимости и т. д.
Весь мир — большой университет, предлагающий много уроков
Шаг за шагом мы начинаем осознавать свою жизнь со всеми ее конфликтами и препятствиями, но без абсолютной убежденности, что это единственное, что существует. Чем больше мы можем сохранять внимательность и не отождествляться с происходящим, тем больше мы можем видеть реальную правду, которую можно описать как золотую жилу в груде камней. Истина — это золото в руде. Развивая способность обращать внимание и в тоже время не идентифицироваться, мы можем прийти к опыту переживания нашей сущности.
Фраза «быть в мире, будучи не от мира сего» не только описывает человека, который свободен, но и описывает саму Сущность. Это более глубокий аспект. Что это за мир, где мы «в нем, будучи не от него»? Мир — это множество вещей, но тот мир, который мы воспринимаем, в основном состоит из мыслей и ментальных образов, эмоций и ощущений. Всё, что вы знаете о мире и самом себе, зависит от мыслей, образов, эмоций и ощущений. Что еще вы знаете? В конечном счете, мир, который вы воспринимаете, приходит к вам из тех ощущений, эмоций, мыслей и ментальных образов, которые у вас есть. Например, дерево есть дерево, но что это значит для вас? Определенный образ в вашей голове, ваши чувства по поводу этого, то, что вы ощущаете, дотрагиваясь до него. Если вы сидите на стуле, что такое стул в вашем непосредственном опыте? Ощущения под вашими ягодицами, так? Образ в голове, идея, которая заставляет вас садиться на стул так, а не иначе. Таков мир.
Итак, Сущность — это быть «в мире, будучи не от мира». Это не ощущения, эмоции или ментальные события. Но тем не менее — это «в мире». Это как золото в скалах. Это не скала, это в скале. Сущность в ощущениях, эмоциях, ментальных событиях, Сущность — это ничто из перечисленного. Драгоценные камни находятся в земле, но они не сама земля. Они что-то еще. Итак, Сущность в вас. Это не ваша плоть, не ваши эмоции, не ваши мысли. Но она внедрена в них. Сущность в вас, как золото в скале, как драгоценные камни в земле.
Развивая способность обращать внимание и в тоже время не отождествляться с наблюдаемым, мы можем прийти к опыту переживания своей сущности
Коль скоро это так, вы можете начать исследовать, пытаться что-то раскопать, чтобы найти ее. Вы можете копать в теле, в эмоциях и в ментальных событиях, чтобы найти драгоценную субстанцию. Например, вы можете работать с телом, чтобы развивать чувствительность вашего тела. Тогда вы сможете обнаружить, что же есть Сущность. Вы можете исследовать свои эмоции и ощущения, пока не станете настолько хорошо осознавать их, что увидите тонкие различия. Вы увидите, что нечто, что вы раньше убежденно считали эмоциями, на самом деле эмоциями не является. Вы увидите: то, что вы считали физическими ощущениями, таковыми не являются. Это что-то похожее, но в действительности не физические ощущения. Сущность похожа на что-то физическое, но это не физическое тело. Это как физическое существование на другом уровне, в другом измерении.
Есть еще более глубокое значение фразы «быть в мире, будучи не от мира сего». Однажды найденная, Сущность развивается, проходит через алхимическое очищение до тех пор, пока она не достигнет своей базовой природы — истинной природы Сущности, которая природа всего. Это моя природа, но это также и ваша природа. Это природа птиц, кошек, деревьев, скал, всего. Она не скалы, не кошки, не тело, не вы, не я. Это внутренняя природа всего перечисленного. Это то, что позволяет всему этому существовать. Это истинная природа Сущности, природа всего, это то, что иногда называют Богом.
Бог, сущность Сущности, везде. Он в физическом теле, в ощущениях, в мыслях, в живом и в неживом. Он во всем, но он не все эти вещи. Он в них, но не принадлежит им. Итак, Бог, сущность Сущности, находится «в мире, будучи не от мира», и это самое глубокое значение этой фразы.
Однажды найденная, Сущность развивается, проходит через алхимическое очищение до тех пор, пока она не достигнет своей базовой природы
Есть еще один важный аспект нахождения «в мире, будучи не от мира сего», о котором я хочу поговорить. Это распознавание того, что является Сущностью, а что нет. Сюда входит распознавание и признание того, что Сущность работает в вас; она есть то, что на самом деле работает в нас.
Сущность развивается очень быстро в тот момент, когда она обнаружена и распознана. Она расцветает от узнавания. Если вы не узнали ее, она остается бездействующей. В момент узнавания, она начинает расти. Она питается светом. Это очень важно для определенных аспектов нашей работы здесь. Мы должны узнавать, какие факторы действительно способствуют нашему изменению и развитию.
Скажем, вы работаете над собой год или два, ходите в группу и исследуете вопросы своей жизни, и некоторые изменения начинают происходить. Может, ваше сердце открылось, или ваши мысли стали яснее. Вы можете сказать: «О, мое сердце открылось потому, что я встретил эту прекрасную женщину, она такая чудесная. Мое сердце открылось только для нее и оно открыто с тех пор».
В этом случае вы не распознали вашу сущностную работу, вы приняли ее за что-то еще. Вы оценили то, чего не нужно было оценивать. Когда вы делаете так, вы обесцениваете свою работу. Вы два года работали над тем, чтобы понять самого себя, но вы говорите, что это не дало вам ничего. Вы думаете, что ваша открытость, ваше расширение, полнота случились потому, что вы встретили прекрасную женщину. Или вы говорите, что ваша кундалини открылась потому, что кто-то сделал вам массаж, кто-то поработал над вашим крестцом определенным образом. Вы совершенно игнорируете тот факт, что пять лет вы имели дело со всеми видами эмоций и что если бы вы не делали эту работу, кто-то мог бы тереть ваш крестец наждачной бумагой и вы ничего бы не почувствовали.
Бог, сущность Сущности, находится «в мире, будучи не от мира» и это самое глубокое значение этой фразы
Возможно, вы простудились и в то же время почувствовали , что ваше сердце открылось, вы можете решить, что ваше сердце открылось из-за простуды. Вы даете высокую оценку простуде, вместо того, чтобы признать результаты своей четырехлетней работы. Простуда — это, возможно, сопротивление процессу вашей дальнейшей открытости. Болезнь — это обычное сопротивление расширению. Когда вы не признаете ценность и влияние вашей сущностной работы, вы лишаете себя возможности того, чтобы ваша работа продолжалась, чтобы она давала вам лучшее понимание истины.
Крайне важно иметь эту способность к различению не только с точки зрения ориентации — о которых мы говорили раньше, — но также и с точки зрения того, что действительно влияет на вашу жизнь. Если вы не можете оценить последствия своих действий, вы в действительности обесцениваете то, что на самом деле позволило вам вырасти — свою собственную работу, свою способности, свою сущность. Я видел, как многие мои друзья переживали сущностный опыт, но не понимали, что с ними происходит, и это потому, что в большинстве случаев они обесценивали работу, которую делали. И каждый раз, когда они начинали заниматься чем-то новым, обращались к другим духовным учениям или дисциплинам, к другим способам исследования себя, они обесценивали то, что изучали. Они выбрасывали свое понимание вместе с тем, чего они достигли, и тем, что было ценно. Затем они оказывались вынуждены начинать все сначала. Мне повезло, я ничего не обесценивал. Когда бы я ни двигался к чему то еще, я точно понимал, что получил от более раннего опыта. Я понял, что это два очень разных подхода.
Иногда нелегко сказать, что́ способствует пониманию и ясности в вашей жизни. Но если вы сможете распознавать, что именно способствовало, вы все больше и больше будете двигаться к своей сущности, потому что только Сущность способствует этому. Если же, с другой стороны, вы определяете свое развитие внешними вещами, вы не только ошибаетесь в своем рассуждении, но вы также замедляете или останавливаете процесс, который действительно способствовал вашему развитию. Вы говорите своей сущности: «Ты не имеешь значения». И это нападение на вашу сущность. Обесценивание вашей сущности — это работа вашего эго или суперэго.
Многие мои друзья переживали сущностный опыт, но не понимали, что с ними происходит, и это потому, что они обесценивали работу, которую проделали
Я наблюдал следующее: люди часто не признают, что же в действительности произошло или какие силы действуют, потому что есть в них что-то, что сопротивляется видению и переживанию Сущности. Это не просто ошибка в рассуждениях, это более глубокая мотивация. Это защитная функция суперэго. Вы также не получаете поддержку или руководство от мира вокруг вас. Когда люди не признают свою собственную реальную силу, которая способствует изменениям в их жизни, это происходит потому, что они сопротивляются восприятию этой силы в себе. Они не хотят видеть истину, поэтому они не хотят узнавать ее в себе. В моем опыте важно то, что я знаю, что вызывает мое развитие. Пребывание «в мире, будучи не от мира» расширяет видение реальных причин, реальных сил, действующих в том, что мы делаем. Какие-нибудь вопросы или комментарии?
Студент: Возможно ли, что у одних людей больше Сущности, действующей в них, чем у других, даже если они совершенно не осознают этого?
А. Х.: Да, это случается. Это то, что Гурджиев называл глупыми святыми, что означает Бытие без знания.
С.: Других людей тянет к ним потому, что они хотят это качество?
А. Х.: Конечно. У некоторых людей развиваются сущностные качества без проделывания работы над собой просто потому, что эти качества не были задавлены в начале.
Люди не признают свою собственную реальную силу, которая способствует изменениям в их жизни, из-за того, что сопротивляются восприятию этой силы в себе
С.: Или их сущность более проявлена из-за какого-то случая или таланта.
А. Х.: Сущность не имеет ничего общего с талантом. Человек может быть очень талантливый, но в тоже время может быть полностью отождествлен, или идентифицирован, с своей личностью. Сущность, как я уже сказал, это быть «в мире, будучи не от мира сего». Талант — часть мира. Сущность может помочь проявиться талантам, которые уже есть в потенциале, но быть умным или не умным или способным проявлять творчество в том или другом, не имеет ничего общего с Сущностью.