Когда есть группа супраментальных существ, сообщество или коллектив таких существ заложит фундамент для супраментальной жизни, исполнив не только предназначение жизни на Земле, но и предназначение самой вселенной как таковой.
— Шри Ауробиндо
В настоящей статье будет совершена попытка очертить цельную систему, которая прольёт свет на онтологический ландшафт того, что называется здесь зрелым интегральным сознанием. Зрелое интегральное сознание в данной работе синонимично таким терминам, как сверхразум и супраментальное озарение (введены Шри Ауробиндо), интегральный третий порядок (введён Кеном Уилбером1) и интегральная структура сознания — «Как Таковое» (Itself, в терминах Жана Гебсера). Зрелое интегральное сознание также приравнено здесь к просветлённому сознанию — Уму Будды. В данном тексте основной фокус будет делаться на трудах Жана Гебсера и его вкладе в развитие интегральной системы координат.
Для того чтобы начать развёртывать понимание структуры сознания, которая растягивает границы языка до предельного, сперва необходимо объявить о том, что лингвистике как таковой, в общем, свойственны существенные недостатки. Гебсер понимал эти ограничения, а посему очень старался в ходе своих исследований интегрального сознания не застревать в словесных ловушках какого-либо рода — будь то иррациональных, рациональных или каких-либо иных. Чтобы справиться с этой сложной проблемой, Гебсер был вынужден ввести несколько новых терминов, а также лаконично выразить точные контекстуальные определения как данных слов, так и любых других используемых им слов, которые трансцендировали категориальные обозначения.
Терминология Гебсера
- Сознавание (Awaring2) — восприятие истины из пространства и времени. Непрерывное интегральное сознавание.
- Диафания (Diaphany) — обеспечивает прозрачность интегральной одновременности измерений сознания.
- Этеология (Eteology) — исследование интеграции и взаимодействия многомерного сознания.
- Латентность (Latency) — то, что сокрыто или непроявлено; наглядное присутствие будущего. Это включает всё, что ещё не явлено, а также всё, что снова вернулось в состояние латентности.
- Источник (Origin) — связано с внезапностью и прерывностью в отношении изначальных событий. Источник в основе своей непреходяще присутствует и является домом, в котором обитает всё сознание.
- Синерезис (Synairesis) — синтезировать или коллекционировать; характерная черта — всё ухватывается или улавливается со всех сторон; акт аперспективного восприятия.
- Систазис (Systasis) — узнавание динамического измерения внутри мира сопряжённых систем; очерчивает все аспекты времени, которые не могут быть объектом категориальной систематизации.
- Прозрачность (Transparency) — форма проявления (эпифании) духовного.
- Вериционное видение (Verition) — восприятие мира как истины: взаимное восприятие и влияние истины мира и истины человека и всего, что транслюцирует (просвечивает) и тем, и другим.
Гебсер также принял на вооружение латинский префикс a—, или альфа привативум, означающий «свободу от», чтобы исследовать тему интегрального сознания. На базе этого простого префикса было рождено многообразие терминов, могущих помочь в более эффективном раскрытии того, что такое зрелое интегральное сознание. Следующие термины — а также термины, приведённые выше, — позволят обрисовать картину интегральной (а)перцептивной схемы:
- Акаузальный — свобода от причины;
- Адуальный — свобода от двойственности, или дуализма;
- Аперспективный — свобода от перспективы;
- Арациональный — свобода от рациональности;
- Апространственный — свобода от пространства;
- Авременно́й — свобода от времени;
- Аконцептуальный — свобода от концептуализации;
- Акатегориальный — свобода от категоризации.
Причина, по которой Гебсер использовал альфа привативум, до простого элегантна. Префикс «а» в своём классическом употреблении используется как альфа негативум, как, например, в случае с акаузальным — или отрицанием причины. Подобное использование, согласно Гебсеру, требует патологического дуалистического мышления, являющегося продуктом ущербного ментально-рационального когнитивного функционирования. Однако альфа привативум, освобождая от того или иного понятия, сам по себе не уничтожает это понятие. Гебсер со всей твёрдостью подчёркивает, что именно отрицание, или уничтожение предыдущих структурных элементов, порождает застревание на определённой стадии развития. Можно привести пример. Термин «недвойственное», используемый для описания состояния полного освобождения от дуализма субъекта и объекта, в своей лингвистической структуре имеет недостатки. Именно в отрицании слова и кроется проблема. «Недвойственное» подразумевает отрицание двойственности, что само по себе подразумевает новую двойственность — нечто прямо противоположное той идеи, которую данный термин пытается обозначить! Это, по сути, и есть та самая языковая ловушка, которую описывает Гебсер. Адуальный же освобождает субъект и объект, в то же время включая в себя и дуальность, или двойственность! Это добавляет сюда новый уровень восприятия, интегрирующий предыдущие перцептивные3 процессы в непротиворечивое аперцептивное целое. В этом сценарии ничто не утрачивается; всё продолжает существовать (и не существовать) в непреходящей и полностью прозрачной солидарности.
При помощи данной методологии давайте рассмотрим выделенные Гебсером культурные мировоззрения, создающие особые онтогенетические (индивидуальные) и филогенетические (коллективные) структуры, которые насыщают людей базовым чувством самости, ценностными системами и идеологиями. Также мы обратим внимание на то, как выглядят эти структуры, когда они трансцендируются (и включаются) в зрелом интегральном сознании.
Структуры сознания
Архаическую структуру, в отношении которой имеется очень мало психологических данных, можно считать совершенно недифференцированным, ноль-мерным состоянием, в котором человек и природа находятся в тождественном слиянии. В филогенетическом плане Гебсер связывает данную структуру с ранними гоминидами, а в онтогенетическом — с новорождёнными.
Возникновение магической структуры, прежде всего, является переходом от недифференцированной тождественности к одномерному единству. Такое сознание сфокусировано в одной «точке», которая может взаимообмениваться с другими «точками» или быть частью, которая выдаёт себя за целое. Одноточечная направленность прервала ноль-мерное слияние первобытных людей с природой и заменило его одномерным единством. Эта структура филогенетически связана с поздней палеолитической эпохой — периодом, лучше всего иллюстрируемым австралийскими племенами аборигенов, а онтогенетически — с маленькими детьми в возрасте от одного до двух лет. Обе группы синонимичны с магическим мышлением.
В той же мере, в какой архаическая структура была выражением ноль-мерного тождества и изначальной целостности, а магическая структура — выражением одномерного единства и слияния человека с природой, мифическая структура была выражением двухмерной полярности. Тогда как, согласно Гебсеру, освободительная борьба с природой в магической структуре привела к отвлечению от природы и осознанию внешнего мира, мифическая структура привела к эмерджентному сознаванию внутреннего мира души и несла печать воображения. Филогенетический коррелят этого состояния сознания — рождение религии, созерцательной и не только, ибо оно концентрировалось на таких полярностях, как рай и ад, циклическая реинкарнация и идеи добра и зла. Онтогенетический коррелят можно обнаружить на той стадии развития, где детей нужно учить отличать правильное от неправильного, когда есть только чёрное или белое и никаких промежуточных оттенков. Данная стадия обычно начинается примерно в возрасте между четырьмя и семью годами; обычно на ней родитель (родители) становятся синонимичны Богу; вскоре же за этим — особенно на Западе — обычно их место занимает авторитет церкви.
Вслед за мифической структурой возникла ментально-рациональная структура сознания, которая вошла в стадию полной зрелости немногим меньше пятисот лет назад. Эта структура превзошла мифическую, добавив перпендикулярное измерение, которое породило открытие перспективы в искусстве; оно, в свою очередь, впервые в истории открыло человеку всю пространственную Вселенную для научного изучения и научных открытий. Если мифическая структура представляла реальность в терминах двухмерной полярности, ментально-рациональная структура может быть классифицирована как трёхмерная дуальность. Это отчётливо проявляется в современной культуре, где время пространственно проецируется в прошлое, настоящее и будущее, науки действуют в режиме «или/или» и используется однородная геометрия пространства. Эта структура представляет состояние бодрствования и когнитивного мышления и физиологически напрямую связана с полностью развитым Эго. Филогенетически данная структура связана с древними греками и Ренессансом; онтогенетически же — с подростковым периодом, предшествующим стадии взрослости.
По Гебсеру, когда структура сознания более не подходит для обеспечения выживания, на смену ей придёт новая «мутация», имеющая более высокие сложность и организованность. Гебсер подчёркивает слово «мутация» и предпочитает его «эволюции». В теоретической модели Гебсера сознание — это не только биологический процесс, ограниченный законами естественного отбора и прогресса; это также и духовный феномен, который всегда существует и вечно присутствует в Источнике. Термин «эволюция» здесь не используется, ибо он подразумевает пространственную протяжённость в некое непредвиденное будущее, что представляет собой ключевой признак ментально-рационального мышления. Это очередная из множества словесных ошибок, которые Гебсер пытается избежать, дабы предложить наиболее ясное и прозрачное интегральное понимание, которое только возможно для человечества. Гебсер приводит множество данных в доказательство того, что в настоящий момент ментально-рациональная структура вошла в свою ущербную фазу.
Грядущую структуру Гебсер называет интегральной. Эта новая структура свободна от пространственной протяжённости (она апространственна), свободна от качественных временны́х модальностей (авременна), а также свободна от чисто ментальных концепций нынешнего современного/постсовременного мира (аконцептуальна). Гебсер постулировал, что это интегральное сознание будет развиваться дискретными мутационными скачками. Хотя он не использовал систему порядков, или ярусов (ибо таковые используют пространственное понимание, а посему являются языковым продуктом ущербной ментально-рациональной структуры), он, однако, говорил об алинейности, или экспоненциональном росте интегрального сознания. Этот экспоненциональный рост, как он объяснял, будет создавать для сознания телескопическую траекторию, которая позволит каждому последующему скачку мутировать всё быстрее и быстрее, пока не разовьётся уникальное адуальное сознание, называемое им «Как Таковое» (Itself). «Как Таковое», согласно Гебсеру, будет вначале «трансцендировать и включать» все предыдущие онтогенетические/филогенетические структуры/стадии развития. При дальнейшем своём развёртывании оно послужит освобождению индивидуальной формы от дуалистических понятий, таких как «я» и «другой», позволяя проявиться прозрачности времени и пространства. По достижении полной зрелости, по Гебсеру, оно станет новым проводником, который будет нести в себе и обеспечивать новое оперирование интегральных систатических элементов в мире, давая жизни, как она нам известна, новый метод и форму.
Интегральная методология
Гебсер начал распаковывать свою интегральную модель с обсуждения и объяснения значения латентности и прозрачности. В архаической струкутре всё было латентным потенциалом — всецело и досконально бессознательным. По другую сторону спектра — в интегральной структуре — латентность уступит место полной прозрачности и ясности, когда весь космос раскроeт свои тайны супраментально озарённому сознанию. Согласно Гебсеру, желания и позывы (борьба или бегство) физической основы были единственными аспектами бытия для архаического человека, и там буквально не было никакой внутренней субъективности, о которой можно было бы говорить. В магической структуре символизм и эмоция являлись важными средствами общения, которые открыли внутреннюю субъективность для эмпатии и телепатии. Это дальнейшее развёртывание прозрачности в итоге привело к открытию и распространению языка.
Новообретённая способность к языку породила способность рассказывать космогонические истории об истоке (истоках) человека; эти истории называются мифами. Мифическая структура, с её акцентом на полярности, также вместе с собой повлекла и приход циклического времени в социоисторический контекст. Это уникальное человеческое изобретение открыло возможность создать календарную систему и агрокультуру, что, в конечном счёте, позволило зародиться крупномасштабным цивилизациям.
Ментально-рациональная структура заменила циклические полярности рациональными дуальностями, которые захватили циклическую повремённость и заменили её линейными и дуалистическими трёхмерными пространственными и временны́ми моделями, всё ещё существующими сегодня. Эти модели позволили возникнуть научным исследованиям, схемам логического мышления, математике и почти всем удобствам, которыми человек наслаждается в современном мире. Здесь переход от латентности к прозрачности почти завершён.
Как было сказано, все эти филогенетические структуры сопровождались равно бесспорными онтогенетическими стадиями развития: тотальное бессознательное архаической структуры; безэгоическое единство магического сознания; семейное, этноцентрическое, поляристичное «мы» мифического сознания; дуалистическое и эгоцентрическое «я» ментально-рационального сознания.
В зрелой интегральной структуре, когда будут завершён телескопический мутационный скачок (скачки), все феномены будут ухватываться и сознаваться прозрачностью сверхсознательного «Как Такового», осуществляющего всеохватное вериционное видение мира как процесса и Истины. Все субъекты становятся объектами, и, в свою очередь, все объекты сознают себя как нечто всецело прозрачное и воплощённое в сознании. Рассуждения Ауробиндо о «Сверхразуме» лаконично солидарны с замыслом Гебсера:
Сверхразум — это завершённое Сознание Истины, в котором нет места для разделённости и неведения. Его фундаментальная характеристика — знание путём тождественности, в котором познающий един с познаваемым. Оно ведает Я, или Божественную Сатчитананду (Абсолют), и всю истину явленного мира. Сверхразум обладает неотъемлемой силой самоопределения, самореализации, создания в себе и из себя, без внешних объектов, то есть создания чего-то из ничего (самосотворение). В Сверхразуме кончается разделённость, присутствует единая истина, воля и знания слиты воедино (то есть имеется одновременное и знание вещи, и воля воздействовать на неё).
Гебсер описывает ясность, насыщенную зрелым интегральным сознанием, приходящую на место простого бодрствования ментально-рациональной структуры. Вместо количественных пространственных протяжённостей (extensities) он упоминает в этом ключе качественные временны́е натяжённости (intensities). Соответственно, всё Пространство и Время будет переживаться в своих уместных контекстах как качественное явление. Эта интерпретация гласит, что прошлое, настоящее и будущее не только всё ещё продолжают существовать, но ещё и что они существуют одновременно в вечноприсутствующей солидарности с настоящим мгновением, выявляя апространственное, авременно́е и диафаническое сознавание сознания как реальность «Как Таковую». Результат ухватывания Пространства и Времени в их соответствующих формах в итоге приведёт, согласно и Гебсеру, и Ауробиндо, к (р)эволюционному обществу, имеющему доступ ко всему пространству и всему времени посредством функционирования неотъемлемого от них супраментального озарения!
Взаимозависимое возникновение
Источник Гесбера также можно приравнять к другой теории — буддийской концепции взаимозависимого возникновения. Именно здесь введённый Гебсером неологизм «акаузальность» выходит на первый план. Доктрина взаимозависимого возникновения гласит, что не существует первичной причины, на которую в конечном счёте опираются субъективные или объективные феномены. Вместо этого есть интерпретация и скопление всех вещей в основе бытия (Источнике) — или, если обратиться к буддийской терминологии, Пустоте4. Сознавание процесса взаимозависимого возникновения и гебсеровская идея апричинности позволяют воспринимающему превзойти своё концептуальное эго и вместо этого облачиться в аконцептуальный сверхкогнитивный аппарат «Как Такового». Тогда как ранее «я» было внутри, а феномены снаружи, теперь произошёл когнитивный переворот (или переворот в познавании), в котором новое сознание видит всё и вся как взаимосвязанную интегральность (integrum). «Как Таковое», посредством супраментального озарения, превосходит индивидуальное и коллективное, порождая интегрированное целое, или то, что Гебсер называет «Человечеством». Воспринимающий буквально трансформируется в реальность Как Таковую! Сам Будда указал на эту прозревающую остановку в пути, называя себя в третьем лице татхагатагарбхой — природой Будды, или таковостью как таковой. В этом адуалистическом и аперспективном мировоззрении процесс становится самым важным элементом постижения и истоком ясности, мудрости и силы. Синерезис — это метод интегральной аперцепции, постигающий реальность со всех сторон, цельно и интегрально. Систазис — это асистемический модус, порождающий интегральность посредством опрозрачивания процесса и раскрытия этеологических, акатегориальных и авременны́х элементов.
Путём введения систазиса в простую методологию, мы получаем возможность породить новый «метод», более не являющийся трёхмерным. Этот новый метод есть четырёхмерная диафания; в нём то, что только поддаётся постижению и пониманию, становится прозрачным. Диафания базируется на синерезисе, на этеологическом завершении систазиса и системы в интегральном целом, ибо интегральность возможна только там, где «временны́е» элементы и пространственные величины синеретически соединены воедино. Систазис — это понятие, которое делает возможным «постижение», или, если точнее, восприятие «временны́х элементов». Если мы также учтём систатические понятия, то то, что было исключительно методологией систем, интенсифицируется до синеретической идафании; это и должно быть достигнуто, если мы не хотим оставаться в ловушке трёхмерной схемы мышления.
Резюме
Зрелое интегральное сознание, супраментальное озарение, сверхразум, «Как Таковое» — всё это синонимичные условные обозначения, пытающиеся описать ту революционную форму, доступ к которой в настоящее время получает человечество. Последствия достижения её полной зрелости глубоки и временами в большей степени ухватываются научной фантастикой, нежели научными фактами. Однако свидетельств в её пользу множество. Мы можем видеть явные примеры подобного авременно́го сознания в таких фигурах как Будда, Нагарджуна, Лао-цзы, Чжуан-цзы, Жан Гебсер, Шри Ауробиндо, Кен Уилбер и многие другие уникальные индивиды, которые были и являются в достаточной мере удачливыми, чтобы быть благословлёнными этим необычайным революционным даром.
Внутри зрелого интегрального сознания время и пространствo в своём истинном качественном измерении существуют в непреходящем напряжении. Следовательно, супраментальные существа, обладающие и обладаемые таковым, являются подлинными хозяевами вселенной. Наша судьба — облачиться в эти одеяния. Наша миссия — стремиться к этим существам, становиться этими существами и затем выстраивать сообщество, которое создаст рай на Земле и исполнит предназначение Космоса.
Именно это мы и должны сделать для Вселенной!
- В терминологии самого Уилбера третий порядок является не интегральным, а сверхинтегральным, или трансперсональным, «ярусом» сознания. Однако автор прав, что, по сути, целостное, или интегральное, сознание для Уилбера — это именно трансперсональное третьепорядковое сознание, просто дифференциация между интегральным и сверхинтегральным введена для того, чтобы отдать должное крайне важным холистическим и интегрирующим уровням второго порядка. — Прим. пер. ↩
- Поскольку статья была написана на английском языке, то в скобках приведены англ. варианты терминов, а не немецкие, но следует помнить, что сам Гебсер писал на немецком, так что в подобном двойном переводе что-то может утратиться. — Прим. пер. ↩
- Перцепция (англ. perception) — то же, что и восприятие. Перцептивный — имеющий отношение к восприятию. — Прим. пер. ↩
- Санскр. термин шуньята в отечественной буддийской литературе также переводят как «пустотность», чтобы избежать бытовых коннотаций, связанных со словом «пустота». — Прим. пер. ↩