Интервью с директором Научно-образовательного центра психолого-педагогических технологий Института компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ, к.т.н., д.п.н., профессором, альпинистом, отважным исследователем жизни, активно применяющим методологию интегрального видения, руководителем проекта создания в пригороде Таганрога инновационного образовательного кластера — Научно-образовательной некоммерческой организации «Южно-Российский интегральный институт» с учреждениями дошкольного, школьного, высшего и послевузовского образования в его составе — Анатолием Владимировичем Непомнящим. Провела интервью Елена Свиридова.
— Начнем с терминологического аппарата. Под интегральностью разные люди понимают совсем разные вещи. Что вы вкладываете в это понятие?
— Обратимся к истокам слова. Что такое интеграл? В переводе на русский — это сумма. В интегральном образовании мы будем стремиться просуммировать то, что есть в объективно-нормативном и субъективно-творческом аспектах, или системах, образования. Есть модели образовательных учреждений в нашей стране и за рубежом, где люди развиваются комплексно, интегрально и получают образование, которое соответствует нормативам Министерства образования науки РФ. Это один аспект того, что мы хотим сделать. Мы попробуем просуммировать все достижения существующих образовательных систем и построить на основе их синтеза опытный образец, в котором проявился бы синергетический эффект возникновения нового качества, не присущего составляющим элементам. Это то, что касается интеграции как суммирования.
Но интеграция не подразумевает суммирования в виде арифметического складывания отдельно существующих элементов в одну «кучку». Всегда существует та или иная методология объединения отдельных элементов в единую систему. Мы будем использовать методологию интегрального видения, разработанную Кеном Уилбером. Мы хотим, чтобы люди приняли ряд идей интегрального видения и, в первую очередь, то, что существует вне зависимости от нашего мировоззрения как данность, например неизбежное пребывание любой цельности (и человека в том числе) в четырех пространствах бытия: индивидуальном, коллективном, объективном и субъективном. Осознаем мы это или нет, мы всегда — в «субъективном Я», «объективном Я», «субъективном Мы» и «объективном Мы». Это данность, которую необходимо принять, иначе личность не может быть уверена в своей безопасности, отрицая существование части себя.
Осознаем мы это или нет, мы всегда — в «субъективном Я», «объективном Я», «субъективном Мы» и «объективном Мы»
«Я являюсь нитью в беспредельной ткани мироздания», — говорят об этом мировые религии. Это нужно подавать в интегральных системах образования тонко и плавно, некоторым лейтмотивом по всей пьесе, чтобы народ смог принять это без страха. Допустим, почему каждый человек на Земле не проживает самадхи — ощущение единства с сущим? Потому что личность боится. Боится потерять основу: как это — единство? Я что, необособленная? Личность нужно успокоить: ты — отдельное, ты есть некоторая цельность, объективно вычленяемая из других цельностей, но ты являешься и частью целого. Как, например, электромагнитное поле телефона: оно включает в себя сигналы всех телефонов, телестанций, в нем есть каждый уникальный сигнал, который, в то же время, нельзя «достать» из этого поля и сделать отдельным от поля сетей мобильной связи.
Это положение четырехсекторной модели является фундаментальным, оно должно войти в основу всего. Как только личность это примет, мы сможем идти дальше: говорить о том, что мы разные, что есть типы людей. Типология личностей широко разработана, можно использовать любую и смотреть, как оно сочетается и резонирует с вашим мировоззрением. Очень важно, мы должны это понимать, что у нас есть одна главная цель пребывания здесь — развитие, приобретение нового опыта. И уже именно исходя из этой цели, ставить себе жизненные ориентиры и цензы. Именно эта цель должна стать и маяком, и критерием оценки нашей жизнедеятельности.
Второй очень важный момент, который вытекает из принятия того факта, что мы разные, — существование уровней развития, линий и состояний. Здесь мы можем нарисовать свой портрет в виде графика, попробовать узнать себя лучше, глубже. В центре — «Я», линии образуют лучи из центра — получается «солнышко». Мы можем посмотреть, какие стадии (уровни) развития мы освоили на том или ином направлении нашего развития. А что же такое состояние? Некоторый сигнальный маяк: я сам себе даю понять, что мне есть куда стремиться, куда развиваться, куда идти. Допустим, сновидения. Есть осознаваемые, а есть неосознаваемые. Однажды осознав себя во сне и запомнив этот опыт, человек начинает понимать: высветилась новая стадия на линии его деятельности в сновидческом мире, теперь он будет знать — туда можно прийти. Состояния изменчивы. Я, находясь устойчиво на какой-то стадии, могу поменять свое состояние, перейти на другую стадию и доработать что-то, если что-то не было доработано, или заглянуть на более высокую ступень, чтобы понимать свои потенциальные возможности.
Мы хотим создать такие условия, чтобы дети, которые захотят проживать жизнь осознанно, быть включенными в процесс осознания себя, получили такую возможность
Все эти процессы существуют в жизни каждого человека постоянно, но не всегда осознаются. Наша задача — сделать, чтобы все это стало осознаваемой действительностью каждого дня. Мы хотим создать такие условия, чтобы дети, которые захотят проживать жизнь осознанно, быть включенными в процесс осознания себя, получили такую возможность. В подобное заведение не должны «загонять» всех, как при советской власти загоняли всех под ружьем в колхозы. Потому что мы все разные. Кто-то готов к постижению опыта осознанного интегрального развития, а кто-то и нет. И ничего в этом страшного и ужасного нет. В иерархии разума есть все уровни развития. Заставлять никого нельзя. Бог дал человеку свободу воли и другому человеку отнимать её нельзя. Мало того, в человеке ничего нельзя «сформировать» (придать форму) ни компетенций, ни компетентности, ни интеллекта, ни чувственности…, поскольку все эти качества взращиваются самим субъектом жизненного пути и находятся не в мире форм, а в пространстве субъективного. Их нельзя привнести извне. Можно только создать условия для ускорения их обретения самой личностью. Каждому — свое образование. Но тем, кто готов получить интегральное образование, надо его непременно дать. Тогда всё общество будет гармонично развиваться — каждый на своём пути.
— Когда вы говорите «образование», вы имеете в виду конкретную инициативу, начинание или весь непрерывный процесс развития человека на протяжении жизни? Если мы говорим о конкретной инициативе, то как вы пришли к проекту? Расскажите немного о себе и своем пути в педагогике.
— Это и инициатива, и действительность, из которой невозможно выйти. Хотим мы этого или нет, но мы все время осуществляем практику интегральной жизни. Но как мы её осуществляем? Её можно осуществлять осознанно и неосознанно. Задача наша в том, чтобы осознанность, которая является непременным условием ускорения развития, всегда присутствовала.
Хотим мы этого или нет, но мы все время осуществляем практику интегральной жизни
Как я к этому пришел? Это уже было во мне, в моём предшествующем опыте. В этой жизни оно проявилось в увлечённости разным и в стремлении его, это разное, соединить в единое. Я окончил Таганрогский радиотехнический институт, получил специальность «Конструирование и производство радиоаппаратуры». Затем защитил кандидатскую диссертацию по радиотехнике. Следующий мой документ — профессор по кафедре Инженерной психологии и охраны труда, затем — доктор педагогики. Параллельно я занимался несколькими видами спорта: спортивной гимнастикой, регби, подводным плаванием, альпинизмом, причем последним на достаточно высоком уровне: стал мастером спорта международного класса, двукратным чемпионом СССР. Это тоже интегральность. С одной стороны, развитие ума, разума, интеллекта, с другой — развитие тела, души и духа. Альпинизм — многогранная деятельность: очень опасно не чувствовать природу, а это способствует развитию души; невозможно не развивать силу духа, без которой в чемпионатах СССР по альпинизму выжить проблематично. Альпинизм — очень интересный спорт! Занимаясь альпинизмом, важно чувствовать себя частью целого: не отрицать религиозности, входить в религию региона, договариваться с духом горы, как об этом пишет Райнхольд Меснер, ни в коем случае не становиться в позицию нарцисса, считающего, что он «покоряет» гору.
— Не ставить себя над чем-то, а включать?
— Именно! Это и есть практика интегральной жизни: когда ты не выключаешь себя из этого мира, а чувствуешь себя единым с этим миром.
— Чувствуешь себя в системе?
— Чувствуешь цельность. Системы живут только в пространстве «объективного Мы», цельность — более объемлющее понятие. Когда мы говорим о мироздании, мы входим во все четыре сектора. Да, мы видим гору, которая на объективном плане представляет собой некоторую оригинальную обособленность, имеет свою сложность рельефа, а в субъективном мы видим дух горы, слитый с духом территории, и, если он не дает разрешения на прикосновение к горе, надо уходить. Только поэтому Рейнхольд Меснер, который взошел в одиночку на все восьмитысячники мира, остался жив. Он никогда не шёл против горы. Если она на просьбу разрешить взойти отвечала отказом, он уходил, не смотря на потраченную сотню тысяч долларов на организацию экспедиции.
Очень важно, вступая в среду, почувствовать её. Уилбер говорит: нужно, чтобы было открыто око тела — сенсорные системы, око ума — владение понятийным аппаратом, око души — чувства (не путать с ощущениями) и око духа — видение ситуации. Тогда у нас все получается, мы в практике интегральной жизни. Но мы не получаем обратную связь, если око души, око духа закрыты, или тень ставит фильтр восприятия. Тогда мы не можем сказать, что мы практикуем интегральную жизнь осознанно. Вот с этим со всем и надо работать.
— Для каждого ли человека такая работа? Всем ли доступна практика интегральной жизни, видение целостной картины? Каждый ли ребенок может прийти в интегральную школу, в школу с применением интегрального видения и обучаться там? Или это подходит только для определенных детей? Например, сейчас часто говорят, что нынешние дети другие, не такие, как дети, которые были раньше, и полностью проанализировать и увидеть картину развития современного ребенка невозможно, применяя работы Льва Семеновича Выготского или Жана Пиаже, и нужен новый подход. Может ли стать этим подходом интегральный? И, если да, может ли в него вписаться любой ребенок, который сейчас получает образование?
— Альтернативы пока нет. Интегральный подход единственный, который позволяет выйти из этой ситуации наличия «новых» детей. Предположим, мы подумали, что мы все одинаковые, и всем нужно интегральное образование. Нет, ни в коем случае. Потому что есть стадии развития. Есть линии развития. Допустим, ребенок пришел сюда, чтобы почувствовать, что такое болезнь, ему нужно именно этим заниматься: болеть и понимать, как оттуда выходить. А мы ему: «Давай ум развивать!» Он: «Не надо, я пришел обретать другой опыт». Так что такое образование нельзя навязывать.
Другое дело — интегральное видение. Его можно и нужно применять в массовом образовании. Почему? Во-первых, на основе аксиоматики интегрального видения можно выстроить трансдисциплинарный подход к освоению учебных дисциплин, при котором все дисциплины выстраиваются по принципу иерархии и общая для них аксиоматика транслируется с иерархически высшей дисциплины, например из «Интегральной антропологии».
Во-вторых, сейчас есть в классах два типа сущностей. Одни — эволюционирующие, которые на земле давно и растут здесь, как в детском садике. А вторые — те, которые пришли к нам из высших мерностей, и пришли помогать. И когда эти дети сидят в классе, сразу видно, что они уже в интегральном видении. А учитель этого не знает и говорит: «Не надо размышлять, только повтори то, что я сказала». Вот этого мы должны избежать. Нужен интегральный преподаватель.
— А как этого достигнуть?
— Постепенно. Мы открываем Интегральный институт со всеми уровнями образования, там будут расти и интегральные преподаватели. Просто так с неба они не свалятся. Надо работать, чтобы они появились. Это процесс медленный. Но и мы же не быстро растем. Мы уже не один миллиард лет на Земле. Нужно с этим смириться и понять, что развитие — процесс длительный и идёт через преодоление препятствий, которыми мы растём. Кен Уилбер занимается продвижением интегрального подхода, и он далеко не всегда понимаем, но практически всегда атакуем оппонентами.
Медленно. Потому что мировоззрение — это то, что меняется небыстро. Существует страх. Он останавливает людей, когда они видят новые возможности. Страх говорит: «Не надо, тебе же и сейчас неплохо, оставайся здесь».
Это процесс ненасильственный и постепенный, нельзя загонять всех в одно «прокрустово ложе», каким бы привлекательным оно ни было.
— Вы говорите о страхах. О страхах людей, о страхах общества, которое боится перейти на новый уровень. Как преодолеть эти страхи?
— Надо понять природу этого страха. С одной стороны, страх — это то, что учит нас аккуратно обращаться с незнакомым, помогает безопасно понять, что перед нами. Страх — элемент сознания, который заботится о нашей безопасности. Как боль (божественная любовь) — защитный механизм, показывающий уязвимое место. Люди, которые не чувствуют боли, постоянно что-то ломают. Они не видят ограничений, не могут почувствовать, когда дальше не надо. Это положительная функция страха. Но, когда человек попадает в его власть (как и во власть любого другого своего инструмента), он останавливается в своем развитии, ибо отдает управление в руки инструмента. Этот инструмент сознания, как и любой другой, несет плюсы, но можно взять и минусы. Это нас, опять-таки, приводит к интегральному видению: да, есть механизмы, и путем осознания нужно научиться ими управлять. Осознанность позволяет взять страх под контроль. «Ну вот, исчезла дрожь в руках, теперь наверх», — эти строки Высоцкого мне очень хорошо знакомы на практике.
Страх — это сигнал опасности: «Будь более внимательным». Когда мы — технари — создали почти 30 лет назад кафедру психологии в техническом вузе для целей психологического обеспечения подготовки инженерных кадров, интеграции технических и гуманитарных знаний, мне часто снились кошмарные сны: выхожу к аудитории и не знаю, что говорить. Это было во время начала преподавания нами психологических дисциплин, и страх предупреждал: «Ты еще не готов». Я много работал с материалом и, наконец, почувствовал в себе уверенность. Страх подтвердил: «Всё, теперь выходи на аудиторию».
— Страх — это еще и дополнительный ресурс, в котором можно найти силы, если сотрудничать, договариваться с ним.
— Конечно! Я бы сказал, новые возможности. Когда мы сотрудничаем с нашими механизмами, мы обнаруживаем новые возможности. И тогда, подойдя к чему-то новому, мы можем у нашего страха спросить… Очень важно, опять же, не разделять себя и страх, а объединять: должна быть интеграция, включение. Страх нельзя вытеснять в тень.
Интегральный преподаватель — это как раз человек способный все время держать этот треугольник «знаю — умею — понимаю»
— Мы говорили об интегральном педагоге. Какими качествами должен обладать этот человек? Необходимы знание прошлого опыта педагогических систем, концепций образования и знание истории создания Вселенной, видение глубоких процессов на тонких уровнях?
— Знания — очень важный момент. Но интегральный преподаватель должен отличаться чем? Есть тринитарная структура «знание — опыт — понимание», и педагог должен сынтегрировать это все в единый треугольник: если я знаю что-то, я должен прожить в опыте, если я прожил, у меня начинает появляться понимание. Невозможно достигнуть понимания, если у меня нет баланса между знанием и бытием.
Интегральный преподаватель — это как раз человек способный все время держать этот треугольник «знаю — умею — понимаю». Только с этим можно преподавать. Если он прочитал книги, но не знает, как применять это знание, и не предпринимает попытки прожить это знание, ему лучше не быть преподавателем. Это опасно. Потому что есть такое понятие как карма — причинно-процессно-следственный закон. И, если кто-то определил себя преподавателем и преподает то, что он сам не прожил и не понял, он может столкнуться с большими неприятностями.
— Профессия преподавателя — очень опасная профессия. Нужно всегда находиться в состоянии полной готовности, присутствовать здесь и сейчас. Может прийти человек, и нужно будет чувствовать свою ответственность перед ним, быть готовым дать ему ответ на возникающий вопрос.
— Да, эта опасность заключается в том, что нельзя браться за дело, которым ты не владеешь в совершенстве. Это касается всего. Если ты куда-то идешь как человек, имеющий опыт, и как человек, умеющий понять, что происходит каждую секунду, — это оно.
Кроме того, интегральный преподаватель должен обладать интегральным видением. Не только сенсорные системы и ум, но еще и чувственное восприятие мира должно быть развито: чувствовать аудиторию необходимо, око души должно работать. Для работы преподавателя важно видеть перспективу, прослеживать, что произойдет в следующий момент, но быть включенным в настоящий. Без осознанно работающего ока духа это невозможно.
Таким образом, мы обозначили главные критерии интегрального преподавателя. Естественно, методология интегрального видения должна быть им освоена. Эти требования достаточно жесткие, потому что в преподаватели люди идут для того, чтобы самим быстрее научиться.
Когда преподаватель приходит в университет, прежде всего, это нужно ему. Иногда преподаватель приходит для социального служения, но это случается не столь часто, как хотелось бы. Если служение ещё недоступно, ему нужно учиться вместе с аудиторией, быть с ней в сотворчестве себя и других.
Тогда происходит процесс образования — трансляции образов знания или образов познания. Интегральное образование — процесс именно сотворчества учителя и ученика.
Интегральный преподаватель обладает интегральным видением: должны быть развиты не только сенсорные системы и ум, но еще и чувственное восприятие мира: око души
— Строительство Интегрального института планируется именно в окрестностях Таганрога. По каким критериям была выбрана эта местность? Почему, к примеру, вы рассматриваете провинцию, а не Подмосковье?
— В первую очередь, это, конечно же, кадры. Мы уже говорили о проблеме интегрального учителя, а в Таганроге нашей кафедрой подготовлено много специалистов разного уровня: это и аспиранты, и кандидаты, и доктора наук.
Конечно же, имеет большое значение атмосфера города. Вы знаете, что Таганрог — город трёх императоров. С ним связано много знаменитых личностей: А. П. Чехов, П. И. Чайковский, Ф. Раневская… Именно об этом городе написано «Лукоморье» Пушкина. Здесь оно — луковое море, море цвета кожуры лука, и без ученых котов тоже не обходится.
Пригожие земли у лукоморья есть. Например, участок бывшего детского оздоровительного лагеря в окрестностях города. Хотелось бы дать этому месту, когда-то полному смеха и радости детей, новую жизнь. Возрождать какие-то уже почти забытые места — достойная отдельного внимания задача и радость.
— Как будет выглядеть учебный процесс в Интегральном институте? Что ждет детей помимо классических уроков? Возможно, основы медитации, психотерапия?
— Безусловно, уроки будут отличаться от того, что мы привыкли видеть в общеобразовательных школах. Есть хороший пример лицея-интерната М. П. Щетинина, где на занятиях набираются разновозрастные группы, преподают часто сами ученики, наиболее глубоко овладевшие предметом, а рамки учебного пространства и предмета размыты в творческом потоке.
Как мы уже неоднократно говорили, необходим интегральный подход и прибывающий в творчестве ум. Мы должны быть свободны от клише, открыты новому и приходящему прямо сейчас из метапространства. Мы должны быть готовы транслировать замысел Создателя. Только так у нас получится образовательная система, а не пустая форма, наполняемая лишь бумаготворчеством.
— Уверена, этот проект вызовет большой резонанс среди людей, которым интересно развитие, интеграция сфер жизни и повышение уровня осознанности. Каким образом можно посодействовать проекту и принять в нем участие?
— Сейчас мы находимся на очень интересном этапе развития нашего проекта. Понимаете, в мире действует единство трех сил: силы созидания, силы сохранения созданного и силы разрушения созданного. Когда начинаешь затевать большое дело, обязательно будет большое противостояние, которое тестирует твою крепость, уверенность, устремлённость и другие возможности сделать то, что затеяно.
Мы уже во многом продвинулись: у нас есть научно-образовательный благотворительный фонд «Инновационное интегральное образование» и его сайт; написана концепция проекта, и выпущено несколько информационных брошюр; написана и издана монография «Интегральное образование»; написаны и изданы три части концептуального труда «Введение в интегральную антропологию», своего рода основание интегрального образования; проведены встречи с возможными учредителями Института, родителями и детьми, с предпринимателями. Мы ждем одобрения нашего проекта руководством Ростовской области. Есть также поставленная перед нами задача собрать тысячу подписей в поддержку проекта. Подпись — это пожертвование любого размера от 1000 рублей. Любой человек, желающий поддержать проект, может получить исчерпывающую информацию об этом на нашем сайте integraledu.ru, где есть все банковские реквизиты фонда и алгоритмы перечисления благотворительного взноса.
У нас нет сомнений в успешности проекта, поскольку интегральное образование — веление времени, без которого невозможно удержать суверенность государства. Любой независимой стране, но в особенности России, нужны не только «грамотные пользователи» готового, но и творцы её прекрасного будущего.