Терапия полярностей

Журнал «Эрос и Космос» с радостью делится с читателями отрывком из вышедшей в начале 2023 года на русском языке книги Кена Уилбера «Религия будущего: Всеобъемлющий потенциал великих традиций духовной мудрости» (пер. с англ.: Евгений Пустошкин; ред. Александр Нариньяни). Этот масштабный труд можно приобрести в интернет-магазине издательства «Манн, Иванов и Фербер».

***

Первоначальная форма терапии полярностей была предложена полвека назад в США доктором Рандольфом Стоуном. На ее формирование серьезно повлияли различные восточные целительские традиции, такие как аюрведа (древняя индуистская медицинская система) и школы тонких энергий. Терапия полярностей утверждает, что человеческий организм имеет фундаментальную тонкоэнергетическую систему, которая через действие различных своих фаз — привлечения, отвращения или нейтрального состояния — отвечает (посредством инволюционной «нисходящей причинности») за все формы физических заболеваний. Исправив дисбалансы в этом энергетическом поле, можно на фундаментальном уровне облегчить течение болезни и даже вылечить ее.

Из этой отправной точки терапия полярностей недавно разрослась в широкий спектр «терапевтических» подходов, которые, по сути, взаимодействуют с базовой склонностью человека видеть мир сквозь призму противоположностей, дуальностей или полярностей (что отражает некоторые из базовых дуализмов явленного, конечного, относительного мира) и его стремлением цепляться за одну половину и отвергать, отрицать или иначе приуменьшать значение второй. Терапия полярностей практикуется обычно так: полярности не включают в себя пары явных оппозиций, таких как «сильный/слабый», «здоровый/больной», «уверенный/неуверенный», «добрый/злобный», «жизнь/смерть» и т. д. Они изначально понимаются как нечто по сути разделенное и неинтегрируемое. Скорее терапия направлена на работу с полярностями и дуальностями по сути положительных, но противопоставленных друг другу качеств, таких как «порядок/гибкость», «рефлексия/действие», «стабильность/изменение», «знающий/учащийся», «отстаивание взглядов/исследование», «последовательность/адаптивность», «размышления/действие», «самостоятельность/сотрудничество», «открытие нового/защита безопасности» и т. д. Основная мысль в том, что оба аспекта таких полярностей имеют положительные и полезные качества, и вместо того чтобы фиксироваться на одной половине и отрицать вторую, лучше принимать обе и выполнять упражнения, подходящие для балансировки этих полярностей. Это может привести к существенному улучшению общих способностей, навыков, осознанности и инклюзивности.

Более комплексные варианты терапии указывают на то, что каждый из основных уровней сознания и развития, как правило, имеет набор полярностей, которые особенно часто встречаются на данной стадии. Так, красный уровень открыт для полярностей «делание/размышления», «действие/планирование», «корысть/забота», причем предпочтение обычно отдается именно первой половине пар. Янтарный часто связан с противостоянием «мы/они», «подчинение/самоутверждение», «приспособление/самовыражение», «стабильность/изменения», и, опять же, предпочитает первую половину. Оранжевый открыт для полярностей «запланированный/спонтанный», «линейный/хаотичный», «объективный/субъективный», «превосходный/обычный», «достижение/право»; он также предпочитает первую половину. На зеленом наблюдается тенденция к поляризации «горизонтальное/вертикальное», «контекстуальность/стандартизация», «плюрализм/универсальность», «интерпретация/данность», причем зеленый делает упор на первой половине. На уровнях второго порядка распространены следующие полярности: «целое/часть», «система/компонент», «комплексный/простой», «всеобъемлющий/конкретизированный».

Общая идея терапии полярностей состоит в том, чтобы вы тщательно исследовали нераспознанные ограничения, или слабые стороны, вашего излюбленного полюса в той или иной полярности, как и нераспознанные преимущества, или сильные стороны, отвергаемого полюса (вы можете выполнять такие упражнения письменно, используя личный дневник). Вместо того чтобы опираться на список взаимодополняющих противоположностей, предложенный экспертами со стороны, уделите время составлению собственного перечня. Когда вы рассматриваете свой способ восприятия мира, что вы считаете своими сильными сторонами, положительными гранями, важными ценностями, глубочайшим предназначением? Запишите. Далее поразмыслите о том, какими могут быть их противоположные — и тоже ценные — полюса. Их тоже запишите. Далее практикуйтесь в отработке каждого из полюсов: применяйте и воплощайте обе стороны полярности. Если вы не хотите выражать это в конкретной деятельности, то можете мысленно представить, как вы это делаете (по-настоящему интегрируя обе половины — оба полюса). Поупражняйтесь в том, чтобы найти точку равновесия, или баланса, между ними. Как вы можете включать обе половины полярности в своем осознавании и поведении? Работайте над смягчением своей привязанности к излюбленному полюсу, а также повышением осознания ценности противоположного, который вы обычно не цените. Если выполнять эту практику правильно, появляется чувство освобождения или высвобождения сознавания из того, что ранее налагало на него ограничения. Заметно появление нового чувства открытости и расширения. Вы обнаруживаете более широкое, глубокое и открытое пространство, во многом расширяющее доступные вам навыки и показывающее ваше собственное большее «я».

Это освобождение или высвобождение усиливается при работе со следующим типом терапии полярностей. Если первую ее разновидность, которая к тому же является и почти единственно используемой формой данного вида терапии, можно обозначить как «неглубинную версию» (и здесь нет никакого пренебрежения — она и вправду очень полезна! — отнеситесь к словам «неглубинная версия» скорее как к технически точному описательному термину), то второй вариант уместно назвать глубинной терапией полярностей. Неглубинный вариант затрагивает полярности, связанные с относительным конечным миром и относительной истиной, а глубинная терапия полярностей работает с предельными реалиями и предельной истиной. На самом деле этот подход взаимодействует со всеми видами оппозиций, включая те, до которых не добирается поверхностная версия. Сюда как раз входят те, казалось бы, непримиримые противоположности, которые мы упоминали: «жизнь/смерть», «удовольствие/боль», «трансцендентный/имманентный», «бесконечный/конечный», «вечный/временно́й» (темпоральный), «истинный/ложный», «реальность/видимое проявление», «одно/многое», «добро/зло», «неявленное/явленное».

В неглубинном варианте точкой балансировки становится некая конечная активность или конечное качество, объединяющие и синтезирующие два относительных полюса, с которыми ведется работа: например, «размышления» и «делание» — «типы активности»; «стабильность» и «изменения» — «подходы к вариативности»; «горизонтальное» и «вертикальное» оказываются соединены в категории «общих направлений»; «знающий» и «учащийся» — «подходы к имеющимся данным»; «последовательный» и «адаптирующийся» — «способы отклика на имеющиеся вызовы» и т. д. Явное или неявное объединение относительных полюсов открывает более высокий, обширный класс феноменов. Это приводит к расширению относительного сознавания и увеличению относительного охвата (не говоря о расширении набора доступных навыков).

Точка балансировки глубинного подхода к полярностям — Большой ум. Это либо чистое свидетельствование общей картины всего сущего, либо еще более глубинное «безголовое» состояние единства с ней. В обоих вариантах присутствует свобода от любых (или, если говорить конкретно о Свидетеле, почти от любых) возможных дуальностей и полярностей. Как только вы начинаете осознавать существование определенного положительного полюса и то, что вы держитесь за него (например, «жизнь», «истина», «добро»), то сразу добавляете в осознавание и его противоположность, сознавая теперь и ее (например, «смерть», «ложь», «зло»). Далее вы удерживаете в сознавании оба эти полюса — позитивный и негативный — рядом и воспринимаете их как равные и важные аспекты общей картины миропроявления. Эти противоположности — свет и тень, без которых саму картину нельзя было бы увидеть (феномен жизни не имел бы смысла, если бы не было и того, что зовется смертью; истина не имела бы смысла, если бы не существовала и ложь; феномен здоровья не имел бы смысла, если бы не было болезни). Те части дуальностей, которые кажутся «плохими» (смерть, боль, болезнь, ложь, плохое), на самом деле создают нечто вроде тени, без которой Картины Жизни — со всеми ее хорошими «светлыми» областями — не могло бы быть. Картина, состоящая только из всего позитивного — добрая, светлая, сплошное удовольствие, удовлетворение, всё приятное, — не была бы Картиной. Это было бы нечто вроде северного полюса посреди кромешного снегопада: белый фоновый шум, размытый и простирающийся без различимых качеств во всех направлениях. Явленная же вселенная — средоточие противоположностей, дуальностей, полярностей. Мы не можем отделить и изолировать их так же, как не можем собрать в одном месте только верх без низа, внутреннее без внешнего, левое без правого. Нам нужно отбросить не только отрицательный полюс, желая при этом положительного, а оба одновременно. Это открывает нас чистому зеркальному уму всецелой равностности и всевключающему, всепронизывающему, всеобъемлющему недвойственному сознанию единства с общей картиной всего сущего, возникающей в поле нашего Сознавания сейчас. Иными словами, единства со всем.

Кен Уилбер

Суть самосжатия, чувства обособленного «я» состоит в сжимании сознавания и тонком отведении его от какого-то содержания, пусть и незначимого, под воздействием изначального избегания: это отворачивание, отведение взора, поэтому и отодвигание от Всеединства всего, что есть, от общей картины всего сущего, происходящего прямо сейчас… Мы закрываем глаза на то, что возникает, некое чувство, которое не кажется нам правильным, мысль, которую не воспринимаем как хорошую, желание, которое нам кажется неприемлемым, склонность, кажущуюся опасной, ощущение, которое для нас дискомфортно. И в одном этом первичном и простом напряжении и кроется причина всех страданий рода человеческого.

При активизации этого самосжатия, или самонапряжения, мы думаем, что решение наших жизненных проблем заключается в подборе всех положительных элементов, углублении и почитании их и в отрицании, отвержении и принижении роли всех отрицательных аспектов. Для мира относительной истины это отчасти и верно, но сейчас мы обсуждаем истину предельную, и здесь, как напоминают нам Упанишады, цель состоит в «свободе от пар» — оппозиций, всех полярностей, позитивных и негативных. Если мы разделяем их, как-то отмечая одну из них, и искренне верим в это — следуя завету популярной песни: «А-ак-цеент-ир-уйся на позитивном, у-у-би-и-рай негативное»1, — мы получаем только половину реальности, общей картины всего миропроявления. Это разрывает саму суть явленного мира. Проблема подобного «половинчатого подхода» в следующем: нам кажется, будто он даст нам радикальную, предельную, абсолютную истину, однако на самом деле мы получаем только расколотую, раздробленную, разоренную относительную реальность, относительный мир. Как будто мы разворачиваем подарочную упаковку и достаем оттуда игрушку миропроявления, а она уже сломана. «Радикальную, предельную, абсолютную истину» мы можем обрести, обнаружив то, что лежит в основе всех противоположностей, и не путем исключительного хватания всего позитивного и выбрасывания негативного, а отпуская оба и благодаря этому обретая тотальную Цельность, которая невыразимо запредельна всему, что может дать вам любая половина дуальности.

И эта Цельность, единство с общей картиной всего сущего, со всей явленной вселенной начинается тогда, когда мы отпускаем любые дуалистические концептуализации Реальности, опирающиеся на пары оппозиций — любых — и раскрепощаем свое внимание, открываясь радикальному единству со всеми возникающими из мига в миг явлениями — абсолютно со всеми, — не отворачиваясь, не отводя взора, не отодвигаясь. Мы позволяем всему без исключения — каждой вещи и каждому событию — в нашем Сознавании всецело, и полно, и спонтанно являться нам так, как есть: внутреннему и внешнему; приятному и неприятному; тому, что ваше, и тому, что не ваше; нам и им; мне и тебе; хорошему и плохому; симпатичному и мерзкому; напряженному и свободно текущему — всему, что есть, так, как оно есть. Позволяйте всему разворачиваться в настоящем, не отводя взора, не отворачиваясь, не пытаясь отодвинуться.

Это происходит только тогда, когда вы распознаёте — и это простое, но глубинное узнавание, — что это уже́ происходит. Созерцайте свой ум прямо сейчас и попытайтесь распознать в нём то сознавание, которое уже сознаёт всё возникающее по мере того, как оно проявляется. В вас уже есть уровень Сознавания, который спонтанно и безусильно сознаёт всё, что происходит сейчас. Замечайте, что уже есть безусильно присутствующее фоновое сознавание объектов, проявляющихся в мире вокруг вас (это и есть настоящее, разве нет?). Вы уже отмечаете чувства в собственном теле.

Когда вы начинаете осознавать свои чувства, вы на самом деле осознаёте само сознавание своих чувств; иными словами, когда вы замечаете чувство, на которое до этого не обращали внимания, распознайте, что еще до того, как вы его заметили, уже было непрерывное сознавание этого чувства, вы просто не уделяли ему внимания2.

Вы уже сознаёте мысли в своем уме. Отметьте, что вы уже замечаете мысли, даже когда рассеянны. Когда приходит период рассеянности, в нём, конечно, отсутствует самоосознанное осознавание, но мысли самосознаются в процессе своего возникновения. Мысли всегда знают, что они есть, когда они есть, и вы это тоже узнаёте, когда вам удается опомниться и вы выходите из этого рассеянного состояния, причем всё еще можете вспомнить какие-то аспекты того, о чём размышляли в состоянии рассеянности, «отключенности». Как бы это могло происходить, если всё это время не присутствовало хотя бы какое-то сознавание? Если бы его не было, вы бы были в полной отключке. Однако это не так, поскольку «нерефлексивное сознавание» мыслей продолжается всё время. Именно поэтому вы и имеете возможность вспомнить эти мысли3. Итак, по мере того как вы сейчас созерцаете свой внутренний мир в интроспекции, мягко замечайте, что в вашем текущем сознавании уже возникают и проявляются объекты мира — спонтанно и безусильно. Уже возникают чувства в вашем теле — спонтанно и безусильно. Уже возникают мысли в вашем уме — спонтанно и безусильно.

Иными словами, есть присутствующее в настоящем, непрерывное и спонтанное Сознавание, которое объемлет всё вокруг себя, и внимание, которое фокусирует и сжимает сознавание до конкретных объектов и событий. Мы склонны следить за вниманием, но забываем фоновое непреходящее Сознавание. Однако оно и есть чистый Свидетель в каждом из нас — истинный Зрящий, реальное «Я», — присутствующий каждый миг. Его объектом оказывается не какой-то отдельный предмет, событие или феномен, а общая картина всего, что есть. Именно ее и сознаёт Сознавание! Так что мы можем практиковать «единство с общей Картиной Жизни», замечая, что фоновое свидетельствующее сознавание уже равномерно сознаёт все элементы этой Картины. Если вы хотите сделать шаг вперед, нужно позволить уже присутствующему Видящему раствориться во всём, что он видит, так чтобы Субъект и все объекты, Сознавание и все феномены, Сознание и все явления, «вы по эту сторону» и «всё по ту сторону» исчезли во всегда присутствующей «безголовой» Цельности, которая есть их Основа и Таковость (так что общая Картина превращается в пресловутый огромный синий блин и падает в пространство вашего состояния единства «без головы»).

«Обыденный, повседневный ум — и есть Дао», — утверждает дзэн. Причем буквально. Ваш всегда присутствующий, функционирующий, спонтанный ум и есть просветленный ум на все сто процентов — уже сейчас! Не на 95 %, а именно на 100 %.

Практикуйте «повседневную недвойственность» — фоновое всеобъемлющее Сознавание, какой бы конкретный объект или феномен ни возникал в нём. Выберите любое сильное желание или устремление, которое у вас есть — например, желание любить своего партнера, получить повышение, достичь чего-то великого, быть очень богатым, необычайно знаменитым, необыкновенно почитаемым, — и удерживайте его вместе с его негативной и разрушающей противоположностью. Вместе с любовью к партнеру дайте место и такой же сильной ненависти к нему. Сначала в воображении представьте любовь, а затем такую же сильную ненависть, и сохраняйте это чувство. Далее начните удерживать оба чувства вместе. Вы обнаружите: чтобы это сделать, нужно выйти в Сознавание, отпустить отождествление с обоими чувствами и свидетельствовать их как равнозначные объекты. Вы можете либо позволять им возникать и разворачиваться в чистом свидетельствовании, или зеркальном уме, или равностности — одинаково свидетельствуя их, созерцая их посредством абсолютной субъективности, или реального Видящего, или истинного Свидетеля, — либо удерживать и давать место в вашем «безголовом» поле всепространственного Единства, где они будут возникать как узор на ткани, чувства вашего Бытия/Сознавания. В любом случае здесь вы не отождествляетесь ни с одним из них (либо в равной степени разотождествились с ними благодаря свидетельствующему состоянию, либо одинаково отождествились и с тем, и с другим, как и со всей общей Картиной, пребывая в состоянии единства «без головы»). Для данного упражнения подходят оба варианта. Практикуйте тот, который вам сейчас легче дается.

Выберите другой важный аспект вашей жизни. Например, ваше желание преуспевать на работе, получить повышение, обрести признание и успех. Теперь вообразите, что вас не волнует работа, ваши успехи — вообразите полное безразличие к ней, в крайней форме превращающееся в отвращение. Почувствуйте один полюс, затем другой, а далее удерживайте оба в своем Сознавании (либо в качестве Свидетеля, либо в качестве «безголового» единого Поля). Проделайте это по меньшей мере с полудюжиной основных и важных сфер, ценностей, целей и желаний в вашей жизни (если ведете дневник, то запишите их там). Всегда пребывайте в возникающей в результате этой практики равностности, свойственной открытости, или просвету, «свободному от пар противоположностей», и чувствуйте, как недвойственный Дух наполняет ваше бытие. Я ЕСТЬ-ность и есть neti, neti — ни та, ни другая противоположность, а непреходящее и вездесущее, всепронизывающее, всеобъемлющее и всеохватное Присутствие. В нем нет ни отведения взора, ни отворачивания, ни отодвигания. Это глубоко расслабленное, равностно парящее Сознавание, которое позволяет объектам и событиям возникать и проявляться именно так, как они есть.

Замечайте близость полюсов оппозиций, полярностей и дуальностей: они определяют друг друга, возникают совместно, взаимозависимы. Противоположности опираются друг на друга. Вся тайна явленного мира сансары — иллюзии, страдания, греха, отделенности — лежит в этом скрытом соотношении всех оппозиций: когда они воспринимаются как нечто отдельное и обособляемое, где к одной половине нужно стремиться, а второй избегать, явленный мир воспринимается не как Единый и Цельный, а как Половинчатый и Частичный. Можно выразиться иначе: явленный мир не воспринимается как общая картина явления Духа, где каждый феномен представляет собой мазок кисточки, завиток Духа, проявляясь точно так, как есть. Миропроявление воспринимается как нечто существующее обособленно и самостоятельно, без какой-либо Основы, Источника, Цели и Таковости. Сансара, воспринимаемая обособленно от Духа (нирваны), вырождается в сансару как иллюзию, страдание, отделенность. И та же сансара, но воспринимаемая как неотделимая от Духа (и нирваны) — как Форма, неотделимая от Пустоты, — есть светозарное и величественное проявление Пустоты, выражение творческого изобилия и трепетного избытка.

Это непреходящее, всегда сознающее, идеальное свидетельствующее (или даже «безголово» недвойственное) Сознавание и есть точка разрешения глубинных полярностей. Это чистый, бесконечный, предельный Дух, творческая матрица (creatrix) всей Реальности, смотрящая вашими глазами, и слышащая вашими ушами, и касающаяся всего вашими руками, всецело и полностью присутствуя сейчас и свидетельствуя посредством собственного зеркального ума всю картину явленного мира, которую сам Дух — ваша наиглубочайшая Суть — и сотворил. Сотворил всё это. Позволяя «Всему Этому» находиться в вашем Сознавании, вы сонастраиваете собственное бытие с Бытием Космоса, простирающегося во все направления и охватывающего все времена: нерожденным и неумирающим, несотворенным и нерукотворным, всецело свободным и полным вашим Изначальным лицом, «свободным от пар противоположностей», поскольку оно объемлет их все.

  1. Речь о хите 1944 г. «Ac-Cent-Tchu-Ate the Positive» (текст: Джонни Мерсер; композитор: Гарольд Арлен). В 1945 г. была номинирована на премию «Оскар» как лучшая песня к фильму («Сюда набегают волны»). Прим. перев.
  2. На этом примере видна прагматическая польза от введения в русский перевод различия (каким бы условным оно ни было) между терминами сознавание, осознавание и внимание. На английском языке первые два термина обозначаются одним словом awareness (причем оно зачастую ошибочно переводится в нашей психологической литературе как «осведомленность» или «осознание», что верно лишь в отдельных контекстах, а часто указывает на общую сознательную восприимчивость, способность сознавать или осознавать, причем не только на уровне разума/мыслей, но и на уровне чувствования/чувств). Третий термин — слово attention. В данном примере: я обращаю (более грубое) фокусное внимание на некое чувство, оно входит в мое (более тонкое) осознавание (более континуальное по сравнению с вниманием сознательное восприятие) как более четко выделенный объект, однако это осуществляется на фоне непреходящего и всегда присутствующего (тончайшего, чистого и фундаментального) сознавания. Прежде чем мы осознаем какой-либо объект («внутренний» или «внешний»), выделим его вниманием, всё, что нам «дано», является нам в сознавании, включая смутные оттиски еще полностью не проявленного объекта, а также общее чувство бытия. Не случайно Уилбер интерпретирует декартовское cogito ergo sum не как «мыслю — следовательно существую», но как «сознаю — следовательно существую» или «сознавание — следовательно, я есмь», называя Декарта «величайшим модерновым ведантистом Запада» (the West’s greatest Modern Vedantist). Прим. перев.
  3. Те, кто применяет какую-либо из классических форм медитации и практик осознанности, вероятно, знакомы с состоянием рассеянного блуждания мыслей, которое противоположно, скажем, целевому состоянию ясного однонаправленного сосредоточения — пребывания с избранным объектом. Однако состояние «отсутствия», когда вы отключаетесь от происходящего и уноситесь в мысли-грезы, знакомо, наверное, каждому. Прим. перев.

Автор: Уилбер Кен

Философ, основатель интегрального подхода AQAL, автор множества книг (и ряда курсов) по психологии, психотерапии, духовности и интегральной теории и практике. Один из лидеров трансперсонального направления мысли. Сооснователь таких проектов, как Интегральный институт и «Integral Life».