Заметка переведена с разрешения автора; оригинал текста был опубликован на сайте Адизеса 30 января 2015 года.
Моя бывшая жена обвиняла меня в нарциссизме, эгоцентризме и много чём ещё. К ней недавно присоединилась и моя нынешняя супруга.
Раньше я очень расстраивался, когда слышал такие обвинения в свой адрес: «Что ты от меня хочешь?! Что же я такое делаю, что вынуждает тебя так меня обзывать?!», — обычно кричал я в ответ. И никогда не получал удовлетворившего бы меня ответа. Недавно же, участвуя в программе Энтони Роббинса «Свидание с судьбой» (Date with Destiny), в мгновение ока я вдруг всё чётко осознал.
В программе был момент, когда Энтони Роббинс приглушил свет и провёл нас через хорошо известное упражнение, посредством которого вы пытаетесь вспомнить своё самое раннее воспоминание. Больше года назад я совершил невероятный прорыв, когда впервые попробовал выполнить данное упражнение. Я отчётливо понял, где лежат истоки моей томительной жажды любви. И я осознал, каким образом они управляли моим поведением в течение всей жизни.
Что именно произошло?
Выполняя упражнение, я успешно вспомнил ранний опыт из детства, когда мы находились в болгарском концлагере в Македонии. Мне было пять лет.
Вернувшись в тот момент времени, я увидел, как моих бабушку и дедушку забирают в смертную камеру. Я, будучи пятилетним ребёнком, смотрел на то, как их сгоняют в вагон для перевозки скота и захлопывают за ними двери. И с предельной ясностью я осознал в этот момент припоминания, что именно тогда моё сердце закрылось. Я более не мог рисковать тем, чтобы кого-либо любить в своей жизни из-за страха, что это приведёт к одной лишь их утрате. Этот страх грузом отпечатался на всей моей жизни.
В прошедшем декабре Энтони подтолкнул меня к тому, чтобы я вернулся даже к ещё более раннему периоду своей жизни. И его подталкивание сработало. Я наконец-то понял своих жён.
Я вспомнил себя недавно родившимся и кричащим ребенком. Я хотел материнского молока, но мать мне его не давала. Я чувствовал себя отвергнутым. Я вспомнил то, как я в действительности кричал. Мне было больно — не только физически, но и эмоционально.
И тогда Энтони сказал: «Посмотри на тех, кто находится в той же комнате. Как они себя ведут?»
Когда я окинул взором комнату своего воспоминания о событии, происходившем более семидесяти пяти лет назад, то осознал, что вижу, как рыдает моя мать. Она дала мне столько молока, сколько могла. У неё попросту больше не осталось. В то время практиковалось естественное кормление, так что она дала мне всё, что могла. И поэтому она плакала, наблюдая, как я мучительно рыдаю, зная, что не может удовлетворить меня.
И неожиданно я понял:
Меня никто не отвергал. Я просто был слишком требовательным.
Я наконец-то понял своих жён и смысл их жалобы. И не только жён, но и своих сотрудников. Я слишком требователен. Неважно, сколько они мне дают, я всё равно хочу ещё.
Что ж, друзья мои, никогда не поздно расти и развиваться. Никогда не поздно учиться. В мире бизнеса распространена присказка: когда вы наконец-то добрались до нефти, то прекращайте копать. Иными словами, нет смысла копать ещё и ещё. Вы уже получили то, что хотели.
В личностном же росте, однако, когда вы добираетесь до нефти, то продолжайте копать ещё немного. И затем ещё немного. Ведь после нефти, возможно, вы раскопаете золото.
Делюсь с вами своими муками и радостями,
Ицхак Кальдерон Адизес