Аннотация
Общая цель данной статьи состоит в исследовании духовного развития с учётом современных теоретических положений нейронауки. Модель развития эго Сюзанны Кук-Гройтер используется в качестве базиса для этого исследования; для каждой из последовательных стадий предлагаются возможные нейрональные корреляты. Теория диалектического межполушарного взаимодействия используется для того, чтобы дать нейрологическое объяснение наблюдению о чередовании между индивидуализмом и коммунализмом, сделанному в модели Кук-Гройтер. Далее уделяется внимание нейрональным процессам, которые активируются в ходе прогрессивного растворения эго и последующего пробуждения к сознанию как локусу опыта. Настоящая работа завершается теоретическими построениями, указывающими на возможность того, что по мере такого пробуждения правополушарные режимы мозга, отвечающие за прямое переживание, становятся более широким контекстом, в рамках которого функционируют левополушарные режимы рационального функционирования.
Введение
Для того чтобы лучше понять, как мозг опосредует (а не создаёт) духовное развитие, в данном сочинении исследуются нейрональные процессы и их отношение к углубляющимся измерениям социальной интеграции и личностного развития. Намерение, положенное в основу настоящей работы, состоит в том, чтобы способствовать возникновению более широкого контекста, в рамках которого личный (переживающийся от первого лица) опыт развития может быть значительно облегчён, что приведёт к проявлению глубинного источника, позволяющего как более глубокое осознание своего предназначения, так и более глубокое переосмысление и интеграцию.
После знакомства с вводным определением духовного развития читатель будет познакомлен с моделью эго-развития Сюзанны Кук-Гройтер, международно признанного эксперта в сфере психологии развития. Данная модель будет использована в качестве средства для изучения нейрональных коррелятов каждой стадии развития. В настоящей работе вводится теоретическое положение о том, что диалектический, или диалогический, процесс между правополушарными и левополушарными режимами восприятия составляет основополагающую часть развития, в значительной степени предопределяя уровень лимбической мотивации на каждой отдельно взятой стадии.
Диалектический процесс между правополушарными и левополушарными режимами восприятия составляет основополагающую часть развития, в значительной степени предопределяя уровень лимбической мотивации на каждой отдельно взятой стадии
Левополушарные режимы восприятия определяются здесь как функциональные режимы, в которых левополушарные процессы имеют тенденцию к доминированию над правополушарными процессами, а правополушарные режимы восприятия, соответственно, определяются как функциональные режимы, в которых процессы правого полушария выходят на передний план.
Также в статье проводится теоретическое обсуждение нейрональных процессов, которые затрудняют развитие и раскрытие трансперсональных измерений; также в обсуждении затрагиваются и те процессы, которые облегчают как постепенные, так и внезапные опыты духовного пробуждения. Наконец, вводится положение о том, что сфокусированные на настоящем мгновении правополушарные режимы восприятия, возможно, на высших стадиях развития превосходят и включают левополушарные режимы дискурсивного мышления.
Определение духовного развития
Духовному развитию можно дать определение, по меньшей мере, четырьмя разными способами, и все они будут сообща подразумеваться при использовании этого термина в настоящем сочинении. В общем, под духовным развитием понимается следующее:
- Более высокие рубежи человеческого развития, на которых лица пробуждаются к неотъемлемо присущим бытию трансперсональным ценностям (Fuller, 2008, p. 127).
- Общая индивидуальная перспектива и переживание Бога или вселенной.
- Степень, в которой человек ощущает эмпатически соединённым со своей же переживаемой самостью, а также с обществом и миром; и, тем самым, степень его способности выражать заботу и сострадание.
- Степень того, насколько человек ограничивается отождествлением с телом, а также дискурсивным и понятийным умом как локусами самости.
Модели развития, используемые в данном исследовании, основываются как на восточных, так и западных источниках и, как правило, пребывают в согласии относительно того, что развитие — в своём полноценном выражении — первоначально возникает как состояние слияния, затем проходит путь к более высоким уровням автономии и индивидуальности, а затем, наконец, и к более высоким и комплексным уровням социальной интеграции.
Социальная интеграция — степень, с какой общие жизненное видение, устремления и самовыражение человека принимают во внимание более широкие системные влияния мира и космоса
Социальная интеграция определяется как степень, с какой общие жизненное видение, устремления и самовыражение человека принимают во внимание более широкие системные влияния мира и космоса с тем, чтобы — настолько, насколько возможно — включить во внимание всю тотальность бытия с точки зрения её соответствия собственным действиям и целям.
Общее направление движения в этих моделях имеет следующий характер: личностное отождествление развивается от грубого к тонкому и ещё дальше — к более тонкому (Wilber, 2000, p. 6). Это направление выражает прогрессивное удаление от фундаментального нарциссизма к обнажённому осознанию опыта сознавания как источника бытия.
Предложенная Сюзанной Кук-Гройтер модель развития является хорошим стартовым базисом для данного исследования, поскольку она пребывает в соответствии с характерной для западного общества акцентированной практикой научной проверки данных с перспективы третьего лица, поскольку она основывается на эмпирической верификации на выборке из приблизительно 5000 испытуемых, представляющих различные культуры (Cook-Greuter, 2006).
Эго
Модель Кук-Гройтер (Cook-Greuter, 2004), экстенсивно основывающаяся на теории развития Джейн Лёвинджер, базируется на положении, что эго человека есть феномен, потенциально обладающий свойством прогрессировать по дуге развития. Дуга развития начинается с преобладания отождествления с телом, переходящего в отождествление с разумом на различных уровнях (например, эмоциональном и концептуальном), а затем и в отождествлённость с чистым сознанием как предельным контекстом, в рамках которого содержимое разума, тела и космоса полностью удерживаются. Её подход к определению и исследованию эго базируется вокруг трёх функций: бытии, мышлении и делании (Cook-Greuter, 2004).
Бытие относится к непосредственному переживанию, уровню сознавания, перцептивной избирательности и эмоционального интеллекта эго (Cook-Greuter, 2004). В настоящем сочинении вводится теоретическое положение, что нейрональные корреляты данного аспекта эго (для правшей) идентичны нейрональным процессам, которые, согласно предшествующим исследованиям, опосредуют аффективную область и сознавание (awareness), а также их оптимальную интеграцию: левая префронтальная доля, средние префронтальные зоны (Siegel, 2007, p. 42), правое полушарие (Pinel, 2003, p. 444), переднепоясничная кора (Newberg, 2009, p. 126) и амигдалы (миндалевидные тела) (Pinel, 2003, p. 443).
Дуга развития начинается с преобладания отождествления с телом, переходящего в отождествление с разумом на различных уровнях, а затем и в отождествлённость с чистым сознанием как предельным контекстом
Мышление включает в себя когнитивные структуры, которые фасилитируют мировоззрение, нарративные интерпретации опыта, логику, понятийное мышление и дискурсивное знание (Cook-Greuter, 2004). Данный аспект эго (у правшей), по всей видимости, коррелирует с нейрональным развитием фронтальных долей, особенно префронтальных долей (Waller, 2007, p. 90) и коры левого большого полушария (Siegel, 2007, p. 45). Как таковое, мышление представляет собой когнитивную систему координат, которая полностью организует процессы интерпретации и смыслосозидания.
Делание — это оперативный аспект эго, ощущение высшего предназначения и потребности, которые информируют мотивацию и действия (Cook-Greuter, 2004). Преобладающие нейрональные корреляты этой эго-функции постулируются в настоящем сочинении в форме лимбической системы (Waller, 2007, p. 48), допамино-поясничной корковой системы обратной связи (Hansen & Mendius, 2009, p. 37—8), а также химической системы, отвечающей за переживание блаженства (bliss chemical system), которая включает эндогенные опиоиды, окситоцин и норадреналин (Hansen & Mendius, 2009, p. 38). И коль скоро эта функция связана с мотивационным блоком, она неявно (имплицитно) включена в иерархию потребностей Маслоу (Fuller, 2008, p. 132).
Эго-развитие, нейрональная интеграция и разрешение противоположностей
Убедительный паттерн предстаёт нашему взору, когда эти три эго-функции соотносятся с предложенными нейрональными коррелятами: бытие/правое полушарие + мышление/левое полушарие = делание/активация лимбико-нейрохимической мотивационной (Л-Н-М) системы (см. рис. 1). Другими словами, сила нейрональной интеграции в рамках новой коры (неокортекса), возникшей, с эволюционной точки зрения, недавно, регулирует и оказывает влияние на эволюционно более примитивную Л-Н-М систему, а следовательно — в той же степени и поведение. Более конкретно можно отметить, что эта нейрональная интеграция соотносится со степенью, в которой правополушарные режимы прямого переживания и левополушарные режимы интерпретирования этих переживаний гармонично консолидируются. Итоговая мотивация отражает уровень глобальной нейрональной интеграции (или отсутствие оной) в мозге. Уровни развития эго — и, соответственно, духовного развития — отражают коррелирующие уровни нейрональной интеграции (Siegel, 2007, p. 40) и, как следствие, степень, в какой индивид находится в гармонических отношениях с самим собой и другими (Siegel, 2007, p. 39).
По сути, согласно теоретическим обоснованиям, предложенным в настоящем сочинении, этот паттерн отражает диалектическое взаимодействие между правым и левым полушариями коры головного мозга и коррелирующими с ними эго-функциями (бытием и мышлением соответственно), так что доминантная мотивация (т. е. эго-функция делания) у каждого уровня эго-развития отражает разрешение противоположностей, которые не были разрешены на предыдущем уровне развития. По мере того, как текущая стадия развития порождает новую ценностную систему, очевидные противоположности новой ценностной системы (возникающие из ранее неосознаваемых, обусловленных убеждений) возникают для того, чтобы быть распознанными, мягко сконфронтированными и осознанно разрешёнными (Hawkins, 2006b, p. 337). По мере того, как противоположности, специфические для того или иного уровня развития эго, оказываются разрешены, отождествление с этим уровнем ослабляется и одновременно с этим усиливается отождествление со следующим, более высоким уровнем, (Hawkins, 2006b, p. 337).
Для каждой ценностной системы необходим собственный порождающий дискомфорт антитезис для того, чтобы выступить в роли толчка для дальнейшего движения к следующему, более комплексному уровню смыслосозидания
В настоящем сочинении также выводится теоретическое положение, что Л-Н-М система, таким образом, отражает разрешение этих предшествующих противоположностей посредством более комплексной мотивационной структуры, внутренне присущей новому уровню развития. На этой новой стадии возникает новая ценностная система и её более тонкий набор противоположностей, причём каждая последующая стадия прогрессирующе демонстрирует всё более глубокие и неуловимые наборы противоположностей, пока наконец все противоположности не окажутся превзойдены и растворены.
Каждый уровень развития представляет собой отдельную и в каком-то смысле стабильную ценностную систему, каждая из которых выступает в роли тонкой упорядочивающей структуры, способствующей осуществлению нейронального функционирования (Schwartz& Allen, 2007). Ввиду этого Макинтош (McIntosh, 2007) теоретически полагает, что для каждой ценностной системы необходим собственный порождающий дискомфорт антитезис для того, чтобы выступить в роли толчка для дальнейшего движения к следующему, более комплексному уровню смыслосозидания (p. 35). В действительности, базовое положение философии Георга Гегеля (Hegel, 1979) состояло в том, что напряжение, которое возникает из такого конфликта, потенциально порождает всё более высокие выражения жизни (p. 231—2).
Более высокие — более гармоничные — стадии развития аналогичным образом выступают в качестве аттракторов, в направлении которых эволюционируют турбулентные выражения сознания
Данные из области нелинейной термодинамики показывают, что далёкие от равновесия состояния составляют важную часть контекста, из которого могут возникать более гетерогенные формы жизни (Prigogine, 1984, p. 140). Также известны теории, в которых утверждается, что подобно тому, как более высокие равновесные состояния выполняют роль аттракторов формирования порядка из хаоса (Prigogine, 1984, p. 121—2), более высокие — более гармоничные — стадии развития аналогичным образом выступают в качестве аттракторов, в направлении которых эволюционируют турбулентные выражения сознания (Howard, 2005, p. 448). Таким образом, каждая более высокая стадия развития служит аттрактором, который вызывает или развивает разрешение субъективного и нейрологического конфликта. Само сознание (consciousness) может быть рассмотрено в качестве предельного аттрактора, с которым постепенно согласуется разум (mind) (Combs, 2002, p. 8), причём каждая стадия согласования отражает позиции на эволюционной кривой научения (Hawkins, 2001, p. 307—17).
Итоговый синтез каждой стадии разрешения может подразумевать возрастание влияния правополушарных режимов восприятия (у правшей), поскольку правополушарный режим восприятия, как считается, преобладает в процессе фокусирования внимания (Nataraja, 2008, p. 96). Фокусированное внимание необходимо, чтобы обратиться к любому конфликту — без интерферирующих влияний левополушарного анализа — и, в конечном счёте, растворить его посредством невербального, целостного сознавания и распознавания большего контекста, в котором возникает кажущийся конфликт (Nataraja, 2008, p. 96). Реконтекстуализация является основным маршрутом, посредством которого возникает такое разрешение (Hawkins, 2006-a, p. 207), очевидно опосредуемое межмодальными связями правого полушария, в других отношениях недоступного левому полушарию (Siegel, 2007, p. 45).
Возрастание правополушарной доминантности также связывается с возникновением духовных устремлений (Hawkins, 2005, p. 62—3), религиозного опыта (Mathew, 2002, p. 11), интуиции, сознавания настоящего мгновения и оптимизма (Taylor, 2006, p. 18, 146), — все из которых включают различные степени осознанности. Внимательное осознавание, таким образом, может быть рассмотрено в качестве выхода из эгоцентрического водоворота прочно укоренившейся левополушарной интерпретации и портала в правополушарное, целостное сознавание настоящего мгновения (Nataraja, 2008, p. 96).
Возрастание правополушарной доминантности также связывается с возникновением духовных устремлений, религиозного опыта, интуиции, сознавания настоящего мгновения и оптимизма, — все из которых включают различные степени осознанности
Различные теоретики утверждают, что от 66 % (Fehmi, 2007, p. 131) до 92 % (Taylor, 2006, p. 28) человечества оперируют главным образом левополушарными режимами самовыражения. По оценкам Кук-Гройтер, 85 процентов населения мира обитает на конвенциональных уровнях развития (Cook-Greuter, 2004), что, будучи объединённым с остальными данными, по-видимому, говорит в пользу доминирования левополушарных режимов смыслосозидания на этих уровнях. Последующие разделы данного сочинения предложат вашему вниманию более сжатую картину того, как чередование полушарных доминант соотносится с духовным развитием; но сейчас достаточно теоретически вывести, что нейрональная интеграция между левым и правым полушариями коры головного мозга, на самом деле, есть воплощение диалектического процесса, составляющего духовное развитие.
Межполушарная диалектика и стадии развития
Отражая ранее теоретически предложенный лево-правый, чередующийся и диалектический нейрологический процесс, стадии последовательного развития Кук-Гройтер прогрессируют по дуге, в которой наблюдается чередование между индивидуализмом и интеграцией (Cook-Greuter, 2004). С нейрологической точки зрения, этот цикл чередования коррелирует, соответственно, с левополушарными и правополушарными режимами самовыражения. Помимо этого, данное чередование отражает непрерывное циклическое чередование между даосскими принципами ян (маскулинный, или мужественный, индивидуализм) и инь (фемининная, или женственная, ориентация на со-общность).
Дуга в рамках рассматриваемой модели развития — в макромасштабе — выглядит следующим образом: первая половина дуги представляет собой главным образом ориентированный на знание, лингвистически сконструированный базис для смыслосозидания, а вторая половина дуги отражает постепенное возрастание интуитивных, невербальных, ориентированных на мудрость выражений жизни (Cook-Greuter, 2004). Правополушарные режимы оперирования также ассоциируются со способностью к нелинейным, недвойственным формам знания (Hawkins, 2008, p. 79).
Как теоретически выводится в данном сочинении, режимы смыслов в рамках первой половины дуги служат примером усиливающихся левополушарных модусов интерпретации, тогда как режимы смыслов во второй половине отражают режимы бытия и непосредственного опыта (см. рис. 2). Первая половина дуги переживает жизнь двойственным (дуалистическим) способом, тогда как вторая половина дуги резюмирует прогрессию более восприимчивых, недвойственных (недуалистических) способов познания и бытия.
Если быть более точным, то в первые два или три года жизни преобладают правополушарные процессы (Geschwind& Galaburda, 1987; Godwin, 2004, p. 112). Соответственно, в настоящем сочинении утверждается, что дуга развития начинается с правополушарного доминирования, которое сменяется возрастанием левополушарного доминирования вплоть до вершины дуги, а затем возвращается к правополушарному режиму интеграции ближе к концу дуги, так что левополушарные режимы рациональной мысли оказываются в более широком контексте правополушарных режимов сверхрационального бытия (см. рис. 3).
Как показывает эта схема, как начало, так и конец дуги, по-видимому, имеют сходство, поскольку и те, и другие уровни развития включают доминантность правополушарной активности. Однако для обеспечения согласованности с концепцией Уилбера о до/над заблуждении (Wilber, 2000, p. 245), в данном сочинении утверждается, что начальный этап правополушарного режима является скорее слиянием, а не целостной (холистической) интеграцией. Как продемонстрировал Годвин (Godwin, 2004, p. 112), невербальное функционирование правого полушария на этой стадии не обладает средствами обозначения и различения между различными объектами, состояниями и переживаниями, тем самым не обладая средствами для распознавания новизны и уникальности. В результате весь опыт слит воедино в качестве нагромождения, а не интегрированного целого (Wilber, 2000, p. 280).
На итоговых стадиях левополушарные режимы дифференциации, пребывая в более широком контексте правополушарного восприятия, позволяют одновременно признать как уникальность всех существ, так и лежащее в основе единство, из которого они возникают
Далее, в настоящем сочинении утверждается, что по мере того, как левополушарные режимы становятся всё более доступными, они, в конечном счете, начинают доминировать над восприятием, что выражается в усиливающемся опыте дифференциации и отделённости. Затем при дальнейшем развитии наблюдается восстановление правополушарных режимов опыта, которые пробуждают человека к прямому переживанию соединённости, единства и свободы. Феноменологическое различие между так называемыми итоговыми и начальными стадиями состоит в том, что на итоговых стадиях левополушарные режимы дифференциации, пребывая в более широком контексте правополушарного восприятия, позволяют одновременно признать как уникальность всех существ, так и лежащее в основе единство, из которого они возникают, причём признание последнего приводит к тому, что человек открывает в себе глубочайшее чувство единения с реальностью.
Примечателен тот факт, что модель Сюзанны Кук-Гройтер прекрасно соотносится с ведической психологией трёх гун — трёх качеств природы: тамас, раджас и саттва. Если применить гуны к модели Кук-Гройтер, то дуга явным образом начинается с тамаса — рабочего принципа невежества и инерции (Ghose, 2001, p. 417) — и достигает верхней точки в раджасе — энергетического принципа желания и действия (Ghose, 2001, p. 414), причём все стадии, попадающие в промежуток между этими двумя качествами представляют собой различные комбинации влияний этих двух компонентов. Ближе к концу дуги располагается саттва — принцип гармонии и равновесия (Ghose, 2001, p. 415). Последовательность стадий, возникающих между раджасом и саттвой представляет собой возрастание уровней мира и счастья. И, разумеется, за пределами трёх гун находится мокша — совершенное освобождение от преимущественной отождествлённости с разумом и телом в качестве локусов самости (см. рис. 4).
ДОКОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЕ СТАДИИ
Начальные досоциально-симбиотические стадии
Как следует из названия, мировосприятие этих начальных стадий подразумевает, что все индивидуумы единообразно вплетены в мир, в который они приходят, не будучи дифференцированными от окружающей среды (Cook-Greuter, 2004). Базовые потребности выживания являются важнейшим приоритетом на этих стадиях, а следовательно, коррелируют главным образом с физиологическим уровнем иерархии потребностей Маслоу (Ewen, 2003, p. 220).
Поскольку пластичность мозга — и его способность формироваться под влиянием опыта — весьма динамична на этой стадии, развитие в этот период оказывает долгоиграющее влияние на весь жизненный путь человека.
Стадия 1: Импульсивная
На данной стадии ощущение самости имеет рудиментарный характер, а другие воспринимаются главным образом в качестве средств для удовлетворения своих потребностей. По существу, другие рассматриваются как хорошие или плохие на основании того, удовлетворяют они или нет эти элементарные, импульсивные потребности. На этой стадии наблюдается преимущественное отождествление с телом, а преимущественная мотивация состоит в поиске наслаждений и избегании боли (Cook-Greuter, 2004). Преобладающие мозговые структуры, задействованные в данном случае, включают правое полушарие (Siegel, 2007, p. 45) и лимбическую систему (Joseph, 1982; Waller, 2007, p. 35), между которыми в это время уже образовались обширные нейрональные констелляции (Tucker, 1981, 1992).
В дополнение к этому из-за того, что поиск наслаждений и избегание боли являются сильными мотивационными движителями на данной стадии, есть основания утверждать, что нейромодуляторы и нейропептиды, связываемые с поиском наслаждений и избеганием боли, также делают свой вклад. Сюда входят допамин, эндогенные опиоиды, окситоцин, норадреналин и кортизол (Hansen& Mendius, 2009, p. 36-7).
Из всех этих структур амигдалы, расположенные по обеим сторонам лимбической системы глубоко внутри мозга, являются наиболее активными. И, коль скоро они связаны кратчайшим путём с таламусом (Goleman, 1995, p. 18), они опосредуют восприятие негативной информации в мозге значительно быстрее, нежели чем позитивной (Jiang& He, 2006; Vaish, Grossmann, & Woodward, 2008; Yang, Zald, & Blake, 2007). Основываясь на дополнительных данных о превалирующем лимбическом влиянии на личность (Baumeister, et al, 2001; Peeters & Czapinski, 1990), Уоллер в своей теории утверждает, что предрасположенность к негативизму (negativity bias) генерирует негативные эмоциональные переживания в ответ на неудовлетворённые эмоциональные потребности, которые затем оставляют свой неизгладимый отпечаток на лимбической системе (Waller, 2007, p.80).
Известна теория, что эти отпечатки играют роль аттракторов (термин, используемый в динамике нелинейных систем для обозначения паттернов, в направлении которых физические системы имеют тенденцию развиваться), вокруг которых формируется хаотическая энергия лимбической системы, тем самым глубоко впечатывая эти негативные переживания в нейрональные констелляции Л-Н-М системы (Godwin, 2004, p. 112; Schore, 2003, p. 4).
Уоллер (Waller, 2007, p. 35) далее аргументирует, что, поскольку лимбическая система практически полностью формируется к пяти годам, за годы до того, как к системе подключаются когнитивные процессы высшего порядка в рамках фронтальной и префронтальной долей, и поскольку было доказано, что лимбически сгенерированные эмоции участвуют во всём интенциональном (намеренном) поведении (Freeman, 2000), эти отпечатки (импринты) играют большую роль в мотивационном блоке в течение всей жизни (Waller, 2007, p. 50), хотя возникновение большей осознанности в более позднем развитии — осуществляемое благодаря возросшему влиянию фронтальных долей — может облегчить высвобождение этих ограничений, расчищая путь для более глубоких и аутентичных уровней мотивации.
На данной стадии и то, насколько основной опекун резонансно настроен на внутреннее состояние ребёнка, и то, насколько ребёнок ощущает себя эмпатически прочувствованным опекуном, образует основание (или отсутствие такового) для того типа нейрональной интеграции, который может фасилитировать здоровое развитие (Siegel, 2007, p. 39). На ряду с непосредственностью следования импульсам для этой стадии характерны более возвышенные потребности эстетики и духовного осмысления ещё пребывает вне сферы внимания (Ewen, 2003, p. 220).
Стадия 2: Оппортунист (самозащищающаяся)
Стержневая характеристика данной самозащищающейся стадии развития состоит в том, что эго всё ещё преимущественно неопытно в отношении глубокой рефлексии своих подлинных мотиваций (Cook-Greuter, 2004). Исходя из этой перспективы эго переживает большинство межличностных встреч как потенциальные ситуации с дилеммой «победа либо проигрыш» (win-lose situations, или «игра с нулевой суммой»), в которых только одна сторона может выйти из встречи полностью удовлетворённой. Как следствие этого, основанного на страхе, дуалистического воззрения, эго рассматривает большинство ситуаций с точки зрения своих собственных желаний и потребностей, и здесь возможно лишь очень незначительное осознание другого (Cook-Greuter, 2004).
Поскольку социально ориентированная префронтальная активность ещё не является превалирующей на этой стадии, Л-Н-М и эндокринная системы управляют поведением (Waller, 2007, p. 35), что означает, что своекорыстный оппортунизм, подкреплённый раджасической энергией, предопределяет всю деятельность. В то время, как эта стадия открывает новую осведомлённость относительно других как субъектов, имеющих свои желания, она служит началом ещё и видению человеком мира как чего-то от него отделённого. В месте этого соединения теменные доли, которые совместно опосредуют опыт границы «я»—«другой», отделённой пространством (Nataraja, 2008, p. 85), опосредуют также и первые эмерджентно возникающие признаки социального сознавания.
КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЕ СТАДИИ
По оценкам Кук-Гройтер, 80 % взрослого населения мира попадает в диапазон конвенциональных стадий развития, и большинство из него, как правило, находится на переходе от стадии эксперта к добросовестной стадии (Cook-Greuter, 2004). В этот период на поверхность выходят следующие три уровня иерархии потребностей Маслоу: потребности в безопасности, принадлежности и уважении (Ewen, 2003, p. 220—2).
Стадия 3 Дипломат (конформист)
Потребность в социальном признании и принятии становится очевидной на этой стадии, равно как и тенденция человека к тому, чтобы избегать любого, кто не принадлежит к его семье, социальной группе или нации. Коррелятивно соответствуя как потребностям в безопасности, так и потребностям в принадлежности в иерархии Маслоу, дипломат интроецирует (впитывает) культурные ожидания и подстраивается под них для того, чтобы оптимизировать безопасность и принадлежность в ущерб аутентичной автономии и самовыражению (Cook-Greuter, 2004).
Способность смотреть на себя со стороны и способность выбирать общественно желательное поведение подразумевает возникновение активности как в префронтальных долях, опосредующих интроспекцию (Goldberg, et al, 2006), так и в переднепоясной коре (ППК), участвующей в социальном поведении (Pujol, et al, 2002), хотя эта активность всё ещё в стадии зарождения.
Стадия 4: Эксперт (самосознающая)
Интроспекция приобретает всё больший акцент на этой стадии, пусть всё ещё на элементарном уровне. Левое полушарие начинает опосредовать более высокие уровни рациональности и индивидуальности, принося с собой потребность в отграничении себя от членов семьи. Начинают возникать абстрактные понятия вместе с суждениями о том, соответствуют ли другие или нет личным стандартам. Потребности в уваженииМаслоу начинают здесь играть свою роль, коль скоро эго теперь может начать заявлять о ранее вытеснявшихся потребностях (Cook-Greuter, 2004).
Стадия 5: Рационалист/достигатель (добросовестная)
Будучи полноценным эго-эквивалентом мотивационных уровней потребностей в уважении Маслоу, стадия рационалиста/достигателя (Achiever stage) устанавливает цели, составляет планы, ожидает результаты и предпочитает дружить с теми, кто разделяет сходные ценности. Рациональность — несомненно, опосредуемая усиленным префронтальным и левополушарным режимами функционирования — считается здесь наивысшей формой выражения, а большая часть реальности рассматривается в терминах линейной причинности, в которой «вот это» является причиной «вот того». Имея сильную веру в научную объективность, стадия рационалиста рассматривает эмпирическую науку как предельный путь к постижению истины (Cook-Greuter, 2004).
ПОСТКОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЕ СТАДИИ
С возникновением постконвенциональных стадий эго становится всё более способным интегрировать множество перспектив в системную референтную систему, в которой самость переживается как часть большего целого (Cook-Greuter, 2004). Таким образом, эти стадии олицетворяют спектр развития в диапазоне от самого начала стадиисамоактуализации Маслоу до позднее им постулированной стадиисамотрансценденции, опосредуемой в значительной степени усиливающейся интеграцией правополушарных режимов целостного (холистического) и непосредственного переживания.
Стадия 6: Индивидуалист (плюралист)
Осознавая действительность релятивизма, данная стадия, квинтэссенцией которой является постмодернизм, может подчас излишне широко раздвигать границы релятивизма (или относительности), заявляя, что вся истина, в общем, относительна, не понимая самой противоречивой природы данного заявления. Если вся истина действительно относительна, тогда даже это самое утверждение должно быть относительным, тем самым эффективно отменяя самое себя. Сознавание взаимозависимости начинает возникать на данной стадии, расчищая путь для зачаточного понимания систем. На этой стадии наблюдаются спорадические попытки самоактуализации, а пиковые переживания — всё ещё довольно редкие — также появляются более часто по сравнению с предшествующими стадиями (Cook-Greuter, 2004).
Стадия 7: Стратег (автономная)
На этой стадии на передний план в большей степени выдвигается интегративное системное мышление, сопровождающееся способностью распознавать долгосрочные системные паттерны. Поскольку правополушарные режимы целостного (холистического) сознавания становятся контекстом, в рамках которого размещаются левополушарные режимы рационального теоретизирования, начинают эмерджентно возникать бытийные потребности мотивационной стадии самоактуализации Маслоу (Fuller, 2008, p. 140). В дополнение ко всему данная стадия обладает способностью конфронтировать и принимать множество отдельных аспектов самости, включая и тень (Cook-Greuter, 2004).
Стадия 8: Маг (конструкт-сознающая)
На этой стадии становится очевидным и то, что язык является человеческой конструкцией, и то, что конструкцией является и разделение «я»—«другой». Сознание способно с лёгкостью удерживать во внимании парадоксы, и возникает усиливающаяся способность безмолвно свидетельствовать свои мысли, чувства и ментальные феномены. По существу, привычные суждения теперь попадают в сферу осознанного наблюдения, равно как и принятие того, что они преимущественно являются результатами попыток избежать растворения крепкого ощущения самости, воспринимаемой в качестве локуса идентичности (Cook-Greuter, 2004). На сцену поднимается бытие-познание Маслоу (Fuller, 2008, p. 138-40), что приводит к появлению у эго способности к использованию нерациональных — или сверхрациональных — источников знания (Cook-Greuter, 2004).
Стадия 9: Иронист (объединяющая)
Глубочайшее ощущение принадлежности и соединённости становится теперь превалирующим способом бытия. Вне зависимости от своего внешнего состояния и вида человек на этой стадии может принять и отождествиться с другими людьми на глубинном уровне. С готовностью происходит принятие множества перспектив, а бытийные потребности отражают наиболее преобладающий уровень мотивации. Эмпатийная связь и принятие на этой стадии являются обычным опытом (Cook-Greuter, 2004). Пиковые переживания в большинстве своём утихают и заменяются плато-переживаниями, объединяющей формой опыта, в которой вся жизнь — в диапазоне от отчаяния до экстаза — полностью принимается и рассматривается в качестве ценного (Krippner, 1972, p. 113).
Нейрональные субстраты спутанного сознания
С восточной точки зрения, особенно той, которая сформирована под влиянием Вед, личность возникает в результате отождествления как с унаследованными кармическими чертами (имеющими генетическую и психологическую природу), так и с обусловливанием со стороны окружающей среды (Waller, 2007, p. 140), причём оба фактора оказывают значительное влияние на нейрональное развитие (Mundkur, 2005; Sarnot& Menkes, 2000). Согласно данной точке зрения, когда подобное обусловливание становится предметом самоотождествления, оно способствует затвердеванию переживания твердообразной самости и личности.
На ранних стадиях лимбическая система импринтируется переживаниями эмоциональных потребностей, что порождает реактивные мотивы, в результате ошибочно отождествляемые с собой и своей самостью
Как следствие, на ранних стадиях развития ещё неоперившаяся лимбическая система импринтируется переживаниями удовлетворённых и неудовлетворённых эмоциональных потребностей (Waller, 2007, p. 80), что порождает реактивные и направленные на достижение целей мотивы, в конечном счёте ошибочно отождествляемые с собой и своей самостью (Godwin, 2004, p. 122). С точки зрения данной перспективы, они являются не более чем культурно обусловленными нейрологическими реакциями, оживляемыми жизненной силой (Sadleir, 2003, p. 12). Также известная как прана (Krishna, 1997, p. 68), эта жизненная сила является некоторого рода поверхностным аспектом более глубокой творческой энергии, известной в йогических традициях под названием кундалини-шакти (Goswami, 2006, p. 237), которая неосознанно оживляет телесные процессы, порождает ментальное и эмоциональное содержимое феноменального разума (Muktananda, 1978, p. 48), с которым отождествляется аспект основообразующего сознания.
Уоллер (Waller, 2007, p. 65) утверждает, что вышеупомянутое лимбическое обусловливание порождает диалогическую самость, непрекращающуюся и автоматическую беседу с самим собой, активируемую лимбическими привязанностями и антипатиями. Непрестанно вовлекая другие зоны мозга в своё распоряжение, согласно гипотезе Уоллера, эта лимбически генерируемая диалогическая самость постоянно «захватывает» фронтальные доли и, тем самым, значительно искажает восприятие (p. 50). По его мнению, отождествление (идентификация) происходит в процессе ошибочного отождествления префронтальной функции с диалогической самостью как локусом «я», поскольку префронтальные доли полноценно не развиваются в течение ещё долгого времени после того, как становится активным голос диалогической самости (p. 73).
Различные комплексы лимбических аттракторов (каждый из которых имеет коррелятивно соответствующие ему убеждения, предубеждения, привязанности и антипатии) в результате формируют субличности
Далее Уоллер выдвигает гипотезу, что различные комплексы лимбических аттракторов (каждый из которых имеет коррелятивно соответствующие ему убеждения, предубеждения, привязанности и антипатии) в результате формируют субличности (p. 140). Тем самым можно считать, что идентичность Л-Н-М системы человека виртуально обволакивает саму себя вокруг его истинной природы, таким образом запутывая его. И, коль скоро развитийный фундамент для мышления и эмоций закладывается на ранних этапах развития, продолжающееся оживление мыслей и эмоций — сгенерированных посредством неосознанных энергетических процессов в рамках существующих нейрональных сетей — порождает обусловленный разум (conditioned mind) (Sadleir, 2009, March 10).
Нейрологические истоки личного бессознательного
Основываясь на открытиях в психологии привязанностей (Hofer, 1983; Scheflen, 1990) и межличностной нейробиологии (Tomasello, 1993; Trevarthen, 1993), Шор (Schore, 2003, p. 13) постулирует, что в период раннего развития мозг родителя играет роль дополнительного мозга, посредством которого мозг младенца скачивает важные программы выживания. По мере того, как продолжается это скачивание, мозг младенца в резонансном режиме соединяется с мозгом родителя, тем самым приобретая доступную систему нейрональных констелляций, посредством которой он может организоваться в направлении уровней всё возрастающей сложности (p. 41). Формирование личности, таким образом, является продуктом этого межличностного процесса скачивания (downloading’а) (p. 3).
Мозг младенца в резонансном режиме соединяется с мозгом родителя, тем самым приобретая доступную систему нейрональных констелляций, посредством которой он может организоваться в направлении уровней всё возрастающей сложности
Годвин (Godwin, 2004) выдвигает теоретическое положение, что по той причине, что правое полушарие мозга является доминантным во время этого основополагающего процесса, левополушарные режимы оперирования являются недоступными для обозначения неприятных эмоциональных переживаний (p. 122), а посему подобные переживания неосознанно сохраняются в обширной системе нейрональных констелляций, уже развившейся между правым полушарием и лимбической системой, делая эту систему нейрональным коррелятом личного бессознательного (p. 112). Эта теория может объяснить, почему бессознательное в юнгианской психологии столь часто связывается с образностью (или образным воображением — imagery; также ассоциируемой с правополушарным функционированием) и лимбически сгенерированной аффективностью (Miller, 2004, p. 25). Открытие того, что отрицательный аффект наиболее связан с правополушарной активностью (Davidson, 1992), возможно, поддаётся объяснению тем, что он является результатом этого исходящего из правого полушария личного бессознательного.
Таким образом, более высокие стадии развития, в которых личное бессознательное с большей готовностью признаётся и интегрируется, вполне может представлять собой интеграцию правополушарных режимов восприятия. Хотя этот постулированный нейрональный коррелят юнгианского личного бессознательного подвергался критике со стороны других исследователей в виду того факта, что многие бессознательные процессы включают значительно больше, нежели чем правополушарные и лимбические процессы, данная критика оказывается неспособной увидеть, что юнгианское описание личного бессознательного практически исключительно включает процессы, связанные с аффектом и образностью (образным воображением) (Miller, 2004, p. 25), исключая другие бессознательные процессы.
Более высокие стадии развития, в которых личное бессознательное с большей готовностью признаётся и интегрируется, вполне может представлять собой интеграцию правополушарных режимов восприятия
Пути выхода
В то время как целым рядом исследований были получены убедительные эмпирические данные в пользу гипотезы, что созерцательная практика может значительно снизить обусловленные реакции амигдалы и лимбической системы (Creswell, et al, 2007; Greeson, et al, 2001; Jain, et al, 2007; Ramel, et al, 2004), созерцательные традиции в течение многих веков служили лабораториями по разработке таких практик. Одна из этих традиций — мистическое христианство — может многое поведать о том, как обновление разума (К Римлянам 12:2; Romans 12:2, King James Version) может привести к трансформирующему разотождествлению со «старым человеком во плоти» и, следовательно, к «воплощению духа» (К Римлянам 8:1; Romans 8:1, King James Version). «Старый человек», по версии Уоллера (Waller, 2007, p. 83), есть лимбически генерируемая диалогическая самость. Далее он рассматривает более глубокую отождествлённость с осознанным сознаванием как субстратом опыта (который он связывает с усилившейся префронтальной функцией) в качестве средства обновления разума (pp. 90-91).
Тесные врата
Иисус сказал: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (От Матфея 7:13—14, русск. синод. перевод). Также записано, что он утверждал, «…Царствие Божие внутрь вас есть» (От Луки 17:21, русск. синод. перевод; «…Царствие Небесное внутри вас» — «…The kingdom of heaven is within you», Luke 17:21, New International Version). Буддийское учение в рамках традиции мадхьямака сходным образом подчёркивает потенциал просветления (которое можно рассматривать в качестве буддийского эквивалента царствия небесного) как чего-то, что с готовностью доступно (Lama, 1995, p. 29). И всё же обусловленный разум остаётся в неведении относительно освобождающей реальности его непосредственной близости.
Созерцательная практика может значительно снизить обусловленные реакции амигдалы и лимбической системы, и созерцательные традиции в течение многих веков служили лабораториями по разработке таких практик
В данном сочинении утверждается, что «широкие врата», ведущие к уничтожению, суть культурально и нейрологически обусловленный разум, который пребывает в неведении относительно просветлённой природы Будды. Неотъемлемо присущими для данного обусловливания являются нисходящие (top-down) процессы — глобальные нейрональные движения, которые оседают в локальных процессах, связанных с восприятием, и, как следствие, искажают их (Engel, Fries, & Singer, 2001; Haken and Stadler, 1990). Посредством данного нисходящего процесса определённые нейрональные сети созидают убедительные служащие аттракторами паттерны (Hoffman, 1992), некоторые из которых связаны с различными психиатрическими расстройствами (Li & Spiegel, 1992).
Далее здесь утверждается, что тесные врата, ведущие к жизни, есть не что иное как осведомлённое и осознанное сознавание природы Будды — сознания как присутствия — внутри; т. е. метасознавания — осознавания сознавания. Эти врата, таким образом, тесны потому, что они опосредуемы как просветлённым намерением, так и эксклюзивным нейрональным констелляциям, включающим средние префронтальные зоны, которые работают над тем, чтобы предотвратить нисходящие нейрональные процессы, задействуемые в ожиданиях привязанности и антипатии, возникающих из обусловленного разума (Siegel, 2007, p. 82). Иногда описываемые как восходящий процесс (Siegel, 2007, p. 137), эти тесные врата включают сознавание настоящего мгновения, внимательное не только к ментальным и телесным процессам (Kabat-Zinn, 2003, p. 441), но также и к сознательному присутствию (Waller, 2007, p. 30). Закрепление сознавания в настоящем мгновении, по сути, позволяет перевесить обусловленный разум.
Теория, предложенная в настоящем сочинении в отношении тесных врат, соответствует теории «ворот внимания» (attention-gate theory), которая утверждает, что внимание функционирует в качестве ворот, вовлекающих нейрологическую кооперацию, тем самым обеспечивая ментальное влияние на мозг (Davidson & Neville, 2004). Бегли (Begley, 2007) был задокументирован пример этой функции внимания как врат, предложенный учёным Элен Невил (Helen Neville): если индивидуум избирательно читает книгу в то время, когда им пассивно прослушивается музыка, играющая на заднем фоне, зрительные зоны мозга будут активироваться, тогда как зоны, связанные со слухом, не будут. И наоборот, если избирательно слушать музыку, одновременно с этим пассивно взирая на книгу, то будут активированы зоны, связанные со слухом (p. 159).
Внимательное осознавание обладает способностью перехватывать нисходящие процессы обусловленного разума и признавать диалогическую самость за то, чем она на самом деле является, — за фантом, возникающий от нейрологического обусловливания
Посредством этой вратовидной функции внимательное осознавание (mindful awareness) обладает способностью не только перехватывать нисходящие процессы обусловленного разума, но и признавать диалогическую самость за то, чем она на самом деле является, — за фантом, возникающий от нейрологического обусловливания (Waller, 2007, p. 64). Уоллер (Waller, 2007) утверждает, что префронтально опосредуемое свидетельствование голоса диалогической самости, — а не отождествление с ним, — является средством уменьшения привязанности к эго (p. 77). Культивация и укрепление тесных врат, таким образом, снижает влияние амигдал и лимбической системы (Creswell, et al, 2007), так что в результате мозаичный голос Л-Н-М системы утихает до различных степеней, открывая пути для того, чтобы реверберирующие констелляции метасознавания (meta-awareness) опосредовали благодатное исполнение сат-чит-ананды — йогический термин, обозначающий переживание своей истинной природы как бытия-сознания-блаженства (Ghose, 2001, p. 161).
Натараджа (Nataraja, 2008) постулирует, что этот процесс нейрологически опосредован сначала активностью в ассоциативной зоне внимания в рамках префронтальных доль, стабилизация которой приводит к понижению активности правой теменной доли, эффектом чего становится переживание пространственности и целостности (p. 85—87). Это, как считается, вызывает реакцию автономной нервной системы, так что подключается парасимпатическая нервная система и опосредует ощущение мира и блаженства (p. 89).
Когда активность правой теменной доли стабилизируется, эта активность в результате переходит на левую теменную долю, помогая опосредовать растворение границы «я»—«другой» (p. 89). Как только балансировка оказывается осуществлена, наблюдается другая автономная реакция, на сей раз в рамках симпатической нервной системы, которая порождает переживание ясности и инсайта (p. 89). Во время одновременной активации и балансировки инь (парасимпатический компонент) и ян (симпатический компонент) автономной нервной системы в сознательном опыте эмерджентно возникает как пронизывающий инсайт, так и блаженное присутствие (p. 95). Чем больше повторяется этот нейрофеноменологический процесс (предположительно на поздних стадиях развития), тем больше высвобождается отождествлённость с этой стадией развития, пока таковая не исчезает совсем, и тогда начинается отождествление со следующей стадией (Wilber, 2000, p. 197).
Нейронаука целостности
Правополушарные режимы сознавания становятся тем большим духовным контекстом, в рамках которого формируются левополушарные режимы анализа и интерпретации
Как было ранее отмечено, духовное развитие опосредуется в значительной степени прогрессивной интеграцией правополушарных и левополушарных процессов, особенно тогда, когда здоровые правополушарные режимы бытия и сознавания начинают доминировать над левополушарными аналитическими режимами (см. рис. 5). В соответствии с изречением Лао-цзы «знай ян, но придерживайся инь» (Towler & Cleare, 2005, p. 23), эта нейрологическая теория развития утверждает, что равновесие между перцептивными режимами не обязательно означает равное количественное выражение активности каждого режима. С этой точки зрения, скорее, правополушарные режимы бытия становятся всё более доминантными и вместе с этим холистически интегрированными с левополушарными режимами, так что правополушарные режимы сознавания становятся тем большим духовным контекстом, в рамках которого формируются левополушарные режимы анализа и интерпретации (см. рис. 6). При этом, в результате, рациональные режимы мышления превосходятся и включаются сверхрациональными режимами осознанного присутствия.
По сути, направленность этого нейрологического процесса состоит в итоговой трансценденции мозга и обусловленного разума как локусов самости, что происходит одновременно с высвобождающим пониманием того, что человек может не оставаться жертвой собственной нейрофизиологии. В то же самое время, хотя мозг и феноменальный ум оказываются трансцендированы, они также включены в качестве ценных инструментов для соотнесения себя с другими в относительном мире, причём отличие состоит в том, что они теперь осознаются в качестве постоянно изменяющихся феноменов, нежели чем в качестве фундамента бытия. Как следствие, наблюдаются радикальные сдвиги не только в определённых аспектах поведения, но и личностный нарратив человека, если процитировать Пьера Тейяра де Шардена, становится «духовным бытием, обладающим человеческим опытом».
Медитативные аудиопрограммы и биополевые разработки Эрика Томпсона доступны на сайтах «iAwake Technologies» и «Subtle Energy Sciences».
Библиография
Baumeister, R.F., Bratslavsky, E., Finkenauer, C., & Vohs, K.D. (2001). Bad is stronger than good. Review of General Psychology, 5, 323-370.
Combs, A. (2002). The Radiance of Being: Understanding the Grand Integral Vision; Living the Integral Life. St Paul, MN: Paragon House.
Cook-Greuter, S. (2004). 9 levels of increasing embrace. Retrieved from http://www. cook-greuter.com.
Cook-Greuter, S. (2006). 20th Century Background for Integral Psychology. AQAL: Journal of integral theory and practice, 1(2), 144-184.
Creswell, S., B. M. Way, N. I. Eisenberger, & M. D. Liberman. (2007). Neural Correlates of Dispositional Mindfulness during Affect Labeling. Psychosomatic Medicine, 69, 560-565.
Davidson, R., & Neville, H. (2004). Neuroplasticity: The Neuronal Substrates of Learning and Transformation. Mind and Life II. Symposium conducted at the meeting of the The Mind and Life Institute, Dharamsala, India.
Engel, A. K., Fries, P., Singer, W. (2001). Dynamic predictions: Oscillations and synchrony in top-down processing. Nature Neuroscience, 2, 704-716.
Ewen, R. B. (2004). An Introduction to Theories of Personality. Mawah, NJ: Lawrence Erlbaum.
Fehmi, L., & Robbins, J. (2007). The Open-Focus Brain: Harnessing the Power of Attention to Heal Mind and Body. Boston: Trumpeter.
Freeman, W. J. (2000). Emotion is essential to all intentional behaviors. Retrieved from http://sulcus.berkeley.edu/wjf/CE.%20Neurodynamics.and.Emotion.pdf.
Fuller, A. R. (2008). Psychology and Religion: Classical Theorists and Contemporary Developments. Lanham, Maryland: Rowman & Littlefield.
Geschwind, N., & Galaburda, A. M. (1987). Cerebral Lateralization: biological mechanisms, associations and pathology. MIT press: Cambridge, MA
Ghose, A. (2001). A Greater Psychology: An Introduction to Sri Aurobindo’s Thought. New York: Putnam.
Godwin, R. (2004). One Cosmos under God: The Unification of Matter, Life, Mind and Spirit. St. Paul, MN: Paragon House.
Goldberg, I. I., Harel, M., & Malach, R. (2006). When the Brain Loses Its Self: Prefrontal Inactivation during Sensorimotor Processing. Neuron, 50(2), 329-339.
Goleman, D. (1995). Emotional Intelligence: Why it can matter more than IQ. New York: Bantam.
Goswami, A. (2006). The Visionary Window: A Quantum Physicist’s Guide to Enlightenment. Wheaton, IL: Quest Books.
Greeson, J. M., Rosenzweig, S., Vogel, W. H., & Brainerd, G. C. (2001). Mindfulness meditation and stress physiology in students [Abstract]. Psychosomatic Medicine, 63, 158.
Haken, H., Stadler, M. (1990). Synergetics of Recognition. Berlin: Springer.
Hansen, R., & Mendius, R. (2009). The Practical Neuroscience of Buddha’s Brain: Happiness, Love & Wisdom. Oakland, CA: New Harbinger.
Hawkins, D. R. (2006a). Discovery of the Presence of God: Devotional Nonduality. Sedona, AZ: Veritas.
Hawkins, D. R. (2001). The Eye of the I: from Which Nothing is Hidden. Sedona, AZ: Veritas.
Hawkins, D. R. (2008). Reality, Spirituality and Modern Man. Toronto: Axial Publishing.
Hawkins, D. R. (2006b). Transcending the Levels of Consciousness: The Stairway to Enlightenment. Sedona, AZ: Veritas.
Hawkins, D. R. (2005). Truth VS Falsehood: How to Tell the Difference. Toronto: Axial Publishing.
Hegel, G. W. F. (1979). Phenomenology of Spirit (A. V. Miller, Trans.). New York: Oxford University Press.
Hofer, M. A. (1983). On the relationship between attachment and separation processes in infancy. In R. Plutchik and H. Kellerman (Eds), Emotion: Theory, Research and Experience, 2, (pp. 199-219). New York: Academic Press.
Hoffman, R. E. (1992). Attractor Neuro Networks and Psychotic Disorders. Psychiatric Annals, 22(3), 119-124.
Howard, L. (2005). Introducing Ken Wilber: Concepts for an Evolving World. Bloomington, IN: AuthorHouse.
Jain, S., Shapiro, Swanick, S. H., Roesch, S., Mills, P. J., Bell, I., et al. (2007). A randomized controlled trial of mindfulness meditation versus relaxation training: effects on distress, positive states of mind, rumination, and distraction. Annals of Behavioral Medicine, 33, 11-21.
Jiang, Y., & He, S. (2006). Cortical responses to invisible faces: Dissociating subsystems for facial-information processing. Current Biology, 16, 2023-2029.
Kabat-Zinn, J. (2003). Coming to Our Senses: Healing Ourselves and the World through Mindfulness. New York: Hyperion Press.
Krippner, S. (1972). The Plateau Experience: A. H. Maslow and Others. Journal of Transpersonal Psychology, 4, 107-20.
Krishna, G. (1997). Kundalini: The Evolutionary Energy in Man. Boston: Shambhala.
Lama, D. (1995). The World of Tibetan Buddhism: An Overview of Its Philosophy and Practice. Somerville, MA: Wisdom Publications.
Li, E., & Spiegel, D. (1992). A Neuro Network Model of Associative Disorders. Psychiatric Annals, 22(3), 144-145.
Mathew, R. J. (2002). The True Path: Western Science and the Quest for Yoga. New York: Basic Books.
McIntosh, S. (2007). Integral Consciousness and the Future of Evolution: How the Integral Worldview is Transforming Politics, Culture and Spirituality. St. Paul, MN: Paragon House.
Miller, J. C. (2004). The Transcendent Function: Jung’s Model of Psychological Growth through Dialogue with the Unconscious. New York: State University of New York Press.
Muktananda, S. (1978). Play of Consciousness. Oakland, CA: S.Y.D.A. Foundation.
Mundkur, M. (2005). Neuroplasticity in Children. Indian Journal of Pediatrics, 72(10), 555-557.
Nataraja, S. (2008). The Blissful Brain: Neuroscience and proof of the power of meditation. London: Hachette.
Newberg, A., & Waldman, M. R. (2009). How God Changes Your Brain: Breakthrough Findings from a Leading Neuroscientist. New York: Ballantine.
Peeters, G., & J. Czapinski. (1990). The Positive-Negative Asymmetry in Evaluations: The Distinction Between Affective and Informational Effects. In W. Stroebe and M. Hewstone. Chichester (Eds). European Review of Social Psychology, 1. Wiley. pp. 33-60.
Pinel, J. P. J. (2003). Biopsychology. New York: Pearson.
Prigogene, I., & Stengers, I. (1984). Order out of Chaos: Man’s New Dialogue with Nature. New York: Bantam.
Pujol, J., Lopez, A., Deus, J., Cardoner, N., Vallejo, J., Capdevila, A., & Paus, T. (2002). Anatomical variability of the anterior cingulate gyrus and basic dimensions of human personality. NeuroImage, 15, 847-855.
Ramel, W., Goldin, P. R., Carmona, P. E., & McQuaid, J. R. (2004). The effects of mindfulness meditation on cognitive processes and affect in patients with past depression. Cognitive Therapy and Research, 38, 433-455.
Ricard, M., & Thuan, T. X. (2004). The Quantum and the Lotus: A Journey to the Frontiers Where Science and Buddhism Meet. New York: Three Rivers Press.
Sadleir, S. S. (2009, March 10). Recorded talk [MP3 recording]. The Self Realization Course: Precept 3, Self Awareness Institute Archives, Laguna Beach, CA.
Sadleir, S. S. (2009, November 18). Recorded talk [MP3 recording]. The Self Realization Course: Precept 5, Self Awareness Institute Archives, Laguna Beach, CA.
Sadleir, S. S. (2003). The Self Realization Course. Laguna Beach, CA: Self Awareness Institute.
Sarnot, H. B., & Menkes, J. H. (2000). Neuroembrylogy, Genetic Programming and Malformations of the Nervous System. In J. H. Menkes, H. B. Sarnot & B. L. Maria (Eds). Child Neurology. Hagerstown, MD: Lippincott Williams & Wilkins.
Scheflen, A. E. (1990). Levels of Schizophrenia. New York: Bruner/Mazel.
Schore, A. (2003). Affect Regulation and the Repair of the Self. New York: W. W. Norton & Company.
Schwartz, J., & Allen, S. (2007). Lead Your Brain Instead of Letting It Lead You. The Complete Lawyer, 3(3), 1-6.
Schwartz, J., & Begley, S. (2002). The Mind and the Brain: Neuroplasticity and the Power of Mental Force. New York: HarperCollins.
Siegel, D. (2007). The Mindful Brain: Reflection and Attunement in the Cultivation of Well-Being. New York: W. W. Norton.
Taylor. J. B. (2006). My Stroke of Insight: A Brain Scientist’s Personal Journey. New York: Plume.
Tomasello, M. (1993). On the interpersonal origins of self-concept. In U. Neisser (Ed), The perceived self: Ecological and interpersonal sources of self-knowledge. Emory symposia in cognition, 5 (pp. 174–184). New York: Cambridge University Press.
Trevarthen, C. (1993). The self born in intersubjectivity: An infant communicating. In U. Neisser (Ed.),The Perceived Self: Ecological and Interpersonal Sources of Self-Knowledge, (pp. 121–173). New York: Cambridge University Press.
Towler, S., & Cleare, J. (2005). Tales from the Tao: Inspirational Teachings from the Great Taoist Masters. London: Watkins.
Tucker, D. M. (1981). Lateral brain function, emotion, and conceptualization. Psychol Bull, 89(1), 19-46.
Vaish, A., Grossmann, T., & Woodward, A. (2008). Not all emotions are created equal: The negativity bias in social-emotional development. Psychological Bulletin, 134, 383-403.
Waller, M. (2007). Awakening: Exposing the Voice of the Mosaic Mind. Livermore, CA: WingSpan.
Wilber, K. (2000). Integral Psychology: Consciousness, Spirit, Psychology, Therapy. Boston: Shambhala.
Wilber, K. (2007). Integral Spirituality: A Startling New Role for Religion in the Modern and Postmodern World. Boston: Shambhala.
Yang, E., Zald, D., & Blake, R. (2007). Fearful expressions gain preferential access to awareness during continuous flash suppression. Emotion, 7, 882-886.