Проектно-стратегическая сессия «Счастливый город»
Сообщество «Живые города» вместе с партнёрами, коллегами и друзьями запустило инициативу «Счастливый город». В рамках этого проекта осуществляется рассмотрение и обсуждение счастья как многогранного феномена с перспективы городского развития и городской жизни в целом.
Первое мероприятие — всероссийская проектно-стратегическая сессия и публичное обсуждение по теме «Счастье в городе» — было приурочено к Общероссийскому гражданскому форуму (7–8 декабря 2018) и публикации книги Чарльза Монтгомери «Счастливый город» издательством «Манн, Иванов и Фербер». Научным редактором книги выступил Лев Гордон, один из основателей сообщества «Живые города» и первооткрыватель в российском пространстве темы целостного развития города.
В частности, по инициативе Льва и при его организационной поддержке в 2013 году на русском языке была издана электронная книга «Интегральный город», в которой сформулированы основные положения передовой трансдисциплинарной методологии развития городов, разработанной Мэрилин Хэмилтон, канадским учёным и общественным деятелем, на основе работы целого ряда мировых исследователей. Впоследствии эта интегральная метаперспектива во многом вдохновила движение «Живые города».
Приехали участники из разных городов. Я также получил приглашение как один из специалистов в области интегрального метаподхода (той самой методологии целостности, развиваемой такими западными мыслителями, исследователями и деятелями, как Кен Уилбер, Мэрилин Хэмилтон, Гэйл Хочачка, Дон Бек и др.; эта перспектива необычайно хорошо совмещается с трудами выдающихся русских мыслителей и учёных — Семёна Франка, Питирима Сорокина, Николая Бердяева, Василия Налимова и др.). Проектно-стратегическая сессия оказала на меня очень приятное впечатление: это было пространство диалога и обмена перспективами, не чуждое игре, заботе друг о друге, осознанности в широком смысле. Насыщенная тематическая работа совмещалась с радостью от встречи с людьми самых разных типов деятельности и форм бытия-в-мире.
Прозвучала целая симфония перспектив, или взглядов, на счастье. Задача состояла в том, чтобы, собравшись в несколько проектных подгрупп, в диалоге синтезировать различные взгляды на счастье в городе с точки зрения ключевых игроков/тематик, исполняющих важную роль в любом городском пространстве: администраторы, предприниматели, родители, педагоги и т. д. (предварительно эти группы были выявлены в ходе совместного обсуждения). По итогам работы каждой из групп был составлен набор рекомендаций, представленных в дальнейшем широкой аудитории. В результате не только участники во взаимном диалоге обогатили свои перспективы, но и наработки проектно-стратегической сессии были переданы (и будут передаваться) дальше — как горожанам и специалистам разных профессий, так и администраторам и общественным преобразователям.
Интегральная карта счастья
Я получил приглашение поучаствовать в группе, рассматривавшей роль педагогов (точнее — в широком смысле преподавателей и образования) в счастливой городской жизни. В нашей проектной группе также участвовали: Никита Сычевский, Анатолий Баляев, Николай Скирда и представители инициативы «Метаверситет» Алёна Сурикова и Дмитрий Захаров.
Моим вкладом в процесс было привнесение перспективы психологии (как клинической психологии, так и психологии вертикального развития), с одной стороны, и перспективы интегрального метаподхода — с другой. Меня как практикующего психолога необычайно трогает тема счастья, ведь, по сути, лейтмотив всех моих профессиональных взаимодействий с людьми — это повышение качества жизни, внутреннего и внешнего благополучия и движение в направлении большего счастья. За последние два десятилетия произошёл взрыв исследований счастья, приведший к формированию науки о счастье, и, вероятно, человечество постепенно подходит к тому, чтобы целостно рассмотреть это, казалось бы, эфемерное и, как многие считают, недостижимое понятие.
Интегральная карта счастья — это первый прообраз целостной картографии различных аспектов, или граней, феномена счастья как такового
Прежде всего, я подготовил и презентовал перед началом проектно-стратегической сессии модель интегральной карты счастья. Интегральная карта счастья — это первый прообраз целостной картографии различных аспектов, или граней, феномена счастья как такового. Не понимая и глубоко не разобравшись, что такое счастье и каковы условия счастья, едва ли можно рассчитывать на успех в создании счастливых пространств — будь то городские пространства, или сообщества, или даже собственного внутреннего мира. Эта карта применима не только и не столько к городу, сколько к жизни в целом и любому аспекту жизни, связанному с людьми и их счастьем.
В попытке придти к интегральному видению феномена счастья, в первую очередь, полезно использование AQAL-матрицы — разработанной Кеном Уилбером системы координат, позволяющей целостно взглянуть на любое явление или событие, и счастье здесь не исключение.
Первое, что бросается в глаза при наложении этой координатной системы на феномен счастья, это существование измерений счастья. Счастье можно рассматривать как целостный, но при этом многосоставной и многомерный феномен, распределённый по всем квадрантам жизни (или основным перспективам на реальность в интегральном AQAL-подходе):
- с одной стороны, счастье всегда представляет собой некое внутреннее переживание в субъективном «Я»-квадранте;
- с другой — переживанию счастья соответствуют определённые телесно-организменные конфигурации (сочетание психофизиологических, нейрогуморальных, биохимических процессов в мозге и всём организме в целом) в объективном «Оно»-квадранте;
- но счастье также невозможно и как нечто изолированное от квадранта «Мы» (как счастье, так и несчастье могут быть «заразительны» и коммуникативно передаваемы), более того, возможно существование культур, поддерживающих счастье, равно как и культур, счастье подрывающих;
- наконец, необычайно важным, пусть и, как мы уже убедились, не единственным, фактором счастья является системный «Они»-квадрант — экологические факторы, доступность природы, статус человека в обществе, его материальное благополучие, общая интегрированность процессов в социальных системах, к которым подключён индивидуум или группа людей.
Если говорить об открытиях психологии вертикального развития (как детского, так и взрослого), прослеживающей рост человеческого самосознания через стадии всё большей интеллектуальной, эмоциональной и общей личностной зрелости, то становится очевидным, что счастье как феномен будет по-своему пониматься (а значит — и соконструироваться) в зависимости от стадии зрелости человека: люди на эгоцентрически-магической или этноцентрически-мифической стадиях сознания иначе будут понимать и задействовать феномен счастья, чем люди на мироцентрических стадиях — той же модерновой рационально-добросовестной, постмодерновой плюралистической или интегрально-планетарной (метамодерновой). Там, где эгоцентрическое сознание будет довольствоваться лишь собственной перспективой, удовлетворять лишь свои импульсы в погоне за сиюминутным счастьем, не обращая внимания на то, что происходит вокруг, человек с рационально-добросовестным или интегральным самосознанием будет принимать во внимание значительно большее количество перспектив, обладать гораздо более широким кругозором, принимая во внимание соображения «длинной воли», охватывающей от нескольких лет до десятилетий и даже целых исторических пластов.
Можно выделить два типа счастья: относительное, «условное» и предельное, «безусловное»
Если же рассматривать феномен счастья с точки зрения традиций мировой мудрости человечества, то можно выделить два типа счастья: относительное, «условное» и предельное, «безусловное». Относительные формы счастья включают в себя большинство аспектов счастья, которые можно выделить в рассмотренных выше четырёх квадрантах, причём эти аспекты несколько видоизменяются в зависимости от стадии зрелости (если совсем грубо это проиллюстрировать, ребёнком счастье может обретаться в интересной игре со сверстниками или получении хороших оценок в школе, а взрослым — на каком-то этапе, возможно, в создании семьи и/или в успешном продвижении по карьерной лестнице к преуспеванию и т. д.; масштаб условий для относительного счастья может постепенно расширяться и углубляться).
Особенность условного, или относительного, счастья в том, что оно преходяще. Это не означает, что оно не важно, но это означает, что, с точки зрения традиций мудрости, не целесообразно делать ставку в своей судьбе исключительно лишь на нечто, чему рано или поздно (и, скорее, раньше, чем позже) суждено кануть в тщете и переменах. Предельное же счастье не обусловлено малыми формами бытия, оно спонтанно и самопроизвольно проявляет себя через все явления жизни, как только мы очищаем своё восприятие и учимся распознавать его в том, что всегда уже есть. Парадоксально то, что такая форма счастья ни от чего не зависит, но наша способность его воспринять зависит от натренированности нашего внимания, внимательности к настоящему. Практические системы осознанной внимательности (такие, как медитативная практика или созерцательная молитва) являются, по мнению некоторых исследователей, подлинной наукой и искусством безусловного, предельного счастья.
В интегральном метаподходе категория предельного счастья является важной, но не единственной гранью целостной и счастливой жизни, а балансировка диалектики «условного» и «безусловного» представляет собой основополагающую задачу и приключение длинною в жизнь. Предельное на то и безусловно, что его никоим образом не может обусловить или как-то ограничить наша активная жизненная позиция в мире. Но при этом сама деятельность в жизни может, парадоксальным образом, создать важные условия для проявления в нашем сознании качеств, способствующих распознаванию этого «безусловного измерения» — радости самой бытийности как таковой.
Компетенции «метаучителя» в интегральном образовании
Итак, вооружившись такой эскизной системой координат — интегральной картой счастья, — мы попытались рассмотреть, какова же роль педагогов в формировании счастливой жизни человека в городской среде. Учителя оказывают колоссальное смыслообразующее влияние на нашу жизнь (быть может, каждый из нас может вспомнить как приятные, так и неприятные проявления такого влияния: от вдохновляющей помощи со стороны педагога в открытии важных граней на пути к самореализации до травмирующих коммуникаций и событий, на долгие годы оставляющих с трудом заживающий рубец в эмоциональном сердце человека). В рамках нашей группы мы рассматривали педагогов не как школьных учителей, но как преподавателей в широком смысле — наставников, проводников образования, которые могут встречаться на всех этапах жизненного пути. Здесь важен элемент передачи знания в коммуникации, наследования эффективных способов мироосмысления и условий для творческого созидания новых смыслов.
Мы пришли к пониманию необходимости подготовки нового типа преподавателя или наставника, которого можно условно назвать «метаучителем». Метаучитель, по нашей версии, распознаёт все основополагающие грани счастья (рассмотренные выше), и его деятельность основывается на принципе целостной согласованности этих фундаментальных перспектив и способов задействования реальности. Удачное, целостное образование закладывает фундамент жизненного счастья, подготавливает людей — детей и взрослых — к созидательной внутренней и общественной жизни. Расширяет горизонты миропонимания. Отпирает двери новых возможностей, которые, в противном случае, так и остались бы закрытыми (как в случае, например, со знанием тех же иностранных языков). Преподаватель, ориентирующийся на принципы целостности и интеграции, развивающий у себя компетенции «метаучителя», становится примером цельной личности, с которой учащиеся, студенты и коллеги вступают во взаимообогащающий диалог. Это ритмоводитель и формирователь пространства глубинных смыслов и жизненных потенциалов, передающий не только концептуальное и методическое знание, но и живой душевный огонь вдохновения и ясного восприятия жизненных перспектив.
Выработанные нашей группой (в составе которой были, повторюсь, Никита Сычевский, Анатолий Баляев, Алёна Сурикова, Дмитрий Захаров, Николай Скирда и я) предложения включали в себя рекомендацию по созданию интегральных «экосистем» или пространств, в которых сознательно бы расширялось и углублялось воплощённое понимание преподавателями глубинных компетенций «метаучителя» — того, кто понимает или, по крайней мере, стремится понять многогранную взаимопереплетённость процессов, явленных во всех квадрантах нашего бытия-в-мире. «Метаучителя» могут стать проводниками подлинно интегрального, или целостного, образования, активирующего и развивающего все основополагающие направления, необходимые для счастливой, благополучной, цельной жизни.
Все мы — носители сознания. В связи с этим необходима культивация «Я»-квадранта, развитие самосознания человека. Чтобы раскрывать путь к целостному, а не однобокому счастью, преподавателям важно развивать у себя даже не состояние счастья, а навыки счастья (хорошая весть состоит в том, что современная наука о счастье и такие дисциплины, как позитивная психология и исследования осознанности/внимательности, предлагают весьма чёткие рекомендации по выработке конструктивных привычек ума и телесности, способствующих обретению больших счастья и радости). Необходимо произведение психологической и психотехнической подготовки специалистов по развитию навыков регуляции своего психического и психофизиологического состояния. Существует множество практик и психотехнологий, повышающих внутреннее переживание благополучия и способность к пониманию и совершенствованию своих состояний.
Крайне важный аспект компетенций «метаучителя» состоит в том, чтобы преподаватели повышали свою осведомлённость не только о психических состояниях и динамике состояний сознания (человеческая психика представляет собой адаптивную систему, способную к проживанию множества состояний), но и о процессах вертикального развития самосознания — как учащихся/студентов, так и самих преподавателей, ведь никто не исключён из процессов взросления и раскрытия стадий всё большей зрелости (развитие, как известно благодаря, в том числе, интегральному метаподходу, не останавливается в подростковом возрасте и может продолжаться в течение всей жизни по множеству векторов-линий). Каждая стадия-уровень зрелости своим уникальным образом конструирует понятие счастья и счастливой жизни, и крайне важной компетенцией «метаучителя» является распознавание многоголосья перспектив на счастье, образование и жизнь в целом.
Перспектива клинической психологии, озвученная Никитой Сычевским и поддержанная мной, состоит в необходимости прохождения преподавателями супервизии по вопросам психопрофилактики и «работы с тенью» (проработка внутриличностных и межличностных напряжений и конфликтов под руководством специально подготовленных специалистов — психологов, психотерапевтов). Множество конфликтов представляют собой не противостояние рациональных точек зрения, а последствия зажатостей в сфере эмоционального самопроявления. Также чрезвычайно важно повышение осведомлённости о феномене психотравмы и того, как хронические психотравмы препятствуют внутреннему благополучию и процветанию в сфере отношений.
В «Мы»-пространстве, или межсубъективном/культурном квадранте, важно развивать «экологию» — или новую культуру — общения, основывающегося на субъект-субъектном взаимодействии, включающем ненасильственные и при этом стратегически эффективные формы коммуникации. В особенности была отмечена важность культивирования навыков формирования позитивного диалогического «Мы»-пространства как такового, развитие компетенций модерации и фасилитирования диалога, учитывающего множество перспектив, но при этом решающего прагматические задачи. Большое значение должно иметь и формирование культуры признательности по отношению к учителям со стороны учеников, — сообществ выпускников, отдающих должное преподавателям, сыгравшим, а возможно — и продолжающим играть столь значимую роль в их жизни. В целом, важно придти к формированию разновозрастных взаиомообучающих сообществ.
Если перейти к объективным аспектам счастья и условий для его развития в образовательном процессе, то в объективном квадранте «Оно» необходимо совершенствовать и соблюдать стандарты эргономики, позволяющие поддерживать здоровую телесную активность, правильное положение тела в ситуациях обучения (включая использование эргономических стульев и столов). Важно формировать среду, в которой и учителя, и студенты на регулярной основе задействуют практики телесности, способствующие повышению физического благополучия. Ритмика активности должна быть психофизиологически обоснована, необходимо создавать условия, препятствующие возникновению таких явлений, как гиподинамия, хроническое недосыпание или хроническое переутомление.
Системный квадрант в интегральном AQAL-подходе называется квадрантом «Они» (внешний взгляд на межобъективные взаимодействия и средовые факторы). Это по-настоящему системообразующий квадрант, в равной степени важный, как и все остальные. Важнейшим фактором для благополучия и счастья, в том числе при участии в образовательных активностях, является общая экология пространства. Необходимо осуществлять целостное проектирование среды, в которой происходит обучение, — дизайн интерьера помещений, архитектуры, ландшафта образовательных пространств (не только «оффлайновых», но и «онлайновых», цифровых сред), соответствующий эстетическим и экологическим параметрам, которые способствовали более счастливой жизни и деятельности в этих пространствах.
К этому квадранту также относится и система организации образовательной деятельности. Например, развитие альтернативных форм презентации образовательного материала, таких, как выступления в формате TED, позволит оживить атмосферу обучения и сделать её более увлекательной. Необходимо ввести элемент свободы выбора предметов и траекторий обучения, внедрять персональный, индивидуализированный подход к каждому участнику образовательного процесса. Вообще, необходима балансировка централизированных и децентрализированных тенденций в организации образовательных сообществ. Мы рекомендуем движение в направлении создания многоярусных и разнонаправленных систем и траекторий обучения, поддерживающих образование в течение всей жизни (lifelong learning).
Это, разумеется, далеко не полный перечень рекомендаций и форм активности, которые можно было бы предложить внедрять в образовательные процессы и культивировать в профессиональных сообществах преподавателей, педагогов, учителей с целью движения к большему уровню счастья. Временные рамки и условия для такой проектной работы были всё же весьма ограничены. Однако применение общей интегральной системы координат, в общем, позволяет всеобъемлюще проблематизировать любой обсуждаемый вопрос и генерировать многообразные решения для актуальных вызовов как в среде образование, так и в других сферах деятельности, не теряя из виду никакие из фундаментальных аспектов бытия и деятельности.
Не случайно в мире наблюдаются тенденции по развитию не только интегрального образования, но и интегральной психологии, интегральной медицины, интегральной экологии, интегральных организаций (так называемые «бирюзовые организации»), интегрального бизнеса и т. д. Причём разрабатываемые решения потенциально можно как институциализировать «сверху вниз», так и задействовать в свободном порядке, горизонтальным образом на любом из уровней индивидуальной активности (на уровне частных инициатив). Ведь, хотя крупномасштабные системные инновации и важны, счастливая жизнь зависит от активного интереса и вовлечённости каждого из нас в процесс ответственного авторства собственной жизни и соучастия в жизни друг друга.