Журнал «Эрос и Космос» делится с читателями материалом на основе записей ретрита Роба Бурбеа, посвящённого джханам. Конспективный перевод подготовил Сергей Гуленкин.
***
Сегодня я хочу немного углубиться в то, что я называю энергетическим телом, или работой с дыханием во всём теле. Энергетическое тело — это большая тема, и на самом деле довольно сложно изложить её кратко. Это концепция, которая разрастается, которая эластична, которая имеет всевозможные направления. Сегодня я хочу лишь немного поговорить об энергетическом теле в связи с целью достижения самадхи.
Есть два термина, к которым нужно немного привыкнуть. Первый — это «всё тело целиком». Когда я говорю «всё тело» или «тело целиком» на этом ретрите, это означает ваше ощущение, ваше чувствуемое восприятие (felt sense) в данный момент всего этого цельного телесного пространства, которое на самом деле немного больше, чем ваше физическое тело. Это цельное пространство и его чувствуемое восприятие, вот что означает «всё тело». Поэтому, когда я говорю «внимание ко всему телу», «сознавание всего тела», я имею в виду именно это1.
Итак, это один из терминов. Другой — «энергетическое тело». Что это значит? Опять же, трудно точно определить, что на самом деле имеется в виду, но если начать очень просто, то это вибрация, ощущение, текстура или энергия этого телесного пространства. И всё это несколько отличается от того, к чему мы привыкли: я могу почувствовать, как моя спина давит на спинку стула, или если я натружу палец на ноге, я почувствую эти ощущения. Это немного разные виды ощущений, так что на самом деле мы говорим о чём-то более тонком. Я помню, как меня учил этому один монах, когда я жил в Штатах, а потом я поехал на ретрит в традиции Махаси, где побеседовал с учителем и объяснил ему, как я работаю с дыханием во всём теле. Конечно, в традиции Махаси они очень любят осознанность тела и всё такое. Он спросил: «А на что, собственно, вы направляете внимание?» Так что даже для человека, давно занимающегося медитацией, эта концепция была немного непонятной. Конечно, в нашей более широкой культуре это звучит так: «Что вы имеете в виду, когда говорите о вибрации, текстуре, ощущении и энергии?» Мы не обучены такому качеству или устойчивости внимания, которое раскрывает такого рода измерения или пласты опыта. Этого просто нет в нашей культуре. Я имею в виду, это постепенно проникает в культуру медитации, но даже в этой истории об учителе мы видим, что этого пока нет.
Итак, текстура, ощущение, вибрация, энергия, в отличие от ощущения прикосновения или чего-то подобного. Но даже это — расплывчатые термины, и они скорее указывают на определённое направление, в котором, надеюсь, ваш опыт начнёт раскрываться, и вы начнёте более привычно и уверенно относиться ко всему этому.
Второй аспект, который я хотел бы отметить, когда мы говорим об энергетическом теле: ощущение тела — и особенно когда мы говорим об энергетическом теле в связи с самадхи — является интегрированным, цельным. Эта область, это пространство ощущается как единое целое, в отличие от «мои ноги вроде как там, а голова — здесь, и всё это состоит из кусочков». Конечно, по мере продвижения к джхане, к самадхи, оно становится всё более и более интегрированным. Это действительно ощущается как единая область тела, одна сфера или одна текстура переживания. Поэтому мы можем определить «энергетическое тело» через такое движение в сторону ощущения более целостного пространства, целостного переживания тела.
Во-вторых, с целостностью связано понятие гомогенности, или однородности. Что там однородно? Не только переживание однородно или всё больше и больше стремится к однородности, но и сознавание тоже однородно: то есть у меня всё меньше и меньше ощущения, что моё сознавание находится где-то в области головы, как бы поглядывая на моё телесное переживание, которое где-то там внизу. Напротив, это больше похоже на то, что сознавание занимает одинаково, однородно, всё пространство физического тела, и даже немного больше. То есть всё это целостно и однородно. И мы могли бы дать такое определение сознаванию энергетического тела, но давайте просто скажем, что это не определение, а направление. Это то, над чем мы работаем. Через некоторое время это становится нормой. Всё мгновенно переживается целостным и однородным.
Позвольте мне сказать ещё кое-что, прежде чем мы приступим к медитации. Мы говорим об энергетическом теле в связи с самадхи. Самадхи — это культивирование. У него есть направление. У него есть цель, которая нас интересует. Мы хотим что-то развить. Мы можем относиться к энергетическому телу просто: «Как оно себя чувствует?», «Что там происходит?», «О, это интересно», «Могу ли я это принять?», «Могу ли я открыться этому?» и т. д. Это нормально. Это один из способов отношения к энергетическому телу. Но во всей практике самадхи нас интересует: «Могу ли я уговорить это пространство, это переживание, это энергетическое тело? Могу ли я склонить его к чему-то хорошему? Могу ли я поощрить это?» В этом есть направленность и желание.
Медитация
Стоит потратить несколько лишних минут на то, чтобы действительно найти ту самую позу. Не ленитесь в этом вопросе. Вы сидите и делаете всё привычным образом, не обращая на это особого внимания? Или вы действительно пытаетесь найти? Это определённое ощущение. Когда поза отражает тот идеальный баланс между вертикальностью, бдительностью, с одной стороны, и открытостью, мягкостью, восприимчивостью, с другой стороны, она действительно ощущается определённым образом. Нужно воодушевиться, и тогда, действительно, вы почувствуете, как это отражается на вашем сознании. Так что стоит потрудиться. Даже если вы медитируете уже тридцать лет, стоит просто найти это.
Ещё раз, мы начинаем с ощущения позы, ощущения баланса этих прекрасных качеств — достоинства, благородства, — которые выражаются в балансе между этими взаимодополняющими способностями читты, качествами читты2. В этом балансе есть уравновешенность, прямота, твёрдость. Ощущается равновесие, и оно воздействует на читту. Почувствуйте открытость. Почувствуйте восприимчивость, мягкость в теле. Можете ли вы прямо сейчас сделать его немного более открытым, немного более мягким? Что бы вы изменили? Чувствуете ли вы прямоту, решительность, бдительность в позе? Что бы вы изменили, чтобы сделать её более правильной? Тонкие изменения. Готовы ли вы изменить что-то в позе прямо сейчас?
Итак, почувствуйте красоту позы. А затем, когда вы будете готовы, раскройте сознавание, чтобы охватить, включить в себя всё тело. Что это значит, опять же: всё пространство, немного больше, чем ваше физическое тело. Просто ощутите, как переживается это целостное телесное пространство. Обитайте во всём пространстве. Яркая, живая чувствительность, проникающая, пронизывающая всё пространство целиком.
Вам не нужно избавляться от образа своей физической формы, рук, ног, пальцев, если таковой есть, но и не нужно его усиливать. Нас больше интересует ощущение, текстура, вибрация этого пространства. Так что не проблема, если есть образ тела, но и подкреплять его не нужно. В конце концов он начинает исчезать. Что вы чувствуете? Сознавание будет сжиматься. Оно будет суживаться тысячу раз. Просто продолжайте открывать его, чтобы оно было чуть больше, чем пространство физического тела. Наполняйте всё телесное пространство живым сознаванием, присутствием.
И затем, сохраняя это сознавание всего тела целиком, просто заметьте дыхание, как оно приходит и уходит. Заметьте, как оно влияет на всё тело, как оно влияет на чувствуемое восприятие всего этого пространства, как оно ощущается в этом пространстве или заставляет это пространство ощущаться. Конечно, это меняется со вдохом и выдохом, в разные моменты. Осознавание всего тела, отмечание эффектов дыхания.
Затем, когда вы будете готовы, начните устанавливать самое длинное дыхание. Какой самый длинный комфортный вдох? Не напрягаясь, но гораздо дольше, чем обычно. Медленный, плавный, комфортный. Вам не нужно перемещать много воздуха. Это всё ещё довольно тонкое дыхание. Итак, пространство всего тела, ощущение этого; самый длинный вдох и выдох — длинный, медленный, плавный.
Теперь обратите внимание на всё это пространство, на всё тело, почувствуйте, как оно расширяется при вдохе? И на что это похоже? То есть это не только грудная клетка и лёгкие, это всё тело, всё пространство, включая ступни, голову — места, о которых мы обычно не думаем, что они дышат. На самом деле всё это пространство расширяется. Каково это? А с выдохом происходит как бы обратное движение. Каково это? Итак, во всём пространстве, настроенном, живом, наполненном сознаванием; самый длинный вдох. Как это ощущается, расширение и сжатие с дыханием? Настройтесь на это и ощущайте.
Продолжайте делать длинный вдох, самый длинный вдох, даже если он кажется немного неловким. Вы можете просто мягко работать над тем, чтобы сделать его комфортным, плавным, медленным. Это первая работа. Вторая работа — внимание теряется бесчисленное количество раз. Ничего страшного. Просто раскройте его снова, растяните. И третья работа — заполнить это пространство реальным ярким присутствием. Заполните это расширенное пространство ярким присутствием. Настройтесь на это ощущение.
Итак, сохраняя это самое длинное дыхание, сохраняя это осознавание всего тела, можно ли добавить осознанность, чувствительность, чтобы заметить: можете ли вы заметить, что вместе с вдохом возникает также ощущение наполнения энергией? Вдох естественно, органично наполняет энергией всё пространство, и вы можете это почувствовать (или проверьте, можете ли вы это почувствовать). Как это ощущается? Чувствуете ли вы это до самых краёв пространства, всем телом? Можете ли вы настроиться, даже насладиться, открыться этому переживанию, чувству, ощущению энергии на вдохе?
А при выдохе возникает что-то вроде чувства расслабления, отпускания. Он также имеет определённый диапазон ощущений, тональности. Можете ли вы это заметить? Можете ли вы это почувствовать? Можете ли вы открыться этому и насладиться этим? Энергия, пронизывающая всё пространство на вдохе; своего рода расслабление, раскрепощение, отпускание на выдохе. Качества энергии, заполняющие всё пространство при вдохе и выдохе, вот на что мы хотим настроиться, чему хотим открыться, что хотим почувствовать.
Раскрывая тело с помощью дыхания, с помощью энергии дыхания. Позволить энергии дыхания раскрыть тело. И внимание, сознавание, открытое всему этому пространству и всем ощущениям, снова и снова, снова и снова. Прямо здесь, в данный момент, живое, чувствующее, открытое — даже тонко наслаждающееся.
Теперь попробуем сделать одну вещь. Если можете, представьте, что дыхание входит в тело в области солнечного сплетения. Итак, обычно мы думаем о том, что дыхание входит через рот, через нос. Представьте, что оно входит в солнечное сплетение. Это, может быть, даже кинестетическое воображение. И вот этот длинный вдох в солнечное сплетение, самый длинный вдох. Как это ощущается? Как это ощущается во всём пространстве, вдох и выдох, самый длинный вдох и выдох, там, в солнечном сплетении? Как это влияет на всё тело целиком, на всё пространство? Может быть, вы заметили, что это просто то же самое расширение и сжатие, или возбуждение/расслабление. Это замечательно. Если вы заметили именно это, то настройтесь на это, как вы и делали.
Но люди разные, и некоторые замечают, что дыхание входит туда, возможно, и из солнечного сплетения при вдохе вырываются или исходят потоки, например, вниз по телу и вверх по телу одновременно. Волна или ток энергии, двойной ток, вверх по телу и вниз по телу, из этой точки солнечного сплетения. Вы можете это заметить. Что вы чувствуете, если вы это заметили? Нет проблем, если вы не замечаете ничего подобного. Вы можете попробовать представить себе это. Можете ли вы представить себе это ощущение, кинестетическое воображение, когда дыхание входит в солнечное сплетение, а токи идут одновременно в противоположных направлениях, вверх по телу и вниз по телу? Просто поиграйте. Представьте себе это. Всё пространство тела, самое длинное дыхание. Что вы чувствуете? Снова и снова, открывая внимание, чувствительное ко всему пространству, ко всему телу. Позволяя дыханию раскрывать тело. Энергия дыхания, позволяя ей раскрывать тело.
Последнее, что можно попробовать на данный момент. Возможно, вы захотите остаться с этой точкой в солнечном сплетении или просто вернуться в целом ко всему телу. Это не имеет значения. Всё, что вы чувствуете, работает для вас в данный момент. Но задайте себе вопрос, чтобы поэкспериментировать: какая продолжительность дыхания, какой тип дыхания действительно лучше всего ощущается сейчас — действительно даёт вам самое приятное ощущение в этом пространстве, позволяет пространству, всему телу чувствовать себя наиболее приятно? И это может быть просто комфортно. Итак, является ли это дыхание действительно самым длинным? Это очень короткое дыхание? Это что-то среднее? Это какое-то очень-очень тонкое дыхание или более грубое? Плавное или жёсткое? Что в данный момент ощущается самым лучшим? Какой способ дыхания лучше всего подходит сейчас?
Вам нужно экспериментировать, то есть не просто дышать по умолчанию. Не позволяйте себе пускать это на самотёк: «Мне так удобно, потому что я к этому привык». Не только по умолчанию. Играйте. Экспериментируйте. Может оказаться, что этот самый длинный вдох и то, как он раскрывает тело, — это то, что действительно хорошо сейчас, или хотя бы чуть лучше. Или может оказаться, что гораздо более короткое, более тонкое дыхание как-то, возможно, больше успокаивает, смягчает, и это то, что сейчас действительно хорошо, или хотя бы чуть лучше. Пространство всего тела. Ощущение того, как дыхание, как различные виды дыхания влияют на восприятие всего пространства тела. Настройтесь на это, соприкоснитесь с этим, откройтесь этому. Всё, что вы в действительности делаете, — это привносите некую чувствительность ко всему пространству, всему телу, и готовность немного поиграть и поэкспериментировать. Всё это с ощущением беззаботности. И когда вы будете готовы, просто откройте глаза, выйдите из медитации.
Давайте кратко подытожим то, что мы только что сделали. Это то, с чем можно играть, с чем можно экспериментировать, если хотите. Возможно, в разное время вы найдёте полезными некоторые из этих моментов или все вместе, и будете включать их в работу. Итак, поза: даже если вы медитируете уже тридцать лет, этому действительно стоит уделить внимание. Через некоторое время поза будет иметь меньшее значение для джханы, но вначале она имеет большое значение, и это касается балансирования. Так что это одна вещь. Я не буду повторять то, что я говорил о «всём теле целиком» и т. д.; просто прокомментирую то, что мы делали в медитации. Следует обратить внимание на три вещи:
- Расширение и сжатие всего телесного пространства. Не только грудной клетки, а всего пространства, и это ощущается определённым образом.
- Второй момент: возбуждение (наполнение энергией) и расслабление, опять же, которые вы можете почувствовать во всём телесном пространстве.
- Третий аспект, к которому мы ещё вернёмся, — это возможность того, что во всём этом пространстве вы замечаете определённые потоки энергии. Кто-то замечает, кто-то нет. И если вы обнаружите, что вы просто представляете их и затем можете их почувствовать, замечательно, это приятно и это полезно — просто идите к этому. Представляйте их.
Итак, эти три вещи, с которыми нужно работать, а затем эта часть о том, какой способ дыхания хорошо ощущается в данный момент: самый длинный, очень короткий, грубый, плавный и т. д. Очень часто мы просто переходим на стандартное дыхание, и единственная причина, по которой оно кажется комфортным, заключается в том, что мы к нему привыкли. В этот момент оно может оказаться не таким уж полезным с точки зрения наполнения энергией, раскрытия, исцеления, успокоения и продвижения к самадхи. Поэтому мы должны быть готовы отпустить нашу инерцию, если она есть.
Я помню, как много лет назад посещал занятия по йоге, и там некоторые учителя побуждали нас дышать уджайи. Нет, мы не хотим этого. Почему? Потому что, как бы это ни было здорово для всего остального, это сохраняет дыхание грубым. Вот почему вы его слышите, потому что оно грубое. И опять же, как я уже говорил вчера, самадхи в большей степени зависит от открытости сердца, чем от сосредоточенности. Я также хочу сказать, что самадхи на самом деле связано с увеличением утончённости, гораздо больше, чем с концентрацией внимания. Я хочу подчеркнуть это, и по ходу дела я объясню, почему. Так что если я держу дыхание грубым, либо просто потому, что так привык, либо потому, что звук ассоциируется у меня с дыханием и т. п., я фактически мешаю себе углубиться в самадхи, потому что дыхание должно стать более тонким, ум должен стать более тонким. Путешествие в самадхи, путешествие в джханы — это путешествие в возрастающую утончённость, и мы можем сказать, что это больше, чем увеличение способности приковать свой ум к чему-то и оставаться там весь день. Изменим здесь мнение большинства людей, которые думают совсем иначе о том, что мы делаем.
Как я уже подчёркивал, с помощью длительности дыхания и его вида — и мы ещё поговорим об этом, если вы будете экспериментировать, — мы хотим добиться чувствительности, которая пронизывает всё пространство, и отзывчивости, чуткости: я готов реагировать на то, что мне приятно, и на то, что мне не очень приятно. Чувствительность, отзывчивость и готовность экспериментировать и играть. Итак, эти принципы — чувствительность, отзывчивость и готовность — сейчас мы говорим о них применительно к длительности и виду дыхания. По мере того как мы продвигаемся дальше и всё больше углубляемся, эти же качества — чувствительность, отзывчивость и готовность — начинают применяться ко всё большему числу аспектов развития самадхи, углубления самадхи в целом. Мы становимся чувствительными по отношению к этому, этому, этому, этому, и отзывчивыми по отношению к этому, этому, этому, этому, и готовыми экспериментировать и играть. Итак, сейчас мы говорим только о длине и типе дыхания, но эти принципы являются абсолютно ключевыми, и они противоположны, опять же, инерции (о которой мы говорили ранее).
C длиной дыхания и видом дыхания это похоже на езду на велосипеде с переключением передач. У вас появляется ощущение, какая передача сейчас действительно полезна. Я могу оставаться на этой передаче, чтобы подняться на холм, но будет много работы, понимаете? Другая передача лучше подходит. Если вы импровизируете с кем-то музыку или импровизируете с кем-то танец, то это должно быть именно то, о чём я только что сказал: чувствительность, отзывчивость, готовность пробовать и делать что-то по-другому. Если вы вместе импровизируете танец или музыку, или что бы это ни было, если вы занимаетесь любовью, это должно быть именно так. Я имею в виду, что это может быть не так, но тогда ваш совместный опыт, или вы и дыхание, или вы и энергия, будет гораздо более ограниченным, верно? Так что это действительно ключевые принципы, противоположные инерции, противоположные тому, что стоит по умолчанию.
Позвольте мне ещё кое-что сказать. Между формальными практиками — то есть между сидением и ходьбой — нам нужно общее сознавание всего тела. Помните, что означает «всё тело»? Это то, как ощущается всё это телесное пространство целиком. Если вы можете получить ощущение энергетического тела, замечательно. Но, по крайней мере, для начала, сознавание всего тела и общая, лёгкая внимательность. Очень расслабленно. Я вчера говорил о том, что не надо слишком медленно, не надо слишком быстро и т. д. Я сейчас говорю об осознанности в течение дня: когда я стою в очереди за обедом, когда я выполняю свою работу, есть это сознавание всего тела, но все ощущения довольно расслабленные и открытые. Так что, опять же, иногда мы привыкаем к тому, что внимание немного напряжённое, немного тяжёлое. Вы можете почти почувствовать человека, когда он находится в таком режиме. И напротив, вы можете почувствовать, когда пространство как будто расслабляется. Это не тяжелое, не интенсивное внимание. Интенсивное внимание имеет свое место, и мы поговорим об этом — об активизации внимания. Но на самом деле я имею в виду открытое, лёгкое внимание и открытое, лёгкое тело, и они идут вместе. Может показаться, что это не так уж и важно, но если я немного ошибаюсь, то, опять же, я не позволяю всему тесту подняться; я не позволяю процессу готовиться должным образом.
Поэтому снова вопрос — что помогает? Что помогает мне прямо сейчас обрести такое самообладание, когда я передвигаюсь, когда я иду в туалет, что бы я ни делал? Такое отношение, такое состояние сознавания энергетического тела. Какой настрой или тонус я должен иметь? Нужно ли мне раскрепоститься и немного расслабиться, или же мне нужно больше собрать и сконцентрировать своё внимание? Так что всегда есть вопрос, и вопрос приглашает нас к этой игривости, отзывчивости, чувствительности — ко всему остальному. И в дополнение к этому, двигаясь между формальными практиками, мы культивируем, поддерживаем и склоняем читту, сердце и ум, к благодарности. Мы заботимся об этой основе — о питании, в глубоком смысле, в смысле души; заботимся о благополучии и радости.
- Такое сознавание всего тела можно сравнить с тем, как ощущаемое изнутри тело рассматривается в некоторых соматических подходах. Также можно провести параллель с техниками деконцентрации, распределения внимания по всему телу в психонетике. — Прим. перев. ↩
- Роб Бурбеа использует санскритское слово читта, подчёркивая многогранность этого понятия, которое можно перевести как «психика», «сознание», «ощущение», «ум», «сердце». — Прим. перев. ↩