Фильм «Human»: практика любящей доброты

Шторм — не лучшее время, чтобы учиться плавать, но иногда шторм — это всё, что у нас есть. Для начала.

Фильм «Человек» (Human) может стать таким штормом. В чём-то — безопасным, который можно остановить или поставить на паузу. В чём-то — сбивающим с ног. Омывающим волнами боли, подбрасывающим в наши раны пригоршни соли, чтобы снова омыть — любовью и красотой, тёплой, холодной, прохладной водою, светом лучезарным. Это фильм-практика, который требует особой сердечной работы, открытого сердца и готовности раскрываться навстречу и чувствовать. Раскрываться не на уровне своей отдельной личности (но и здесь тоже), впуская в себя весь мир, но раскрываясь на гораздо более тонком и глубоком уровне. Этот документальный фильм — практика любящей доброты. В трёх частях.

Ян Артюс-Бертранд  — знаменитый фотожурналист, а также продюсер и художник этого фильма. На протяжении трёх лет он собирает истории из жизни разных людей, работая в команде с операторами, журналистами и переводчиками. На данный момент он собрал рассказы о жизни 2000 женщин и мужчин из 60 стран мира. Его волнуют разные вопросы, но главный из них: что делает нас людьми? И фильм каждой своей новой историей продолжает давать ответы на такие разные вопросы, высвечивая что-то главное, что стоит за всем этим: биографией, местом рождения, чертами лица, цветом кожи, привычками и убеждениями… И важно отметить красоту не только содержания, но и формы: операторская работа, каждый кадр как фотография, цвет, саундтрек композитора Армана Амара.

Сначала — знакомство, которое каждый начинает с себя. Знакомство с собой и со своей человеческой природой. Это (так или иначе, в той или иной мере) делал каждый из нас — даже ещё до просмотра. Как и в любой практике можно начать с себя — со своей боли или со своей силы. Подышать через свою боль. Или увидеть перед собой самого себя, а себя представить полным света и силы, и на вдохе забирать из себя всю свою боль, трансформируя её в чистый свет, на выдохе возвращая обратно и наполняя всего себя этим лучезарным теплом, заключая себя в мягкие объятия.

А затем — вместо того, чтобы остаться так, привычно схлопнуться или закрыться в себе, — расширяться дальше, включая в любящий и заботливый круг охвата других людей. Леонарда из США. Марию из Италии. Другие города, страны, обычаи… Пакистан, Тайланд, Францию, Казахстан, становясь шире и больше, охватывая всю планету целиком, со всеми её жителями, всеми её живыми существами. Женщинами, которые тяжело работали, которые бежали от своих мужей или потеряли ребенка… Мужчинами, которые были рядом со своими жёнами до последнего дня, несмотря на смертельную болезнь. Всеми-всеми жителями, со своими историями, со своей болью и радостью, со своей силой и энергией. Узнавать в каждом себя — и каждого в себе. Дышать через эти боли и радости, пропуская их сквозь себя, омывая вниманием и внутренним светом.

Это простая и мощная эволюция прорастания и раскрытия, расширения и всевключения. Удивительная по своей скорости. Вот ты сидел у себя дома — и вот ты уже охватываешь весь мир, и то ли он в тебе, то ли ты в нём. Хотя, конечно, верно и то, и другое. И кое-что ещё.

 

Фильм Human (с русскими субтитрами)

 

Volume 1

О любви… О положении женщин, о работе, о богатстве и бедности…

 

Volume 2

О войне и прощении. О семьях, традиционных и нет. О смерти и жизни после неё.

 

Volume 3

О счастье. Образовании, иммиграции, коррупции и смысле жизни.

Этот фильм-практика позволяет посмотреть многим — всем тем людям, с которыми мы, возможно, случайно встречались в самолёте, в метро, на улице, с которыми мы бы не встретились никогда, и это могло быть большой потерей, а могло бы остаться незамеченным — в глаза, встретиться со многими из них лицом к лицу. Открываясь и расширяясь от себя — к нам — ко всем нам. Открываясь всем нам и растворяя наши кажущиеся плотными границы и нашу кажущуюся отдельность. Заполняясь болью, содрогаясь от боли — и растворяя её лучезарным светом. Соединиться с тем местом в теле, в себе, за границами себя и своего тела — с тем местом, которое наполнено любовью, и любовь в котором не знает краёв и пределов. Объять всех людей — всех стран и континентов, принадлежащих к разным вероисповеданиям и религиям, женщин и мужчин, детей и стариков, всех чувствующих существ — в сострадательном, целительном, мягком объятии. Как будто собрать все клетки своего огромного необъятного тела, вспомнив то, что так часто в будничном круговороте дел просто уходит из поле зрения …

У меня далеко не всегда получается помнить и быть в этом, открываться большему, не схлопываться в своей ноющей самости. И удивительно, что иногда удаётся раскрыться этому потоку и быть им. И эти три фильма — чудесные напоминания, время для практики, истина, благо и красота для вспоминания и раскрытия своего огромного любящего сердца…

Всё счастье — это моё счастье, вся грусть — моя грусть, и поэтому страдание парадоксальным образом прекращается. Не прекращаются ни слёзы, ни улыбки — только безумное представление, что я — это кто-то перед лицом моего собственного проявления. <…>

Дух не возникает : это единственное, что постоянно в вашем опыте, — и это самое простое Ощущение Бытия, едва заметное, постоянное, фоновое сознавание; и если вы присмотритесь очень пристально, очень тщательно, то поймёте, что оно всегда было у вас со времён Большого Взрыва и до него, — не потому, что вы существовали с незапамятных времен, а потому, что вы поистине существуете до времени, в этот вневременный момент, ощущение которого — это простое Ощущение Бытия: сейчас, сейчас, всегда и во веки веков сейчас.

Вы чувствуете это простое Ощущение Бытия? И кто не является уже просветленным?1

Ссылки

Human-фильм на Youtube.com
http://www.human-themovie.org/
http://www.yannarthusbertrand.org/

  1. Кен Уилбер, «Один вкус».

Автор: Нагорная Алёна

Практикующий психолог (гештальт-терапевт), литературный редактор, эссеист, переводчик, исследователь интегральных практик.