Перевод первой части главы «Оживлённая жизнь» (Vivacious Aliveness: A Look at Embodiment) из рукописи книги Уиллоу Ди выполнен с разрешения автора специально для «Эроса и Космоса».
Почему это важно?
«Характер работы меняется, и вместе с этим возникают новые требования к профессиональному обучению и балансу между работой и жизнью. Чтобы выжить и процветать в этом новом контексте, мы все должны научиться более эффективно руководить, создавать инновации, сотрудничать, учиться и строить сообщество» (March, 2013).
Это означает, что тело не может быть исключено из уравнения. Мы все признаём необходимость укрепления нашей жизнеспособности, улучшения благосостояния и стремления к более высоким потенциалам во имя наших самых глубоких обязательств.
На самом деле идея о том, что целое целиком присутствует в любой его части, и выходящие из неё следствия для миров бизнеса, образования, управления и руководства имеют ключевое значение в доводах за участие в практиках воплощения в теле (embodiment).
«Слишком часто… мы застреваем в старых моделях видения и действия. Поощряя более глубокие уровни обучения, мы способствуем осознанию большего целого, что ведёт к действиям, которые могут помочь в формировании эволюции и нашего будущего» (Peter Senge, 2004).
Это призыв, на который мы должны ответить как лидеры-преобразователи в образовании. Именно с этой целью мы должны глубже погрузиться в самих себя, в наших учеников и окружающий мир, в который мы непосредственно вовлечены. Призыв к воплощению в теле является неотъемлемым для вас, вашего руководства и вашей цели.
О чём эта статья?
«…Развитие эго является частью процесса воплощения Бытия в теле. Это часть процесса, посредством которого Бытие учится манифестировать себя и жить в воплощённом существовании. При рождении младенец живёт как Бытие, в состоянии неразделённости, которое не связано с телом. Затем начинается процесс, когда сознание постепенно вовлекается в тело и физическую реальность. Этот процесс воплощения Бытия в теле — процесс персонализации Бытия, окончательно проявляющегося как личность, человеческое существо». А. Х. Алмаас
Главная тема этой статьи — понимание развития эго как части процесса воплощения Бытия в теле. Используя в первую очередь онтологическую точку зрения, эта статья вкратце коснётся роли социальной психологии, плачевной ошибки Декарта, а также окружающей среды, которая формирует наше отношение к embodiment. Мы рассмотрим зарождающуюся науку, описывающую три основных сенсорных центра в теле, а всё тело как сенсорную систему. После этого будет предложено рабочее определение понятия embodiment (этой теме посвящена вторая часть статьи — прим. ред.). Затем мы рассмотрим возможные последствия и применение embodiment с помощью простой онтологической модели. Будет изучено значение управления энергией и полярностями, которые возникают в embodiment-практике. Наконец, мы прольём свет на практику моделирования трансформирующего лидерства.
Зачем воплощать в теле?
Недавняя запись в блоге отражает самую распространённую точку зрения:
«Я не отождествляю себя с моим телом. У меня есть тело, но я — ум. У меня с телом тесные, но затруднительные отношения, как у иностранных соседей, которые делят одну спальню, но не один язык. Мыслящий пару, я созерцаю своё тело с любопытством, как учёный мог бы наблюдать примитивный вид. Мой ум — одинокий странник в этой вселенной тел» (Stanley, 2013) (Institute of Heartmath, 2013).
Этот опыт и точка зрения слишком распространены. Именно поэтому мы должны глубже погрузиться в практику обживания всего тела, каждой клетки и непосредственно ощутить себя гораздо более интимным, выраженным и конкретным способом. Этот блогер размышляет над бестелесной жизнью, любит свой мозг и находит своё тело бунтующим и смущающим; прекрасная отправная точка для практики.
«У меня с телом тесные, но затруднительные отношения, как у иностранных соседей, которые делят одну спальню, но не один язык»
Чтобы хорошо управлять, нам требуется полнота информации и ощущений, которые может предоставить полностью обжитое тело. Тело является интимным и универсальным источником мудрости. У каждого есть тело. Из него мы получаем информацию о нашем опыте. Эта информация, полученная как ощущение, возникает из всего тела. Тем не менее, сердце и кишечник, как известно, обеспечивают превосходную обратную связь. Наше нутряное чувство — это больше не что-то таинственное и смутное.
У Т. С. Элиота есть знаменитое высказывание: «Мы не перестанем исследовать, но в конце всех наших исследований должны будем вернуться туда, откуда мы начали, чтобы узнать это место заново». Итак, со смирением обычного исследователя давайте пристальнее взглянем на эти три центра в теле и на всё тело целиком.
Центр в области головы: сила человеческого мозга
Наше современное понимание мозга быстро расширяется. Мы давно изучили внешние контуры — размер, форму и вес головного мозга — но только недавно мы смогли использовать комбинацию функциональной нейровизуализации и ПЭТ-сканирования. Это обеспечивает всесторонний метод для наблюдения за различными функциями мозга, для определения закономерностей кровотока, выявления моделей активации и заболеваний. Следствием наблюдения наших моделей активации может стать возможность выявлять социопатическое поведение до его возникновения или замечать тонкие аномалии и превентивно контролировать состояние здоровья.
Между тем изучение влияния ума на здоровье, психонейроиммунология, позволяет нам выявлять связи между стрессом и иммунитетом, а также пользу созерцательной практики. Эта сфера проливает свет на связь тела и ума, подтверждая уже десятилетия витающие в воздухе неразработанные нью-эйджевские гипотезы обновляющимися исследовательскими результатами.
В то время как все мы знаем, что мозг отвечает за интеграцию сенсорных и двигательных импульсов, обеспечивая эмоциональную регуляцию и исполнительную функцию принятия решений, а также многие другие функции, текущая работа по расшифровке генома, вероятно, будет в геометрической прогрессии углублять человеческое понимание того, как подходить к лечению в самых разных случаях.
Для наших целей давайте также назовём центр в области головы так, как он того заслуживает, — «домом» для большинства носителей западной культуры. Большинство людей склонны «жить» или отождествлять себя с умом, превыше или над телом. Тенденция верить нашим мыслям как «нашим собственным» и обращать внимание на наши умы превыше и помимо другой информации или ощущений — вот где мы начнём наш разговор о воплощённости в теле.
«Чрезмерная зависимость от головного центра ведёт к избытку планирования и подготовки, чрезмерной фокусировке на том, что может пойти не так, излишку воображения и новаторского мышления без действия. Центр в области головы описывает круг за кругом; крутит идеи, планы, предложения и не может решить, куда идти, — или пытается воплотить всё разом. Какие идеи должны быть реализованы? Где сосредоточить внимание и энергию? Если используется только голова, другие люди почти не принимаются во внимание. Голова отключена от страсти и от цели. Вы можете в итоге получить хорошо продуманное решение, учтя непредвиденные обстоятельства и приблизившись к реализации своего видения, но это может оказаться бессердечным и бессмысленным как для вас, так и для других. Люди могут переживать такое поведение «от головы» как холодное, безличное и расчётливое» (Appel, 2013).
Сердечный центр: что такое разум сердца?
Быть добрым важнее, чем всегда быть правым. Иногда всё, что нам нужно, это не одарённый ум, который говорит, а терпеливое сердце, которое слушает (searchquotes.com).
«Разум (интеллект) сердца — это поток осознавания, понимания и интуиции, которые мы испытываем, когда ум и эмоции образуют единое целое с сердцем. Его можно активировать с помощью самостоятельной практики, и чем больше мы обращаем внимание на то, как сердце говорит с нами или направляет нас, тем значительнее возрастает наша способность чаще получать доступ к этому разуму и руководству. Сердечный интеллект лежит в основе клеточной организации и направляет и развивает организмы в сторону возрастания упорядоченности, осознанности и согласованности систем их тел» (Institute of Heartmath, 2012).
«В настоящее время существуют доказательства того, что в сердце находится один из типов нервной ткани, и это указывает, что сердце и ум взаимодействуют друг с другом для обработки информации» (2130 Partners, 2010). Возможно, это объясняет опыт внутренней сонастройки, когда голова и сердце синхронистично принимают решение.
Институт HeartMath много говорит о когерентности — сердечной когерентности, согласованности сердечного ритма, физиологической согласованности и т. д., так как состояние согласованности очень важно для того, чтобы мы могли поддерживать наше умственное, эмоциональное, физическое и духовное благополучие. Согласованность в отношении любой системы, включая человеческое тело, отсылает к логической, упорядоченной и гармоничной взаимосвязи между частями. Если обратиться к физике, то когда мы находимся в когерентном состоянии, практически не происходит расход энергии, потому что наши системы работают оптимально и есть синхронизация между сердцем, дыхательной системой, ритмами кровяного давления, вариативностью сердечного ритма и т. д. Когда мы говорим о согласованности сердечного ритма, мы имеем в виду плавные, упорядоченные виды сердечного ритма. Среди многих преимуществ согласованности — спокойствие, хороший энергетический уровень, ясное мышление и правильное функционирование иммунной системы (Institute of Heartmath, 2013).
«Когда мы принимаем решения из сердца, это часто проявляется в виде беспокойства о том, какое влияние мы оказываем на других. Фокус делается на индивиде, на подлинном выражении, страсти и самовосприятии.
Недостаток чрезмерной зависимости от сердечного центра состоит в том, что часто наблюдается повышенное внимание к тому, как человек будет воспринят другими, или находится ли он в правильном настроении. Те, кто чрезмерно полагается на сердечный интеллект, могут выглядеть так, как будто они теряют из виду то, что происходит у них под носом, чрезмерно сосредоточены на себе, погружены в себя или слишком вовлечены в жизнь других людей. Вероятно, они будут застревать в желаниях, ожиданиях, мечтаниях, тоске и надежде. Лучшее решение будет достигнуто в том случае, если у каждого из центров интеллекта будет своё место за столом. Комплексный ответ послужит и вам, и другим. С помощью интегрированного действия шансы увлечь других вместе с вами намного выше» (Appel, 2013)
Лучшее решение будет достигнуто в том случае, если у каждого из центров интеллекта будет своё место за столом
Центр в области живота: наш «второй мозг»
Наше нутряное чувство — это больше не что-то таинственное и смутное. «„Второй мозг“ не участвует в сложных мыслительных процессах… религия, философия и поэзия остаются по части мозга в голове», — отмечает Майкл Гершон (Michael Gershon), председатель отдела анатомии и клеточной биологии в Нью-Йоркской пресвитерианской больнице / Медицинском центре Колумбийского университета, эксперт в зарождающейся области нейрогастроэнтерологии. Также он сообщает, что:
Формально известный как кишечная нервная система, второй мозг состоит из оболочек нейронов, встроенных в стенки длинной трубки нашего кишечника, или пищеварительного канала, длина которого от пищевода до заднего прохода составляет около девяти метров. Второй мозг содержит приблизительно 100 миллионов нейронов — это больше, чем в спинном мозге или в периферической нервной системе, — отмечает Гершон.
Это множество нейронов в кишечной нервной системе позволяет нам «ощущать» внутренний мир нашего кишечника и его содержимое. Большая часть этой нейронной огневой мощи проявляется в тщательном ежедневном перемалывании в процессе пищеварения. Крошить пищу, поглощать питательные вещества и выводить отходы — всё это требует химической обработки, механического смешивания и ритмических сокращений мышц, которые проталкивают содержимое вниз.
Таким образом, снабжённый собственными рефлексами и ощущениями, второй мозг может контролировать поведение кишечника независимо от мозга, — говорит Гершон. Мы, вероятно, развили эту сложную нервную сеть, чтобы процесс пищеварения и выделения мог происходить «на месте», а не отдалённо из нашего головного мозга, когда в качестве посредника выступает спинной мозг. «Мозгу в голове не нужно марать руки грязным делом пищеварения, которое передаётся мозгу в кишечнике», — замечает Гершон. Тем не менее, он и другие исследователи объясняют, что сложность второго мозга, вероятно, нельзя интерпретировать только лишь через этот процесс (Hadazy, 2010).
Понимание квазинезависимости тех разумных процессов, которые кишечник совершает в нашем организме, объясняет наши взаимоотношения с кишечником. Хотя кто-то из нас ежедневно направляет внимание в эту область, многие ещё не сформировали эту привычку. В то же время кишечник — более отдалённая цель для нашего внимания, что отчасти помогает объяснить этот опыт.
Чрезмерная опора на центр в области кишечника может привести к импульсивным решениям.
«Человек склонен реагировать на раздражители. Хотя в экстренных ситуациях ориентирование на действие — это хорошо, часто нет времени взвесить все „за“ и „против“ или взять в расчёт чувства. Неразумно игнорировать эмпатию и воздействие решений на себя и на других. Отбрасывание важности планирования и подготовки, обнаружения потенциальных проблем, поиска инновационных решений, а затем действие без периферийного и перспективного видения вряд ли приведёт к оптимальному решению» (Appel, 2013).
Преимущество использования центра в области кишечника при принятии решений — это явственное чувство глубокого знания. Нашу склонность можно почувствовать прямо и незамедлительно.
Тело как целое: восприятие
Это правильно и замечательно — распознать три первичных источника ощущений и обратной связи, однако в итоге все мы — трепещущая масса энергии и ощущений. Давайте не будем забывать о том, что каждая клетка, молекула и атом вибрируют жизнью и реагируют на свершающееся каждое мгновение событие под названием Жизнь.
Учитывая, что тело — это тонко настроенный инструмент, состоящий из чрезвычайно чувствительных структур, мы постоянно приглашены глубже обжить каждую систему внутри, даже на клеточном уровне. Взаимоотношения между телом, сознанием, прикосновением и движением показывают, что наше умение изменять других начинается с нашей собственной способности воспринимать и чувствовать наши тела, как показывается в работах Бонни Бейнбридж Коэн, в её фундаментальном труде под названием Body-Mind Centering. Исторически сложилось так, что многие практики исследовали и сформулировали взаимосвязь развития движения, прикосновения и сознания, однако это направление работы предоставляет своим последователям бесконечные возможности для воплощения embodiment-подхода в жизни окружающих.
Как у педагогов и лидеров будущего, у нас есть как возможность, так и ответственность передать наше глубокое знание тем, кто окружает нас. Мы также обладаем невероятным, доступным, божественным инструментом, который находится в нашем распоряжении каждое мгновение и с помощью которого можно осуществить эту передачу. Возможность получать информацию или сдвигать перспективу из одной области внутреннего опыта в другую так же богата, как самая плодородная почва. Те, кто способен замедляться настолько, чтобы ощущать эти места в теле, получают питание и знания в ответ.
Мы обладаем невероятным, доступным, божественным инструментом, который находится в нашем распоряжении каждое мгновение
Нельзя найти замену простому восприятию и ощущению всем телом как нашей первичной границей с миром. Восприятие, чувствование, действие — как общечеловеческий процесс — часто искажается нашим нежеланием чувствовать. Вместо этого мы склонны воспринимать, проектировать и реагировать. Не упустите возможность уступить мягкому животному вашего тела и его врождённой мудрости. Мы можем указать на пользу от обживания нашего тела с помощью физических упражнений и практик, однако невыразимое измерение непосредственного опыта в уголках наших органов может осветить путь для вашей личности как ничто другое. Прямая обратная связь от всего спектра сознания находится под вашей кожей, и это можно чувствовать, наблюдать.
Имейте в виду, что речь не идёт о чрезмерной идентификации с телом. Напротив, наблюдение за опытом нашего физического существования — это быстрый путь стать осознаннее по отношению ко всем его драгоценностям, столь разнообразным и таинственным — болезненным, напряжённым, запутанным и в то же время тёплым, текучим или обширным. Осознанность порождает осознанность, и это не обязательно леденцы на палочке или радуги.
Суть заключается в том, что полностью пребывая в этом уникальном личном сосуде и познавая себя столь близко, как только возможно, мы можем поставить себе на службу способность к значительно более информированному образу действия. Нам нужно поднять наши тела и начать движение… движение к нашей полной проницаемости (transmission).
Недавние исследования показали, что мы можем буквально изменить нашу ДНК при помощи намерения. В результате другие исследователи выдвинули предположение о том, что между ДНК в клетках и структурами высшего порядка — высшим «я» или духом — происходит «энергетическая связь или информационный контакт» (Heartmath Institute). Кроме того, «сердце, которое генерирует значительно более сильное электромагнитное поле, чем мозг, обеспечивает энергетическое поле, которое связывает вместе структуры высшего порядка и многие системы организма, в том числе его ДНК». Теория Чайлдра о сердечном интеллекте предполагает, что «люди, способные поддерживать состояние сердечной когерентности, усиливают контакт со структурами высшего порядка, что, в свою очередь, в большей степени способствует изменениям ДНК» (Heartmath Institute).
В конечном счёте «наше сердце включено в электромагнитные поля внутри полей, встроенных в голографические иерархии, целое существует внутри каждой части, и всё функционирует как интегрированная движущая сила» (Pearce, 2002). Рабочая фраза — интегрированная движущая сила — является здесь ключевой. Из нашей ДНК через чувственное восприятие нашего сердца мы можем буквально менять реальность. За дело.
Теперь все вместе
Многие философы, духовные учителя и практики соглашаются с тем, что каждый из центров привносит особый энергетический аромат в атмосферу нашего существования. В данной цитате Алмаас говорит о телесных центрах и их функционировании:
…Обычно центр в области живота связан с воплощённостью в теле (embodiment), со способностью воспринимать самого себя. Однако центр в области живота также является центром воли. В некотором смысле предельной целью воли является способность сдаться происходящему, сдаться настоящему моменту. И сдаться настоящему означает ни за что не держаться. Истинным назначением воли является возможность полной сдачи происходящему без цепляния за что-либо. Это воля. Сущностное «я», так же как и другие аспекты Сущности, может функционировать в любом тонком центре. Когда человек является сущностным «я», оно, как правило, располагается в сердечном центре. Однако когда сущностное «я» функционирует в связи с отождествлением или разотождествлением с каким-либо содержанием опыта, оно начинает соотноситься с центром в области живота. Сущностное «я» является скорее потенциалом к осуществлению опыта, и также оно проявляется как способность к отождествлению. Одно из следствий способности отождествляться — это воплощённость в теле. Воплощать что-либо в теле означает отождествляться с происходящим. Сущностным состоянием является настоящее. Вы воплощаете его в теле, если вы являетесь им. Истинное «я» обладает способностью отождествляться с тем или иным опытом, но оно не обязано делать это. У него есть выбор, есть свобода. Когда вы являетесь истинным «я», вы можете стать тем, что есть — на сто процентов. Если в настоящем есть истина, вы являетесь истиной — «Я есть истина». Но как только появляется что-то другое, вы становитесь этим. Нет цепляния за что-либо (Almaas, 1988).
Многое можно изменить просто благодаря бытию.
Тело как социальный холон
Наши тела не существуют в вакууме. Мы — социальные существа; мы живём в одной или нескольких культурах в нашем глобальном обществе, и они имеют разные ценности. Как человеческие существа, мы обитаем и в нашей основной культуре, и в нескольких субкультурах. Взгляните на происхождение вашей семьи и её особой культуры по отношению к национальной культуре, в которой вы выросли. Ценности, которые эти культурные среды накладывают на тело, влияют на наше восприятие себя и на наши действия.
Холон представляет собой целое, которое одновременно является частью другого целого. Подумайте о себе как о холоне. Как индивид, вы являетесь целым. Вы состоите из разных подсистем, таких как ваш скелет (структурный холон), нервная система (информационный холон), кровеносная система (внутреннее распределение энергии) и т.д. Каждый из этих холонов в свою очередь состоит из других холонов. Таким образом, продолжая дальше вглядываться внутрь себя, вы в конце концов добираетесь до генов, клеток, молекул, атомов, субатомных частиц, струн и далее до бесконечности. У вас есть свойства или характеристики, которые уникальны для вас и вашего уровня описания. Например, вы можете ходить и говорить — ни одна из подсистем не может делать это самостоятельно. Ваша способность ходить и говорить, ваша личность, ваши отдельные навыки и компетенции возникают из сотрудничества частей. Они являются новыми свойствами, которые возникают на уровне описания вас как целого. Вы также являетесь частью — нет человека, который был бы как остров! Вы должны иметь взаимоотношения с другими людьми. Вы являетесь частью вашей семьи. У семьи есть новые свойства. Вы являетесь частью многих холонов. (University of Briston, 2013) Обратите внимание на различные социальные круги, в которых протекает ваша жизнь: работа, семья, сообщества, социальные круги в сфере развлечений, духовные или религиозные объединения и т.д.
Хотя в этой статье вкратце обозначена социальная психология воплощённости в теле (embodiment), в этой области можно исследовать гораздо больше, как вы можете себе представить. В рамках этой статьи мы сосредоточимся на влиянии embodiment-подхода в лидерстве и/или обучении с более высоких/глубоких уровней присутствия. Разумеется, одним из главных социальных факторов, влияющих на то, как мы воплощаем в теле, является гендер. Различия в культурном восприятии размеров и формы тела столь же многочисленны, как и число культур, существующих сегодня на планете. Безудержное распространение в СМИ сообщений о том, какими «должны быть» наши тела, особенно на Западе, просто-напросто таково: безудержно. Быстро кивнув в сторону социального влияния на embodiment, мы идём дальше.
Окружающая среда, в которой мы живём, имеет огромное значение, которое часто игнорируется. То, как мы обставляем наши офисы, может играть заметную роль в уровне нашей ежедневной физической активности, и то же самое верно для наших жилых помещений. Физический распорядок формируется нашим физическим окружением, и его легко изменить, если подходить к этому осознанно. Например, если развернуть диван в вашей комнате в сторону окна, это может создать такие условия, в которых больше времени будет отдано чтению, а не просмотру телевизора. Замена стула на подушку для медитации, скорее всего, будет напоминать вам чаще медитировать, чем погружаться в размышления. Эти простые корректировки, взятые все вместе, могут существенно изменить наши привычки и те результаты, которые они создают.
Библиография
- Almaas, A. (1987). Diamond Heart Book III. Boston, MA.
- Almaas, A. (1988). Pearl Beyond Price: Integration of Personality into Being: An Object Relations Approach . Boston, MA: Shambala .
- Anderson, D. A. (2010). Beyond Change Management . San Francisco, CA: Pfeiffer.
- Appel, W. (2013, February 26). Integrated Response to Decision Making: Head, Heart, Gut. Retrieved from WendyAppel.com: http://www.wendyappel.com/integrated-response-to-decision-making/
- Audi, R. (1999). The Cambridge Dictionary of Philosophy, Second Edition. Cambridge: Cambridge University Press.
- Benke, E. A. (2011, August). Husserl’s Phenomenolgy of Embodiment. Retrieved May 15, 2013, from Internet Encyclopedia of Philosophy: http://www.iep.utm.edu/husspemb/
- Bonder, S. (2006). Waking Down: Beyond Hypermasculine Dharmas. San Anselmo, CA: Mt. Tam Awakenings.
- Brothers, C. (2005). Language and the Pursuit of Happiness. Naples, FL, USA: New Possibilities Press.
- Burger, B. (2011). Esoteric Anatomy: Body As Consciousness. San Francisco, CA: North Atlantic Books.
- Cuddy, A. (2012, October 1). Your Body Language Shapes Who You Are.
- Dea, W. (Ed.). (2011). Igniting Brilliance: Integral Education for the 21st Century. Tuscon, AZ: Integral Publishers.
- Duffy, K. S. (2012). An Ontological Approach to Thought Loops and Growth Edges.
- Hadazy, A. (2010, February 12). Think Twice: How the Gut’s «Second Brain» Influences Mood and Well-Being . Scientific American Magazine .
- Heartmath Institute. (n.d.). You Can Change Your DNA. Boulder Creed, CA.
- Institute of Heartmath. (2013, May 15). Research FAQS. Retrieved May 15, 2-13, from Institute of Heartmath: Connecting Hearts and Minds: http://www.heartmath.org/faqs/research/research-faqs.html
- Internet Encyclopedia of Philosophy: A Peer Reviewed Academic Resource. (2011, August 27). Husserl’s Phenomenology of Embodiment.
- Josephs, B. J. (2007). Leadership Agility. San Francisco, CA: Jossey-Bass.
- March, S. (2013). Integral Action Design. San Francisco, CA, 2013.
- Marshall, S. P. (2006). The Power to Transform: Leadership That Brings Learning And Schooling to Life. San Francisco, CA: Jossey-Bass.
- Pearce, J. C. (2002). The Biology of Transcendence. Rochester, VT: Park Street Press.
- Peter Senge, C. O. (2004). Presence: Human Purpose and the Field of the Future. New York, NY: Crown Business.
- Rollin McCraty, P. M. (n.d.). Modulation of DNA Conformation by Heart-Focused Intention.
- Schwartz, J. L. (n.d.). The Power of Full Engagement. Managing Energy, Not Time, is the Key to High Performance and Personal Renewal . Retrieved May 23, 2013
- Stanley, B. J. (2013, May 6). I Am Not This Body. Retrieved May 10, 2013, from www.nytimes.com: https://opinionator.blogs.nytimes.com/2013/05/06/i-am-not-this-body/
- The Body: A Phenomenological Perspective. (2013, May 8).
- University of Briston. (2013, May 10). University of Briston Civil Engineering, Holon A Definition. Retrieved May 10, 2013, from http://www.bris.ac.uk/civilengineering/research/systems/civilengineeringsystems/holon.html
- Weiss, G. a. (Ed.). (1999). Perspectives on Embodiment. Routledge