Однажды у Марка Твена я обнаружил интересное наблюдение. Вот как его слова звучали в моей голове, пока я не решил найти оригинальную цитату: «В семь лет я боготворил своего отца. В четырнадцать я считал его круглым идиотом. Ещё через семь лет, когда мне шёл двадцать первый год, я удивлялся тому, как поумнел мой папаша!» У Твена нет слов о семилетнем возрасте, а его слова о четырнадцати годах ещё резче.1 Моя память сформировалась именно так по причине того, что меня иногда называют идеологом взросления — я занимаюсь этапами становления человеческой личности и систем, которые создают люди. Зная эти этапы, можно осознать себя и свою жизнь как направленный, целостный путь развития, можно точечно восстановить в себе упущенные навыки для жизни, можно уверенно планировать гармоничное воспитание ребёнка, можно наращивать внутреннее и внешнее богатство, собирая сокровища на земле и на небе, можно выстраивать большие и малые человеческие системы так, чтобы каждый человек находился там на правильном месте, имел правильную задачу и делал лучшее, на что способен.
Слово «образование» имеет корнем слово «образ». Формирование нашего образа происходит всю жизнь и худшее, что может произойти с человеком, это иллюзорная уверенность в том, что ему нечему больше учиться. Действительно, образование как пожизненный процесс имеет несколько отчётливых фаз. Они не выглядят иногда последовательными этапами, а походят, скорее, на школу игры на разных струнах души. Доступ к этим струнам открываeтся для нас последовательно, но учиться качественно играть на каждой струне, учиться извлекать стройные аккорды из нескольких струн мы можем всю свою жизнь.
Первая струна. Мы рождаемся беспомощными существами, неспособными выжить без родительской помощи. Первая наша наука — научиться владеть своим телом, осознать наличие базовых способов удовлетворять потребности организма, извлекать из него удовольствия и избегать боли. Мы не можем жить, не освоив этой струны, нам крайне трудно действовать в мире, если аккомпанемент нашего тела нарушен.
Вторая струна. В самом раннем детстве мы сотканы из безотчётной и благоговейной любви к окружающим нас самым лучшим людям на свете. Ради них, ради их взгляда, слова, ласки дети готовы на всё. Это тёплое отношение родного человека создаёт, формирует нашу способность к душевности. Мы осознаём в себе наличие второй струны только более-менее освоив игру на первой. И ещё один способ — наша вторая струна становится заметной, резонируя со звучанием такой же музыки, исходящей от родительской заботы.
Третья струна. Время от времени на фоне этой благостной картины хаотично, но настойчиво вспыхивают первые очаги нашего желания быть отдельной, сильной, самостоятельной личностью. Мы начинаем упражняться в яростной ненависти ко всему, что стоит на нашем пути. Неизбежные уроки капризности, непослушания, агрессии готовят нас к тому, чтобы мы смогли научиться воспроизводить звучание свободы, воли, права на личное счастье, права достигать своих целей. Отчаянно бренчащими на первых трёх струнах нас принимают общеобразовательные учреждения.
Четвёртая струна. Убедившись в способности быть «свободным от», мы по инерции можем перейти к «свободе для». Впрочем, вы знаете множество людей, продолжающих всю жизнь играть на три аккорда музыку болезненной потребности в уважении, во власти, в накоплении материальных благ и общественных статусов. Но если наши родители или общество оказываются способными воспроизвести звучание четвёртой струны и научить нас играть на ней, то мы понимаем важность порядочности, чести, личного достоинства. Мы учимся уважать общественные устои и адекватно соответствовать принятым нормам.
Пятая струна. Учиться играть такую музыку нам часто приходится уже самостоятельно. К этому времени мы начинаем переоценивать правила жизни, усвоенные ранее. Это пубертатный период, последние годы в школе. Иногда справедливо, а иногда и сгоряча что-то кажется нам абсурдным, бессмысленным и бесполезным, и нам приходится вспоминать навык игры на третьей струне, чтобы отдалить от себя то, что мы считаем ненужным. Но самый главный навык этой струны — способность создавать новые, собственные установки, правила, законы, включающие в себя все варианты звучания предыдущих струн, но превосходящие их в гибкости, эффективности, рациональной логичности. Пятая струна учит нас мыслить системно. И да — эта музыка доступна всем, но играть на ней умеют пока далеко не все люди. Хотя именно это звучание мы слышим вокруг в качестве призывного ориентира. Это музыка зрелого бизнеса, современной науки, это музыка социальной и политической жизни развитых государств.
Шестая струна. Только уже взрослые, ответственные, чувствующие мужчины и женщины способны осознать в себе наличие способности создавать музыку более изящную и тонкую, нежели та, которая обильно слышится вокруг. Люди находят в себе эту струну, заботясь об экологии природы и человеческих отношений, устанавливая равенство возможностей, подвергая сомнению, совершенствуя и иногда — стирая границы между научными дисциплинами, социальными традициями, экономическими нормами. Эта струна уничтожила рабство, она дала избирательное право женщинам, она заботится об индивидуальном развитии талантов детей. Эта струна учит людей мыслить системами систем, но одним лишь умом невозможно решать такие непростые задачи. Мелодия шестой струны набирает уверенную силу во всём мире, и вы можете слышать её всё более отчётливо.
Желанию человека совершенствовать свой мир ничто не способно помешать. Есть версия, что мы способны научиться исполнять и ещё более тонкую музыку. Описано влияние ещё двух струн. На седьмой струне мы решительно ставим под сомнение качества всех своих личностных характеристик и реализуемся как сквозной, стремительный, непривязанный, живой поток событий. Восьмую струну люди осознают, приходя к пониманию органичной, естественной, всесвязующей, общей, глобальной духовности этого мира, способной объединить людей планеты в один симфонический оркестр, слаженность которого подчёркивается бесконечным разнообразием инструментов.
Чтобы не выдавать желаемое за действительное, чтобы следовать изначально заложенным в нас эволюционным процессам, мы должны научиться исполнять мелодии своих жизней, качественно играя на каждой из доступных струн. Любая одна струна и целые аккорды из нескольких струн могут воспроизводить здоровую и приятную мелодию, а могут иметь и нездоровое, дисгармоничное звучание. Мы резонируем своими маленькими оркестрами, находясь в общении с другими людьми, находя с ними то, что мы называем «общий язык». Или же случается какофония, происходящая от неспособности гармоничного созвучия. Освоение каждой новой струны даёт нам мощнейшее чувство счастья. Если вы ищете счастья для себя, то, скорее всего, вы стремитесь освоить очередную новую струну.
Задача образования человека заключается вовсе не в том, чтобы научить всех членов общества исполнять торжественные марши и гимны в унисон (так видит цель образовательного процесса человек, не освоивший более четырёх струн). И не в том, чтобы стать виртуозом-одиночкой, прославленным маэстро, популярным музыкантом (так видит цель образовательного процесса человек, обожающий свою новенькую пятую струну). Даже задача свободно предоставить каждому ребёнку возможность ненапряжно следовать собственному уникальному пути освоения музыкального инструмента не приведёт к гармоничному музицированию, как часто думают восторженные почитатели звучания одной лишь шестой струны. Современный мир нуждается в людях, имеющих доступ ко всем и к каждой струне своей души. Это 1 — здоровый телом; 2 — понимающий близких; 3 — свободный и сильный; 4 — честный и порядочный; 5 — успешный и результативный; 6 — заботливый и душевный; 7 — непривязанный и бесстрашный; 8 — гражданин мира.
Бывает так, что тепличные условия в наших обществах, в наших семьях делают так, что мы пытаемся подражать звучанию новых струн, играя на тех, которые есть в доступе. Например, лёгкая доступность литературы, повествующей о практиках и результатах развития мистиков разных духовных традиций, создаёт ситуацию, при которой большое количество людей в стремлении выдать желаемое за действительное пытается подражать сложнейшим вибрациям великих душ прошлого и настоящего. Это замечательно, но довольно часто несвоевременное и неравномерное освоение вселенского сольфеджио вызывает проблемы с благосостоянием, разводит семьи, рушит партнёрства в бизнесе, ведёт к овощному бездеятельному существованию окончательно просветлённых нарциссов.
Бывает и так, что исторические катаклизмы, войны, социальные эксперименты рвут в наших душах какие-то струны, и мы вынуждены восполнять их звучание. Например, на постсоветском пространстве дважды за столетие в людях рвалась четвёртая струна, отвечающая за порядок, законность, преемственность поколений, уверенность в будущем. Поэтому вокруг так много людей, играющих на третьей струне, воспроизводящей нездоровые звуки вероломства, беспардонности, чванства, но исполняя написанные ноты пятой струны. Далеко не все современные политики и бизнесмены имеют внутри себя понимание того, что по-настоящему эффективные человеческие системы не создаются без уважения к общим смысловым пространствам, без личного соответствия единым для всех законам. Играя на третьей струне, можно, при желании, навешать на себя много блестящих медалей. Но только вкупе с четвёртой струной мы обретаем способность к счастью не одинокому, не эгоцентричному, к счастью быть признанными достойными людьми, уважающими других, любящими свою страну. Нам есть ещё чему учиться. И, возможно, лучшее, что мы можем сделать, это постараться воспитать своих детей без упущенных душевных струн.
Подробнее о том, что говорится в этой статье, можно узнать, интересуясь Спиральной динамикой и интегральным подходом Кена Уилбера в его контексте уровней развития. Авторская метафора о струнах человеческой души снимает, как кажется, несколько противоречий в описании форм человеческой красоты и сложности. Используемая в существующих текстах метафора уровней или стадий развития имеет некий линейный, достигаторский подтекст и словно бы предполагает обязательность и движения по ступенькам — «всё выше, и выше, и выше!» При этом утрачивается многообразие взаимодействий «стадий» развития, нелинейная одновременность их присутствия, их красота. Пытаясь описывать субъективное пространство человека, мы неизбежно используем метафоры, даже когда нам кажется, что наш язык строг и научен. От качества этих метафор зависит не только научный результат, но и практическая сторона применения теории на практике.
Образование человека, как было сказано выше, это постоянный, пожизненный процесс. Посмотрите вокруг. Прислушайтесь. Сколь много разных уникальных человеческих мелодий! Буквально каждый человек обладает какой-то способностью, которой не обладаете вы. Но ещё далеко не всегда мы слышим гармоничные мелодии в этом огромном хаосе. Мир стремительно объединяется в единый оркестр, стремясь исполнять всё более непростые, волшебные, сильные симфонии. Для этого уже сейчас есть все средства. Нам и нашим детям суждено стать уникальными инструментами, обладающими широким диапазоном возможностей. Незатейливым инструментам тоже достанется своя партия — мир стремится к гармоничному звучанию. Но сегодня, как никогда, у нас и у наших детей есть шанс освоить, вобрать в себя, стать композиторами музыки, воспевающей эволюцию Вселенной.
- Оригинальная цитата из Марка Твена: «Когда мне было четырнадцать лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его. Когда мне исполнился двадцать один, я был изумлён, как поумнел старик за эти семь лет». ↩