Чтобы понять, что такое наши мировоззрения, часто используются метафоры карт и территорий. Но что такое карта и что такое территория? Как они соотносятся?
Философу Альфреду Коржибски, основателю общей семантики, принадлежит знаменитая фраза о том, что карта не является территорией. Другими словами, наши представления о реальности не являются самой этой реальностью. Тот мир, в котором мы живём, это именно наш мир, а не просто некий абстрактно данный нам мир. И хотя это, на первый взгляд, кажется достаточно очевидным, в этом различении кроется удивительная мудрость и освобождающая сила. Впрочем, не так уж это и очевидно!
Во-первых, у каждого мировоззрения, будь оно связано с культурой, в которой человек вырос, или с уровнем развития этого человека (а на каждом уровне развития мировоззрение меняется кардинальным образом), эта карта своя. Собственно, мировоззрение — это и есть карта.
Во-вторых, мировоззрения разных уровней развития определяют свои отношения с территорией весьма разным — и это очень важный момент! — способом.
К примеру, на мифическом уровне развития преобладает представление, что есть только территория. Соответственно, к ней может быть только одна карта, адекватная этой территории — поскольку не существует ещё понимания раздельности карт и территорий. Мифический уровень развития верит, что их карта единственно верная именно потому, что никаких карт ещё нет, есть только сама территория. Соответственно, даже если карта мифических обществ кем-то не разделяется, этот кто-то в любом случае позиционируется внутри этой карты. Скажем, на территории христианина мифического уровня развития присутствуют ад и рай. И если буддист будет упорствовать в своём буддизме, он попадёт в наш, христианский ад. Единственный способ для этого буддиста попасть в наш рай — стать христианином. Именно поэтому, из-за неразличения карты и территории, в мифических обществах столь силен прозелитизм: человечество можно спасти (т.е. обеспечить для всех попадание в наш рай) только через принятие всем человечеством нашей карты, ведь она на самом деле одна на всех, поскольку и территория — одна на всех.
На рациональном уровне развития есть различение карты и территории, но лишь в том смысле, что есть только одна общая для всех реальность, и наше дело — определить наиболее адекватную карту. У мифических и магических обществ карты, естественно, неадекватные (ведь они не проходят проверку научным методом), а у нас может быть адекватная — и с каждым годом и с каждым новым открытием в физике, химии, биологии и других науках мы приближаемся всё ближе к адекватности нашей карты. Соответственно, наша задача как рациональных созданий — указать магическим и мифическим людям (и снова прозелитизм!), что их карта совершенно неадекватна, ведь территория выглядит совсем иначе, чем они предполагают: под землёй не ад, а магма!
Догматизм возможен только тогда, когда есть только одна правильная картина мира
На пострациональном, плюралистическом уровне часто можно встретить представление, что территория принципиально непознаваема, и всё, что нам доступно — это обусловленные наборы карт. Поскольку таких карт может быть очень много (отсюда — плюрализм), а конечная истина непознаваема, происходит поворот к экзистенциализму (мы навеки потеряны в контекстах смыслов) и к социальной природе карт: критерием адекватности карты становится не то, насколько хорошо она описывает реальность, а то, насколько она обеспечивает гармоничное сосуществование всех людей (и всех живых существ), и насколько она в принципе антитоталитарна.
Интегральное мировоззрение (в том виде, как его формулирует Интегральная теория) превосходит и включает истины мифического, рационального и плюралистического мировоззрений. То есть превосходит и включает и представления этих уровней о реальности, и их взаимоотношения с реальностью.
Благодаря всей эволюции сознания нам сейчас очевидно, что карта и территория — это не одно и то же; что есть реальность, и есть наши представления о ней, которые всегда будут составлять нашу реальность. Очевидно также, что таких представлений может быть очень много, и нужно уважать их, покуда они не начинают заниматься тоталитарным подавлением других мировоззрений.
Интегральное мировоззрение добавляет к этим пониманиям одно важный момент: да, карта не есть территория, и существует множество карт, но точно так же существует и множество территорий! Другими словами, если для мифического уровня есть только одна территория и нет карт («буддисты будут гореть в нашем аду»), если для рационального уровня есть только одна территория и есть более или менее адекватные карты («мы изобрели телескоп и на небе седого дедушку не нашли»), если для плюралистического уровня территория непознаваема и есть только бесконечные контексты карт, то для уровня интегрального карта и территория неразрывно связаны и находятся в постоянном взаимовлиянии.
Что это значит? Это значит, что когда мы говорим о карте или территории, мы автоматически говорим, по сути, о «карте/территории»; что любое представление о реальности создаётся реальностью и создаёт реальность.
Любое представление о реальности создаётся реальностью и создаёт реальность
Один очевидный пример: карта нацистов (их понимание того, «как всё на самом деле устроено») достаточно сильно повлияла на территорию, в прямом и переносном смысле.
Один чуть менее очевидный пример: до определенного уровня сознания (как индивидуального, в развитии ребенка, так и коллективного, в истории человечества) не существует сложных абстрактных концептов. К примеру, «3√5» — это реальная вещь, или нереальная? Это только карта, или территория? Представление, или реальность? И где эта вещь находится?
Чтобы разобраться с этим, Интегральная теория вводит два удобных обозначения: «космическая привычка» и «космический адрес».
Вся реальность целиком в Интегральной теории называется «Космос» с большой буквы, поскольку слово «космос» обычно включает в себя только астрономические реалии, здесь же подразумевается именно вообще Всё.
Космическая привычка — это любые эволюционно заложенные принципы, и чем более они фундаментальны, тем «привычка» сильнее. Скажем, биологические законы не могут опровергнуть химические, а химические законы — физические. Птицы летают благодаря, а не вопреки законам физики, потому что физические законы как космическая привычка устоялись за миллиарды лет до того, как появилась биологическая жизнь.
В коллективной и индивидуальной психологии, как и у всего остального, тоже есть свои космические привычки. Скажем, эволюционно более ранние стадии развития человечества оказываются более укорененными и менее подверженными изменениям космическими привычками, чем стадии, возникшие относительно недавно. Так же и в индивидуальном плане — заложенное в меня в детстве изменить гораздо сложнее (если вообще возможно), чем то, что было «заложено» в меня сегодня утром. Сложность изменений космически укорененных привычек связана ещё и с тем, что каждое следующее новое возникновение в Космосе основывается на всём том, что возникло до него. Практически невозможно перестроить фундамент, когда на нём уже возведён целый дом. Поэтому мы и говорим про космические привычки разной степени укорененности.
Космический адрес — это то, где локализуется то или иное возникновение. Я уже писал раньше о том, что Космос оформляется через внешнее и внутреннее индивидуального и коллективного. Внешнее можно потрогать, внутреннее можно почувствовать или помыслить. Например, 3√5 не находится во внешнем мире объектов, которые можно потрогать. Тем не менее, от этого 3√5 не становится менее реальным — просто нужно понимать чётко его космический адрес. С другой стороны, орбитальная станция «Мир», которая является вполне себе физическим «внешним» объектом, не была бы построена без этого «внутреннего» объекта (то есть без сложного системного мышления высоких порядков абстракции).
Вдобавок к различению внешнего и внутреннего индивидуального и коллективного, Интегральная теория добавляет к космическому адресу уровни сознания, о которых шла речь выше. Мы уже говорили о том, что 3√5 — это объект рационального уровня развития (дорациональный трехлетний ребенок не в состоянии, в прямом смысле слова, понять смысл или произвести операции с этим объектом). Таким образом, космический адрес 3√5 — это рациональный уровень индивидуального и коллективного внутреннего.
Зачем нам нужно это прояснять? Почему это вообще важно?
Во-первых, соотношение территорий и карт сильно меняется в тот момент, когда мы понимаем, что они взаимно создают друг друга в постоянном процессе становления. Территория пробуждает новые карты, формирующие новую территорию. Жизнь формирует космическую привычку рационального уровня сознания, который создаёт карту, в которой возможен такой объект как 3√5, который способствует созданию новой территории — орбитальной станции «Мир».
Как это относится к нацизму и нашему отношению к нему? Как это относится к религиозному фундаментализму и нашему отношению к нему? Как это относится к либерализму и нашему отношению к нему?
Во-вторых, территория может быть как внешней, так и внутренней. 3√5 — это реальный объект внутренней территории, адекватной картой для которого является лишь мировоззрение рационального уровня (для дорационального мировоззрения/карты, скажем, эти символы являются просто чёрным узором на белом фоне). И важное преимущество интегральной картографии заключается именно в её акценте на различные феномены внутренних территорий:
Пробуждение, Просветление, Бог, любовь, безусловное счастье, Освобождение, медитативные состояния и прочие феномены внутренних территорий опыта обретают смысл только в контексте определенных карт, точно так же, как 3√5 обретает свой истинный смысл только в контексте карты рационального мировоззрения. И соответственно, подобно тому, как лишь добравшись в своём развитии до космического адреса, по которому «прописано» рациональное мировоззрение, мы обретаем и понимаем реальный смысл 3√5 и можем построить орбитальную станцию «Мир», мы обретаем и понимаем смысл таких феноменов как «Пробуждение» или «Бог» лишь добравшись до космического адреса той карты, которая делает их реальность осмысленной; той карты, которая одновременно создаёт такую территорию внутреннего опыта и создаётся ей.
Осознание коcмических привычек и космических адресов освобождает и даёт простор для жизни в полноте её проявлений
Да, верно, карта не есть территория. Они различны хотя бы потому, что может быть много карт к одной территории, и адекватность карт проверяется поколениями ученых, практикующих исследование территорий, описываемых этими картами (как во внешнем, так и во внутреннем измерении).
И столь же верно, что новые карты активируют, задействуют новые территории. Дорациональный ребенок и рациональный взрослый живут, в прямом смысле слова, в разных мирах. Мифическая культура и рациональная культура порождают разные миры. В этом Интегральная теория присоединяется к мягкой формулировке гипотезы Сепира-Уорфа, усиливая её данными психологии развития.
Осознание космических привычек и космических адресов как различных мировоззрений, так и различных объектов, для них существующих, освобождает и даёт простор для жизни в полноте её проявлений. Освобождает потому, что впервые даёт возможность настоящего диалога.
Больше нет необходимости сводить все феномены к территории одной из карт (например, опровергать существование Бога на территории рационального мировоззрения) или искать феномены по тому космическому адресу, где они не прописаны (например, искать сознание в мозге).
В чём есть необходимость, так это в диалоге, в поиске адекватных инструментов трансляции из одной карты и одного мира — в другой. В этом я вижу основную эволюционную задачу нашего времени. Таких инструментов пока ещё практически нет; только-только начинают формироваться основания для их появления. И интегральная теория может быть первым шагом к созданию этих оснований.