Я только что закончил читать очень интересную и влиятельную книгу «Праведный разум: Почему хорошие люди оказываются разделены политикой и религией», написанную исследователем психологии морали Джонатаном Хайдтом (Haidt J. The righteous mind: Why good people are divided by politics and religion. — New York: Pantheon Books, 2012).
Хайдт утверждает, что существует шесть основных ценностных оснований:
- забота/вред;
- свобода/притеснение;
- справедливость/обман;
- авторитет/предательство;
- лояльность/ниспровержение;
- и чистота/деградация.
Либералы почти не поддерживают последние три ценностные основания, вместо этого сосредотачиваясь на первых трёх. Консерваторы же, однако, придерживаются всех шести ценностных оснований. Этот факт делает их более привлекательными в периоды выборов.
Хайдт принимает то, что можно назвать интегральной перспективой на досовременные и современные ценности, однако он не располагает контекстом развития для объяснения различия между досовременным и современным. Он просто полагает, что некоторые люди генетически склонны быть более осторожными, а другие генетически склонны пробовать новое (либералы), хотя воспитание и жизненный опыт играют важную роль в том, как выражаются эти генетические склонности.
Хотя Хайдт и является атеистом, он понимает важную роль, которую религия исторически играет в социальной организации. И он предупреждает, что исчезновение религии может оказать разрушительное влияние на социум. На стр. 313 данной книги он заявляет:
Общества, которые отказываются от экзоскелета религии, должны очень тщательно осмыслить, что же с ними будет происходить в течение нескольких поколений. Мы, на самом деле, не знаем, ведь первые атеистические общества возникли в Европе лишь в последние несколько десятилетий. Но они представляют собой наименее продуктивные общества из известных нам в плане обращения ресурсов (которых у них много) в плоды деятельности (которых у них мало).
Ницше предсказал, что, если не будет найдено замены христианству, европейскую цивилизацию ожидает закат. Именно поэтому он постулировал сверхчеловека как новую цель для европейского человечества — цель, которая вдохновила бы людей на то, чтобы построить что-то великое и красивое, выходящее за пределы их самих, если опираться на положение, что жизнь находит оправдание лишь как эстетический феномен.
Неясно, считает ли Хайдт атеистическим обществом Китай, однако снижение темпов роста населения в этой стране, судя по всему, в меньшей степени вызван атеизмом, нежели политикой по контролю рождаемости, проводимой китайским правительством. В любом случае, книга содержит полезные сведения.