Интервью с Артёмом Степановым, главным редактором и генеральным директором издательства «Манн, Иванов и Фербер». Беседовал Евгений Пустошкин. Записано специально для эл. журнала «Эрос и Космос» в ноябре 2016; публикуется впервые.1
Часть 1: «Книги, от которых меняется жизнь, и ступени эволюции издательства „Манн, Иванов и Фербер“»
Буквально в последнее время, в этот год, у нас очень много внутренних трансформаций и изменений, и мы понимаем, что следующий уровень, — он снова есть. Для меня он про то, что это всё — всё, что мы делаем (полезные книги, несущие какие-то ценности)… на следующем уровне это всё для меня про развитие. В каком-то смысле. Если я вижу жизнь как путешествие из точки А в точку Б, то смысл жизни в том, чтобы та дельта, которая у тебя получается, была максимальной: чтобы это была не просто дельта, ведь это очень вещественная, можно сказать механическая вещь, но и чтобы качество этого перехода (когда ты вошёл на одном уровне, а вышел на другом) было тебе созвучным. Что ты свою дорогу прошёл с этой дельтой, а не чью-то чужую.
Часть 2: «Пространства трансформации и книги как носители смыслов»
В этих книгах, про которые мы сейчас говорим, мой очень глубокий интерес состоит в том, что мы выходим — как бы это пафосно ни звучало — на некий передний край. Среди авторов, которые пишут такие книги, — там очень мало случайных людей. Пока ещё не видел, чтобы книжку по вертикальному развитию написал какой-то консультант, который просто мимо проходил, подумав, мол, вот прикольная тема. Если её пишут, то пишут люди, которые в этой теме, ею горят, поэтому многие такие книги дышат какой-то идеологией, можно так сказать, поскольку они все пересекаются в одной ключевой мысли: в человечестве стало мало человечного. И они этого огромного слона рассматривают с разных сторон. Лалу совершенно классно это преломил сквозь призму организаций, как и тот же самый Киган — у него тоже это есть.… Все их идеи пронизаны центральной нитью: что-то не так в современном мире, и есть какие-то маленькие указатели, на что можно обращать внимание, что люди делают по-другому, более человечно.
Часть 3: «Экономика внимания: как максимальную глубину одних доносить до максимальной широты других?»
Миру вообще не нужны новые знания, — если посмотреть, какое количество знаний существует… Недаром, «Google» — одна из самых дорогих и богатых компаний мира: они поняли пятнадцать — двадцать лет назад, что то, что нужно, — это искать информацию, потому что она уже существует. Когда мы говорим про книги, мысль в том, что эти идеи (просто другими словами) — они уже есть… Но каким-то образом есть проблема, что до людей эти знания не доходят. Если смотреть на это так, то возникает вопрос: почему так происходит?
Мы хотим научиться управлять полярностью «глубина» и «охват». Когда мы говорим про книжку довольно глубокую, то это одновременно ещё и довольно сложная книжка. Книжка Лалу «Открывая организации будущего», при том что она написана очень простым языком, — её далеко не каждый осилит. И при этом, если бы мы эту книжку издали три года назад или пять лет назад, вряд ли она была бы настолько популярна.… Нет необходимости очень много нового создавать, важно просто перенаправить внимание, которое находится где-то в телевизоре, в социальных сетях — оттуда, где оно есть, туда, где его нет. В этих книгах его гораздо меньше, и мне кажется это интересной задачей.…
Смысл я вижу в том, чтобы максимальную глубину одних доносить до максимальной широты других. И как делать так, чтобы обычные люди, которых мы видим на улице, могли к этому прикоснуться?.. Не просто: «О, это какой-то умный чувак, это не для меня», — а чтобы они могли к этому каким-то образом присоединиться, и, возможно, в их жизни что-то изменится. Вот, наверное, такая «сверхидея».
- Съёмочная группа: Михаил Пунга, Александра Пашкина, Татьяна Парфёнова. Монтаж: Михаил Пунга. ↩