Только целое имеет смысл.
— Г. В. Ф. Гегель
Как заметил Кен Уилбер в статье «Введение в интегральную теорию и практику», за последние тридцать лет мы стали свидетелями исторически беспрецедентной ситуации: отныне нам доступны все культуры мира. В прошлые времена, если вы рождались, скажем, китайцем, вам, скорее всего, суждено было провести всю жизнь в условиях одной культуры, нередко в одной провинции, иногда в одном доме; вы жили, любили и умирали на небольшом клочке земной поверхности. Но сегодня люди не просто географически мобильны, — мы можем изучать и изучили практически каждую из культур, существующих на этой планете. В планетарной деревне все культуры друг у друга на виду. Самое знание обрело ныне планетарный характер. Это значит, что, — опять же, впервые в истории, — нам доступна теперь вся совокупность человеческого знания: знание, опыт, мудрость и образ мысли всех основных человеческих цивилизаций, от древних и до новейших, отныне доступны каждому желающему их изучить.
Таким образом, человеческая раса вышла на такой уровень надкультурного развития, когда представляется возможным объединить мировые знания и вывести единые для всех правила и нормы жизни человеческой цивилизации. Эти нормы были бы понятны и приемлемы для всех культур на Земле и смогли бы служить одной цели для всего человечества.
Я полагаю, не многие из нас задумывались над тем, насколько далеко зашло человечество в вопросе порабощения планеты. Я и сам никогда ранее не думал об этом в глобальном масштабе. Не думал, пока абсолютно случайно не посмотрел документальный фильм «Дом» (режиссер: Ян Артюс-Бертранд, 2009 год). Фильм демонстрирует нам красоту планеты и последствия разрушений, нанесенных деятельностью человека. Незаживающие шрамы, нанесенные Земле промышленными производствами, последствия войн, экологических катастроф, раскрывают зрителю реальную ситуацию на планете. Когда как будто поднимаешься над землей и смотришь на человеческую цивилизацию сверху, это меняет сознание. Как смогли мы, один и сотен видов млекопитающих, настолько изменить и подчинить своим неуемным желаниям все, что нас окружает? Когда-то же этому должен наступить конец. Но каким он будет? Кажется, именно этот вопрос повис в воздухе в последние десятилетия.
До недавнего времени все развитие цивилизации происходило под давлением постоянно растущего эгоизма человека. Развитие науки, технологий добычи и использования полезных ископаемых — все было подчинено желанию возвыситься над природой, подчинить ее себе. Человек уверенно шел к тому, чтобы стать доминирующим видом на планете, утоляя тем самым свой эгоцентризм. Это конечно же имело различные уровни и скорости развития в зависимости от культуры каждого народа. Однако общий тренд сохранялся — куда человека толкал его эгоизм, то он и делал.
Однако в данный момент запал человечества иссяк. Современное развитое общество подошло к «мертвой точке» своего мотивационного развития. И все чаще люди задаются вопросом основополагающего смысла жизни. Не эгоистического смысла, а чего-то, пребывающего за его пределами. Когда вы достигли целей, поставленных вашим эго, — что дальше? Когда история исчерпала для души свой смысл, когда любые начинания во внешнем мире теряют привлекательность и становится ясно, что впереди нас ждет только смерть — что тогда? Цель больше не оправдывает средства ее достижения. Реклама большего потребления не вдохновляет и не привлекает. Общество не может больше наполнять себя пищей, впечатлениями, властью и славой.
Интересно, что и сама природа уже не позволяет нам дальше развиваться. За последние 150-200 лет человечество настолько бездумно относилось к ее ресурсам, что теперь уже сама природа стала враждебна к нам — участившиеся природные катаклизмы тому яркий пример.
Поскольку большинство ресурсов не возобновляемые, становиться очевидно, что мы уже не сможем обеспечить развивающиеся страны таким же уровнем жизни, какой они наблюдают, например, в Западной Европе или США. А наличия желания со стороны этих стран уже просто не достаточно.
В долгосрочной перспективе развитие данной ситуации может привести к локальным (и не только) воинам, инициаторами которых станут развитые страны для сохранения их статуса.
Так мы приходим к тому, что правильно было бы развитым странам, которые долгое время были локомотивами потребления мировых природных ресурсов, дать новую мотивацию для человечества и стать локомотивами в уже ее развитии. И в первую очередь развитию должно подлежать сознание каждого индивида. Центральной метафорой процесса развития в интегральной психологии является образ под названием «лестница». Сегодня понятно, что развитие сознания многомерно и многопоточно, так что его нельзя адекватно отобразить как прямолинейный процесс. Однако метафора лестницы всё ещё актуальна при объяснении некоторых общих закономерностей развития. Общая идея такова: существуют базовые уровни сознания (ступени «лестницы» развития), по которым в ходе своего роста взбирается индивид. И на каждой новой ступени ему открывается новый вид на реальность, то есть иное мировоззрение. Кэрол Гиллиган в своей авторитетной книге «Иным голосом» отметила, что каждый индивидуум, как правило, проходят через три или четыре основных стадии морального развития. Ссылаясь на большой объем исследовательских данных, Гиллиган указывает, что эти три или четыре стадии можно назвать доконвенциональной, конвенциональной, постконвенциональной и интегрированной. В самом деле, они очень схожи с теми тремя простыми стадиями развития, которые мы используем, — на сей раз в приложении к моральным способностям.
Гиллиган обнаружила, что первая стадия представляет собой мораль, всецело сосредоточенную на «мне» (в связи с чем эта доконвенциональная стадия называется также эгоцентрической). На второй стадии развития мораль сосредоточена на «нас», так что мое самоотождествление выходит за пределы «меня» и распространяется на других человеческих существ из моей группы (в связи с чем эта конвенциональная стадия нередко называется также этноцентрической, традиционалистской или конформистской). На третьей стадии морального развития мое самоотождествление снова расширяется, на этот раз от «нас» до «всех нас», всех человеческих существ (или даже всех живых существ) — вот почему данная стадия нередко называется мироцентрической. Моя забота и сострадание распространяется теперь не только на меня (эгоцентризм) и не только на мою семью, племя или нацию (этноцентризм), но на все человечество, на всех мужчин и женщин независимо от расы, цвета кожи и вероисповедания (мироцентризм). Если же мое моральное развитие на этом не закончится, я дойду до четвертой стадии, которую Гиллиган называет интегрированной.
Нечто подобное можно увидеть, взглянув на интегральную карту AQAL, предложенную все тем же Кеном Уилбером. Мы видим стадии развития эго, которые двигаясь как бы по спирали, «возносят» индивида к все более высоким уровням развития сознания. В процессе развёртывания всё более высоких уровней и стадий развития индивида происходит постепенное возрастание мироосмысления, а также личностной интегрированности.
Однако общеизвестный факт состоит в том, что чем выше уровень развития, тем меньше индивидов до него добираются. Сложность в самостоятельной «работе над собой», отсутствие необходимого количества грамотных психологов, но самое главное — отсутствие стратегии глобального развития сознания личностей на уровне правительств всех стран — вот те проблемы, решение которых как раз и должны взять на себя развитые страны. Глобальной задачей должна стать работа над мышлением человека, которое должно перестать быть эгоцентричным, а перерасти в интегральное, и это наполнит его силой природы, силой Вселенной. Все дальнейшее взаимодействие человеческого общества с природой должно стать интегральным. Помощь окружающей среде или «зеленая» жизнь совершенно не обязательно должна быть связана с головной болью. Наоборот, зачастую это очень просто. Да и мысль о том, что один человек ничего не изменит, далека от правды. Если каждый из нас уделит хоть немного внимания этому вопросу — изменения будут столь значительны, что не заметить их будет трудно.
Что же мы можем сделать прямо сейчас? Ответ один — совмещать работу над развитием человеческого мышления до мироцентрического и одновременно вести не меньшую работу над физическим сохранением облика планеты Земля для следующих поколений. Да, такая работа уже ведется: все больше и больше становиться доля ветро- и солнечной энергетики в общем мировом энергетическом балансе. Тренд последнего десятилетия — электромобили — наконец-то получили поддержку глобальных игроков автоиндустрии.
Кажется, человечество наконец-то нащупало правильную дорогу своего дальнейшего развития.
Статья опубликована в рамках совместного проекта компании «Involve Spirit LLC» и инициативы «Интегральное пространство».