В интегральной теории выделяют несколько системных точек зрения, или призм восприятия, через которые мы можем осознавать, переживать и интегрировать многоплановые измерения нашего существования. В настоящей серии статей я исследую применение этих различных интегральных призм к созданию и просмотру кинематографической продукции, которую я определяю как любую продукцию, где в качестве выразительных средств используются движущиеся (динамические) образы.
Первая интегральная призма, которую я хочу рассмотреть, — холархическая. Эта призма позволяет нам увидеть всё, что мы воспринимаем, как холон — целостную структуру, которая одновременно является частью другой целостной структуры.
Холоны — это ключевые элементы, из которых строится наша реальность. Атом — это часть молекулы, которая является частью клетки, которая, в свою очередь, является частью организма. Мы как сознающие существа также являемся холонами, представляя собой целостный организм, состоящий из клеток, молекул и атомов. И, будучи холонами, мы также являемся членами социального/системного холона, который включает семейную, культурную, социальную, родовую и экологическую системы.
Всё является холонами — как материальные, так и нематериальные аспекты бытия. В архитектуре: целая комната является частью целого этажа, который представляет собой часть целого здания. В языке: буквы — это часть слова, а слово — это часть предложения. В киноискусстве: отдельный кадр является частью сцены, который является частью эпизода, которая является частью всего киноповествования.
Развитие холонов происходит в процессе превосхождения и включения.1 Целый атом оказывается превзойдён — и при этом он остаётся включённым в целую молекулу, и так далее. Это называется холархическим развитием, и именно оно лежит в основе холархии. Холархия отличается от иерархии, так как каждая стадия развития в ней, обладая большей глубиной и широтой, тем не менее не рассматривается как более важная или совершенная по сравнению с другими стадиями. Ведь мы никогда не скажем, что атом менее значим, чем молекула.
В кинематографии захватывающий сюжет, тонко прорисованные характеры, убедительный визуальный ряд и вовлечение зрителей нуждаются в холархическом развёртывании. Ход киноповествования подобен непрерывной цепи, в которой каждое слово (актёр, событие, образ или звук) должно проявляться из того, что было до него, одновременно рождая что-то новое — и при этом сохраняя отпечатки всего того, что ему предшествовало. К тому же, эта ограниченная цепь должна выходить за рамки самого кинопроизведения: персонажи, события, аудиовизуальные тематические паттерны должны иметь под собой духовное основание ещё до того, как на экране появится первый образ, и порождать у зрителя дальнейшее осмысление и после того, как погаснет последний кадр.
Хотя большая часть аудитории не осознаёт эти холархические процессы, зритель интуитивно чувствует, что что-то упускается в этой развивающейся структуре: мы осознанно или бессознательно замечаем, когда персонаж делает или говорит что-то, что не укладывается в его характер, или когда событие сюжета возникает необоснованно, или когда образ или звук находятся не на своём месте. Эти холархические нарушения всегда «выдёргивают» нас из кинопроизведения или на несколько уровней уменьшают глубину погружения в него.
Благодаря использованию холархической призмы и более точному и полному воспроизведению холархического развёртывания кинематографических структур в пределах текста, образа и звукоряда кинопроизведения, кинематографисты могут создавать более богатые и глубокие, более иммерсивные2 фильмы. Есть множество примеров того, как холархическое построение кинопроизведения (при правильном применении) может вызывать сильнейший эмоциональный отклик: от классической ввергающей в шок и ужас сцены в душе из «Психо» (1960) Хичкока до момента инсайта в «Шестом чувстве» (1999), когда финальная часть мозаики сюжета полностью переворачивает смысл произведения. В «Психо» Хичкок использовал много разрозненных кадров, объединённых в единое целое, каждый из которых связан с другими через расширение и включение предыдущего, порождая переживания, которые выходят за пределы самих экранных событий.
Картину «Шестое чувство» образуют два сущностных холархических направления. Одно — поверхностное, которое проводит нас через весь фильм, удерживая определённую перспективу. Затем, в финальной сцене, нам даётся упущенная или спрятанная часть (холон) информации — и внезапно мы начинаем видеть совершенно новое измерение истории, которое не замечали раньше, и моментально вспыхивает совершенно другой холархический поток истории. Если посмотреть фильм второй раз, мы заметим, что признаки этого другого измерения, или холархического потока истории, всегда были здесь. В данном случае режиссёр М. Найт Шьямалан мастерски использует упущенный, или скрытый, холон очень удачным образом для создания ошеломляющего неожиданного оборота в конце фильма.
В «Шестом чувстве» обнаружение скрытых кинематографических холонов является сущностным моментом в построении многоуровневого киноповествования, которое можно сравнить с такими интегрально информированными кинематографическими работами, как трилогия «Матрица» (1999-2003) и телесериал «Лост» (2004-2010). В этих и других интегральных кинопроизвенениях мы находим истории, состоящие из множества сложных слоёв, которые открываются друг за другом, увеличивая как глубину, так и широту понимания кинопроизведения по мере его развёртывания. В трилогии «Матрица» эти слои начинают вскрываться с момента, когда Нео выбирает красную таблетку и обнаруживает, что его мир — это компьютерная программа, и до момента, когда он открывает, что уже проходил это испытание много раз в прошлом.
В сериале «Лост» реальности разных уровней вскрываются слой за слоем на протяжении шести сезонов. Когда срывается последний слой, происходит кульминация — и мы отправляемся в финальное путешествие в Бардо, оказываясь между жизнью и смертью. Такой тип многомерного кинематографического построения, сотканый из разноуровневых цепочек (или потоков информационных, характерных и сюжетных холонов, постепенно открывающихся через раскрытие намеренно спрятанных холонов), может обеспечивать как высокий эффект присутствия, так и интерес к повторному просмотру.
Помимо информационных, характерных и сюжетных холонов, а также намеренно упущенных или скрытых холонов, к использованию которых прибегают с целью создания пробелов или недосказанностей в киновосприятии, можно выделить холоны, порождающие вопросы и ответы, которые существенны для киноповествования и аудиовизуального выражения. Вопросы могут быть простыми, например: «Как персонажу преодолеть конкретное испытание?», и ответы могут быть просто «да» или «нет». Обычно ответ на вопрос даётся в конце сцены, эпизода или всего фильма, знаменуя его окончание. Но вопросы могут оставаться и открытыми, если вопрос настолько глубок, что ответ на него предлагается найти самому зрителю.
Кинематографические холоны, подобно атомным частицам, также могут иметь положительный, нейтральный или отрицательный заряды. На уровне текста пример положительного и отрицательного зарядов легко проиллюстрировать энергетическими различиями моментов близости и конфликта между персонажами. Нейтральные холоны — это элементы, которые транслируют нейтральную информацию, такую, которая содержится в общем плане декораций. Разумеется, они могут превращаться в положительный или отрицательный поток, соединяясь с положительными или отрицательными элементами (то есть нейтральный кадр ночного города в соединении с тревожной музыкой — это комбинация нейтрального визуального холона и отрицательного аудиального холона). Правило такое: если нейтральный холон соединяется с отрицательным или положительным холоном, нейтральный холон перенимает свойства того холона, с которым соединяется.
Холархические призмы восприятия могут открыть нам более глубокие и/или более полные перспективы. Будучи направленными на кино, эти интегральные призмы потенциально могут углубить или сделать более осознанным наше понимание и оценку кинематографической структуры и повествования, а также увеличить творческие и выразительные способности кинохудожников.
- Здесь речь идёт о трансценденции и включении (англ. transcend and include). Так как трансцендировать что-либо означает превзойти, в этом переводе используется более привычное читателю слово «превосхождение». Но стоит помнить, что речь идёт об имеющем свою давнюю историю философском термине «трансценденция». — Прим. ред. ↩
- То есть обеспечивающие максимальный эффект погружения и присутствия. ↩