В минуты глубокого покоя я спрашиваю себя: «Какое я имею отношение к тому, что рисую? Я ли это делаю, или же я просто-напросто инструмент, ретранслятор, кисть в руках чего-то, что находится выше моего постижения? Быть может, я страж или хранитель? В таком случае: что я охраняю? Что есть искусство? Что есть истинное искусство? Какое оно имеет значение? Что, вообще, это всё означает?». В виде ответа мне приходит чувство, жаждущее воплотиться на холсте. Я рисую и вновь задаю себе одни и те же вопросы. Приходят всё новые и новые ответы, подсказки, — частицы общего пазла, если угодно, — которые я благодарно, бережно и терпеливо собираю воедино, следуя одной-единственной цели: Служить Искусству.
— «О себе»
Не все произведения искусства можно считать олицетворением самого Искусства, точно так же, как и нельзя считать, что все художники являются истинными Творцами.
Моя задача состоит в том, чтобы вернуться назад к истокам, благодаря которым я буду говорить об Искусстве с большой буквы
Это понимание принципиально важно. Если человек не умеет отличать одно от другого, то и само Искусство как таковое для него будет оставаться полностью не дифференцированным, как реальность в сознании младенца, до тех пор пока он не перейдет на новый этап своего формирования. Ложная дифференциация реальности истинной природы искусства со временем привела к тому, что теперь, в наше время, даже вываленная куча мусора посреди комнаты тоже считается искусством, а человек, создавший такой шедевр, даже именуется Творцом. Писать о подобном искусстве у меня нет совершенно никакого желания. Я прекрасно знаю как утроен современный «арт-рынок», ибо я вырос в самых недрах галерейного бизнеса.
Моя задача состоит в том, чтобы вернуться назад к истокам, благодаря которым я буду говорить об Искусстве с большой буквы. Прошу отметить, что моей задачей совсем не является проповедовать новое понимание или как-либо призывать кого-либо следовать этому, ибо пишу я этот текст только лишь потому, что меня попросили объясниться и представиться, — что я и намерен сделать со всей открытостью и честностью перед вами.
В своих работах я стремлюсь подчеркнуть, как важно и просто жизненно необходимо свидетельствовать Чистый Дух
В своих работах я стремлюсь подчеркнуть, как важно и просто жизненно необходимо свидетельствовать Чистый Дух, где Глаз — это символ свидетельствования и Божественного Наблюдения, где Текст — это символ знаний, где Золото — это цвет Сакральности, где Черный —это цвет Космоса, цвет Мистики, где образы — это отражение Божественного в том виде, в котором оно доступно мне как Наблюдателю.
Каждая работа по-своему уникальна и имеет свой определенный духовный и практический смысл. К примеру работа под названием «Namaste» была создана мной в качестве подарка моему учителю. В ней отражен сущностный смысл Свидетельствования. Практическое применение состоит в том, чтобы погрузиться в медитативное состояние/Чистое Созерцание за счет простого подсчета голубых малых окружностей вокруг глаза. Их ровно 108. В момент, когда будет достигнуто уравновешенное состояние концентрации, считать уже более не нужно да и смотреть особо тоже никуда не надо, кроме как лишь на свою истинную природу.
В то же время работа «Divine Eye» отражает общий космический принцип Духа-в-действии. Где запятые — это символ бесконечных начал и новых трансформаций, а иероглифы — это истории целых Вселенных, целых Миров, которые когда-либо были и когда-либо будут. Их многомерную структуру пронизывает вдоль и поперек Вездесущий Божественный Дух, облик которого можно увидеть лишь засвидетельствовав свою Истинную Природу.
Истинное искусство — это акт стремления индивидуума войти в сообщение с высшим сознанием, со Вселенским сознанием, дабы низвести его в свое существо, став его воплощением
Ввиду этого важно понимать, что все мои работы являются стремлением явить Истинное искусство и сделать его доступным для всех, чей взгляд обращен внутрь себя. В моем понимании Истинное искусство — это акт стремления индивидуума войти в сообщение с высшим сознанием, со Вселенским сознанием, дабы низвести его в свое существо, став его воплощением. Подобное стремление есть лишь у тех, кто по-настоящему хочет стать истинным Творцом. В момент созидания Творец ощущает и воспринимает Божественное как Энергию, которая наполняет всё его сознание и существование, и в возникающем при этом акте близости с Божественным более не существует каких-либо разделительных отличий. В эти секунды Творец перевоплощается в Великий Акт Созидания, который становится естественным отражением Божественного, а Божественное становится самим Великим Актом Созидания.
В то же время человек ясно ощущает, что это Божественное Присутствие включает в себя всё. В этот момент происходит Священное Соприкосновение с пониманием того, что отныне и до конца его дней он как простой смертный несет на себе великую ответственность, выполняя важную особую миссию — непрерывно реализовывать Великий Акт Созидания, позволяя Божественному явить Себя. Картина становится средством выражения Единого Поля Восприятия, в котором отражается единственный призыв ко всем живым существам — Свидетельствовать свою природу как Божественный Свет. Есть лишь Свет и иллюзия обособленности. Созерцая подлинную природу, существо реализует свой Высший Замысел.
Картина становится средством выражения Единого Поля Восприятия, в котором отражается единственный призыв ко всем живым существам — Свидетельствовать свою природу как Божественный Свет
Добиться полной реализации Великого Акта Созидания бывает очень непросто, ибо оно не имеет начала во времени. В процессе работы сознание человека расслабляется, позволяя выйти на поверхность «Озаренному разуму». В свою очередь «Озаренный разум» позволяет выйти на поверхность Творцу. Далее, реализация Великого Акта Созидания может свершиться, а может и не свершиться. Нет ничего мучительнее для Творца, если этой реализации не произошло. Возвращаясь до конца необузданным обратно в пространство «Озаренного разума», который свою очередь сворачивается в пространство простого смертного, эта энергия, будучи непреобразованной Божественным, выходит на поверхность в виде страха, боли, уныния, тоски и разочарования и будет пребывать в такой форме до тех пор, пока Творцу вновь не удастся реализовать Великий Акт Созидания.
Ввиду этого нужно понимать что этот путь необычайно труден. Большинство Творцов сходило с ума, пытаясь контролировать эту внутреннюю необузданность при помощи чего-то внешнего, что позволяло им на время избежать «творческих мук». Чтобы человек, не будучи в форме Творца и Великого Акта Созидания, мог жить своей нормальной смертной жизнью, ему необходима прочная физическая и духовная основа.
В индивидууме должно присутствовать неутолимое желание служить Божественному, служить Искусству, делать это как можно честнее и искреннее, с полной самоотдачей посвятить себя этому
Она может быть достигнута совершенно разными способами. От системы AQAL до школы синтоистских шаманов. От йоги до трехлетних медитативных ретритов. От танцев в ночных клубах и занятий спортом до восхождений на высокие горы и занятий боевыми искусствами. Несомненно главным является тот факт, что в индивидууме должно присутствовать неутолимое желание служить Божественному, служить Искусству, делать это как можно честнее и искреннее, с полной самоотдачей посвятить себя этому. Стать частью этого. Следовать только этому внутреннему голосу, отсекая на своем пути всё лишнее, и тогда его путь будет вознагражден!
Возвращаясь к тому, с чего я начинал этот текст, я повторюсь: не все произведения искусства можно считать олицетворением самого Искусства — точно так же, как и нельзя считать что все художники являются истинными Творцами. Умение отделять одно от другого может помочь найти необходимые ответы, которые помогут не сбиться с пути. Ведь Искусство в действительности подобно огромному маяку, озаряющему своим Божественным Светом пути всех заблудших кораблей сквозь пространство и время.
Спасибо за ваше внимание.
С глубоким уважением,
Кайхан Салахов
Искусство в действительности подобно огромному маяку, озаряющему своим Божественным Светом пути всех заблудших кораблей сквозь пространство и время
- Эта картина отражает один из канонов дзогчен о свидетельствовании Духа/подлинной человеческой природы (упомянутый Кеном Уилбером в «Благодати и стойкости»). Глаз подразумевает собой в некоторым смысле приказ и руководство к действию: «Свидетельствуй Дух!»; «Свидетельствуй свою природу как Чистый Дух»; «Свидетельствуй Свет, помня о Бардо». ↩