Поводом для этой статьи, по крайней мере, частично, стал манифест «Эроса и Космоса», русскоязычного электронного журнала, основанного Евгением Пустошкиным, Виктором Ширяевым и их коллегами. Манифест гласит: «Мы стремимся возродить и вызвать к жизни то, что Ф. М. Достоевский ещё в 1880 году провозгласил всемирностью и всечеловечностью русского духа, ощущающего себя в единстве со всеми мировыми процессами, являющегося членом семьи народов нашего мира». Я разделяю подобный взгляд на глобальное человечество, сонастроенное с духом и природой и сознающее, что мы можем любить друг друга и заботиться друг о друге в мире и радости, вне зависимости от того, кто мы и где родились. Для этого требуется лишь раскрыть наши сознания и сердца и отпустить страх настолько, чтобы осознать, кем и чем мы являемся друг для друга в нашей глубинной Истине.
Поздним январем 1998 года, во время морской прогулки на каяке вдоль берега большого гавайского острова, я встречаю стаю диких дельфинов. С сердцем, гулко бьющимся от восторга, я хватаю маску и трубку и ныряю в океан, и меня окружают эти замечательные существа. Под собой и вокруг я вижу группы дельфинов, вместе скользящих в едином синхронном потоке. Практически в ту же секунду, что я погружаюсь в воду, звуки высокочастотных дельфиньих сонаров и ощущения от них начинают пронизывать моё физическое и тонкое тело, мгновенно перенастраивая всю ту реальность, которую я знала. Тело пульсирует в конвульсиях. Я чувствую, словно мою грудь буквально разрывает на куски — настолько болезненны эти ощущения и звуки. Слёзы брызжут из глаз в освобождающем спазме. По мере того, как по моему телу пробегает этот непреднамеренный спазм, мозг и сознание открываются восприятию прямого откровения, телепатически и чувственно, через всё моё существо.
Я чувствую некое общее сознавание и поле тонкой энергии, столь явно соединяющее наше индивидуальное и коллективное сознание. Меня охватывает чувство самой чистой, кристальной радости и игривой свободы, превышающей всё, что я когда-либо переживала, и я раскрываюсь этому подарку, этому состоянию бесконечного, вневременного, всевключающего и извечного сознавания, настолько безграничного, что ничто не остаётся вне его. Покой, неописуемый словами, запредельный всему, что я могла вообразить, наполняет всё моё сознание, и в нём ощутимо являет себя величественная и чистая Истина. Эти прекрасные существа выражают и передают мне осознавание: «Всё сущее свободно в духе и свободно как дух. Покой и радость наполняют всё. Жизнь — это потрясающее выражение невообразимого чуда».
Я чувствую некое общее сознавание и поле тонкой энергии, столь явно соединяющее наше индивидуальное и коллективное сознание
Спустя считанные мгновения после нашего первого контакта я обнаруживаю, что инстинктивно, импульсивно плыву им навстречу, пытаясь удержать это состояние мира и освобождающей радости. Я хочу коснуться дельфинов, приблизиться к ним. Но каждый раз, когда я к ним тянусь, они сразу же ускользают. Я начинаю чувствовать разочарование, во мне возникает ощущение утраты, а затем — дикого отчаяния и жажды, желания ощутить больше. Я ищу их и лихорадочно к ним гребу, тщетно пытаясь их ухватить, и вскоре понимаю, что не имею никакого контроля над нашей встречей. Они в своей родной стихии, с умением плыть, скользить и появляться тогда, когда они захотят. По сравнению с ними я медленная и неповоротливая. Они сознательно выбирают подплыть ко мне. Мы пребываем в прямых и добровольных отношениях друг с другом, общаясь на множестве уровней одновременно. Вскоре я начинаю замечать, что в те моменты, когда пытаюсь ухватиться за них или преследовать их, они исчезают, но стоит мне только отпустить любые ожидания и перестать цепляться за состояние жажды по контакту, они показываются вновь и начинают со мной взаимодействовать. Так происходит несколько раз, пока до меня не начинает доходить смысл этого урока:
Не цепляйся и не пытайся обладать. Отпусти и будь свободна. Сохраняй такое глубокое и пробуждённое присутствие, какое только позволяет воспринимать целым твоим существом всю полноту чуда и красоты существования, разлитые повсюду. Наполненно и свободно будь, делая подношение всем тем, что Жизнь просит от тебя в каждое новое мгновение. Жизнь — это радостный подарок. Эта жизнь — волшебна и удивительна. Глубинный пронизывающий покой наполняет всю твою природу. Ты, мы и всё это — нераздельны друг от друга. Все вместе мы являемся частью одного потрясающего, продолжающегося чудодействия!
После этого я расслабляюсь и просто наслаждаюсь щедростью и благословением нашей встречи, пока полностью ими не насыщаюсь. Наконец я начинаю грести обратно к берегу вместе с другой группой людей на каяках. В воду входит местная женщина, напевая прекрасную гавайскую песню, звучащую как что-то о любви и преданности… и вдруг мы осознаём, что дельфины окружили нас со всех сторон. На равном расстоянии друг от друга, все обращенные к центру, они по кругу выпрыгивают из воды, один за другим, в идеальном ритме, а мы просто сидим в тишине, совершенно потрясенные этим невероятным, синхронным чудом красоты и благодати.
Не цепляйся и не пытайся обладать. Отпусти и будь свободна
В тот день дельфины показали мне возможности сознания — вне зависимости от того, какому биологическому виду оно принадлежит. С тех пор я и живу с этой истиной о возможности ясного и прямого общения и знаю, что она является нашим человеческим потенциалом как вида, и более того, указывает на возможность межвидового общения всех сознающих землян на этой маленькой вращающейся планете и за её пределами.
Раскрываясь навстречу Незнанию
Какой урок мы можем извлечь из этой истории, и как мы можем применить его к нашему человеческому существованию на этой планете? Давайте начнем с того, что обсудим ценность готовности принимать, впитывать любое переживание полностью, всем своим существом. Когда я прыгнула в воду, то совершенно не ожидала всего того, что затем произошло. Единственное, о чём я предполагала заранее, это то, что это скорее всего будет прекрасным переживанием, и я хотела впитать его настолько полно, насколько могла. Я была в состоянии глубокой открытости и восприимчивости. Коммуникация переживания и сознавания не предполагала какого-то общего языка. Основной урок пришёл вне слов и логики. Обучение происходило напрямую, через интуитивные, телесные ощущения изменений и раскрытий в моих физическом и тонком телах, через эмоции и через чувство расширенного сознавания, которое, как казалось, открылось бесконечной обширности, проникающей за пределы времени и пространства.
Во время встречи с дельфинами моё чувство «я» растворилось в опыте — в гораздо более широком и всевключающем «Я». Лишь когда я стала цепляться за это переживание и возжаждала большего из чувства утраты — именно тогда пропало состояние наполненности радостью и покоем. Фактически я сама создала ощущение своей отделенности и утраты, начав цепляться за то, что ошибочно посчитала чем-то иным, нежели всепроникающими и всенаполняющими сознаванием и взаимосвязью, которые являются нашей настоящей общей природой. Когда же я оставалась полностью раскрытой для настоящего мгновения, для любых ожиданий и мнений, мне открывалась совершенно новая, необычайная реальность. Философ Кен Уилбер в своей книге «Никаких границ» пишет:
Извечное настоящее есть данное мгновение до того, как вы попытаетесь его ухватить. Оно есть то, что вы знаете прежде, нежели что-либо ещё. То, что вы видите прежде, чем что-либо ещё. Тот, кто вы есть прежде, чем становитесь чем-то ещё…. Здесь больше нет двух различных переживаний, когда с одной стороны есть тот, кто воспринимает переживание, а с другой — то, что переживается, а есть лишь одно-единственное всеобъемлющее переживание.… Границы вокруг данного мгновения исчезают, растворяясь в нём, и тогда не существует ничего более, кроме самого мгновения, и идти становится больше некуда.
Итак, «извечное настоящее есть то, что вы видите прежде, нежели видите что-то ещё; это тот, кто вы есть прежде, нежели становитесь чем-то ещё…» Вне зависимости от того, где мы живём в этом мире и какой религиозной системой или мировоззрением вдохновляемся, у всех нас есть доступ к этому извечному настоящему, о котором говорит Уилбер, — к постижению того «Я» (или «не-я»), которое находится прежде всякого конкретно-грубого и тонкого персонального сознавания. Оно находится прежде языка, обычаев, верований, поведений, цвета кожи, сексуальной и гендерной ориентации, вида и рода, материи и энергии. До всякой мысли, эмоции, мечты, фантазии и воображения мы есть и соразделяем, прежде всего, это ясное, чистое, безбрежное Сознавание. И это безбрежное Сознавание, которым мы являемся, включает в себя и живёт через всё сущее.
До всякой мысли, эмоции, мечты, фантазии и воображения мы есть и соразделяем, прежде всего, это ясное, чистое, безбрежное Сознавание
Как только я позволила себе принять незнание того, что может произойти в следующий момент — мне стало доступно гораздо больше информации, включая множество измерений реальности, межвидовую коммуникацию и качественно иной способ познания. Как обучает нас индийский мудрец Нисаргадатта: «Искра знания вспыхнула на фоне моего врождённого „незнания“. В ней проявились все миры и вселенные». Иными словами, есть незнание, ведущее нас за пределы своих обычных способов познания. Это приводит к более глубокому и обширному видению-восприятию, которое открывается через нашу готовность «не знать».
Посредством нашей врожденной мудрости и невинности, мы можем раскрыться навстречу этому незнанию и воспринимать всё то, что для большинства людей является надобыденными измерениями реальности: видение каузальных и акаузальных взаимосвязей всего сущего сквозь время и пространство; способность читать мысли других людей, знать их прошлое и будущее, чувствовать то, что чувствуют они; способность воспринимать и создавать новые парадигматические когнитивные структуры. Ирония в том, это более глубокое восприятие, возникающее из пробужденного присутствия и незнания, также позволяет нам увидеть и потенциальные плоды своих действий, равно как и действий других людей, в отдаленном будущем.
Чтобы прийти к этому более глубокому восприятию, необходимо отпустить бессознательную привязанность к привычным мыслям и эмоциям, отвлекающим нас от нашего непреходящего Сознавания
Но для того, чтобы прийти к этому более глубокому восприятию, необходимо согласиться на то, чтобы отпустить бессознательную привязанность к привычным мыслям и эмоциям, которые отвлекают нас от нашего непреходящего Сознавания. Когда мы прекращаем опираться на свои системы верований и предвзятые идеи о реальности, включая любые способы осмысления мира и даже самих себя, сознание открывается обширной, потрясающей потенциальности. Мы культивируем сознавание пустотности всего, или ум новичка, чтобы найти свой путь к целостному и наполненному присутствию.
Если мы не понимаем, что наши системы верований всего лишь сконструированы посредством человеческого ума и, в конечном итоге, лишены абсолютной истины или абсолютного смысла, то оказываемся замкнуты в этих ограниченных системах верований, создавая опыт собственной мнимой отделенности от тех, кто верит во что-то иное. Мы запираемся в своих фундаменталистских, антагонизирующих взглядах и из-за нехватки открытости подавляем свою способность к большей реализации как на индивидуальном, так и на кросскультурном уровне, а также на уровне всего нашего биологического вида в целом.
Нам открывается невероятная сокровищница возможностей, показывающая нам, что иной способ жизни на Земле не просто возможен, но и находится на расстоянии вытянутой руки
И напротив, когда мы культивируем сознавание безбрежного настоящего посредством незнания и открытой, уязвимой восприимчивости, то обретаем способность с большей ясностью видеть вещи такими, какие они есть. Мы понимаем тонкие нюансы информации, каких ранее даже и не замечали, получаем такое Знание, к которому лишь немногие имеют доступ, но которое потенциально доступно всем. Мы начинаем ощущать незамутненную чистоту той творческой силы, которая жива в каждом из нас. Нам открывается невероятная сокровищница возможностей, показывающая нам, что иной способ жизни на Земле не просто возможен, но и находится на расстоянии вытянутой руки.
В этой просторной открытости мы видим, чувствуем и знаем, что можем вызвать к жизни столько коллективных ресурсов, сколько потребуется, делая это в согласованном потоке, свободном от устаревшего и ограниченного восприятия. И тогда мы можем сообща создавать новые варианты будущего, включая и новые социальные структуры, новые системы убеждений и новые культурные нормы, которые будут поддерживать вольный, здоровый дух нашей глобальной человечности.
Продолжение следует…