Продолжая осмыслять тему недвойственности в сутрах махаяны, журнал «Эрос и Космос» предлагает вниманию читателей отрывок из книги Тралега Кьябгона Ринпоче «Лунное сияние махамудры», в котором прослеживается связь четырёх йог махамудры с традицией сутры и тантры. Русскоязычное издание в электронном виде можно приобрести здесь, выход книги в печатном формате ожидается осенью 2021 года (серия «Самадхи» издательства «Ганга»). Перевод: Антон Мускин. В текст внесены небольшие корректорские правки.
***
Косвенные отсылки к практике четырёх йог махамудры можно встретить и в сутрах традиции махаяны. Например, в «Сутре явления на Ланку» сказано:
Будда: «Махамати, тех бодхисаттв, кто наделён четырьмя качествами просветления, следует называть великими йогинами. Я имею в виду четыре качества, которые определяются следующими аспектами практики:
1) медитация на уме и на том, что в нём возникает;
2) медитация на том, как феномены возникают, пребывают и прекращаются;
3) медитация на внешней и истинной реальности феноменов, а также на отсутствии у них независимого существования;
4) медитация на различающей мудрости.
Махамати, любого, кто обладает этими четырьмя качествами просветления, нужно называть махасаттвой. Эти бодхисаттвы являются махасаттвами именно в силу того, что практикуют, как великие йогины».
Следует заметить, что, говоря о четырёх аспектах практики, Будда имел в виду именно четыре йоги махамудры. У читателей может возникнуть вопрос: «Как вы можете утверждать, что махаянская „Сутра явления на Ланку“ действительно как-то связана с четырьмя йогами махамудры?» Эта связь станет более очевидной, если соотнести четыре аспекта практики, упоминаемых Буддой, с четырьмя йогами махамудры. В сутре упоминается «медитация на уме и том, что в нём возникает», а подобная практика соответствует первой йоге махамудры. Это ясно из следующей цитаты из «Сутры явления на Ланку»:
Махамати: «Как бодхисаттвы и махасаттвы достигают совершенства, медитируя на уме и на том, что в нём возникает?»
Будда: «Бодхисаттвы и махасаттвы постигают, что всё существующее в трёх мирах зависит от ума. Они размышляют так: „Всё, что я ощущаю как существующее в трёх мирах, зависит от ума“. Они постепенно освобождаются от идеи независимого существования собственного „я“ и того, что оно определяет как „моё“, и постигают, что собственное „я“ опирается на идею о принятии или отвержении. Они понимают, что их психологический характер и особенности восприятия внешнего мира и самих себя обусловлены кармическими отпечатками, на основе которых складываются привычные склонности. Бодхисаттвы и махасаттвы приходят к выводу, что их тело, имущество, окружающая среда и действия обусловлены их индивидуальной шкалой ценностей и устоявшимися концептуальными построениями».
Это объяснение Будды, по сути, ничем не отличается от первой стадии практики махамудры — йоги однонаправленности. В «Сутре явления на Ланку» также говорится о том, что окончательная реальность полностью свободна от концептуальных построений и определяющих категорий. Наш ум невозможно определить категориями возникновения, временного пребывания и прекращения. В «Сутре явления на Ланку» говорится о «медитации на том, как феномены возникают, пребывают и прекращаются», а это соответствует второй йоге махамудры. В том же тексте сказано:
Махамати: «Как бодхисаттвы и махасаттвы освобождаются от представления о том, что феномены возникают, пребывают и прекращаются?»
Будда: «Это зависит от того, как бодхисаттвы и махасаттвы воспринимают реальность. Если они относятся ко всему, что возникает, как к иллюзии, подобной сновидению, то обретают способность постичь, что в реальности нет ничего, что бы возникало. Реальность не обусловлена причинами и условиями. Она не может возникнуть в точности потому, что никогда не отсутствовала. Не подвергавшийся аналитическому исследованию ум непрерывно создаёт и обусловливает внешний мир. Если мы не понимаем этого, то у нас возникает представление о том, что внешний мир существует сам по себе и не зависит от ума. Но даже сам ум не обладает независимым существованием. Психофизические составляющие и совокупность событий опыта восприятия трёх миров зависят от причин и условий, которые в свою очередь зависят от самого ума. Независимое, ни на что не опирающееся, автономное существование, которое мы проецируем на внешние феномены, не является реальным. Бодхисаттвы и махасаттвы полностью осознают собственное относительное субъективное восприятие внешнего мира, поскольку способны видеть, что ничто в этом мире не обладает независимым существованием».
Это объяснение Будды, по сути, ничем не отличается от второй стадии практики махамудры — йоги неусложнения. Когда благодаря подобному прозрению мы постигаем природу окончательной реальности, концепция возникновения начинает выглядеть абсурдной. В «Сутре явления на Ланку» говорится о «медитации на внешней реальности феноменов, на их истинной реальности, а также на отсутствии у них независимого существования». Подобная медитация сопоставима с практикой третьей йоги махамудры. В «Сутре явления на Ланку» сказано:
Махамати: «Как бодхисаттвы и махасаттвы приходят к пониманию, что во внешнем мире отсутствует что-либо, что являлось бы независимо существующими феноменами, даже несмотря на то, что обычно мы воспринимаем их именно таким образом?»
Будда: «Бодхисаттвы и махасаттвы обретают подобное понимание, когда приходят к выводу, что материальные субстанции не более реальны, чем сновидения и оптические иллюзии. Мы воспринимаем внешние феномены как обладающие независимым существованием материальные субстанции вследствие своих кармических склонностей, которые обусловливают наш ум, заставляя его наделять феномены независимым существованием. Это независимое существование является обычной иллюзией. Бодхисаттвы и махасаттвы освобождаются от подобного ложного восприятия, когда осознают невозможность независимого существования феноменов».
Это объяснение Будды, по сути, ничем не отличается от третьей стадии практики махамудры — йоги единого вкуса. В «Сутре явления на Ланку» говорится о «медитации на различающей мудрости». Подобная медитация сопоставима с четвёртой йогой махамудры. В «Сутре явления на Ланку» сказано:
Махамати: «Как бодхисаттвы и махасаттвы обретают различающую мудрость?».
Будда: «Бодхисаттвы и махасаттвы обретают различающую мудрость, когда приходят к выводу, что реальность не обусловлена концепциями пространства и времени и потому не имеет причины. Даже ум и сознание не обладают субстанциональностью. Бодхисаттвы и махасаттвы обретают различающую мудрость, когда постигают недвойственность субъекта и объекта».
Это объяснение Будды по сути ничем не отличается от четвёртой стадии практики махамудры — йоги немедитации.
Таким образом, становится понятно, что четыре йоги махамудры являются более сложными аналогами положений доктрины махаяны. В «Сутре явления на Ланку» говорится о четырёх качествах просветления, которые указывают на четыре йоги махамудры:
Бодхисаттвы и махасаттвы должны понять,
Что восприятие внешнего мира обусловлено умом.
Они обращают эту ситуацию вспять, концентрируясь на самом уме
До тех пор, пока не постигнут отсутствие у него независимого существования
И не обретут совершенное понимание окончательной реальности.
Реальность невозможно обозначить как внешнюю или внутреннюю.
Она охватывает всё без исключения и выходит за границы воображения,
Поскольку включает в себя то, что невозможно себе представить.
Это и есть истинное постижение махаяны.
В текстах Камалашилы «Ступени медитации» и тексте Ратнакарашанти «Сущностные наставления по праджняпарамите», которые относятся к учениям Праджняпарамиты, показано, что четыре йоги махамудры следует воспринимать как взаимосвязанные с учениями сутры и тантры. Другими словами, к учениям махамудры следует относиться как к части комплексной структуры буддийской доктрины махаяны. Даже в тантрических учениях можно обнаружить упоминания о четырёх йогах махамудры. Например, текст «Тантра непостижимой вместерождённости» уникален тем, что в нём содержится необычная трактовка четырёх йог махамудры — в нём приводится сравнение четырёх типов медитативной концентрации самадхи традиции сутры с четырьмя видами духовной реализации:
Первое. Самадхи, известное как «самообладание льва»,
Ведёт к реализации однонаправленной концентрации.
Твой ум становится ясным и ярким,
И в нём пробуждается мудрость.
Это духовное достижение потепления,
Заключающееся в том, что ты обретаешь контроль над перерождением.Второе. Самадхи, известное как «иллюзорное восприятие»,
Ведёт к реализации отсутствия концепций.
Благодаря этой практике ты обретёшь более глубокий опыт,
Возникнут утончённые медитативные переживания и постижения.
Это духовное достижение пика.Третье. Самадхи, известное как «героизм»,
Ведёт к обретению способности видеть единство в многообразии.
Теперь ты сможешь работать ради блага других, став
Сыном или дочерью просветлённых.
Твоя сила больше не будет ограничена временем,
Она будет эффективна в прошлом, настоящем и будущем.
Это духовное достижение терпеливого принятия.Четвёртое. Самадхи, известное как «подобное алмазу»,
Ведёт к реализации полного раскрытия бытия.
Теперь ты понимаешь, что медитация существует не для того, чтобы что-то достигать,
И что тебе больше не нужно прикладывать усилия для достижения цели.
Такой опыт переживания приравнивается к состоянию будды.
Его не обрести упорной практикой,
Его обретают, оставаясь естественным и спонтанным.
Это наивысшая Дхарма.
Эти типы медитативной концентрации самадхи соотносятся с йогами однонаправленности, неусложнения, единого вкуса и немедитации соответственно.
В этом тантрическом тексте различные медитативные переживания в рамках традиций сутры и тантры приводятся в соответствие с четырьмя йогами махамудры. Четыре типа медитативной концентрации, четыре вида духовной реализации и четыре йоги махамудры сопоставимы между собой. Учение четырёх йог махамудры не является чем-то новым и посторонним по отношению к учениям сутры и не вступает с ними в противоречие.
Эти учения представляют собой неразрывное целое. В «Тантре реализации сущности недвойственности» сказано:
Потоки водопада льются вниз непрерывно,
А в светильнике непрерывно пылает огонь.
Если хочешь достичь однонаправленной концентрации,
Сохраняй осознавание день и ночь.
Это достижение соотносится с йогой однонаправленности. Далее в этом тексте сказано:
Нет ни воспринимаемых форм, ни того, кто их воспринимает.
Нет ни слышимого звука, ни того, кто мог бы его услышать.
И далее:
Когда испытываешь всеохватывающее переживание,
Для тебя больше не существует ни возникновения, ни пребывания, ни прекращения.
Тебя не заботят больше ни бегство из сансары, ни достижение нирваны.
Это всеохватывающее переживание соотносится с йогой неусложнения. В «Тантре реализации сущности недвойственности» сказано:
Медитации — это не что иное, как наблюдение за равновесием
И единым вкусом всего сущего.
Эта медитация соотносится с йогой единого вкуса. Далее в этом тексте говорится:
Не прилагай для практики медитации никаких усилий —
Нет ни медитации, ни того, кто медитирует.
Это наставление соотносится с йогой немедитации. Сараха сказал:
Избавься и от объекта мысли, и от самой мысли,
Оставайся естественным и ничего не усложняй — как ребёнок.
Это наставление соотносится с йогой однонаправленности. Сараха сказал:
Мышление и эмоции, возникающие в уме, не обладают независимым существованием — у них нет твёрдой основы.
Это высказывание соотносится с йогой неусложнения. Сараха сказал:
Какие бы внутренние или внешние переживания у нас ни возникали —
Все они обладают единым вкусом.
Эту истину не понять в рамках усложнённого мышления.
Это высказывание соотносится с йогой единого вкуса. Сараха сказал:
Когда мы освобождаемся от самадхи,
Остаётся ли что-то, на чём медитировать?
Это высказывание соотносится с йогой немедитации. Говоря вкратце, нам не следует воспринимать четыре йоги махамудры вне традиций сутры и тантры, а напротив, нужно уяснить для себя, что в учениях сутры и тантры можно обнаружить косвенные упоминания этих четырёх йог. Когда в подобных учениях речь идёт о концентрации, это подразумевает аналогию с йогой однонаправленности. Когда объясняется концепция пустотности, это подразумевает аналогию с йогой неусложнения. Когда в подобных учениях утверждается, что всё сущее — как духовное, так и мирское — определяется единой реальностью, это подразумевает аналогию с йогой единого вкуса. Когда в подобных учениях говорится о том, что свобода от принятия и отвержения устраняет цепляние, это подразумевает аналогию с йогой немедитации.
Дже Янгонпа утверждает, что четыре йоги махамудры появились благодаря личному опыту практики Гампопы. Они были сформулированы для того, чтобы сделать практику махамудры более доступной, и это целиком и полностью заслуга Гампопы. Тем не менее, как мы можем видеть, неявные упоминания четырёх йог махамудры можно встретить также в учениях сутры и тантры, когда речь в них идёт о различных медитативных переживаниях и связанных с ними различных ощущениях. Эти аналогии широко известны; что же касается самой традиции махамудры, то для неё систематизация медитативных переживаний и классификация духовного пути через его корреляцию с четырьмя йогами стало уникальным нововведением. Косвенные упоминания четырёх йог встречаются не только в сутрах и тантрах, они также упоминаются в линии передачи Атиши. Описания медитативных переживаний, связанных с четырьмя йогами, можно обнаружить и в песнях Миларепы. Так или иначе, медитация шаматхи и випашьяны являются составной частью любой буддийской традиции. Множество практик — как испытанных временем, так и более современных — основываются на этих двух фундаментальных подходах к медитации. Этот факт становится очевидным для любого внимательного исследователя доктрины. Когда речь заходит об объяснении переживаний, возникающих в ходе применения этих медитативных техник, и формулировке их характеристик, следует признать, что наша традиции кагью уделяет деталям гораздо больше внимания, чем другие традиции. Мастера нашей традиции провели немало времени и приложили немало усилий для того, чтобы упорядочить и классифицировать внутренние медитативные переживания практикующих. Подобный подход можно считать уникальной характеристикой традиции дагпо кагью.