Перевод статьи выполнил Сергей Гуленкин специально для журнала «Эрос и Космос». Оригинал на английском языке можно найти здесь.
***
Оглядываясь на свою жизнь, я понимаю, что моё обучение осознанности началось ещё в раннем детстве, когда я занимался спортом и делал художественные проекты в начальной школе. Впервые я приступил к формальному обучению медитации в шестнадцать лет, оно было посвящено трансцендентальной медитации. Во время учёбы в колледже я практиковал христианское созерцание, посещал квакерские собрания и ездил на ретрит в традиции дзен. Когда я учился на магистра в области психологии и духовности, я по стипендии отправился на Шри-Ланку, в Индию и Непал изучать различные подходы к медитации и целительству. Именно в тот год, более трёх десятилетий назад, мне посчастливилось познакомиться как с намеренной, так и с безусильной осознанностью. Вначале я провёл шесть месяцев на Шри-Ланке, в университете Перадения близ Канди, в монастырях и медитационном центре SMS, практикуя випассану, или медитацию прозрения, в буддийской традиции тхеравада.
Позже я отправился в Индию, где побывал на учениях Далай-ламы о прямом пути, или сущностных традициях в тибетском буддизме, таких как дзогчен и махамудра. Он учил, что любовь и свобода, к которым мы все стремимся, уже в равной степени находятся внутри каждого из нас, и есть способы напрямую осознать пробуждённое сознавание как их источник. Я был настолько тронут его учением, что с энтузиазмом поднял руку и спросил, у кого я могу изучить этот прямой путь. Он предложил учителя Тулку Ургьена Ринпоче в Непале. Я изменил свои планы и отправился на поезде, автобусе и самолёте, чтобы встретиться с ним в его жилище на склонах долины Катманду.
Именно благодаря этому учителю я впервые услышал термин «безусильная осознанность, или внимательность» (effortless mindfulness). В своей книге «Нарисованное радугой» Тулку Ургьен Ринпоче пишет, что «существует два типа осознанности: намеренная и не требующая усилий». Он описывал безусильную осознанность как простую, но продвинутую форму осознанности. Он учил, что безусильная осознанность — это путь к тому, чтобы распознать и затем жить исходя из нашей природы ума (пробуждённого сознавания).
Когда Тулку Ургьен Ринпоче впервые давал нашей небольшой группе наставления по безусильной осознанности, это заняло всего несколько минут. Но я стал таким же спокойным и ясным, как после десятидневных медитативных ретритов на Шри-Ланке. Однако это было спокойствие другого типа. Я чувствовал себя бдительным, сострадательным, воплощённым и энергетически связанным со всеми и со всем. Мои эмоции были более доступными и просторными, и я относился к ним напрямую, с любовью. Я начал смеяться, по моему лицу текли слёзы благодарности. Всепронизывающее чувство тревоги, эгоцентризма и страха, которое всегда ощущалось как нормальная часть меня, растворилось. Вместо этого появилось глубокое чувство благополучия, единства, радости и благодарности. Это переживание продолжалось в течение дня и немного угасло, когда я проснулся на следующее утро, но оно оставалось на заднем плане, и, что более важно, во мне изменилось нечто фундаментально.
Чем отличаются обычная и безусильная осознанность?
Поскольку безусильная осознанность — менее привычный подход для большинства жителей Запада, возможно, будет проще понять его в сравнении с более знакомой намеренной осознанностью. Важно сказать, что обе эти традиции преследуют одну и ту же цель — пробуждение; это просто разные пути на одну и ту же гору.
Обычно в начале обучают практике намеренной осознанности, однако те, кто тяготеют к безусильной осознанности, могут начинать сразу с неё. Я обнаружил, что на освоение безусильной осознанности уходит примерно столько же времени, и вы получаете сразу и все плюсы намеренной осознанности.
Чтобы более подробно разобрать разницу между этими двумя видами осознанности, рассмотрим общепринятое определение, данное Джоном Кабат-Зинном, одним из важных учителей, который помог ввести намеренную осознанность в современную культуру:
Осознанность означает обращать внимание особым образом: произвольно, в настоящем моменте и безоценочно.
— Джон Кабат-Зинн
Безусильная осознанность — это отпускание мыслей, настоящих моментов и внимания — открытие естественного сострадательного, неконцептуального пробуждённого сознавания, которое взаимосвязано со всем здесь и сейчас.
— Лок Келли
Сравнивая эти два типа осознанности, мы видим, что между ними есть несколько существенных различий:
- В безусильной осознанности мы не столько «обращаем» внимание, сколько отпускаем его, чтобы получить другой вид сознавания, а именно пробуждённое сознавание.
- В безусильной осознанности вместо того, чтобы обращать внимание «произвольно», мы расслабляем целеустремлённого медитатора, чтобы обнаружить неконцептуальное пробуждённое сознавание, которое осознаёт и фокусируется без нашей помощи.
- В безусильной осознанности вместо того, чтобы начинать с концентрации или сужения фокуса «особым образом» на объекте, таком как дыхание, мы открываемся сознаванию как объекту и субъекту, чтобы обнаружить просторное, пустотное сознавание, из которого мы осознаём. Вместо того чтобы укрощать коней нашего ума в маленьком загоне, мы открываем ворота в поле просторного пробуждённого сознавания.
- Когда мы переходим в безусильную осознанность, вместо того чтобы пытаться создать «безоценочное» отношение, мы обнаруживаем, что пробуждённое сознавание не просто нейтрально безоценочно, а является естественным сострадательным измерением того, кто мы есть.
- В отличие от «обращения внимания» на объект с позиции отстранённого свидетеля, безусильная осознанность ощущается тесно и энергетически взаимосвязанной с тем, что мы осознаём. Это безусильное осознавание тела, эмоций и мыслей изнутри и отовсюду.
- Практика намеренной осознанности активно культивирует отношение любящей доброты, в то время как в безусильной осознанности мы обнаруживаем естественную любящую доброту, которая уже здесь. Это открытие естественной любящей доброты является фундаментом новой мотивации для сострадательной деятельности, которая не основывается на внешних правилах, а исходит из непосредственного переживания взаимосвязи со всем живым.
Можете ли вы быть здесь и сейчас?
С точки зрения безусильной осознанности, вы не можете быть в настоящем моменте. Вместо того чтобы обращать внимание «в настоящем моменте», безусильная осознанность означает осознавание настоящих моментов, приходящих и уходящих, здесь и Сейчас. Это большая разница: не пытаться быть в моменте или даже просто наблюдать за меняющимися моментами, которые приходят и уходят. Сейчас — это не настоящий момент. Сейчас — это и не настоящее время. Сейчас — это вневременное время, которое осознаёт прошлое, настоящее и будущее. Сейчас не приходит и не уходит и рассматривает прошлое, настоящее и будущее как схожие относительные переживания. Поэтому в Сейчас мы можем осознавать приход и уход настоящих моментов, строя планы на будущее или вспоминая прошлое.
Этот текст является адаптированным отрывком из книги Лока Келли «Путь безусильной осознанности: революционное руководство по пробуждённой жизни».